МБОУ Воронцовская СОШ Павловского муниципального районa
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от « » 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _____________/Бондарева Т.С./ «_____»_________________г. | «Утверждено» Директор _______Доронина Г.С. Приказ № § от « » 2020 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
в рамках реализации ФГОС
«Легкая атлетика»
(спортивно-оздоровительное направление)
для учащихся 5-7 классов
на 2020 – 2021 уч. гг.
Срок реализации программы – 1год
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и программы.
Рабочая программа составлена
Дураковой Е.М.
Аннотация
Рабочая программа дополнительного образования для учащихся 5 -7 классов.
разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности
«Легкая атлетика» под редакцией Г.А.Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В.Маслова (Просвещение, 2011год), на основе Федерального государственного образовательного стандарта программы по физической культуре для учащихся 5 классов. Автор: доктор педагогических наук В.И.Лях, (М.: Просвещение, 2013.Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
В современном обществе Легкая атлетика является одним из самых популярных и массовых видов спорта, объединяя более 40 соревновательных упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборье, после чего этот вид спорта закономерно получил название «Королева спорта».
Основой Легкой атлетики являются естественные природные движения человека, популярность и массовость достигается благодаря разнообразным и общедоступным легкоатлетическим упражнениям, не требующих высокой техники исполнения, к тому же проводить занятия возможно не только в спортивном зале но и в естественных природных условиях, что само по себе не мало важно для укрепления функциональных возможностей организма.
Проводимые занятия в спортивном зале, на свежем воздухе имеют большой оздоровительный эффект, динамическая нагрузка не только улучшает деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, но и положительно влияет на весь организм человека.
Большое значение приобретают те учебно – тренировочные занятия, которые благотворно содействуют развитию воспитательного процесса , формируя развитие личностных качеств, методами убеждения, приучения, поощрения; наглядным примером формируют нравственное, эстетическое воспитание.
Данная программа обучения направлена ознакомление учащихся с основными видами легкой атлетики вызывая общий интерес к учебно – тренировочным занятиям, укрепляя здоровье детей, формируя разностороннюю физическую подготовленность.
Программа предусматривает теоретическую, практическую часть занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие спортивных соревнований. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу (68 часов в год), наполняемость группы 10-15 человек, учащиеся 5 классов, форма организации занятий: групповая.
В начале и конце учебного года проводятся испытания по контрольным упражнениям (тестам) которые лежат в основе программы по внеурочной деятельности «Легкая атлетика»
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесённые к основной и подготовительной группам, что подтверждается соответствующим документом из лечебного учреждения.
Цель программы – формирование мотивированной деятельности школьников к занятиям по легкой атлетике с целью укрепление здоровья и всестороннего развития физических способностей, как один факторов влияющих на успешное обучение и личностный рост ребёнка .
Достижение цели внеурочной деятельности, на занятиях по легкой атлетики обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
Формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетики;
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
Воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся;
Любовь к своему краю и его культуре.
Формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояния здоровья .
Раздел 1.
Планируемые результаты
Выполнение контрольных нормативов;
Овладение теоретическими знаниями;
Знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений в соревновательных условиях;
Способность применять основные приёмы самоконтроля
Повышение уровня физической подготовленности
Освоение техники бега, ходьбы, прыжков, метания;
Мотивированная деятельность учащихся к занятиям по легкой атлетики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты:
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
умение оказывать помощь своим сверстникам;
дисциплинированность,трудолюбие,упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли; разрешение конфликтов; уметь работать в группе, слышать и слушать друг друга;
Регулятивные УУД
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Познавательные УУД
проходить тестирование; уметь выполнять различные физические упражнения на занятиях полегкой атлетики; применять умения в области подвижных и спортивных игр.
Предметные результаты:
формирование знаний о легкой атлетике и её роли в укреплении здоровья;
умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
умение вести наблюдения за показателями своего физического развития;
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать хорошие результаты на соревнованиях;
Раздел 2. Содержание программы
Вводное занятие. План работы по внеурочной деятельности. Правила поведения на занятиях и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений в жизненной необходимости учащихся.
История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легко-
атлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный вид спорта для любого возраста, имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и питания, гигиена сна, уход за собой, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетики. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, метаниях и прыжках.
Практический программный материал
Общая физическая и специальная подготовка. Понятие о строе и командах, строевые упражнения; общеразвивающие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа, сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставах, формирование правильной осанки. Упражнения для развития скоростных способностей; бег гладкий, эстафетный, со сменой ритма, прыжками. Упражнения для развития выносливости; бег трусцой, равномерный, кроссовый. Упражнения на силу и
расслабления мышц рук, туловища и ног .Упражнения на гимнастических снарядах; перекладина, конь, канат, скамейка, стенка.
Акробатические упражнения; различные кувырки вперед и назад, перекатывания, стойка на лопатках.
