Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г); Приказа Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», Раздел 3. п.19.5; планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро и др. «Математика». (Рабочие программы. 1-4 классы, учебно-методический комплект «Школа России» 2014г), учебника по математике для 3 класса (М.И. Моро, М.А. Бантова и др. «Математика», 3 класс, Москва, «Просвещение», 2013).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
-образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
-сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
-читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм 2 = = 100 см2, 1 м 2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
-читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
-классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
-выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида а: а, 0: а;
-выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
-выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв;
-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
-анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
-составлять план решения задачи в 2—3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
-преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
-составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
-решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
-сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
-дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
-находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный.
-читать несложные готовые таблицы;
-понимать высказывания, содержащие логические связки (... и ...; если..., то...; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч).
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквам
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность веления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение! дачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 . 4,4.23. Приемы умножения и деления для случаев вида 2 .3, 3 .20, 60: 3, 80: 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка де Приём деления для случаев вида 87: 29, 66: 22. Проверка умножения делением.
Выражения с двумя переменными вида, а + b, а - b, а • Ь, с: d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 1 Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (6 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 8 | | |
1 | Сложение и вычитание. | 1 | | |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | |
3 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 1 | | |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | | |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Длина цепочки. | 1 | | |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | | |
7 | «Странички для любознательных». Проверочная работа №1 «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». | 1 | | |
8 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа. | 1 | | |
| Табличное умножение и деление | 28 | | |
9 | Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | |
10 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3. | 1 | | |
11 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | | |
12 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. | 1 | | |
13 | Порядок выполнения действий. Цепочка цепочек, | 1 | | |
14 | Порядок выполнения действий. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | |
15 | Закрепление. Решение задач. изученных видов. Таблица для мешка. | 1 | | |
16 | «Странички для любознательных». Словарный порядок. Проверочная работа № 2 по теме: «Табличное умножение и деление». | 1 | | |
17 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1. | 1 | | |
18 | Контрольная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | | |
19 | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления | 1 | | |
20 | Закрепление пройденного. Таблица умножения. | 1 | | |
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Дерево, следующие вершины, листья | 1 | | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | | |
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | | |
24 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | 1 | | |
25 | Задачи на кратное сравнение. Дерево, Предыдущие вершины. | 1 | | |
26 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | | |
27 | Решение задач. Проверочная работа № 3 по теме «Решение задач». | 1 | | |
28 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. | 1 | | |
29 | Решение задач. Изученных видов. Уровень вершины дерева. | 1 | | |
30 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | | |
31 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | | |
32 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. | 1 | | |
33 | «Странички для любознательных». Математический диктант №2. | 1 | | |
34 | Проект «Математическая сказка». | 1 | | |
35 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление. Решение задач». | 1 | | |
36 | Контрольная работа № 2 за1 четверть. По тексту администрации. | 1 | | |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 28 | | |
37 | Площадь. Единицы площади. Робик. Команды для Робика. | 1 | | |
38 | Квадратный сантиметр. | 1 | | |
39 | Площадь прямоугольника. | 1 | | |
40 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | 1 | | |
41 | Решение задач. На нахождение площади прямоугольника. | 1 | | |
42 | Решение задач изученных видов. | 1 | | |
43 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. | 1 | | |
44 | Квадратный дециметр. | 1 | | |
45 | Закрепление таблицы умножения. | 1 | | |
46 | Решение задач разных видов. | 1 | | |
47 | Квадратный метр. | 1 | | |
48 | Текстовые задачи в три действия. | 1 | | |
49 | «Страничка для любознательных» Повторение пройденного. | 1 | | |
50 | Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | |
51 | Умножение на 1. | 1 | | |
52 | Умножение на 0. | 1 | | |
53 | Случаи деления: а:а; а:1 при а =0. | 1 | | |
54 | Деление нуля на число. | 1 | | |
55 | Решение задач разных видов. | 1 | | |
56 | «Странички для любознательных». Контрольная работа № 3 по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | | |
57 | Доли. | 1 | | |
58 | Окружность. Круг | 1 | | |
59 | Диаметр окружности (круга). | 1 | | |
60 | Решение задач. Проверочная работа № 5 по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». | 1 | | |
61 | Единицы времени. Склеивание цепочек. | 1 | | |
62 | Единицы времени. | 1 | | |
63 | «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №4. | 1 | | |
64 | Контрольная работа № 4 за2 четверть. По тексту администрации. | 1 | | |
65 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20.3, 3.20, 60:3. | 1 | | |
66 | Случаи деления вида 80 : 20. | 1 | | |
67 | Умножение суммы на число. | 1 | | |
68 | Умножение суммы на число. Путь дерева. | 1 | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | | |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. | 1 | | |
71 | Решение задач на приведение к единице пропорционального. | 1 | | |
72 | Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных». | 1 | | |
73 | Деление суммы на число. | 1 | | |
74 | Деление суммы на число. Закрепление. | 1 | | |
75 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78:2. | 1 | | |
76 | Связь между числами при делении. | 1 | | |
77 | Проверка деления. | 1 | | |
78 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | 1 | | |
79 | Проверка умножения делением. | 1 | | |
80 | Решение уравнений. | 1 | | |
81 | Закрепление пройденного. Проверочная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1 | | |
82 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Математический диктант №5. | 1 | | |
83 | Контрольная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление». | 1 | | |
84 | Деление с остатком. | 1 | | |
85 | Деление с остатком. Закрепление. | 1 | | |
86 | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. | 1 | | |
87 | Задачи на деление с остатком. | 1 | | |
88 | Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа № 7 по теме «Деление с остатком». | 1 | | |
89 | Проверка деления с остатком. | 1 | | |
90 | Наш проект «Задачи-расчёты». | 1 | | |
91 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | | |
92 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | |
93 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | |
94 | Разряды счётных единиц. | 1 | | |
95 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | |
96 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 | | |
97 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | | |
98 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1 | | |
99 | Контрольная работа № 6 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком». | 1 | | |
100 | Сравнение трёхзначных чисел. Математический диктант №6. | 1 | | |
101 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. Проверочная работа № 8 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000». | 1 | | |
102 | Единицы массы. | 1 | | |
103 | «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились. Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | |
104 | Контрольная работа № 7 за3 четверть. По тексту администрации. | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 10 | | |
105 | Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
106 | Приёмы устных вычислений вида:450 + 30, 620-200. | 1 | | |
107 | Приёмы устных вычислений вида:470 + 80, 560-90. | 1 | | |
108 | Приемы устных вычислений вида: 260+ 310, 670- 140. | 1 | | |
119 | Приемы письменных вычислений. | 1 | | |
110 | Письменное сложение трёхзначных чисел. | 1 | | |
111 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
112 | Виды треугольников. Проверочная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | |
113 | Закрепление. Решение задач. «Странички для любознательных». Тёст № 4«Верно? Неверно?» | 1 | | |
114 | Контрольная работа № 8 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | 1 | | |
| Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 16 | | |
115 | Приёмы устных вычислений вида:180 .4, 900:3. | 1 | | |
116 | Приёмы устных вычислений вид240 .4,203 .4, 960:3. | 1 | | |
117 | Приёмы устных вычисление вида: 100:50, 800: 400. | 1 | | |
118 | Виды треугольников. «Странички для любознательных». | 1 | | |
119 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. | 1 | | |
120 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | | |
121 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | | |
122 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление. | 1 | | |
123 | Закрепление. Проверочная работа №10 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное». | 1 | | |
124 | Приём письменного деления на однозначное число. | 1 | | |
125 | Приём письменного деления на однозначное число. | 1 | | |
126 | Проверка деления. | 1 | | |
127 | Приём письменного деления на однозначное число. Проверочная работа №11 по теме «Деление многозначного числа на однозначное». | 1 | | |
128 | Знакомство с калькулятором. | 1 | | |
129 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №7. | 1 | | |
130 | Контрольная работа № 9 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». | 1 | | |
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» | 6 | | |
131 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | | |
132 | Нумерация. Сложение и вычитание. Геометрические фигуры и величины. | 1 | | |
133 | Умножение и деление. Задачи. Математический диктант №8. | 1 | | |
134 | Контрольная работа №10 за год. По тексту администрации. | 1 | | |
135 | Геометрические фигуры и величины. Тест № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | | |
136 | Правила о порядке выполнения действий. Задачи. | 1 | | |