СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Малая академия наук" для учащихся проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Малая академия наук" для учащихся проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колыванская СОШ № 1»




ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО

решением методического объединения Зам. дир. по НМР

учителей-предметников Ханеева Н.В.

протокол №1 от 28.08.2023 «29» августа 2023г.






Рабочая программа


Малой академии наук


Химико-биологическая лаборатория


Возраст обучающихся: 14-18 лет


Комар Екатерина Александровна

Учитель биологии




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _ от

« » 2023 г.








2023 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • 1. федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, ред. от 11.12.2020 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Федеральной образовательной программы основного общего образования разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22),

  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35953), от 31 декабря 2015 г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020) и от 29 июня 2017 г. № 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный № 47532) и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный № 61749) и от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)

  • 3. Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.15.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"),

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  • В соответствии с  ООП ООО и ООП СОО МБОУ «Колыванская СОШ №1»  

  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Колыванская СОШ №1».

  • Устава МБОУ «Колыванская СОШ №1».

  • Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразова-тельных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г .NoР-6) . — URL: http://www .consultant .ru/document/cons_doc_LAW_374694/(дата обращения: 10 .03 .2021).

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

НОУ "Малая Академия» имеет естественнонаучную направленность и предназначена для организации исследовательской деятельности учащихся.

Программа направлена на развитие интереса обучающихся к исследованиям проблем различного характера, путём проведения практических работ и представления результатов своего труда в виде исследовательских работ на конференциях.


Актуальность программы

Большую значимость в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Одной из самых эффективных форм работы по развитию познавательной активности обучающихся является исследовательская деятельность.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановку проблемы,

  • ознакомление с литературой по данной проблематике,

  • овладение методикой исследования,

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

  • выводы,

  • стремление учащихся участвовать в различного рода конкурсах, олимпиадах, умение представлять свою работу.

Новизна программы заключается в использовании новых методик преподавания и педагогических технологий в проведении занятий. В частности при реализации программы используются технологии разноуровневого обучения, проектных методов обучения, проблемного обучения.

Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении специального образования.

В процессе реализации программы НОУ «Малая Академия» обучающиеся приобретут навыки практической исследовательской деятельности, выполнят различные исследовательские проекты, осознают значимость своих практических результатов.

Итогом проведения работы станет участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях, конкурсах. Программа позволяет реализовать актуальные, в настоящее время, компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.

Особенности программы

В рамках данной программы предусмотрено овладение обучающимися методикой исследовательской деятельности.

Особенностью программы является разноуровневость обучения, цикличность программы и разновозрастные группы. В ходе реализации программы предусмотрено составление индивидуального маршрута (план -карта), так как объём и сложность материала будет подбираться соответственно возрасту.

Адресат программы

Программа предусматривает посещение занятий обучающимися в возрасте от 14 до 18 лет

Количество часов в неделю –1 час.

Количество учащихся в группе – 13 человек.

Программа рассчитана на индивидуальную форму обучения и групповую и выстроена таким образом, чтобы обучение проводилось на соответствующем для каждого учащегося уровне, формировались знания, умения и навыки, соответствующие его способностям, выстраивался индивидуальный образовательный маршрут.

Уровень обучения для учащихся с повышенными способностями может подбираться индивидуально, на основе педагогических исследований.

Обучающийся с определённым уровнем знаний, умений и навыков может начать обучение даже со второго цикла обучения.

Достоинством применения цикличного обучения является постоянная возможность повторения материала, пройденные в предыдущий цикл обучения. Включается механизм шефства старших над младшими.

Так как группы будут сформированы из разных возрастов обучающихся (средний и старший школьный возраст), при организации работы по программе будут учтены психологические особенности этих возрастов.

Специфика работы с разновозрастной группой обусловит выбор определённых форм организации образовательного процесса.

В разновозрастной группе будут использоваться индивидуальные, групповые, фронтальные формы организации учебного процесса, которые позволят разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным является сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах будет выстроен на идеях педагогики сотрудничества: создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля.

Реализация положений педагогики сотрудничества эффективно воплощается в жизнь при применении диалогических форм обучения, которые подразумевают творческое отношение и обмен креативной деятельностью. Осуществление педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи.

