РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;
осознание коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствование в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
умение воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
умение создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Предметные результаты:
умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
умение владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
умение совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
умение применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
умение обогащать собственный круг чтения.
умение соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
умение пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
1.2. Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
1.3. Я и моя семья
Семья крепка ладом
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
1.4. Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
2.2. Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
2.3. О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом...»
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ | Тема урока | Количество часов |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (9 ч) 1.1. Я и книги (2 ч) |
1 | Не торопись отвечать, торопись слушать С. Бундур. «Я слушаю». Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). | 1 |
2 | Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки) | 1 |
1.2 . Я взрослею (3 ч) Как аукнется, так и откликнется |
3 | Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». | 1 |
4 | Кто идёт вперёд, того страх не берёт. Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль». В. В. Голявкин. «Этот мальчик». | 1 |
5 | Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». | 1 |
1.3. Я и моя семья (2 ч) |
6 | Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». Н. Толстой. «Отец и сыновья». | 1 |
7 | М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». | 1 |
1.4. Я фантазирую и мечтаю (2 ч) |
8 | Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». | 1 |
9 | Е. В. Григорьева. «Мечта». Проверочная работа по разделу «Мир детства» | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч) 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна ( 2 ч) |
10 | Люди земли русской В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). | 1 |
11 | М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). | 1 |
2.2. Народные праздники, связанные с временами года (2 ч) |
12 | Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). | 1 |
13 | А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). | 1 |
2.3. О родной природе (3 ч) |
14 | К зелёным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики» М. С. Пляцковский. «Колокольчик». | 1 |
15 | В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» | 1 |
16 | И.С.Никитин «В чистом поле тень шагает». Проверочная работа по разделу «Россия – Родина моя» | 1 |