Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
- выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения литературы
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Устное народное творчество
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
2.Основное содержание тем предмета «Литература»
ЛИТЕРАТУРА И ВРЕМЯ (1 ч)
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.Теория. Литература и история. Эпиграф.
ИСТОРИЯ В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ (3 ч)
Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.Теория. Исторические сюжеты в народном толковании. Историческая народная песня. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правеж» Петр Великий и Иван Грозный в песнях.«Солдаты готовятся встретить шведского короля», «Петр Первый на корабле», «Петра Первого узнают в шведском городе». Песни о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.Теория. Историческая народная песня. Народная драма. Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.«Как француз Москву брал» - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.Теория. Народная драма.Методика. Целесообразно максимально использовать специфику устного народного творчества и поощрять в ответах как воспроизведение фрагментов изученных текстов, так и ученическую импровизацию. Песни и пьесы могут звучать на уроках в подготовленных учениками или учителем записях на видео- или аудиокассетах.
ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.
Теория. Древнерусская литература и ее жанры. Летопись(1ч.) «Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI - XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.Теория. Летопись. Воинская повесть (1ч). «Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина XIV века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.Теория. Воинская повесть.
Жития святых (3ч). Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторской произведении XX века. Становление характера подвижника.Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.
ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XVIII ВЕКА (2 ч)
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть.
Методика. Традиционно этот раздел вводится в курс как обзорная тема, но в сильном классе возможно и текстуальное изучение, например, фрагментов из «Истории государства Российского» и повести «Марфа посадница» Н. М. Карамзина. Обращение к русской живописи этого века существенно обогатит кругозор учащихся.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (38 ч)
Стойкость интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Теория. Историческая тема в русской классике.Былины и их герои в произведениях XIX века. (1ч)
А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган»; С.Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору учителя и учеников). Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С.Д. Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихотворений. Идейное и художественное своеобразие произведений. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма освоения текста древней былины.Теория. Былина и баллада.Методика. Возможен анализ одной-двух баллад с самостоятельными комментариями исполнителя. Особый интерес вызывает сопоставление двух произведений разных жанров с общим героем, что обогащает и углубляет представление о характере отражения жизни в искусстве.Г. Лонгфелло. 1ч «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения друзей Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.Теория. Песнь как жанр.Внеклассное чтение 1ч. В. Скотт «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтера Скотте.Теория. Исторический роман.Методика. Обсуждение романа, если он прочитан хотя бы частью учеников, зависит от того, насколько юные читатели увлеклись произведением и его проблематикой. Возможны выступления учащихся с краткими сообщениями о сюжете произведения, его героях.И. А. Крылов. 1ч «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях отечественной войны 1812 года.Теория. Басня на историческую тему.А. С. Пушкин. 16ч . «Песнь о вещем Олеге», Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя в победе. (1ч). «Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении, художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»). (11ч). Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф.Методика. Наблюдение за жанровым многообразием в произведениях А.С. Пушкина на исторические темы. Богатство откликов в других видах искусства.Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.М.Ю. Лермонтов. 3ч «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение.Теория. Историческая поэма.Н.В. Гоголь. 4ч «Тарас Бульба». Историческая основа и народно -поэтические истоки повести.ХVI век южной Руси в повести Гоголя. Гоголь- мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.А.К. Толстой. 4ч «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов др. вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.Теория. Исторический роман. Связь исторического романа фольклора.М.Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты). Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.Теория. Заголовок романа и его особенности.Л.Н. Толстой. 4ч «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красочных и звуковых образов при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.«Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений Л.Н. Толстого «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузмича» для широты представления о позиции автора.Теория. Контраст как прием композиции.Методика. Проведение сопоставительного анализа при изучении произведений исторической тематики для выявления позиции автора.
Интерьер и пейзаж в историческом произведении, их место ввоссоздании эпохи. Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. Интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.Теория. Место интерьера и пейзажа в композиции исторического произведения. Можно специально рассматривать интерьер и пейзаж в процессе изучения конкретных произведений, а можно посвятить обсуждению этим формам описания специальный урок, используя материалы изученных текстов в качестве иллюстрации.Историческое прошлое в лирике поэтов XIX века (2ч)
В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. Н. Глинка «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего. Теория. История в лирике.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (19 ч)
Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.
Былины и их герои в произведениях XX века. 1ч И.А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение в его поэзии былинных образов. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта. Теория. Былины в лирике XX века.Ю.Н. Тынянов. 4ч «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повестиТынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.Теория. Язык и стиль исторического повествования.С. Цвейг. 1ч «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ наполеона и отношение к нему автора.Теория. Историческая миниатюра.М. Алданов. 2ч «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).Б. Л. Васильев. 3ч «Утоли моя печали...» (главы). Изображение ходынской трагедии, котораяпроизошла 18 мая 1896 года во время «народного гулянья» по случаю коронации Николая П. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.
