Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Пржевальский Дом детского творчества» Демидовского района Смоленской области
Принята Утверждена приказом№___
на педагогическом совете от ____________года
Протокол по МБУ ДО
от ______________года «Пржевальский Дом детского творчества»
Директор ___________Е.И. Боброва
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Лоскутное шитье »
художественное направление
Возраст детей:10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного
образования
Мовенко Светлана Михайловна
п. Пржевальское 2023 г.
Тип программы: модифицированная
Пояснительная записка
Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.
На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны.Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы, сумки. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приемов и изобретением новых. Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии».
Отличительная особенность программы «Лоскутное шитье» отличается от других программ тем, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различным текстильным материалом, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Актуальность программы:
Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов и рекомендаций:
– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
– Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
– Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019
№ МР-81/02вн);
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
В настоящее время стала актуальной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Для современного ребёнка большую важность приобретает образование и развитие в единении с народными корнями, воспитание патриотизма.
Программа «Лоскутное шитье» отвечает этим требованиям: в процессе работы по программе учащиеся знакомятся с народным творчеством, у них формируются знания, умения и навыки в области работы с художественным материалом – тканью.
Обучение по данной программе делает возможным развитие эмоциональной и интеллектуальной сторон личности каждого учащегося, а также способствует их социальному развитию.
Приобщение детей к искусству лоскутного текстильного дизайна оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, воспитывает терпение и аккуратность, обогащает их внутреннюю жизнь ребенка.
Ткань — это материал, из которого можно творить совершенно разные формы. В процессе обучения дети пробуют себя в роли дизайнеров: опираясь на получаемые знания и свою фантазию, они учатся создавать удивительные, современные, оригинальные вещи.
Актуальность данной образовательной программы определяется:
- приобретением детьми знаний из различных областей: истории, технологии, искусства;
-развитием индивидуальных творческих способностей, способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности;
- разновидностью форм и методов образовательного процесса, отслеживание образовательных результатов.
- посещением детей с разносторонним уровнем подготовленности к творческому процессу;
Общение детей друг с другом в процессе обучения, обсуждение новых идей, планов, показ созданных работ делает их жизнь более разнообразной, яркой, творчески насыщенной и удовлетворяет потребность детей — занять себя в свободное время.
Программа рассчитана на коллективное обучение, что позволяет педагогу создать творческий коллектив, а детям - приобрести новых друзей.
Адресат программы :дети среднего школьного возраста 10 – 15 лет.
Данная программа предполагает вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и группы риска. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
Объём программы : в неделю составляет 4 часа .
Количество учебных часов в год: 144 часа.
Форма организации образовательного процесса : очная
Виды занятий : беседа , обсуждение ,занятие-праздник «Масленница», участие в мастер-классах, участие в выставках, в конкурсах, массовых мероприятиях различных уровней,самостоятельная работа , ярмарка творческих работ.
Срок освоения программы : 1 год
Режим занятий : перемена между занятиями 10 минут , урок 45 минут , в середине отведённого времени, на непрерывную образовательную деятельность для профилактики утомления проводятся физкультурная минутка.
Цель программы:
Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого воспитанника.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, т.к. в его руках находится решение целого процесса создания работы или проекта
Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у воспитанников чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллекция изделий из лоскутов или одежды) с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе с использованием всех изученных техник декоративно-прикладного искусства (лоскутное шитьё, вышивка и др.) при выполнении индивидуальных заданий.
Практическая значимость.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения домашнего труда;
- соблюдения правил личной гигиены;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;оценки произведений искусства.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
Обучающие:
- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива. - обучить основам мастерства;
- сформировать специальные навыки по предмету;
-формировать технологическую культуру;
- обучение искусству гармоничного подбора цветов;
- обучение технологии сборки изделий из лоскутов;
- обучение приемам шитья на швейной машинке.
Развивающие:
- знакомство детей с различными видами декоративно- прикладного искусства;
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
- развитие познавательной активности ребенка;
- развитие фантазии, творческих способностей;
- развитие умения анализировать, давать оценку своей работе;
- через коллективно-творческую работу способствовать развитию навыков межличностных отношений.