Подвижные игры. Игры с бегом; «Серый волк», «Жмурки», «Ловишки», «Лапта», «Выше ноги от земли», эстафеты. Игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Бой петухов», «Попрыгунчики-воробушки». Игры
с метанием: «Кто дальше », «Толкание набивного мяча», «Точно в цель».
Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя
руками мяча, летящего на уровне груди на месте и в движении; передача мяча двумя руками от груди на месте и движении; перемещение на площадке
стойке защитника вперед, в стороны и назад; умение держать игрока с мячом и без мяча. Тактика нападения выбор места и умение открываться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжка и метания.
Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; быстрым и переменном темпе на дистанции до 800м.
Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением по инерции; осанка и работа рук во время бега, подъем бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции
(ознакомление) ; техника передачи и приема эстафетной палочки в беге по кругу; техника высокого старта, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!» финиширование; повторный бег на отрезках от 20 до 60 м; кроссовый бег до 1000м, 6 минутный бег; различные специально беговые упражнения.
Прыжки. С места в длину, тройной, пятерной; с ноги на ногу, на двух ногах;
скачки на правой и левой ноге; прыжки в длину способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способом «перешагивание»; различные прыжки с доставанием предметов головой, рукой.
Метание. Общее ознакомление с техникой метания, движение снаряда, исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг. Упражнения с набивными мячами с различных положений ( до 1 кг.)
Контрольные упражнения (тесты).Тесты проводятся в начале и в конце года; бег 30м., челночный бег 3*10м., 6 минутный бег, прыжок в длину с места, подтягивание, гибкость- наклоны вперед из положения сидя.Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировка в плане, от уровня физической подготовленности меняют методику занятий, содержание, физическую нагрузку.
Методическое обеспечение спортивно – оздоровительной деятельности учащихся младшего школьного возраста
Возрастные особенности занимающихся обусловливают некоторые положе-ния занятий по легкой атлетики.
Ведущими на занятиях являются задачи совершенствования естественных двигательных действий ( ходьба, бег, прыжки, метания и т.п.);
На одном занятии целесообразно решать 2-3 задачи связанных с усвоением учебно – тренировочного материала;
Большое внимание уделяется укреплению мышц стоп и формирование правильной осанки;
Игровой материал должен занимать половину общего времени занятия;
При обучении основным видам движений следует больше внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений ( школа движений), сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств;
Методы упражнения преимущественно отдается целостному изучению, расчлененный метод имеет вспомогательное значение;
Необходимо применять в учебно – тренировачных занятиях средства и методы учитывающие сенситивный период младшего школьного возраста: например развитие частоты (темп) движений, с помощью подводящих упражнений.
Раздел 3.
Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 год.
Легкая атлетика - 2 часа в неделю
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | | | Вводное занятия. Инструктаж ТБ на занятиях по легкой атлетики. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Строевые упражнения. П/игры «Быстро по местам». | 2 ч. |
2 | | | Развитие ловкости, координации движений, скоростных сп. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Строевые упражнения. П/и «Цепочка», «Третий лишний». | 2 ч. |
3 | | | Развитие скоростных, скоростно-силовых сп-й. Пионербол. ОРУ. П/игра «Охотники и утки». Повторный бег до 30м .Прыжки со скакалкой – 50 раз | 2 ч. |
4 | | | Развитие скор.- сил. сп-й, ловкости, координации движений Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Вызов номеров» Техника прыжка в длину (обучение). | 2 ч. |
5 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Быстро по местам». | 2 ч. |
6 | | | Развитие скоростных , скоростно-силовых сп-й. Пионербол. ОРУ. П/игра «Встречные эстафеты»,«Охотники и утки» Техника прыжка в длину. (закрепление). | 2 ч. |
7 | | | Контрольное тестирование (бег 20м с/х; прыжки/см; тройной/см, метание набивного мяча 1кг) | 2 ч. |
8 | | | Развитие скоростно-силовыхсп-й, общей выносливости. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Мячи за линию» «Рывок за мячом». | 2 ч. |
9 | | | Разновидность ходьбы, бега. П/игра «Лови парами», «Охотники и утки». ОРУ. Техника метания мяча (закрепление). | 2 ч. |
10 | | | Места занятий, и их оборудования и подготовка. Развитие скоростно-силовыхсп-й, общей выносливости. Разновидность ходьбы, бега. П/игра «Лови парами», «Охотники и утки». ОРУ. | 2 ч. |