Теория. Исторический роман и его название.Великая Отечественная война в русской лирике (2ч).Великая Отечественная война в литературе (2ч)
Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.Теория. Символика названия произведения.История на страницах поэзии XX века (2ч)В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домик старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Многогранность осмысления былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.Теория. Роль темы прошлого в лирике XX века. Итоги 1ч.Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела/ количество часов | № урока | Тема урока/ количество часов |
Введение (1 ч) | 1 | Литература и время. Х.К.Андерсен. «Калоши счастья/ 1 час |
Фольклор (2 ч) | 2 | Фольклор и его жанры. Историческая песня./ 1 час |
3 | Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» / 1 час |
Литература эпохи Возрождения (1 ч) | 4 | Вн.чтение. М.де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» /1 час |
История на страницах произведений древнерусской литературы (5 ч) | 5 | История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись «Смерть Олега от своего коня» («Повесть временных лет») / 1 час |
6 | Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» / 1 час |
7 | Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского» (фрагменты) / 1 час |
8 | «Житие преподобного Сергия Радонежского» / 1 час |
9 | Проверочная работа по древнерусской литературе/ 1 час |
Литература эпохи Просвещения (1 ч) | 10 | Внекл. чтение. Мольер «Мещанин во дворянстве»/ 1 час |
История на страницах произведений 18 века (2 ч) | 11-12 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» /2 часа |
13 | Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» / 1 час |
Историческое прошлое в литературе 19 века (38 ч) | 14 | Былины и их герои в произведениях XIX века. А. К. Толстой «Илья Муромец», «Правда»/ 1 час |
15-16 | Г. У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»./ 2 часа |
17 | Вн.чтение. В. Скотт. «Айвенго»./ 1 час |
18 | И. А. Крылов. «Волк на псарне»./ 1 час |
19 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»./ 1 час |
20 | А.С.Пушкин «Полтава» (фрагменты). Образ Петра Первого / 1 час |
21 | А. С. Пушкин «Полтава». Проверочная работа / 1 час |
22 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) / 1 час |
23 | А. С. Пушкин- историк. «Капитанская дочка». История создания повести. Сюжет и его важнейшие события./ 1 час |
24 | Жанровое своеобразие произведения «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1 и 2 глав) / 1 час |
25 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор 3-5 глав) / 1 час |
26 | Пугачев и народ в повести / 1 час |
27 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав./1 час |
28 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. / 1 час |
29 | Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению./ 1 час |
30 | М. Ю. Лермонтов. Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»./ 1 час |
31 | Опричник Кирибеевич. Неправый суд Ивана Грозного. Благородство и стойкость Калашникова./ 1 час |
32 | М.Ю. Лермонтов. Диагностическая работа./ 1 час |
33 | Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма./ 1 час |
34 | Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»./ 1 час |
35 | Приёмы создания характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои./ 1 час |
36 | Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести / 1 час |
37 | Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести./ 1 час |
38 | Р/Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»/ 1 час |
39-40 | Лирика 19 века. В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, Д.В.Давыдов, И.И.Козлов, Ф.Н.Глинка, А.Н.Апухтин / 2 часа |
41 | А. К Толстой. «Василий Шибанов»/ 1 час |
42 | Исторические лица на страницах романа«Князь Серебряный»/ 1 час |
43-44 | Вымышленные герои и их роль в романе «Князь Серебряный»/2 часа |
45 | Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте/ 1 час |
46 | Внеклассное чтение. А.Дюма «Три мушкетёра»/ 1 час |
47 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «После бала». История создания рассказа / 1 час |
48 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основа композиции рассказа/ 1 час |
49 | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. Сочинение. /1 час |
50 | Былины и их герои в произведениях XX века. И. А. Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»/ 1 час |
51 | К. Д Бальмонт. «Живая вода». Е. М. Винокуров. «Богатырь»./ 1 час |
52 | Ю. Н. Тынянов. «Восковая персона»./ 1 час |
| 53 | Герои и сюжет рассказа «Восковая персона»./ 1 час |
54 | М. Алданов и его исторические романы и повести. Тетралогия «Мыслитель»/ 1 час |
55 | М. Алданов. А. В. Суворов в романе «Чертов мост»/ 1 час |
56 | Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...». Смысл заглавия романа / 1 час |
57 | Исторические лица на страницах романа Б. Л. Васильева «Утоли моя печали...»/ 1 час |
58-60 | Великая Отечественная война в лирике 20 века./ 3 часа |
61 | Диагностическая работа /1 час |
62 | Л. М. Леонов. «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы / 1 час |
| 63 | Л. М. Леонов. «Золотая карета». Драматический сюжет и драматические судьбы./ 1 час |
64 | Л.М.Леонов «Золотая карета». Проверочная работа/ 1 час |
65-66 | Мотивы былого в лирике поэтов 20 века.В.Брюсов, З.Гиппиус, Н.Гумилёв , М.Цветаева, Е.Евтушенко, В.Высоцкий / 2 часа |
67 | История на страницах художественных произведений/ 1 час |
68 | Контрольная работа / 1 час |