СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литература. 1 курс СПО"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для СПО (2021 г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литература. 1 курс СПО"»


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебной дисциплины: БД.02.Литература



код, специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения


форма обучения очная




















Москва

2021







СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


    1. 1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины БД.02 Литература является частью ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.


    1. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина является обязательной частью базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.


    1. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

Л 1 − сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л 2 − сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Л 3 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Л 4 − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л 5 − эстетическое отношение к миру;

Л 6 − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

Л 7 − использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); метапредметных:

М 1 − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

М 2 − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

М 3 − умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

М 4 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

П 1 − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

П 2 − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

П 3 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

П 4 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

П 5 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

П 6 − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

П 7 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

П 8 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

П 9 − владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

П 10 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

    1. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:



максимальная учебная нагрузка обучающегося

166

часов

включая:



обязательная аудиторная учебная нагрузка

117

часов

самостоятельная работа

41

час

консультации

8

часов

ВСЕГО

166

часов

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

166

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

1

Консультации (всего)

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

41

в том числе:


подготовка докладов по теме

8

литературоведческий анализ художественного текста

11

работа с литературоведческой статьей (тезисный план, конспект)

12

заучивание стихотворений наизусть

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

    1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4



Введение

Содержание учебного материала



2



1

1.

Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

Теория литературы: художественная литература как вид искусства; периодизация русской литературы XIX—XX веков; романтизм, романтический герой; реализм.

Раздел 1.

Русская литература первой половины XIX века

14





Тема 1.1.

А. С. Пушкин

Содержание учебного материала




4




1

2.





3.

Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений.

Поэма «Медный всадник». Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени.

Теория литературы: лирический герой и лирический сюжет, поэма, конфликт, проблематика.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Пушкина. Выучить наизусть стихотворение.

2




Тема 1.2.

М.Ю. Лермонтов

Содержание учебного материала



2

4.

Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие его творчества. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме, антитеза.


1

Самостоятельная обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Лермонтова. Выучить наизусть стихотворение.

2



Тема 1.3.

Н. В. Гоголь.

Содержание учебного материала


2

5.

Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

«Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие (повесть «Портрет»). Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Теория литературы: композиция, литературный тип, деталь, гипербола, гротеск.


1


Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Гоголя.

2


Раздел 2.

Русская литература второй половины XIX века

66

Тема 2.1. Культурно- историческое развитие России второй половины XIX века

Содержание учебного материала



2

6.

Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русском искусстве второй половины XIX века. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Развитие реалистических традиций в прозе. Новые типы героев в русской литературе.

Нигилистический и антинигилистический романы Чернышевского и Тургенева.



1



Тема 2.2.

А.Н. Островский.

Содержание учебного материала



4


7.


8.

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Критики о драме.

Теория литературы: понятие о драме, символ.



1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Островского.

2





Тема 2.3.

И.А. Гончаров.

Содержание учебного материала




4

9.


10

Сведения из биографии. Творческая история романа «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе.

Глава «Сон Обломова» как художественно-философский центр романа. Противоречивость характера главного героя. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского).

Теория литературы: социально-психологический роман, литературный тип, авторская позиция.



2

Самостоятельная работа обучающихся. Анализ эпизода «Сон Обломова».

2




Тема 2.4.

И. С. Тургенев.

Содержание учебного материала




6

11


12



13

Сведения из биографии Тургенева. «Отцы и дети»: временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

Комментированное чтение романа: Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Авторская позиция в романе.

Тема любви и дружбы в романе. Образ Базарова. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Полемика вокруг романа.



2



Теория литературы: развитие понятия о жанрах литературы (социально-психологический роман).



Самостоятельная работа обучающихся. Анализ одного из значимых эпизодов романа.

2




Тема 2.5.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Содержание учебного материала



2



1

14

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

«История одного города» (обзор).

Теория литературы: утопия и антиутопия, развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, аллегория, «эзопов язык»).




Тема 2.6.

Поэзия второй половины XIX века

Содержание учебного материала



6


15


16

17

Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы.

Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Гражданская лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков).

Теория литературы: понятие «чистое искусство», жанры лирики, авторский афоризм.



2

Самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть 2 стихотворения.

Доклад или сообщение на одну из тем: «Философские основы творчества Ф.И. Тютчева», «Любовная

лирика Тютчева», «Любовная лирика Фета», «Некрасовский “Современник”», «Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо»».


3






Тема 2.7.

