Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа №7
п.Реконструктор
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМО на методсовете Директор школы
__________ М.В.Хачикьян _______ Т.В.Конникова _______ Н.А. Гудзенко
Протокол № __ от ______20__г. Протокол №__ от ___ 20__г. Приказ №___ от____ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 4 «А» класса
по учебному предмету «Литературное чтение »
Учитель: Чернявская Елена Дляверовна
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на сонове авторской программыУМК «Школа России» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел программы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | жанр «летопись», «былина», произведение «Житие Сергия Радонежского». водить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
2 | Чудесный мир классики | творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова, Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. |
3 | Поэтическая тетрадь | произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст. |
4 | Литературные сказки | творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план. |
5 | Делу время – потехе час | различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст. |
6 | Страна детства | составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст. |
7 | Природа и мы | анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале. |
8 | Родина | определять эмоциональный характер текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
9 | Страна «Фантазия» | Различать жанры произведений на основе сравнения персонажей. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению. |
10 | Литература зарубежных стран. | читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
В программе представлено пять основных содержательных линий:
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов. Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)
Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Тема урока |
1 | 1.09 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
2 | 2.09 | «И вспомнил Олег коня своего» Сравнитель-ный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина |
3 | 7.09 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
4 | 8.09 | «Ильины три поездочки» |
5 | 9.09 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
6 | 14.09 | «Житие Сергия Радонежского». |
7 | 15.09 | Проект: «Создание календаря исторических событий» |
8 | 16.09 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения |
9 | 21.09 | П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове . П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
10 | 22.09 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» |
11 | 23.09 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» |
12 | 28.09 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине |
13 | 29.09 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» |
14 | 30.09 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
15 | 5.10 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
16 | 6.10 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
17 | 7.10 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
18 | 12.10 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
19 | 13.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
20 | 14.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
21 | 19.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
22 | 20.10 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Л.Н. Толстой «Детство» |
23 | 21.10 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» |
24 | 26.10 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П. Чехов «Мальчики». |
25 | 27.10 | А.П. Чехов «Мальчики». |
26 | 28.10 | А.П. Чехов «Мальчики». Проверка навыка чтения |
27 | 9.11 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». |
28 | 10.11 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
29 | 11.11 | А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» |
30 | 16.11 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» |
31 | 17.11 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» |
32 | 18.11 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» |
33 | 23.11 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» |
34 | 24.11 | И.А. Бунин «Листопад». |
35 | 25.11 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
36 | 30.11 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
37 | 1.12 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
38 | 2.12 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
39 | 7.12 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
40 | 8.12 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
41 | 9.12 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
42 | 14.12 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
43 | 15.12 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
44 | 16.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
45 | 21.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
46 | 22.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
47 | 23.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Проверка навыка чтения |
48 | 28.12 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». |
49 | 29.12 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
50 | 11.01 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
51 | 12.01 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
52 | 13.01 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
53 | 18.01 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
54 | 19.01 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
55 | 20.01 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
56 | 25.01 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
57 | 26.01 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». |
58 | 27.01 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
59 | 1.02 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
60 | 2.02 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
61 | 3.02 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
62 | 8.02 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
63 | 9.02 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
64 | 10.02 | М.М. Зощенко «Елка». |
65 | 15.02 | Обобщение по разделу «Страна детства». |
66 | 16.02 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
67 | 17.02 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
68 | 22.02 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
69 | 24.02 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
70 | 1.03 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
71 | 2.03 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
72 | 3.03 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
73 | 9.03 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
74 | 10.03 | Е.И. Чарушин «Кабан» |
75 | 15.03 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
76 | 16.03 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
77 | 17.03 | Проект «Природа и мы» Обобщение по разделу «Природа и мы». |
78 | 22.03 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» |
79 | 23.03 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
80 | 5.04 | С.А. Есенин «Лебедушка» Проверка навыка чтения |
81 | 6.04 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
82 | 7.04 | И.С. Никитин «Русь» С.Д. Дрожжин «Родине» |
83 | 12.04 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Проект: «Они защищали Родину» |
84 | 13.04 | Обобщение по разделу «Родина». |
85 | 14.04 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
86 | 19.04 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
87 | 20.04 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
88 | 21.04 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
89 | 26.04 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». |
90 | 27.04 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
91 | 28.04 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
92 | 3.05 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
93 | 4.05 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
94 | 5.05 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
95 | 10.05 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» |
96 | 11.05 | М.Твен «Приключение Тома Сойера» |
97 | 12.05 | М.Твен «Приключение Тома Сойера» |
98 99 100 101 102 | 17.05 18.05 19.05 24.05 25.05 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
18