Воспитывающие:
- формирование художественно - творческой активности;
- воспитание трудолюбия;
- сформировать интерес к жизни через творчество;
- воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
- формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде;
- формирование самостоятельности.
Планируемые результаты :
Предметные:
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования; применение декоративно-прикладных умений, знаний и представлений в процессе выполнения изделий из лоскутов.
Метапредметные:
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию лоскутного изделия.
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в области лоскутной техники; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Ожидаемые результаты программы по лоскутному шитью:
Учащиеся должны знать:
- способы соединения лоскутов;
- способы работы по инструкционным картам и схемам;
- виды отделки изделия;
- основные цвета и близкие оттенки;
- названия тканей.
Учащиеся должны уметь:
- шить простые предметы домашнего обихода с применением техники лоскутного шитья;
- выполнять декоративные строчки и стежки;
- применять отделочный материал для декорирования изделий;
подбирать нитки соответствующего цвета.
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат».
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Механизм выявления образовательных результатов программы
Отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
Диагностика - это анализ ручной умелости воспитанников, анализ и оценка творческих способностей детей в ходе работы .Диагностика проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначена для индивидуализации работы с детьми.
- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей (проводится в течении 2 занятий в сентябре месяце)
- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач (проводится в течении 2 занятий в мае месяце)
Основными методами диагностики являются: наблюдение, беседа и анализ совместной деятельности. Результаты исследований представляются в виде трехуровневой шкалы:
Баллы:
1 балл – низкий уровень усвоения НУ
2 балла – уровень усвоения ниже среднего НСУ
3 балла – средний уровень усвоения СУ
4 балла – уровень усвоения выше среднего ВСУ
5 балла –высокий уровень усвоения ВУ
Мониторинг освоения дополнительной образовательной программы «Лоскутное шитье»
ФИО/Критерии | Различает виды материалов (ткань и ее виды, нитки). | Знает и называет швейные принадлежность: игла, нитки, ткань, швейная машинка. | Хорошо развита моторика рук, умело пользуется ножницами, умеет вырезать детали по контуру | Интересуется декоративно – прикладным искусством, проявляет интерес к изготовлению изделий из ткани и нитей. | Итоговый показатель по ребенку |
| сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
на 2022 – 2023 учебный год.
Таблица художественно развития детей в процентном отношении
| Всего детей | НУ | % | НСУ | % | СУ | % | ВСУ | % | ВУ | % |
Начало года | | | | | | | | | | | |
Конец года | | | | | | | | | | | |
Методы выявления результатов развития:
- участие учащихся в творческих конкурсах ,фестивалях;
- участие в выставках и мероприятиях ДДТ;
- проведение открытых занятий для родителей и педагогов;
- мастер классы на праздниках «Покров», «Рождество»,
«Масленица», «Троица» и др.
Материально-техническое обеспечение программы :
Учебное оборудование:
столы и стулья, соответствующие росту учающихся;
столы для размещения швейных машин, гладильная доска, стол для раскроя;
настенная доска, наглядные пособия, образцы, методические материалы, литература;
стенды, полки (стеллажи, витрины) для демонстрации готовых изделий.
Материалы и инструменты: канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, фломастеры, маркеры и т.п.;
Чертежные инструменты: линейки, угольники, лекала, циркули;
роликовый нож с матом для раскроя, ножницы: универсальные, «зиг-заг»; иглы ручные , нитки различного назначения: швейные, вышивальные, «Ирис» и др.; прокладочные и набивные материалы: синтепон, флизелин и т.п.; текстильные материалы: ткани различных видов, тесьма, шнур, ленты
Способы определения результативности : итоговая аттестация творческая работа .
Форма проведения промежуточной аттестации: учащиеся совместно с педагогам организовывают выставку, по завершению пройденных тем.
