© 2023, Кудря Аксана Викторовна 106 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
10 класс
на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Литература» (10 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС СОО, на основании ООП СОО МБОУ СОШ № 13.
Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного предмета «Литература» на уровне СОО в 10 классе.
Целью реализации рабочей программы по учебному предмету „Литература“ (10 класс) является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО школы.
Задачи учебного предмета «Литература»:
овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
овладение умением определять стратегию своего чтения;
овладение умением делать читательский выбор;
формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Назначение учебного предмета «Литература» – формирование у обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
На реализацию Рабочей программы отводится 105 часов (3 часа в неделю, 35 недель)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» (10 класс)
ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Литература» личностным, метапредметным, предметным.
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
Л 1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; Л 2.3. формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; Л 2.4. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Л 3.6 воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; Л 4.2. принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; Л 5.2 сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л 7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; | Р 1.3. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; Р 1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. П 1.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; П 1.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; К 1.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
|
КОД | Смысловое чтение | |
СЧ-1 |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | СЧ-1.1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: |
СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: | ||
СЧ-2 | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | СЧ-2.2. преобразовывать текст, используя таблицы, переходить от одного представления данных к другому; |
СЧ-3 | Работа с текстом: оценка информации | СЧ-3.1. откликаться на содержание текста: |
КОД | ИКТ-компетенции | ||
ИКТ-1 |
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; | Обращение с устройствами ИКТ | ИКТ-1.5. входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты; |
ИКТ-3 | Поиск и организация хранения информации | ИКТ-3.1. использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики); | |
ИКТ-10 | Коммуникация и социальное взаимодействие | ИКТ-10.6. соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; | |
ИКТ-11 | Пользование различными источниками информации | ИКТ-11.1. Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр. |
Предметные
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Лит Б 1 демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: Лит Б 2 обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); Лит Б 3 использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; Лит Б 5 анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; Лит Б 6 определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; Лит Б 8 анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: Лит Б 9 давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); Лит Б 10 выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. | Лит Б 10 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); Лит Б 12 анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); Лит Б 13 анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник получит возможность узнать: Лит Б 14 о месте и значении русской литературы в мировой литературе; Лит Б 16 о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; Лит Б 17 об историко-культурном подходе в литературоведении; Лит Б 18 об историко-литературном процессе XIX века; Лит Б 19 о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; Лит Б 20 имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; Лит Б 21 о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. |
Содержание учебного предмета «Литература» (10 класс)
Введение
Своеобразие русской литературы 19 века.
Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения как науки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, роль генетических, диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений, как историческая поэтика, сравнительно-историческое литературоведение, историко-функциональное изучение литературы.
Теория литературы: литературоведение.
Страницы истории западноевропейского романа XIX века.
Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Творчество наиболее крупных представителей этого литературного направления: Стендаля, Бальзака, Диккенса.
Стендаль. Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист в романе Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель».
Оноре де Бальзак. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализ современного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы.
Чарльз Диккенс. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе». Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основа произведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, соединившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека.
Теория литературы: реализм как литературное направление.
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.
Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурного развития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма, стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе, шекспировской полноте постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половине века: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей 1860—1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к нескольким направлениям в литературной критике, отстаивающим противоположные общественные и эстетические позиции.
Теория литературы: историко-литературный процесс, романтизм и реализм как литературные направления.
Иван Сергеевич Тургенев
Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту преходящих мгновений, «уловить современность в её преходящих образах». «Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие. Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений с прозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе.
Роман «Отцы и дети». Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем, сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон. Базаров и Аркадий. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание героя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова среди противников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети» в русской критике.
Теория литературы: роман как литературный жанр, литературный герой и его прототип, творческая история, проблематика литературного произведения, система образов, авторская позиция и средства её выражения в эпическом произведении, трагическое в искусстве.
Николай Гаврилович Чернышевский
Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетические воззрения Чернышевского.
Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения: композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группы персонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек». Мораль «новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанные на вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественной солидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом сне Веры Павловны.
Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядов писателя.
Теория литературы: социально-философский роман, проблематика, идея, иносказание.
Иван Александрович Гончаров
Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспочвенной мечтательностью и расчётливым прагматизмом. Цикл очерков «Фрегат „Паллада“». Наблюдения писателя и результат его размышлений о противоположности прагматичного европейского мира и самобытной русской цивилизации.
Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара, его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостояния и взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская. Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и Агафья Пшеницына. Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин о романе «Обломов».
Теория литературы: роман как литературный жанр, реалистический роман, типическое в литературе, искусстве. Система образов произведения, сюжет и композиция, характер в литературе. Антитеза. Интерьер. Художественная деталь. Художественная интерпретация, литературно-критическая интерпретация произведения.
