СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ЛЧ 4 класс

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ЛЧ 4 класс»

МБОУ «Супоневская СОШ № 1

им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина»



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы

учителей начальных классов

_______________ ____________________ ______________

Цыганков А. Н. Цыганков А. Н. Ковалёва С.С.

«___» ___________20___ г. «___»__________ 20 __ г. «__»__________20___г.

Приказ ______

 


 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Литературное чтение»





Класс: 4 «В»



Учебный год: 2021-2022

Программу разработал:

учитель начальных классов Прохоренкова Наталья Сергеевна

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2011).

Программа адресована обучающимся 4 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина», которые осваивают курс литературного чтения на уровне начального общего образования по программе «Образовательная система «Школа России».

Литературное чтение как учебный предмет входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2021-2022 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Учебник: Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2021-2022 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина».

В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «Литературное чтение » выделено 119 часов (3,5 часа в неделю, 34 учебных недели).

Срок реализации данной программы - 1 год.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Планируемые результаты и содержание предметной области «Русский язык и литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).



  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).


Круг детского чтения (для всех типов текстов)

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).


Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).


  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.


Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов

Вид работы

Количество

Контрольные работы по темам

3

Итоговая контрольная работа

1

Проверочные работы

4

Тестирования

5

Проекты

3

Итоговый проект

1

Всероссийская проверочная работа

1


Содержание учебного предмета " Литературное чтение"

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Летописи, былины, жития

10

3

Чудесный мир классики

18

4

Поэтическая тетрадь

11

5

Литературные сказки

11

6

Делу время – потехе час

7

7

Страна детства

6

8

Поэтическая тетрадь

5

9

Природа и мы

12

10

Поэтическая тетрадь

6

10

Родина

8+1

11

Страна Фантазия

7+1

12

Зарубежная литература

15


Итого

119



















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изменения в программе: Программа рассчитана на 136 часов, по учебному плану начального общего образования на изучение учебного предмета «Литературное чтение» выделено 119 часов, поэтому 17 часов сокращено по следующим разделам:

Летописи, былины, жития - 11ч – 1ч =10ч

Чудесный мир классики - 22ч – 4ч = 18ч

Поэтическая тетрадь - 12ч – 1 ч= 11ч

Литературные сказки - 16ч – 5 ч =11ч

Делу время – потехе час - 9ч – 2 ч = 7ч

Страна детства - 8 ч – 2 ч =6ч

Поэтическая тетрадь - 5ч

Природа и мы - 12ч

Поэтическая тетрадь - 8ч – 2 ч = 6ч

Родина - 8ч +1ч

Страна Фантазия - 7ч+1ч

Зарубежная литература - 15ч

На контроль и учет знаний (итоговая контрольная работа и Всероссийская проверочная работа (ВПР)) из раздела «Поэтическая тетрадь» взято 2 часа: 1 час добавлен в раздел «Родина», 1 час в раздел «Страна Фантазия». Для проведения экзамена в форме защиты проектов сокращена тема «Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков» на 1 час (уроки № 114-115).


п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата план


Дата факт


Примечание


Вводный урок по курсу литературного чтения

1




1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

2.09




Летописи, былины, жития

10




2

Знакомство с названием раздела: «Летописи, былины, жития».

Прогнозирование содержания раздела.

1

6.09



3

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

7.09



4

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись - источник исторических фактов.

1

9.09



5

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

10.09



6

Поэтический текст былины.

«Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

1

13.09



7

Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой.

Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

14.09



8

Герой былины - защитник государства Российского.

Картина В.Васнецова «Богатыри».

1

16.09



9

Сергий Радонежский — святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского.

1

20.09



10

Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

1

21.09



11

Проект №1 «Создание календаря исторических событий».

Проверочная работа №1 по теме: «Летописи, былины, жития»

Оценка достижений.

1

23.09


Проект №1

Проверочная работа №1


Чудесный мир классики

18




12

Знакомство с названием раздела: «Чудесный мир классики».

Прогнозирование содержания раздела.

1

24.09



13

П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки.

1

27.09



14

П.П.Ершов «Конек-горбунок». Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнения словесного и изобразительного искусства.

1

28.09



15-16

А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

2

30.09

4.10



17

А.С.Пушкин. «Туча».

Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

1

5.10



18-19

А.С.Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье...».

Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

2

7.10

8.10



20-21

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки.

2

11.10

12.10



22

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях...».

Характеристика героев сказки, отношение к ним.

1

14.10



23

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях...».

Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

1

18.10



24

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».

Картины природы в стихотворении.

1

19.10



25

М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1

21.10



26

Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого.

1

25.10



27

Л.Н.Толстой. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни.

Главная мысль.

1

26.10



28

А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герой рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста.

1

5.11



29

Контрольная работа №1 по теме: «Чудесный мир классики».

Оценка достижений

1

8.11


Контрольная работа №1


Поэтическая тетрадь

11




30

Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь».

Прогнозирование содержания раздела.

1

9.11



31

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко».

Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

1

11.11



32

А.А.Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

1

15.11



33

А.А.Фет «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

1

16.11



34

Е.А.Баратынский. «Весна, весна, как воздух чист!». Передача настроения и чувства в стихотворении.

