«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Рабочая программа учебной дисциплины БД.02 Литература является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Учебная дисциплина является обязательной частью базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Л 1 − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л 2 − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л 3 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л 4 − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л 6 − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Л 7 − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); метапредметных:
М 1 − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
М 2 − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
М 3 − умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
М 4 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
П 1 − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
П 2 − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
П 3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
П 4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П 5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
П 6 − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
П 7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
П 8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
П 9 − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
П 10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Тема 7.2. Творчество писателей- прозаиков. | Содержание учебного материала | 4 | |
26. 27. | Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Проблема ответственности поколений. Творчество А.И. Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» - по выбору) Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Распутина. | 2 |
Тема 7.3. Творчество поэтов в 50-80-е годы | Содержание учебного материала | 2 | |
28 | Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия А.Твардовского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Р. Рождественского. | 2 |
Тема 7.4. Драматургия 50-80-х годов | Содержание учебного материала | 2 | |
29 | Особенности драматургии 1950—1980-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1980-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова. | 2 |
Раздел8 | Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов | 3 | |
Тема 8.1. Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов | Содержание учебного материала | 2 |
30 | Три волны эмиграции русских писателей (обзор). Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Ильина, И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение на одну из тем: «Духовная ценность писателей русского зарубежья (автор - по выбору студента)»; «История: три волны русской эмиграции». | 1 | |
Раздел 9 | Русская литература на рубеже XX-XXI веков | 7 |
Тема 9.1 Русская литература конца XX – начала XXI века | Содержание учебного материала | 2 |
31. | Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ-начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1990- 2000-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
| Основные |
1. | Литература: практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [Г. А.Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. —2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 352 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=369794 |
2. 3. | Литература: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / [Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. — 432 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=415745 Красовский, В. Е.Литература: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 650 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/445106 |
| Художественные тексты |
4. | А.С. Пушкин. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…». Поэма «Медный всадник». |
5. | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Пророк», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон». |
6. | Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». |
7. | А.Н. Островский. Драма «Гроза». |
8. | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». |
9. | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». |
10. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзор с чтением глав: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение») |
11. | Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам |
| не дано предугадать…». |
12. | А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Учись у них – у дуба, у березы…» «Еще майская ночь…». |
13. | Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза, я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Орина — мать солдатская». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков). |
14. | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». |
15. | Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». |
16. | А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч», пьеса «Вишневый сад». |
17. | И.А. Бунин. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы «Чистый понедельник», «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Холодная осень». |
18. | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет». |
19. | В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». |
20. | К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». |
21. | Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» |
22. | И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь- Северянин…»), «Двусмысленная слава» В.В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» |
23. | Н.А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» |
24. | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». |
25. | А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать». |
26. | И. Э. Бабель. Роман «Конармия» (обзор). |
27. | В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». «Прозаседавшиеся», поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах». |
28. | С.А. Есенин.Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». |
29. | Н.Островский. «Как закалялась сталь» (обзор). |
30. | А.П. Платонов. Роман «Котлован» (обзор). |
31. | М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». |
32. | М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». |
33. | О.Э. Мандельштам. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». |
34. | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». |
35. | М.А. Шолохов. Рассказ «Родинка», роман «Тихий Дон» (обзор). |
36. | В.П. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда». |
37. | А. А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». |
38. | А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». |
39. | А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». |
40. | В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал». |
41. | В.Г. Распутин. Рассказ «Что передать вороне?». |
42. | А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын». |
43. | Г. Яхина. Роман «Зулейха открывает глаза» (обзор). |
44. | Е. Клишина. Повесть «Спойлеры». |
| Дополнительные |
1. | Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 10кл. – М., «Дрофа», 2018. |
2. | Агеносов В.В. и др. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., «Дрофа», 2018. |
| Интернет-ресурсы |
1. | Электронно-библиотечная система «Юрайт» – Режим доступа: https://urait.ru/ |
2. | Электронный портал «Классика.ру» – Режим доступа: http://www.klassika.ru |
3. | Электронный портал «Милитера. Военная литература» – Режим доступа: http://militera.lib.ru |
4. | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://www.newlibrary.ru |
5. | Электронная библиотека – Режим доступа: http://www.e-kniga.ru |
6. | Журнал Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: http://lit.1september.ru |
7. | Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://znanium.com |
8. | Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: http://www.catalog.prosv.ru |
9. | Биографии великих русских писателей - Режим доступа: http://writerstob.narod.ru/ |
10. | Культура письменной речи (литература) – Режим доступа: http://gramma.ru/LIT/ |
11. | Литературный журнал «Филологический класс» – Режим доступа: https://filclass.ru/?fbclid=IwAR0jcA3CJ1T19m4dQ08zlk1rc8mnIyF1b8hrFX51- Bv_09RInVOEXEkSxo4 |
Колледж, реализующий подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в форме устных и письменных опросов, тестирования, контрольной работы. Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются колледжем, доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Фонды оценочных средств (ФОС, КОС) разрабатываются колледжем. Они включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).