Ф.М. Достоевский.

Содержание учебного материала





10

18



19


20

21

22

Сведения из биографии Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Отображение русской действительности в романе. Образ Петербурга. Символика романа.

Комментированное чтение романа. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Эволюция идеи «двойничества».

«Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении.

Споры вокруг романа и его главного героя. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя, психологизм, герои-«двойники», полифонизм романа Ф.М. Достоевского.





2

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся: анализ эпизода «Чтение Евангелие».

2


Тема 2.8.

Содержание учебного материала


Л.Н. Толстой.

23

Жизненный путь и духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое

11






2


своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

24

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде,


психологизм, «диалектика души». Символическое значение понятий «война» и «мир». Светское


общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

25

Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л.Н. Толстого.


Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент


романа.

26

«Мысль народная» в романе. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании


писателя.

1

Духовные искания любимых героев Толстого: Андрея Болконского, Пьера Безухова.

2

«Мысль семейная» в романе. Авторский идеал семьи. Мировое значение творчества Л. Толстого.


Теория литературы: понятие о романе-эпопее, «диалектика души».

Самостоятельная работа обучающихся. Доклад или сообщение на одну из тем: «Тема войны в романе


2


Толстого», «Наташа Ростова - любимая героиня Толстого», «Духовные искания любимых героев Толстого

(по выбору)», «Тема дома в романе «Война и мир», «Мировое значение творчества Л. Толстого», «Л.

Толстой и культура XX века».






Тема 2.9. А.П. Чехов.

Содержание учебного материала







6

3

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественное совершенство рассказа






2


А.П. Чехова «Ионыч». Новаторство Чехова.

4

Пьеса «Вишневый сад» (комментированное чтение). История создания, жанр, система персонажей.


Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в



5

пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе

«Вишневый сад».

Смысл названия пьесы. Особенности символов. Своеобразие Чехова-драматурга.


Драматургия А.П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение


кризиса современного общества. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове


(И. Анненский, В. Пьецух).


Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст;


роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.).

Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Чехова.

2


Раздел 3.

Русская литература на рубеже веков

20




Тема 3.1.

Серебряный век русской поэзии

Содержание учебного материала



2

6

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Обзор русской поэзии Серебряного века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Неповторимость развития русской культуры. Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм.



3

Самостоятельная работа обучающихся: доклад (с презентацией) на тему: «Творческая судьба поэта Серебряного века» (по выбору студента).

2




Тема 3.2. И.А. Бунин.


Содержание учебного материала



4

7



8

Сведения из биографии. Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Осуждение бездуховности существования. Реалистическое и символическое в прозе.

Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.

Теория литературы: слово, подробность, деталь в прозе.



2

Тема 3.3.

А. И. Куприн.

Содержание учебного материала


2


9

Сведения из биографии. Смысл названия повести «Гранатовый браслет», спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести.

Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.


2


Тема 3.4.

А. М. Горький.

Содержание учебного материала



4


10


11

Сведения из биографии. Комментированное чтение пьесы «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.

Спор о Правде и Человеке. Авторская позиция и способы ее выражения. Теория литературы: развитие понятия о драме.


2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Горького.

2




Тема 3.5. А. Блок

Содержание учебного материала



2

12

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фрагментов). Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.



2


Самостоятельная работа обучающихся. Выучить наизусть стихотворение и выполнить его литературоведческий анализ.

2


Раздел 4

Особенности развития литературы 1920-х годов

10




Тема 4.1.

Характеристика эпохи 20-х годов

Содержание учебного материала




2

13

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий,

М.Светлов и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.



1

Самостоятельная работа обучающихся. Сопоставительный анализ стихотворений – песен времен Гражданской войны.

1




Тема 4.2.

В.В. Маяковский.

Содержание учебного материала



2

14

Сведения из биографии. Поэтическая новизна лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе.



2

Самостоятельная работа обучающихся. Выучить наизусть стихотворение Маяковского.

1




Тема 4.3.

С.А. Есенин.

Содержание учебного материала



2

15

Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.



2

Самостоятельная работа обучающихся. Выучить наизусть стихотворение и выполнить его литературоведческий анализ.

2


Раздел 5

Особенности развития литературы 1930 —начала 1940-х годов

15


Содержание учебного материала


Тема 5.1.

Характеристика литературы 1930

начала 1940-х годов

16

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др. Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).

2




2


Тема 5.2.

М.И. Цветаева.