При организации учебного диалога наиболее приемлемая форма – совместная работа обучающихся в микрогруппах, в нашем случае, разновозрастного состава.

Во время работы в микрогруппах разновозрастного состава всегда найдется старший, который сможет помочь разобраться в деталях изучаемой темы, и у младшего есть возможность получить поддержку и одобрение.

При взаимодействии старшего и младшего, большое значение имеет взаимообучение. Старшие, работая с младшими, не только оказывают помощь в усвоении учебной программы, но и имеют шанс реализовать общественнополезные мотивы, присущие подростковому возрасту, удовлетворить потребность в учебно-педагогической деятельности. Именно во время этой работы ребенок применяет приобретенные в процессе учебы умения и навыки, оказывается в новой позиции – позиции обучающего.

У детей вырабатывается ответственное отношение не только к выполнению роли учителя, но и к самому процессу познания. Несомненно, что при этом расширяется его собственная положительная мотивационная сфера, так как сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме.


Всевозможные формы совместной работы детей в процессе межвозрастного взаимодействия практически исключают занятия объяснительно-иллюстративного характера, и переносят акцент на систему различных видов научного взаимодействия подростков.

Совместная исследовательская деятельность откроет широкие возможности для деятельности детей разного возраста, для опытноэкспериментального поиска при работе в группах и для реализации стремления ребёнка к самостоятельной поисковой активности.


Форма обучения – очная. Форма организации:
  • рассказ;

  • объяснение;

  • беседа;

  • дискуссия;

  • семинар;

  • мини-конференция;

  • имитационная игра;

  • учебная экскурсия;

  • видеоурок;

  • самостоятельная работа,

  • презентация,

  • мозговая атака,

  • круглый стол,

  • ролевая и деловая игра,

  • конкурс,

  • турнир,

  • защита проектов.


  • Цель и задачи программы

Цель программы:формирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся

Задачи:

Предметные
    • Развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся

    • Формирование представлений об исследовательской деятельности

    • Развитие навыков исследовательской деятельности


Метапредметные
    • Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации полученной информации

    • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    • Формирование умений учебного сотрудничества

    • Развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении исследований

Личностные
    • Формирование навыков публичного выступления

    • Развитие способности формулировать своё мнение и умения его отстаивать

    • Формирование чувства ответственности за порученное дело

    • Воспитание уверенности в себе и осознание значимости выполненной работы

    • Привитие желания заниматься исследовательской работой в дальнейшем

    • Воспитание активной жизненной позиции и гражданской ответственности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,

  • причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать биологическую информацию.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различия и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);


  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций;

  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

  • регулировать способ выражения эмоций.

  • Принятие себя и других;

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

  • открытость себе и другим;

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);


  • формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;

  • формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по результатам исследования или проектной деятельности;

  • формирование интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбору биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования для будущей профессиональной деятельности, в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства;

  • владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее достоверности;

  • умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта - иметь четкие представления о материалистической сущности геномов живых организмов и регуляцию их работы;

  • знание основных факторов окружающей среды, влияющих на развитие и существование живых организмов, адаптаций к факторам окружающей среды;

  • знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в современной жизни человека, особенности использования живых организмов для производственных нужд человека;

  • знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений, характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями, гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, трансформация, мутагенез, генетическое редактирование;

  • понимание молекулярных механизмов реализации наследственной информации и умение свободно оперировать основными понятиями молекулярной биологии и ее современных направлений — геномики, метагеномики, протеомики;

  • знание основных заболеваний человека, механизмов их развития, способах их диагностики и лечения;

  • формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.


Содержание учебно-тематического плана

1. Организация работы НОУ 2023-2024 уч. год (4 часа).

Теория: Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества.

Практика: Выбор Совета. Заседание кафедр, выборы актива кафедр, утверждение расписания занятий, планов работы кафедр, создание концепции и эмблемы. Оформление стенда «НОУ», папки НОУ (список, план работы, эмблема, девиз кафедры, участие в конкурсах, протоколы заседаний). Открытие НОУ. Посвящение в члены НОУ «Юные интеллектуалы»


2.Олимпиады (школьные районные, региональные, всероссийские) (4 часа).

