Пояснительная записка
Нормативную правовую основу программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29. 12 2012 года «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 31 декабря 2015 г. N 1576);
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №22.
Программа реализуется через учебно-методический комплекс «Школа России», авторы: Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю. Учебник «Литературное чтение на родном (русском) языке» для образовательных организаций и составлена с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Учебным планом МБОУ СОШ №22 на изучение литературного чтения на родном языке во 2 классе предусмотрены 34 учебные недели из расчёта 1 час в 2 недели, что предполагает 17 часов в учебном году.
Цель курса – формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
Задачи обучения:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном русском языке»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
У учащихся будут сформированы:
1. В направлении гражданского воспитания:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
конструктивное участие в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
формирование ответственности в принципах коллективизма и социальной солидарности.
2. В направлении патриотического воспитания:
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
3. В направлении духовно-нравственного воспитания:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия;
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4. В направлении эстетического воспитания:
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям.
5. В направлении физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
6. В направлении трудового воспитания:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. В направлении экологического воспитания:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира.
8. В направлении ценности научного познания:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Обучающийся получит возможность научиться:
правилам школьника на уровне положительного отношения к школе;
правилам положительного отношения к урокам литературного чтения на родном языке;
уважительному отношению к русскому языку как к родному языку российского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
представлению о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
первоначальному сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
прогнозировать содержания раздела; развивать связную речь;
наблюдать за настроением; оценивать авторское отношение к событиям;
определять последовательность событий; уметь дать характеристику героя;
понимать смысл произведения; давать характеристику и описание героя отрабатывать выразительное чтение;
сопоставлять главную мысль с пословицами;
учиться высказывать своё мнение по отношению автора к герою, к событиям;
декламировать наизусть; выбирать, рассматривать, иллюстрировать стихи детских писателей;
отличать особенность юмористического рассказа;
пересказывать по плану; ролевое чтение;
передавать последовательность событий; выборочное чтение; пересказывать по картинному плану.
Обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | кол-во часов | Элементы минимального содержания | Реализация воспитательного потенциала урока (модуль «Школьный урок») |
Основные направления воспитательной деятельности | Форма проведения |
| Раздел 1. Мир детства 10 уроков |
1 | Я и книги | 2 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Не торопись отвечать, торопись слушать О. С. Бундур. «Я слушаю». Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). | Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания | КВН |
2 | Я взрослею | 2 | Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». | Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания | Урок-проект: изготовление открытки для пожилых людей "Дари Добро!" (к Дню Пожилых людей) Урок-проект: "Мир детскими глазами" (детские рисунки по произведениям к Всемирному Дню ребенка) |
3 | Я и моя семья | 3 | Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». | духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания | Урок-проект: сочинение "Моя мама" (к Дню Матери). |
4 | Я фантазирую и мечтаю | 3 | Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). | Духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания | Урок-проект: "Новогодняя сказка" (сочинить Новогоднюю сказку для младших братьев и сестер) |
| Раздел 2. Россия — Родина моя 7 |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна | 2 | Люди земли русской В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). | Духовно нравственное воспитание; Эстетическое воспитание | Социальная игра «Письмо моему папе» Социальная игра «Письмо моей маме» |
6 | Народные праздники, связанные с временами года | 2 | Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). | Духовно нравственное воспитание; Эстетическое воспитание. | Конкурс рисунков: "Пасха" |
7 | О родной природе | 3 | К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» | Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания | Урок-проект: "Первомай" (мини-сочинение). |
| Итого: | 17 | | | |
Формы обучения
При изучении предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» применяются такие формы организации учебных занятий, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Основной формой обучения является урок на основе учебных ситуаций с использованием ИКТ.
Сопутствующие формы обучения:
наблюдение;
проектные работы;
выставки;
внеурочная деятельность.
Формы контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый:
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
1. Литературное чтение на родном русском языке. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. /О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова. – М.: Просвещение, 2021
2. Новейшая хрестоматия по литературе. 2 класс. – Москва: Эксмо
4. Технические средства обучения:
– персональный компьютер с принтером
– мультимедийный проектор
– интерактивная доска
– экспозиционный экран
1