Александр Николаевич Островский
Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского. Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм.
Драма «Гроза». Творческая история произведения. «Гроза» как русская трагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическое состояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги в пьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых. Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни. Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского.
Неповторимый национальный облик драматургии Островского, роль Островского в создании русского театра.
Теория литературы: драма как род литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Конфликт в драматическом произ-ведении, этапы развития действия. Монолог, диалог, речевая характеристика персонажа. Образ-символ. Авторская позиция в драме и средства её выражения.
Федор Иванович Тютчев
Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями его древнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколение любомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мни-те вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»).
Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темы творчества поэта-философа. Мир природы в поэзии Тютчева. Любовная лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России, историософские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса в зрелых произведениях Тютчева.
Теория литературы: лирика как род литературы. Философская поэзия. Пейзажная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике.
Николай Алексеевич Некрасов
Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу, его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокие идеалы народа. Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатления детских и юношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель.
Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «О Муза! я у двери гроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтического призвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные на его художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи.
Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворениях о любви.
Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи и судьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла.
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивов в художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости. Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасова над финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил, нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды.
Теория литературы: лирический герой, биографические мотивы в лирике. Жанры лирики (ода, сатира, послание, песня). Поэма. Поэма-эпопея. Фольклорные мотивы в литературе. Проблематика.
Афанасий Афанасьевич Фет
Биография и творческий путь Фета
Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтики Фета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрессионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т. д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературной традиции.
«Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у бе-рёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Я тебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы», «Вечер».
Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом роли защитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета.
Теория литературы: лирическое стихотворение как жанр. Пейзажная лирика, интимная лирика. Мотив в лирике. Лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Импрессионизм в искусстве и литературе.
Алексей Константинович Толстой
Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созревание его страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательная защита им интересов русской литературы.
«То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...», «Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Ко-локольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...».
Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классической литературы.
Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска Козьмы Пруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета».
Теория литературы: лирический герой. Средства художественной изобразительности и выразительности в лирике. Баллада как литературный жанр. Историзм в литературе. Стилизация, пародия. Юмор, ирония и сатира как виды комического. Литературная маска.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина.
«История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глуповской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей.
Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа-хроники, место произведения в творчестве писателя.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, их идейно-художественное своеобразие.
Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы, опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры.
Теория литературы: пародия, гротеск, фантастика как приёмы сатиры. Литературная сказка. Антиутопия (первичное представление).
Федор Михайлович Достоевский
Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военно-инженерном училище. Начало литературной деятельности. «Бедные люди», причина высокой оценки романа Белинским и Некрасовым. Увлечение идеями социалистов-утопистов. Участие Достоевского в деятельности кружка Петрашевского, арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ. Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскими идеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвеннических взглядов Достоевского в «Пушкинской речи».
Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения, жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубина психологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русской критике.
Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романов-трагедий.
Теория литературы: социально-психологический роман. Проблематика, художественная идея. Психологизм в литературе, способы изображения внутреннего мира героя (монолог, внутренняя речь, деталь и др.). Портрет, пейзаж, интерьер, внесюжетные эпизоды и их роль в произведении. Художественная интерпретация, научная интерпретация.
Русская литературная критика второй половины XIX века
Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западников на пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихся в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник».
«Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературного произведения как повод для осмысления социальных и политических проблем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины их полемики с журналом «Современник».
Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова и А. С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха».
Теория литературы: литературная критика.
Лев Николаевич Толстой
Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежал писатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя. Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете и попытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеями и самоанализом, отразившееся в дневниках. Чернышевский о «диалектике души» Л. Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера». Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытия писателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольские рассказы». Общественная и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Его работа в Яснополянской школе для крестьянских детей. Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимых к догматическому «толстовству». Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и смерть.
Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история романа, логика изменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа и сходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира». Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единое художественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь и жизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и мир как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображение народного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозе Л. Н. Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечного обновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева. Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей. Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога в художественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни.
Теория литературы: повесть, рассказ, роман-эпопея, исторический роман. Народность в литературе. Нравственно-философская проблема-тика. Образ героя, характер в литературе. Система персонажей. Действие в эпическом произведении, сюжет, эпизод. Психологизм в литературе, «диалектика души».
Николай Семенович Лесков
Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которую пришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова.
«Очарованный странник». Повесть-хроника Лескова, продолжающая тему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя, его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйная широта проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность и совестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое начало повествования и другие.
Теория литературы: рассказ, очерк, хроникальное повествование. Сказовое начало в литературе.
Антон Павлович Чехов
Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховского стиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанностью, недоговорённостью, эстетическим совершенством. Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила, привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя. Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приёмов комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова. Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ го-спожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращение писателя к народной и детской темам.
Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическое значение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехова на остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя.
Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6».
Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучия русской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековыми устоями.
Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека.
«Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярном существовании», не находя сил вырваться из него.
Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктора Старцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию.
Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь.
Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба.
Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторского взгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризм и комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразие комедии Чехова.
Теория литературы: рассказ. Тема, сюжет, идея. Комедия. Конфликт и его реализация в сюжете пьесы. Система персонажей. Речевая организация произведения. Лиризм. Символические образы.
Страницы зарубежной литературы конца XIX– начала XX века
Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе.
Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Нора»).
Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, роль Мопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизия в новелле «Ожерелье».
Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальное истолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу
Теория литературы: драма как род литературы. Художественный мир драматического произведения.
Тематическое планирование учебного предмета «Литература» (10 класс)
На освоение Рабочей программы отводится 108 часов (3 часа в неделю, 36 недель)
№ | Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Реализация компонента воспитательной работы | ||||
Всего по теме | В/Ч | Р/Р | К/Р | ||||
1 | Введение | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны | |
1 | Своеобразие русской литературы 19 века | 1 |
|
|
| ||
2 | Зарубежная литература 19 века | 3 |
|
|
| побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, | |
2 | Реализм как литературное направление и метод в искусстве | 1 |
|
|
| ||
3-4 | Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века. | 2 |
|
|
| ||
3 | Литература 19 века | 100 |
|
|
|
| |
5 | Становление реализма в русской литературе 19 века | 1 |
|
|
| побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | |
6 | К/Р Входной контроль | 1 |
|
| 1 | ||
| А. Н. Островский | 8 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование уважения к русскому языку как языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; | |
7 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество | 1 |
|
|
| ||
8 | Один день в городе Калинове | 1 |
|
|
| ||
9 | Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. | 1 |
|
|
| ||
10 | Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | 1 |
|
|
| ||
11 | Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению по драме А.Н. Островского «Гроза» |
|
| 1 |
| ||
12 | Р/Р «Гроза» в оценке русской критики |
|
| 1 |
| ||
13 | В/Ч Художественное своеобразие пьес Островского |
| 1 |
|
| ||
14 | Р/Р Анализ сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза» |
|
| 1 |
| ||
| И. А. Гончаров | 8 |
|
|
|
| |
15 | И. А. Гончаров. Своеобразие художественного таланта Гончарова | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; | |
16 | Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя. | 1 |
|
|
| ||
17 | Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя | 1 |
|
|
| ||
18 | Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе | 1 |
|
|
| ||
19 | Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью | 1 |
|
|
| ||
20 | Финал романа. Историко-философский смысл произведения | 1 |
|
|
| ||
21-22 | Р/Р Сочинение – по роману И. А. Гончарова «Обломов» |
|
| 2 |
| ||
| И. С. Тургенев | 8 |
|
|
|
| |
23 | И. С. Тургенев. Преходящее и вечное в художественном мире писателя | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; | |
24 | Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист. | 1 |
|
|
| ||
25 | Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой | 1 |
|
|
| ||
26 | Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью | 1 |
|
|
| ||
27 | Базаров и его родители. Базаров как «трагическое лицо». Финал романа | 1 |
|
|
| ||
28 | Р/Р «Отцы и дети» в русской критике. |
|
| 1 |
| ||
29-30 | Р/Р Подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети». Сочинение по роману |
|
| 2 |
| ||
| Н. Г. Чернышевский. | 2 |
|
|
| установление доверительных отношений; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное отношение к разным видам трудовой деятельности; | |
31-32 | Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» | 2 |
|
|
| ||
| Ф. И. Тютчев | 2 |
|
|
| побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках индивидуальных и групповых проектов, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование уважения к русскому языку как языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; | |
33 | Поэзия Ф. И. Тютчева. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева | 1 |
|
|
| ||
34 | Любовь в лирике Ф. И. Тютчева | 1 |
|
|
| ||
| А. А. Фет | 3 |
|
|
| ||
35-36 | А. А. Фет. «Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета. | 2 |
|
|
| ||
37 | Р/Р Самостоятельный анализ одного из стихотворений А. А. Фета |
|
| 1 |
| ||
| Алексей Константинович Толстой | 2 |
|
|
| ||
38 | Алексей Константинович Толстой. Художественный мир. Толстого | 1 |