1

18.11



35

А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

1

19.11



36

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

1

22.11



37

Н.А.Некрасов «Школьник». Выразительное чтение.

1

23.11



38

Н.А.Некрасов «В зимние сумерки…». Выразительное чтение.

1

25.11



39

И.А.Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.А.Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

1

29.11



40

Тестирование № 1 по теме: «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.


1

30.11


Тестирование № 1


Литературные сказки

11




41

Знакомство с названием раздела: «Литературные сказки».

Прогнозирование содержания раздела.

1

2.12



42

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки.

1

3.12



43

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

1

6.12



44

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

1

7.12



45

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Текст - описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

1

9.12



46

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие.

1

13.12



47

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения.

1

14.12



48

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие.

1

16.12



49

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста.

1

17.12



50

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

1

20.12



51

Контрольная работа № 2 по теме «Литературные сказки».

Оценка достижений

1

21.12


Контрольная работа № 2


Делу время – потехе час

7

23.12



52

Знакомство с названием раздела: «Делу время – потехе час».

Прогнозирование содержания раздела.

1

10.01



53

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения.

1

11.01



54

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев.

1

13.01



55

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев.

1

17.01



56

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

1

18.01



57

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.

1

20.01



58

Проверочная работа № 2 по теме «Делу время - потехе час».

Оценка достижений

1

21.01


Проверочная работа № 2


Страна детства

6




59

Знакомство с названием раздела: «Страна детства».

Прогнозирование содержания раздела.

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

24.01



60

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1

25.01



61

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

1

27.01



62

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

1

31.01



63

М.И. Зошенко «Елка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.

1

1.02



64

Проверочная работа № 3 по теме: «Страна детства».

Оценка достижений.

1

3.02


Проверочная работа № 3


Поэтическая тетрадь

5




65

Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь».

Прогнозирование содержания раздела.

1

7.02



66

В.Я.Брюсов «Опять сон». «Детская».

Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

8.02



67

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.

1

10.02



68

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой.

1

11.02



69

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Тестирование № 2 по теме «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1

14.02


Тестирование № 2


Природа и мы

12




70

Знакомство с названием раздела: «Природа и мы».

Прогнозирование содержания раздела.

1

15.02



71

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Анализ заголовка.

1

17.02



72-73

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

2

21,22.02



74-75

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

Поступок как характеристика героя произведения.

2

24,25.02



76

М.М.Пришвин «Выскочка».

Анализ заголовка.

1

28.02



77

М.М.Пришвин «Выскочка».

Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

1

1.03



78

Е.И. Чарушин «Кабан».

Герои произведения. Характеристика героя на основе их поступков.

1

3.03



79

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Герои рассказа.

1

7.03



80

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ

1

9.03



81

Проект №2 «Природа и мы».

Проверочная работа № 4 по теме «Природа и мы». Оценка достижений.


1

10.03


Проект №2

Проверочная работа № 4


Поэтическая тетрадь

6




82

Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь».

Прогнозирование содержания раздела.

1

11.03



83

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б.Пастернака.

1

14.03



84

Д.Б.Кедрин «Бабье лето».

С.А.Клычков «Весна в лесу».

Картины весны и лета в их произведениях.

1

15.03



85

Н.М.Рубцов «Сентябрь».

Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

1

17.03



86

С.А.Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

1

18.03



87

Тестирование № 3 по теме «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений

1

21.03


Тестирование № 3


Родина

8+1




88

Знакомство с названием раздела: «Родина».

Прогнозирование содержания раздела.

1

22.03


1 урок ИКР из раздела «Поэтическая тетрадь»

89-90

И.С.Никитин «Русь».

Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

2

24,25.03



91

С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

4.04



92-93

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

2

5,7.04



94

Проект №3 «Они защищали Родину»

1

8.04


Проект №3

95

Тестирование № 4 по теме «Родина». Оценка планируемых достижений


1

11.04


Тестирование № 4

96

Итоговая контрольная работа

+1

12.04


Итоговая контрольная работа


«Страна Фантазия».

7+ 1



1 урок ВПР из раздела «Поэтическая тетрадь»

97

Знакомство с названием раздела: «Страна Фантазия».

Прогнозирование содержания раздела

1

14.04



98-99-100

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа.

3

18,19,21.04



101

Всероссийская проверочная работа

+ 1

22.04


ВПР

102-103

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.

2

25.04

26.04



104

Контрольная работа № 3 по теме «Страна фантазия». Оценка достижений.

1

28.04


Контрольная работа № 3


Зарубежная литература

15




105

Знакомство с названием раздела: «Зарубежная литература».

Прогнозирование содержания раздела.

1

29.04



106-107

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

2

3,5.05



108

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера».

Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

1

10.05



109-111

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

3

12,13,16.05



112-113

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

2

17,19.05



114-115

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

3-1

23,24.05


1 урок на тему «Экзамен (защита проектов)»

116-117

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда.

2




118

Тестирование № 5 по теме «Зарубежная литература». Оценка достижений

1



Тестирование № 5

119

Экзамен (защита проектов)

+1



Итоговые проекты


Итого

119









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!