Форма проведения итоговой реализации программы : выставка работ обучающихся.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 8 | 4 | 4 | Анкетирование. Устный опрос. Обсуждение. |
2. | « Листопад» | 20 | 4 | 16 | Обсуждение работ, анализ участия в выстав- ке, устный опрос. |
3. | «Кого люблю – тому дарю»: | 32 | 4 | 28 | Обсуждение работ, анализ участия в выставке, уст- ный опрос. |
4. | «Русский стиль» | 36 | 8 | 28 | Обсуждение работ, анализ выставки работ по теме, устный опрос. |
5. | «Народная текстильная игруш- ка» | 22 | 6 | 16 | Обсуждение работ, анализ выставки работ по теме, устный опрос. |
6. | «Лоскутные фантазии» | 18 | 4 | 14 | Обсуждение работ, анализ выставки работ по теме, устный опрос. |
7. | Выставки и праздники. | 8 | 4 | 4 | Обсуждение, рефлексия, анализ участия в выставке. |
8. | ИТОГО | 144 | 34 | 110 | |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие (4 часа)
Теория
Комплектование группы. Правила поведения во время занятий. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.
Понятия: текстиль, художественная обработка текстиля, лоскут, лоскутное шитьё.
Практика (4 часа)
Знакомство с группой (коммуникативная игра). Демонстрация и обсуждение образцов изделий из методического и выставочного фонда. Анкетирование.
2. «Листопад» (20 часов)
Теория(4 часа)
Техника безопасности при работе с тканью, швейным оборудованием.
Понятия: виды тканей по составу сырья, выкройка, шаблон, лицевая сторона ткани,изнаночная сторона ткани, направление нити в лоскуте.
Знакомство с видами швов. Поэтапное ведение работы.
Практика (16 часов)
Освоение базовых приемов лоскутного шитья: подбор тканей с учетом назначения изделия, подготовка ткани к работе (сортировка, влажно-тепловая обработка), работа с
выкройкой (шаблоном), выполнение ручных швов «вперёд иголку», «потайной».
Изготовление текстильных сувениров, игольниц, брелков.
«Кого люблю – тому дарю» (32 часа)
Теория (4 часа)
Традиция дарения в русской культуре. Способы декорирования лоскутного изделия: стежка, утяжка, пришивание пуговиц, бусин, накладной элемент «розан». Поэтапное ведение работы.
Практика (28 часов )
Изготовление текстильных аксессуаров (кошелек, косметичка, пенал и т.п.)
Теория
Моделирование текстильного аксессуара. Виды застежек и технология их пришивания. Поэтапное ведение работы.
4. «Русский стиль» (36 часов)
Шитье из полос, треугольников и квадратов.
Теория (8 часов )
Традиционные орнаменты в русском лоскутном шитье. Колорит изделия в «русском стиле».
Понятия: орнамент, колорит, лоскутный блок, накладное шитье, шитье по основе,декоративный элемент, стёжка.
Устройство швейной машины, правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Поэтапное ведение работы.
Практика (28 часов)
5.«Народная текстильная игрушка» (22 часа)
Теория (6 часов)
Виды традиционной текстильной игрушки. История, этнография бытования народной текстильной игрушки.
Практика (16 часов )
Изготовление кукол «Рождественский ангел»,«Пеленашка».
«Благополучница», «Хороводница», «Веснянка»,куклы-столбушки.
6. «Лоскутные фантазии» (18 часа)
Теория (4 часа )
Рекомендации по ведению и оформлению индивидуального проекта.
Практика (14 часов)
Проектная деятельность: моделирование и изготовление лоскутного изделия или комплекта текстильных изделий.
7. Выставки и праздники (8 часов)
Теория (4 часа)
Беседы о праздниках: «Масленница», «Обряды русской старины».Подготовка к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, праздниках.