11 | | | Места занятий, и их оборудования и подготовка. Развитие скоростно-силовыхсп-й, общей выносливости. Разновидность ходьбы, бега. П/игра «Лови парами», «Охотники и утки». ОРУ. | 2 ч. |
12 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Быстро по местам», эстафетный бег с предметами . | 2 ч. |
13 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Баскетбол (закрепление). ОРУ. П/игра «Вызов номеров». Прыжки со скакалкой – 50 раз * 2 подхода | 2 ч. |
14 | | | Развитие скоростно-силовых сп-й, координации движений. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Акробатика. П/игры «Вороны и воробьи». | 2 ч. |
15 | | | Развитие скоростно-силовых сп-й, координации движений. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Акробатика. П/игры «Удочка». Техника прыжка в высоту (закрепление) | 2 ч. |
16 | | | История развития легкоатлетического спорта (теория) Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Быстро по местам», эстафетный бег с предметами | 2 ч. |
17 | | | Развитие скоростных, скоростно-силовых сп-й. Пионербол. ОРУ. П/игра «Охотники и утки». Бег по кругам .Прыжки со скакалкой – 50 раз * 3 подхода | 2 ч. |
18 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Быстро по местам», эстафетный бег с предметами . | 2 ч. |
19 | | | Развитие ловкости, координации движений, скоростных сп Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Строевые упражнения. П/и «Третий лишний». | 2 ч. |
20 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. П/игры «Быстро по местам», Техника передачи эстафетной палочки (закрепление) | 2 ч. |
21 | | | Развитие скоростных, скоростно-сил. сп., Пионербол. ОРУ. П/игра «Охотники и утки». Бег по кругам (техника). Прыжки со скакалкой – 50 раз * 3 подхода | 2 ч. |
22 | | | Развитие скоростно-силовых сп-й, координации движений. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Акробатика. П/игры «Удочка». Техника прыжка в высоту (закрепление) | 2 ч. |
23 | | | Развитие скоростно-силовых сп-й, координации движений Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Акробатика. П/игры «Вороны и воробьи». Техника прыжка в высоту (обучение) | 2 ч. |
24 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Баскетбол (закрепление). ОРУ. П/игра «Вызов номеров». Прыжки со скакалкой – 50 раз * 3 подхода | 2 ч. |
25 | | | Развитие скоростно-силовых сп., координации движений. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Акробатика. П/игры «Удочка». Техника прыжка в высоту (закрепление) | 2 ч. |
26 | | | Развитие скоростных , скоростно-силовых сп. Пионербол ОРУ. П/игра «Встречные эстафеты»,«Охотники и утки» «Комбинированные эстафеты» | 2 ч. |
27 | | | Развитие ловкости, координации движений, скорост. сп Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Строевые упражнения. П/и «Третий лишний». Техника передачи эстафетной палочки | 2 ч. |
28 | | | Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции. Баскетбол (закрепление). ОРУ. П/игра «Вызов номеров». Метание мяча (техника) | 2 ч. |
29 | | | Развитие скоростных , скоростно-силовых сп. Пионербол ОРУ. П/игра «Встречные эстафеты»,«Охотники и утки» «Комбинированные эстафеты» | 2 ч. |
30 | | | Развитие скоростно-силовыхсп., общей выносливости. Разновидность ходьбы, бега. П/игра «Лови парами», «Охотники и утки». | 2 ч. |
31 | | | Развитие скоростных , скоростно-силовых сп. «Лапта» ОРУ. П/игра «Охотники и утки» Техника прыжка в длину. (закрепление) | 2 ч. |
32 | | | Развитие ловкости, координации движений, скоростн. сп. Разновидность ходьбы, бега. ОРУ. Строевые упражнения. П/и «Цепочка», «Третий лишний». | 2 ч. |
33 | | | Развитие скоростных, скоростно-силовых сп. Пионербол. ОРУ. П/игра «Охотники и утки». Повторный бег до 40м . | 2 ч. |
34 | | | Контрольное тестирование/ бег 30м, прыжки с/м, 6 мин. бег, метание мяча. | 2 ч. |
35 | | | Резервный урок | 2 ч. |
| ИТОГО: | 70 ч. |
Список литературы
ФГОС «Физическая культура для учащихся 1 – 4 классов». Автор: доктор педагогических наук В.И.Лях. ( М.: Просвещение, 2013г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации )
Пособие Внеурочной деятельности учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.
Практическое руководство для тренера. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте / С.А.Локтев.- М.: Советский спорт, 2007г.
Учебник «Теория и методика физического воспитания и спорта» Авторы: Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.- М.: Академия, 2010г.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образование» в Российской Федерации
Список детей
№п/п | Ф. И. | Класс |
1. | Завьялова Полина | 5 А |
2. | Дорохин Кирилл | 5 Б |
3. | Мирошник Александр | 5 А |
4. | Микулин Никита | 5 Б |
5. | Петляков Павел | 5 А |
6. | Прошунин Ярослав | 5 А |
7. | Сорокина Полина | 5 А |
8. | Филяев Никита | 5 А |
9. | Гужвина Виктория | 5 Б |
10. | Василенко Руслан | 5 Б |