Олимпиады в 2023-2024 уч.г. Как и где принять участие. Школьные предметные олимпиады, требования и сроки участия.

Практика:

1 Практика Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии и по химии на базе образовательно центра «Сириус».

На базе образовательного центра «Альтаир» олимпиадная подготовка по химии для 9-10 классов.

3. Интеллектуальные конкурсы (8 часа).

Теория: Интеллектуальные конкурсы в 2023-2024 уч.г.

Предметные конкурсы (по кафедрам). Как и где принять участие.

Практика: Проведение практических занятий на развитие интеллектуального потенциала учащихся. Проведение творческих мероприятий для членов НОУ.


«Альтаир»

СУНЦ НГУ

Новосибирский центр продуктивного обучения

  1. Проектная смена «Охотники за бактериями» на базе образовательного центра «Альтаир»

  2. Проектная школа по биологии
  3. Установочная сессия регионального трека всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
  4. Открытие олимпиадного сезона. Химия.
  5. Олимпиадная подготовка по биологии
  6. Проектная сессия регионального трека всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

  1. Отборочный тур Медицинский турнир
  2. Отборочный тур ТЮБ


  1. Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа».


4. Научно-практические конференции (17 часов).

Теория: Темы проектов. Что выбрать. План –циклограмма работы над проектом. Мини защита. Представление проекта. Проработка индивидуальных исследовательских тем. Что входит в паспорт проекта. Требования к содержанию и оформлению работ, представляемых на школьную и районную научно-практическую конференцию. Значение презентации при защите проекта Формы, виды презентационной защиты проектов. Что такое постер? Формы, виды презентационной защиты проектов. Стендовый доклад. НПК. Что? Где? Когда? Формирование умения работать в группе.




Практика: Игра «Научная эстафета». День науки в школе.

Конкурсы творческих работ и презентаций. Школьная итоговая конференция. Участие лучших работ на районной конференции и областных конкурсах.

1. Новосибирский ГАУ XIII открытая региональная конференция школьников и учащихся техникумов «Шаг в науку»

2. Участие в XXXVI научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»

3. XIII открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»

4. Школьная научно-практическая конференция «Моё первое исследование», 8-11 класс

5. XVIV региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое к будущему» (конкурс проектов)

6. Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку».


5. Методическая работа (8 часов).


Оформление документации в папку НОУ. Мероприятия, в которых приняли участие, фото отчет; Дипломы, грамоты, награды учащихся за 1,2,3,4 четверти. «Портфолио школьника - мои успехи и достижения». Собрание «Научное общество учащихся как форма организации учебно-исследовательской деятельности 2023-2023 уч. год». Конкурс фото, видео «НОУ в объективе». Анализ участия в интеллектуальных конкурсах различных уровней в 2023-2024 учебном году. Анализ участия в конференциях различных уровней в 2023-2024 учебном году.

Отчет о работе НОУ за 2023-2024 учебный год

  1. Сравнительный мониторинг участия в различных этапах Всероссийской олимпиады за период 2021-2024 учебные годы

  2. Мониторинг участия в конкурсах различных уровней в 2023-2024 учебном году

  3. Анализ результатов работы НОУ за 2023-2024 учебный год

Обсуждение и составление плана работы НОУ на 2024-2025 учебный год



Календарно-тематическое планирование работы

Малой академии

Химико-биологическая лаборатория


Раздел (кол-во часов)/ Тематика мероприятий

Дата


Организация работы НОУ 2023-2024 уч. год (4 часа)


1.Планирование работы на 2023-2024 уч. год (мозговой штурм «Работа НОУ. Перспективы развития»).

2. Выявление одарённых и способных к научно-исследовательской работе учащихся 8-11 кл. и привлечение их к работе в НОУ


Заседание кафедр, выборы актива кафедр, утверждение расписания занятий, планов работы кафедр, создание концепции и эмблемы.


Оформление стенда «НОУ», папки НОУ (список, план работы, эмблема, девиз кафедры, участие в конкурсах, протоколы заседаний)


Открытие НОУ. Посвящение в члены НОУ «Юные интеллектуалы»



Олимпиады (школьные районные, региональные, всероссийские) (4 часа)


5

Олимпиады в 2023-2024 уч.г.