Практика ( 4часа )
Занятие-праздник «Масленница». Познавательно-игровые
программы.Участие в мастер-классах, массовых мероприятиях различных уровней.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 группа
№ | Месяц Число | Тема занятий | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | 19.09 | Правила поведения во время занятий. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.Вводное занятие.Знакомство с группой (коммуникативная игра). | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
2 | 21.09 | Понятия: текстиль, художественная обработка текстиля, лоскут, лоскутное шитьё.Организация рабочего места.История лоскутного шитья. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
3 | 26.09 | Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
4 | 28.09 | Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Демонстрация и обсуждение образцов изделий из методического фонда. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
5 | 03.10 | Техника безопасности при работе с тканью, устройство швейной машины. Виды швов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
6 | 05.10 | Виды тканей по составу сырья, выкройка, шаблон, лицевая сторона ткани,изнаночная сторона.Направление нитей. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
7 | 10.10 | Цветовой круг. Основные, дополнительные.Тёплые,холодные цвета.Подбор тканей по цвету . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
8 | 12.10 | Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
9 | 17.10 | Поэтапное ведение работы по изготовлению изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
10 | 19.10 | Изготовление изделия | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
11 | 24.10 | Изготовление изделия . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
12 | 26.10 | Изготовление изделия . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
13 | 31.10 | Участия в празднике «Покровские посиделки». Мастер класс. | 2ч | "Изба ремесел» | Обсуждение, устный опрос, «Блокнот посетителя выставки» |
14 | 02.11 | Изготовление изделия . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
15 | 07.11 | Техника «ромбы» | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
16 | 09.11 | Изготовление изделия в технике «Ромбы» | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
17 | 14.11 | Аппликация. Способы выполнения. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
18 | 16.11 | Выполнение аппликации. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
19 | 21.11 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
20 | 23.11 | Изготовление творческого изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
21 | 28.11 | Изготовление творческого изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
22 | 30.11 | Изготовление творческого изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
23 | 05.12 | Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
24 | 07.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
25 | 12.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
26 | 14.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
27 | 19.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
28 | 21.12 | Изготовление салфетки , из полотна полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
29 | 26.12 | Изготовление салфетки , из полотна полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
30 | 28.12 | Участие в выставке.Мастер класс. | 2ч | Чит.зал школы | Обсуждение, устный опрос,«Блокнот посетителя выставки» |
31 | 09.01 | Традиционные орнаменты в русском лоскутном шитье. Колорит изделия в «русском стиле». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
32 | 11.01 | Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
33 | 16.01 | Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора на основу. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
34 | 18.01 | Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
35 | 23.01 | Изготовление узора квадрат , треугольник .Влажно-тепловая обработка изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
36 | 25.01 | Изготовление конверта из полученного полотна . Конверт с застежкой пуговицой. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
37 | 30.01 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
38 | 01.02 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
39 | 06.02 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
40 | 08.02 | Виды традиционной текстильной игрушки. История, этнография бытования народной текстильной игрушки | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
41 | 13.02 | Изготовление кукол «Пеленашка». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
42 | 15.02 | Изготовление кукол «Хороводница», «Веснянка»,куклы-столбушки.Беседы о праздниках: «Масленница».Участие в выставке. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
43 | 20.02 | Лоскутная техника «Ляпачиха». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
44 | 22.02 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
45 | 27.02 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
46 | 01.03 | Выставка «Масленица».мастер класс. Игры. | 2ч | Актовый зал | Обсуждение, устный опрос,«Блокнот посетителя выставки» |
47 | 06.03 | Техника «косичка»: подставка под горячее. | 2ч | каб | |
48 | 13.03 | Техника «косичка»: подставка под горячее. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
49 | 15.03 | Лоскутная техника «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
50 | 20.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
51 | 22.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
52 | 27.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
53 | 29.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
54 | 03.04 | Аппликация. Способы выполнения. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
55 | 05.04 | Выполнение аппликации. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
56 | 10.04 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
57 | 12.04 | Выполнение стёжки. Машинная стёжка. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
58 | 17.04 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
59 | 19.04 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
60 | 24.04 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
61 | 26.04 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
62 | 03.05 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
63 | 10.05 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
64 | 15.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
65 | 17.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
66 | 22.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
67 | 24.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
68 | 29.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
69 | 31.05 | Выставка работ . «День защиты детей» | 2ч | Актовый зал | Обсуждение, устный опрос,«Блокнот посетителя выставки» |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2 группа
