I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;
осознание коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствование в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
умение воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
умение создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Предметные результаты:
умение осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
умение осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
умение применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
умение воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
умение создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ««ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
1.1. Я и книги
Пишут не пером, а умом
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).
1.2. Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
1.3. Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
1.4. Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
2.2. От праздника к празднику
Всякая душа празднику полна
А.И.Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент)
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
2.3. О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
№ | Тема урока | Количество часов |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (11 ч) 1.1. Я и книги (2 ч) |
1.1.Я и книги (2 ч.) |
1 | Пишут не пером, а умом. В.И.Воробьёв. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник») В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 1 |
2 | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). | 1 |
1.2. Я взрослею (4 ч.) Как аукнется, так и откликнется |
3 | Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Ю.А.Буковский. «О Доброте-злой и доброй». Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
4 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 |
5 | Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский. «Гришина милостыня». Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
6 | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». | 1 |
1.3. Я и моя семья (3 ч.) |
7 | В дружной семье и в холод тепло . О.В.Кургузов. «Душа нараспашку», А.Л.Решетов «Зернышки спелых яблок» (фрагмент) О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). | 2 |
8 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 |
1.4. Я фантазирую и мечтаю (2 ч.) |
9 | Детские фантазии . В.П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 1 |
10 | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). Проверочная работа по разделу «Мир детства». | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 ч.) 2.1. Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) |
2.1.Родная страна во все времена сынами сильна(1 ч.) |
11 | Люди земли русской .О.Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент), Н.М.Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). | 1 |
2.2. Народные праздники, связанные с временами года (2 ч.) |
12 | Всякая душа празднику рада.А.И.Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 |
13 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 |
2.3. О родной природе (3 ч.) |
14 | Неразгаданная тайна — в чащах леса…Русские народные загадки о лесе, реке,тумане. С. Никитин. «Лес». В.Д. В. Д. Берестов. «У реки». | 1 |
15 | В.П.Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент), И. Токмакова. «Туман». К И. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
16 | М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». Проверочная работа по теме «Россия – Родина моя» Проверочная работа по теме «Россия- Родина моя». | 1 |