|
|
| ||
39 | В/Ч Земля наша богата, порядка в ней лишь нет...» (Особенности сатиры А. К. Толстого) |
| 1 |
|
| ||
40 | Русская поэзия второй половине XIX века (обзор) | 1 |
|
|
| ||
| Н. А. Некрасов. | 12 |
|
|
|
| |
41 | Н. А. Некрасов. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное отношение к разным видам трудовой деятельности; формирование уважения к русскому языку как языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; | |
42 | Тема поэта в лирике Некрасова | 1 |
|
|
| ||
43 | В/Ч Художественное своеобразие лирики Некрасова. |
| 1 |
|
| ||
44 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения | 1 |
|
|
| ||
45 | Своеобразие композиции и языка поэмы, | 1 |
|
|
| ||
46-47 | Сатирический портрет русского барства | 2 |
|
|
| ||
48-50 | Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова | 3 |
|
|
| ||
51-52 | Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова |
|
| 2 |
| ||
| М. Е. Салтыков-Щедрин | 4 |
|
|
|
| |
53 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города» | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, уважение к труду и людям труда, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, | |
54 | Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России | 1 |
|
|
| ||
55 | Размышления автора о прошлом и будущем России | 1 |
|
|
| ||
56 | В/Ч Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. |
| 1 |
|
| ||
| Н. С. Лесков | 3 |
|
|
|
| |
57 | Н. С. Лесков. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова | 1 |
|
|
| привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; формирование уважения к русскому языку как языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; | |
58 | Пестрота русского мира в хронике «Очарованный странник» | 1 |
|
|
| ||
59 | Праведники Лескова как воплощение русского национального характера | 1 |
|
|
| ||
| Ф. М. Достоевский | 9 |
|
|
|
| |
60 | Ф. М. Достоевский. Художественный мир писателя | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; | |
61 | Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе | 1 |
|
|
| ||
62 | Теория Раскольникова как причина его преступления. | 1 |
|
|
| ||
63 | Идея и натура Раскольникова. Наказание героя | 1 |
|
|
| ||
64-65 | «Демоны» и «ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники» | 2 |
|
|
| ||
66 | Второстепенные персонажи, их роль в повествовании | 1 |
|
|
| ||
67 | В/Ч Художественное мастерство Ф.М. Достоевского |
| 1 |
|
| ||
68-69 | Р/Р Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» |
|
| 2 |
| ||
70 | Русская литературная критика второй половины XIX века
| 1 |
|
|
| использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, | |
| Лев Николаевич Толстой | 20 |
|
|
|
| |
71 | Лев Николаевич Толстой. «Страницы Великой жизни». Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках индивидуальных и групповых проектов, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование уважения к русскому языку как языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; | |
72 | История создания романа- эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения | 1 |
|
|
| ||
73 | Сатирическое изображение большого света в романе. Образы Элен и Пьера Безухова. | 1 |
|
|
| ||
74 | Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. | 1 |
|
|
| ||
75 | Наташа Ростова на пути к счастью | 1 |
|
|
| ||
76 | «Дорога чести» князя Андрея Болконского | 1 |
|
|
| ||
77 | Изображение безнравственной сути войны 1805-1807 гг. |
|
|
|
| ||
78 | «Взлёты и падения» Пьера Безухова |
|
|
|
| ||
79-80 | Война 1812 года в судьбах героев. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны | 2 |
|
|
| ||
81-82 | Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории | 2 |
|
|
| ||
83-84 | Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых | 2 |
|
|
| ||
85 | Р/Р Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова» |
|
| 1 |
| ||
86-87 | Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир» | 2 |
|
|
| ||
88-89 | Р/Р Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» |
|
| 2 |
| ||
| А. П. Чехов. | 9 |
|
|
|
| |
90 | А. П. Чехов. Путь художника от Антоши Чехонте до А. П. Чехова | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование уважения к русскому языку как языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; | |
91 | В/Ч Чехов улыбается, Чехов смеётся, Чехов издевается... |
| 1 |
|
| ||
92-93 | В/Ч Проблема деградации человеческой личности в рассказах А. П. Чехова |
| 2 |
|
| ||
94 | «Вишнёвый сад». Особенности драматургии Чехова. | 1 |
|
|
| ||
95 | Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев | 1 |
|
|
| ||
96-97 | Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям | 2 |
|
|
| ||
98 | РР Письменная работа по творчеству А. П. Чехова. |
|
| 1 |
| ||
99-100 | К/Р Промежуточная аттестация |
|
|
| 2 | побуждение соблюдать нормы поведения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; сознательное отношение к непрерывному образованию; добросовестное, ответственное отношение к разным видам трудовой деятельности; | |
101 | Нравственные уроки русской литературы XIX века. Защита проектов | 1 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, принятие гуманистических ценностей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; | |
102-103 | Зарубежная проза и драматургия конца XIX — начала ХХ века (обзор) | 2 |
|
|
| установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках индивидуальных и групповых проектов, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; принятие гуманистических ценностей; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку | |
104-105 | Резерв | 2 |
|
|
|
| |
| Итого: | 108 | 8 | 16 | 5 |
|