№ | Месяц Число | Тема занятий | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | 15.09 | Правила поведения во время занятий. Правила безопасной работы с инструментами и материалами.Вводное занятие.Знакомство с группой (коммуникативная игра). | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
2 | 20.09 | Понятия: текстиль, художественная обработка текстиля, лоскут, лоскутное шитьё.Организация рабочего места.История лоскутного шитья. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
3 | 22.09 | Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
4 | 27.09 | Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Демонстрация и обсуждение образцов изделий из методического фонда. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
5 | 29.10 | Техника безопасности при работе с тканью, устройство швейной машины. Виды швов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
6 | 04.10 | Виды тканей по составу сырья, выкройка, шаблон, лицевая сторона ткани,изнаночная сторона.Направление нитей. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
7 | 06.10 | Цветовой круг. Основные, дополнительные.Тёплые,холодные цвета.Подбор тканей по цвету . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
8 | 11.10 | Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
9 | 13.10 | Поэтапное ведение работы по изготовлению изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
10 | 18.10 | Изготовление изделия | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
11 | 20.10 | Изготовление изделия . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
12 | 25.10 | Изготовление изделия . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
13 | 27.10 | Участия в празднике «Покровские посиделки». Мастер класс. | 2ч | "Изба ремесел» | Обсуждение, устный опрос, «Блокнот посетителя выставки» |
14 | 01.11 | Изготовление изделия . | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
15 | 03.11 | Техника «ромбы» | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
16 | 08.11 | Изготовление изделия в технике «Ромбы» | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
17 | 10.11 | Аппликация. Способы выполнения. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
18 | 15.11 | Выполнение аппликации. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
19 | 17.11 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
20 | 22.11 | Изготовление творческого изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
21 | 24.11 | Изготовление творческого изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
22 | 29.11 | Изготовление творческого изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
23 | 01.12 | Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
24 | 06.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
25 | 08.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
26 | 13.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
27 | 15.12 | Изготовление полотна узор полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
28 | 20.12 | Изготовление салфетки , из полотна полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
29 | 22.12 | Изготовление салфетки , из полотна полоски. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
30 | 27.12 | Участие в выставке.Мастер класс. | 2ч | Чит.зал школы | Обсуждение, устный опрос,«Блокнот посетителя выставки» |
31 | 29.12 | Традиционные орнаменты в русском лоскутном шитье. Колорит изделия в «русском стиле». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
32 | 10.01 | Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
33 | 12.01 | Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора на основу. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
34 | 17.01 | Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
35 | 19.01 | Изготовление узора квадрат , треугольник .Влажно-тепловая обработка изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
36 | 24.01 | Изготовление конверта из полученного полотна . Конверт с застежкой пуговицой. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
37 | 26.01 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
38 | 31.01 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
39 | 02.02 | Пошив лоскутного узора «русский квадрат». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
40 | 07.02 | Виды традиционной текстильной игрушки. История, этнография бытования народной текстильной игрушки | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
41 | 09.02 | Изготовление кукол «Пеленашка». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
42 | 14.02 | Изготовление кукол «Хороводница», «Веснянка»,куклы-столбушки.Беседы о праздниках: «Масленница».Участие в выставке. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
43 | 16.02 | Лоскутная техника «Ляпачиха». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
44 | 21.02 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
45 | 28.02 | Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
46 | 02.03 | Выставка «Масленица».мастер класс. Игры. | 2ч | Актовый зал | Обсуждение, устный опрос,«Блокнот посетителя выставки» |
47 | 07.03 | Техника «косичка»: подставка под горячее. | 2ч | каб | |
48 | 09.03 | Техника «косичка»: подставка под горячее. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
49 | 14.03 | Лоскутная техника «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
50 | 16.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
51 | 21.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
52 | 23.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
53 | 28.03 | Изготовление изделия в технике «Витражи». | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
54 | 30.03 | Аппликация. Способы выполнения. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
55 | 04.04 | Выполнение аппликации. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
56 | 06.04 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
57 | 11.04 | Выполнение стёжки. Машинная стёжка. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
58 | 13.04 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
59 | 18.04 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
60 | 20.04 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
61 | 25.04 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
62 | 27.04 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
63 | 02.05 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
64 | 04.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
65 | 11.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
66 | 16.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
67 | 18.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
68 | 23.05 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2ч | каб | Обсуждение работы, анализ, беседа,устный опрос. |
69 | 25.05 | Выставка работ . «День защиты детей» | 2ч | Актовый зал | Обсуждение, устный опрос,«Блокнот посетителя выставки» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы обучения – словесные, наглядные, практические.
