Проект рабочей программы по логопедической ритмике для учащихся 2 класса с ТНР
Составитель: Ветрова Е.А.
учитель-дефектолог
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «Логопедической ритмике» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений речи путём развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Основные задачи реализации курса:
Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики.
Развитие дыхания и голоса.
Развитие чувства темпа и ритма в движении.
Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки.
Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Общая характеристика курса
Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельстного подходов и достижения цели курса:
• формирование умения планировать содержание собственного связного высказывания.
• развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
• укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции.
В процессе коррекции звукопроизношения обучающихся программой предусмотрены и решение следующих задач:
• активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного восприятия.
• увеличение объема памяти.
• развитие двигательного и артикуляционного праксиса.
• развитие двигательных кинестезий.
• развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторной координаций.
• формирование двигательных навыков.
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану всего на изучение предмета «Логопедическая ритмика» выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижения выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД
Регулятивныее УУД:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные УУД
Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в ускоренном и замедленном темпе,
Отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок.
Бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен.
Прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно.
Перестраиваться в кружки, сужать и расширять их.
Действовать с предметами в определённом ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения.
Распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными динамическими оттенками.
Сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог.
Различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов.
Находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма).
Менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в музыке.
Различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной музыке, звучание хоров (мужского, смешанного, детского).
Петь ритмично, выразительно.
Артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни.
Следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен.
Работать с предметами в определенном ритме,
Воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах.
Содержание программы
№ | Раздел | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | Осень | «Осенние признаки», «Осенние забавы», «Прогулка в осенний лес» | 4 |
3 | Во саду ли в огороде | «Что растет в огороде?», «Что растет на грядке?», «Ягоды» | 6 |
4 | Зима | «Признаки зимы», «Зимние забавы» | 3 |
5 | Семья | «Члены семьи», «Кто чем занимается?» | 3 |
6 | Весна | «Весенние признаки», «Жизнь весной» | 3 |
7 | Животные | «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы» | 8 |
8 | Устное народное творчество | «Пословицы, поговорки», «Потешки» | 2 |
9 | Лето | «Летние признаки», «Летние развлечения» | 2 |
10 | Итоговое занятие | Закрепление пройденных знаний | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Характеристика деятельности |
1-2 | Вводные занятия | 2 | Выполнение заданий диагностики |
Осень (4 часа) |
3-4 | Осенние признаки | 2 | Знакомятся с признаками осени. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Поют и выполняют движения под песню «Кап-кап, тук-тук». Играют в игу «Эхо» |
5 | Осенние забавы | 1 |
6 | Прогулка в осенний лес | 1 |
Во саду ли в огороде (6 часов) |
7-8 | Что растет в огороде? | 2 | Закреплять названия овощей, фрукты, ягод. Дифференцировать их на группы. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику («Мы весной копали грядки», «Мы капусту рубим-рубим…»). Поют песню «Есть у нас огороде» в разном темпе. Поют песню «Ходит зайка по саду» |
9-10 | Что растет на грядке? | 2 |
11-12 | Ягоды | 2 |
Зима (3 часа) |
13-14 | Признаки зимы | 2 | Знакомятся с признаками зимы. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Настали стужи», верно передают интонацию. |
15 | Зимние забавы | 1 |
Семья (3 часа) |
16-17 | Члены семьи | 2 | Закрепляют знания о членах семьи. Знакомятся с обязанностями членов семьи. Выполняют артикуляционные дыхательные упражнения («Семья криворотых», «А мы скажем вместе с мамой»). Делят слова на слоги, Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Играют в игу «Эхо» |
18 | Кто чем занимается? | 1 |
Весна (3 часа) |
19-20 | Весенние признаки | 2 | Знакомятся с признаками весны. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Мишка». Пение песни «В зеленном лесу» |
21 | Жизнь весной | 1 |
Животные (8 часов) |
22-23 | Дикие животные | 2 | Выделяют признаки диких животных. Повторяют движения за учителем. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Серый волка», «Лиса». Играют в игру «У оленя дом большой», «Елочки-пенечки» |
24-25 | Домашние животные | 2 | Выделяют признаки домашних животных. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песни «Ослы», «Коза», «Едем на лошадке». Играют в игу «Эхо» |
26-27 | Насекомые | 2 | Выделяют признаки насекомых. Называют насекомых. Произносят звуки издаваемые насекомыми. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Жук» |
28-29 | Птицы | 2 | Выделяют признаки птиц. Танцуют «Танец маленьких утят». Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом под песню «Гуси-гуси га-га-га». Играют в подвижные игры. |
Устное народное творчество (2 часа) |
30 | Пословицы, поговорки | 1 | Знакомятся с пословицами о природе. Выполнение упражнений с предметами (лентами, флажками). Работают на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Произносят пословицы в разном темпе. Объясняют смысл пословицы. Учат распевку-потешку «Ля-ло-лю, два теленка на лугу» |
31 | Потешки | 1 |
Лето (2 часа) |
32 | Летние признаки | 1 | Знакомятся с признаками лета. Работа на развитием артикуляционной и мелкой моторики. Делят слова на слоги. Произносят слова в разном темпе. Выполняют движения в соответствии с текстом. Соотносят звуки музыки с окружающим миром. Выполняют дыхательную и двигательную гимнастику. Повторяют движения и поют песни «Лето, лето к нам пришло», верно передают интонацию. |
33 | Летние развлечения | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 | Закрепление пройденных знаний |