Как и где принять участие. Анализ участия за 3 года.


6.

Школьные предметные олимпиады, требования и сроки участия


7

Практика Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии и по химии на базе образовательно центра «Сириус»





Интеллектуальные конкурсы (8 часа)


9

Отборочный тур ТЮБ


10

Интеллектуальные конкурсы в 2023-2024 уч.г. Предметные конкурсы (по кафедрам). Как и где принять участие. Анализ участия за 3 года.


11.

Практика

Международный игровой конкурс по естествознанию, «Человек и природа»,



12.

Отчет о работе кафедр «Итоги за 1 четверть»


«Альтаир»

13

Проектная смена «Охотники за бактериями»

3.10.23-10.10.23

14

Проектная школа по биологии

3.10.23-10.10.23

15

Установочная сессия регионального трека всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

1.11.23-8.11.23

16

Олимпиадная подготовка по биологии.

9.11.23-16.11.23

17

Открытие олимпиадного сезона. Химия.

20.11.23-27.11.23

18

Проектная сессия регионального трека всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»


8.12.23-

13.12.23


Научно-практические конференции (20 часов)


17

Темы проектов. Что выбрать. План –циклограмма работы над проектом.

14.11.23

18

Мини защита. Представление проекта.

21.11.23

19

Требования к содержанию и оформлению работ, представляемых на школьную и районную научно-практическую конференцию.

28.11.23

20

Что входит в паспорт проекта

05.12.23

21

Предварительная защита проектов. Советы бывалых.

12.12.23

22

Отчет о работе кафедр «Итоги за 2 четверть»

26.12.23

23

Значение презентации при защите проекта Формы, виды презентационной защиты проектов. Что такое постер?

23.01.24

24

Формы, виды презентационной защиты проектов. Стендовый доклад

30.01.24

25

Игра «Научная эстафета»

06.02.24

26

День науки в школе. НПК. Что? Где? Когда?

08.02.24

27

Практика

1. Новосибирский ГАУ XI открытая региональная конференция школьников и учащихся техникумов «Шаг в науку»

2. Участие в XXXIV научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»

3. XI открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»

4. Школьная научно-практическая конференция «Моё первое исследование», 8-11 класс

5. XVII региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое к будущему» (конкурс проектов)

6. Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку».








08.02.24


Март

2024

28

Формирование умения работать в группе.

13.03.24

29

Оформление документации в папку НОУ

Мероприятия, в которых приняли участие, фото отчет; Дипломы, грамоты, награды учащихся за 3 четверть.

20.03.24

30

Отчет о работе кафедр «Итоги за 3 четверть»

27.03.24


Методическая работа

(оформление итогов года) (8 часов)


32

«Итоги районной научно-практической конференции «Моё первое исследование». Плюсы и минусы

31.03.24

33

Оформление документации в папку НОУ

Мероприятия, в которых приняли участие, фото отчет; Дипломы, грамоты, награды, учащихся за 3 четверть.

03.04.24

34

Конкурс «Портфолио школьника- мои успехи и достижения».

10.04.24

36

Конкурс фото, видео «НОУ в объективе»

24.04.24

37

Анализ участия в интеллектуальных конкурсах различных уровней в 2023-2024 учебном году.

15.05.24

38

Анализ участия в конференциях различных уровней в 2023-2024 учебном году.

22.05.24

39

Отчет о работе НОУ за 2023-2024 учебный год

    1. Сравнительный мониторинг участия в различных этапах Всероссийской олимпиады за период 2023-2024 учебные годы

    2. Мониторинг участия в конкурсах различных уровней в 2023-2024 учебном году

    3. Анализ результатов работы НОУ за 2023-2024 учебный год

    4. Обсуждение и составление плана работы НОУ на 2024-2025 учебный год

24.05.24


























Материально-техническая база

Кабинет биологии (доска, столы, стулья), цифровые лаборатории «Точки роста» для кабинетов биологии и химии, ноутбук, видеопроектор, микроскопы.