В качестве основных форм работы выбраны следующие методы:
беседа;
инструкции о правилах технике безопасности;
таблицы;
иллюстрации, фотографии;
открытые занятия;
работа в парах и малых группах
Педагогические технологии :
Выполнение индивидуального творческого проекта.
Обсуждение идеи, обработка информации , оценка возможностей.
Диагностический инструментарий :
Наблюдение, анкетирование, анализ полученных поделок.
Информационный материал по теме:
Техника безопасности при ручных и швейных работах
Цвет – один из важнейших элементов интерьера
История лоскутного шитья
Традиции нашего региона в рукоделии
№ | Раздел,тема программы | Форма занятий | Приемы и методы организации уч.восп.процесса | Дидактический материал | Технич. оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Лекция | Словесный наглядный | Фото,видео материаллы | Ауди,видео записи | Комбинированное занятие |
2 | «Листопад» | Традиционное занятие | Словесный наглядный | Фото,видео материаллы, | Ауди,видео записи | |
3 | «Кого люблю – тому дарю»: | Комбинированное, традиционное занятие | Словесный наглядный | Раздаточный материал | Ауди,видео записи | Контрольное занятие |
4 | «Русский стиль» | Комбинированное занятие | Словесный наглядный | Фото,видео материаллы | Ауди,видео записи | Комбинированное занятие |
5 | «Народная текстильная игрушка | Выставка, традиционное занятие | Словесный наглядный | Карточки, фото , таблицы | Ауди,видео записи | Комбинированное занятие |
6 | «Лоскутные фантазии» | Комбинированное занятие | Словесный наглядный | Наглядный материал | Ауди,видео записи | |
7 | Выставки , мастер класс | Защита проекта | Словесный наглядный | Видео материаллы Тестовые значения | Ауди,видео записи | Зачет , выставка |
Лекционный материал по теме:
Аппликация – один из видов рукоделия
Лоскутное шитье
Свойства ткани
Народные художественные промыслы
Рукоделие от древности до современности.
Необходимые инструменты и приспособления для работы с тканью.
Демонстрационные материалы на электронных носителях по теме:
Применение метода проекта на занятиях по рукоделию
Школа лоскутной техника
Лоскутный домик
Выставка лоскутных изделий
Машинные швы
Народные промыслы
Защита творческой работы
Учебно – методический комплекс
Для педагога:
.
Методические пособия:
1.Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс. 200.
2.Нагель О. И. Снова о лоскуте // Школа и производство. 1997. №4.
4. Антипина И.В. «Лоскутное шитье», программа творческой мастерской лоскутного шитья , Архангельск, 2008 год.
5. Л.В. Банакина « Лоскутное шитье. Техника, приемы, изделия.» АСТ-Пресс, 2010 г.
6.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193 с
7.Пронина Л. Уроки детского творчества. М.: Просвещение, 2001 г. -242с.
8.Рукоделие. Лоскутная пластика. №2, 2002 г.
9.Современная энциклопедия для девочек./ Авт. сост. Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек. – Мн. Современный литератор, 1995 г – 608 с.
10.Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия», 1997 г. – 193с