Содержание учебного материала



2


17

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.


2




Тема 5.3.

М.А. Булгаков.

Содержание учебного материала




6


18



19

20

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).

Своеобразие жанра романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы.

Мастер и Маргарита: тема любви в романе.

Сатирические страницы романа: Москва 30-х годов. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.




2

Самостоятельная работа обучающихся: анализ эпизода романа.

1





Тема 5.4.

М.А. Шолохов.

Содержание учебного материала



2

21

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор). Столкновение старого и нового мира в романе. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.



2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературоведческой статьей по творчеству Шолохова.

2


Раздел 6

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

9


Тема 6.1. Литература периода ВОВ и послевоенных лет

Содержание учебного материала



4


22



23

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов- фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой).

«Окопная правда» о войне: В. Некрасов «В окопах Сталинграда».


2

Самостоятельная работа обучающихся: аннотирование самостоятельно прочитанного произведения о войне. Выучить наизусть стихотворение.

2



Тема 6.2 А.А. Ахматова.

Содержание учебного материала


2

24

Жизненный и творческий путь. Своеобразие лирики Ахматовой. Темы любви к родной земле, к

Родине, к России. Поэма «Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии, поэтическое мастерство.


2

Самостоятельная работа обучающихся. Выучить наизусть стихотворение.

1


Раздел 7

Особенности развития литературы 1950—1980-хгодов

12






Тема 7.1.

Общая характеристика литературы

50-80 годов

Содержание учебного материала





2

25

Литература 50-80 годов (обзор). Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература»,

«Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Многонациональность советской литературы.

Теория литературы: художественное направление, художественный метод.





2

Самостоятельная работа обучающихся: доклад или сообщение на одну из тем: «Развитие литературы 1950- 1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев»,

«Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (автор по выбору); «Отсутствие деклараций, простота, ясность — художественные принципы В. Шаламова».



2




Тема 7.2. Творчество писателей- прозаиков.

Содержание учебного материала





4


26.



27.

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Проблема ответственности поколений.

Творчество А.И. Солженицына («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» - по выбору) Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Распутина.



2


Тема 7.3.

Творчество поэтов в 50-80-е годы

Содержание учебного материала



2


28

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия

А.Твардовского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Р. Рождественского.


2


Тема 7.4.

Драматургия 50-80-х годов

Содержание учебного материала



2


29

Особенности драматургии 1950—1980-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1980-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»,

«Утиная охота». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова.



2

Раздел8

Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов

3




Тема 8.1. Русское литературное зарубежье

1920-1990 годов

Содержание учебного материала



2

30

Три волны эмиграции русских писателей (обзор). Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Ильина, И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского,

А.Синявского, Г.Владимова.



2

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение на одну из тем: «Духовная ценность писателей русского зарубежья (автор - по выбору студента)»; «История: три волны русской эмиграции».

1


Раздел 9

Русская литература на рубеже XX-XXI веков

7

Тема 9.1 Русская

литература конца XX – начала XXI века

Содержание учебного материала



2

31.

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ-начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1990-

2000-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе.


2







Тема 9.2.

Современная литература

Содержание учебного материала


4


32.


33.

Основные направления развития современной литературы (обзор). Проблематика произведений современной литературы.

Современная поэзия (обзор).


2

Самостоятельная работа обучающихся: выучить наизусть стихотворение современного поэта (по выбору студента).

1


Консультации

8

Всего

166


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.


№ п/п


Оборудование


Технические средства обучения

Количество

рабочих мест

1

Рабочие места обучающихся


30

2

Рабочее место преподавателя


1



3


Компьютер с установленным ПО, подключением к Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду Университета

Программное обеспечение

1Спредприятие 8 Dr. web

Microsoft Office 2016 Windjview

Skype for business 2016 Microsoft Silverlight

7-zip Chrome



1

4

Экран


1

5

Проектор


1



    1. Информационное обеспечение обучения



Основные

1.

Литература: практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [Г. А.Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л.Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. —2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. —

352 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=369794

2.




3.

Литература: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / [Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и др.] ; под ред. Г. А. Обернихиной. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. — 432 с. Режим доступа: https://academia-moscow.ru/reader/?id=415745

Красовский, В. Е.Литература: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красовский, А. В. Леденев; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 650 с.

Режим доступа: https://urait.ru/bcode/445106



Художественные тексты

4.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти»,

«Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…». Поэма «Медный всадник».