Планирование исследовательской работы на следующий год

Практика: Мозговой штурм. Игра

В результате освоения программы обучающиеся узнают:
  • Основы исследовательской деятельности
  • Этапы работы с исследовательской работой
  • Методики организации и проведения опытов, наблюдений, экспериментов
  • Структуру и правила оформления исследовательской работы
  • Получат опыт : в проведении экспериментальных наблюдений, опытов, экспериментов
  • Смогут: формулировать тему исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
  • Составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
  • Выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
  • Определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
  • Формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
  • Работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • Выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • Оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;
  • Осваивать способы представления материала, защищать его;
  • Передавать свой опыт.

В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования у них универсальных учебных действий: в сфере личностных учебных действий - освоение социальных норм, правил поведения;

освоение личстного смысла занятия исследовательской деятельностью; - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. в сфере регулятивных универсальных учебных действий

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять самоконтроль;

самостоятельно организовывать свою работу над исследовательским проектом;

уметь представлять результаты исследования; - определять успешность своей работы.

в сфере познавательных универсальных учебных действий

уметь находить необходимую информацию, перерабатывать еѐ, использовать в работе;

проявлять интерес к объектам окружающей среды, культуры, науки, техники;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

планировать и проводить исследование,

  • извлекать информацию представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

представлять результаты своего труда на научно – практической конференции. в сфере коммуникативных универсальных учебных действий

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • видеть вклад каждого участника группы в работу, в природоохранную деятельность;

формулировать собственное мнение и позицию;


  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы;

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • осуществлять контакты с респондентами, научными работниками, сотрудниками библиотек, музеев, архивов и др.;


  • реализовывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,

  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, - критично относиться к своему мнению, - понимать точку зрения другого.

Способом определения результативности реализации программы

служит мониторинг образовательного процесса детского объединения и система портфолио обучающихся.

В течение года проводятся практические работы (например: провести практическую часть проекта и подготовить отчёт о результатах; подготовить сообщение по заданному плану и др.),

тестирование с целью промежуточной оценки знаний полученных обучающимися.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы В течение года обучающиеся выполняют учебно-исследовательскую работу по выбранной теме и представляют ее на конкурсах и научно-практических конференциях Условия реализации программы

Реализация программы осуществляется на базе МБОУ «Колыванской СОШ № 1»

Оценочные материалы

Оценивание степени сформированности умений и навыков

исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей

компетентности у учащегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  3. количество новой информации использованной для выполнения проекта;


  1. степень осмысления использованной информации;

  2. уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  3. оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  4. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  5. качество выполненной работы (оценка содержания работы);

  6. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

  7. владение рефлексией;


  1. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  2. социальное и прикладное значение полученных результатов.


Методическое обеспечение


Методическое обеспечение разработано в форме образовательно- методического комплекса, который включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов УМК.

В их числе:

  1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДОД

  2. Пакет методических материалов:

  • учебно-методическая литература;


  • дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки);

  • контрольный блок (описание критериев и показателей качества образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и диагностических методик);

  • инструкции по технике безопасности;

  • глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);


  • справочно-информационные материалы по организации исследовательской деятельности детей;


  • видеоматериалы и презентации по организации исследовательской деятельности обучающихся;

  • перечень массовых мероприятий (конкурсы, выставки и т.п.) проводимые по направлению детского объединения различными учреждениями и организациями (муниципальными, региональными и т.д.).

  1. Материалы, отражающие достижения обучающихся (портфолио обучающихся);

  2. Класс для теоретических и практических учебных занятий. Интернет- ресурсы «Система работа с одаренными детьми и детьми с высокими познавательными способностями в системе работы учителя в условиях дополнительного образования школы»


Список использованной литературы

  1. Величко М.В. Математика.9-11классы: проектная деятельность учащихся/ авт.сост. М.В. Величко. - 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. - N 1.

- С. 118-143; N 3. - С. 121-141

  1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая -М.: Первое сентября, 2010.

  2. Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124

Интернет-ресурсы

    1. http://uoidra.narod.ru/metod.files/met_razrabotki/letagina.doc

    2. 2. https://my.1september.ru/potfolio/