5.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…»,

«Пророк», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»),

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Сон»,

«И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон».

6.

Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет».

7.

А.Н. Островский. Драма «Гроза».

8.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

9.

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

10.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзор с чтением глав: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик»,

«Подтверждение покаяния. Заключение»)

11.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»,

«Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас — и все

былое…»), «Я помню время золотое…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Я очи знал, — о, эти очи», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам


не дано предугадать…».

12.

А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…»,

«Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Еще одно забывчивое слово», «Одним

толчком согнать ладью живую…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Учись у них – у дуба, у березы…» «Еще майская ночь…».

13.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О Муза, я у двери гроба…»,

«Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Орина — мать солдатская». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением отрывков).

14.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

15.

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

16.

А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч», пьеса «Вишневый сад».

17.

И.А. Бунин. Стихотворения «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы «Чистый понедельник»,

«Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»,

«Холодная осень».

18.

А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

19.

В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

20.

К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…»,

«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

21.

Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

22.

И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь- Северянин…»), «Двусмысленная слава»

В.В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…»,

«Еще раз, еще раз…»

23.

Н.А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»

24.

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

25.

А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун»,

«Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге»,

«Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен»

«Скифы». Поэма «Двенадцать».

26.

И. Э. Бабель. Роман «Конармия» (обзор).

27.

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!»,

«Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии»,

«Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,

«Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой»,

«Про это». «Прозаседавшиеся», поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах».

28.

С.А. Есенин.Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя,

Шаганэ…».

29.

Н.Островский. «Как закалялась сталь» (обзор).

30.

А.П. Платонов. Роман «Котлован» (обзор).

31.

М. Зощенко. Рассказ «Аристократка».

32.

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из

глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

33.

О.Э. Мандельштам. «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За

гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

34.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

35.

М.А. Шолохов. Рассказ «Родинка», роман «Тихий Дон» (обзор).

36.

В.П. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда».

37.

А. А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество»,

«Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием».

38.

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете»,

«Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким

собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям».

39.

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

40.

В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал».

41.

В.Г. Распутин. Рассказ «Что передать вороне?».

42.

А.В. Вампилов. Пьеса «Старший сын».

43.

Г. Яхина. Роман «Зулейха открывает глаза» (обзор).

44.

Е. Клишина. Повесть «Спойлеры».


Дополнительные

1.

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 10кл. – М., «Дрофа», 2018.

2.

Агеносов В.В. и др. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., «Дрофа», 2018.


Интернет-ресурсы

1.

Электронно-библиотечная система «Юрайт» – Режим доступа: https://urait.ru/

2.

Электронный портал «Классика.ру» – Режим доступа: http://www.klassika.ru

3.

Электронный портал «Милитера. Военная литература» – Режим доступа: http://militera.lib.ru

4.

Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://www.newlibrary.ru

5.

Электронная библиотека – Режим доступа: http://www.e-kniga.ru

6.

Журнал Издательского дома «Первое сентября» – Режим доступа: http://lit.1september.ru

7.

Электронно-библиотечная система – Режим доступа: http://znanium.com

8.

Список электронных учебников издательства «Просвещение» - Режим доступа: http://www.catalog.prosv.ru

9.

Биографии великих русских писателей - Режим доступа: http://writerstob.narod.ru/

10.

Культура письменной речи (литература) – Режим доступа: http://gramma.ru/LIT/

11.

Литературный журнал «Филологический класс» – Режим доступа:

https://filclass.ru/?fbclid=IwAR0jcA3CJ1T19m4dQ08zlk1rc8mnIyF1b8hrFX51- Bv_09RInVOEXEkSxo4

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Колледж, реализующий подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в форме устных и письменных опросов, тестирования, контрольной работы. Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются колледжем, доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.

Фонды оценочных средств (ФОС, КОС) разрабатываются колледжем. Они включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Личностных:


  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру;

  • совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,

уважительного отношения к русской

Оценка результатов наблюдений поведенческих навыков в ходе обучения; устные и письменные опросы; контрольная работа;

зачет.

литературе, культурам других народов;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий,

интернет-ресурсов и др.);


Метапредметных:

Письменные и устные опросы; самостоятельные работы; тестирование;

контрольная работа; зачет.

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,

применению различных методов познания;

Предметных:

Письменные и устные опросы; самостоятельные работы; тестирование;

контрольная работа; зачет.

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; − сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений

русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и

нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



5


Похожие файлы