СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МАТЕМАТИКА

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МАТЕМАТИКА»

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Авторы:М. И. Моро, М. А. Бантова)


Рабочая программа составлена на основе "Федерального государственного стандарта общего образования» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Разработана на основе авторской учебной программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика» для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, «Просвещение» 2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»» (автор А.А.Плешаков).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. 3 класс (М. Просвещение , 2013г).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы начальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.


Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;


— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан в 3 классе - 136 ч (34 учебные недели)


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).


Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).























Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс


№ п/п

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Примечания (контрольные работы,  проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии)

Дата

Коррек-

тировка даты

1

2

3

4

5

6

7

Повторение изученного (8 ч)

1

Повторение нумерации чисел. Сложение и вычитание

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неиз­вестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера


Умение соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы





2

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания .




3

Решение уравнений с неизвестным слагаемым




4

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.




5

Решение уравнений с неизвестным вычитае­мым




6

Обозначение геометрических фигур буквами




7

«Странички для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научи­лись» Проверочная работа




8

Контрольная работа по теме «Повторение пройденного»

Контрольная работа



Табличное умножение и деление (продолжение) (56ч)

1(9)

Связь.умножения и деления






2(10)

Таблицы умножения и деле­ния с числами 2 и 3 (повторение).

Применять правила о порядке выполнения действий в число­вых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок.

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.


Использование различных приёмов проверки правильности вы­числения значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).




3(11)

Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость




4(12)

Порядок выполнения действий в выражениях со скобка­ми.




5(13)

Порядок выполнения действий в выражениях со скобка­ми и без скобок




6(14)

Зависимости между величинами: масса предмета, количество предметов, масса всех предметов.

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей за­висимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на не­сколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколь­ко раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составлен­ному плану.

Пояснять ход решения задачи.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.

Обнаружи­вать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вы­числительного характера, допущенные при решении.


Формирование умений решать задачи практического характера.

Сравнивание задач на увеличение (уменьшение) числа на не­сколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколь­ко раз, приводить объяснения. Выполнение заданий творческого и поискового характера.




7(15)

Зависимости между величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы




8(16)

Зависимости между пропорциональными величинами. Закрепление.




9(17)

Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз.




10

(18)

Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз.




11

(19)

Текстовые задачи на кратное сравнение чисел.




12

(20)

Задачи на нахождение четвертого пропорционального




13

(21)

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального




14

(22)

«Странички для любознательных» — задания творче­ского и поискового характера.




15

(23)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись




16

(24)

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои до­стижения» (тестовая форма). Анализ результатов

Проверочная работа



17

(25)

Таблица умножения с числом 4.





18

(26)

Таблица умножения и деления с числом 4.





19

(27)

Таблица умножения 5.






20

(28)

Таблица умножения и деления с числом 5.





21

(29)

Таблица умножения и деления с числом 6.





22

(30)

Таблица умножения и деления с числом 6.





23

(31)

Таблица умножения числом 7.





24

(32)

Таблица умножения и деления с числом 7.





25

(33)

Проект: «Математические сказки».


Проект:



26

(34)

«Странички для любознательных» — задания творче­ского и поискового характера





27

(35)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись»





28

(36)

Контроль и учёт знаний по теме «Табличное умножение и деление»


Контрольная работа.



29

(37)

Таблица умножения и деления с числом 7.





30

(38)

Таблица умножения и деления с числми 8,9.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответству­ющие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между ве­личинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.


Развитие познавательных интересов, учебных

мотивов.




31

(39)

Закрепление. Умножение и деление на 8, 9




32

(40)

Таблица умножения и деления с числом 9. Сводная таблица умножения




33

(41)

Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление»




34

(42)

Площадь. Способы сравнения фигур по площади.




35

(43)

Едини­цы площади: квадратный сантиметр.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100, основанные на знании десятичного состава чисел




36

(44)

Едини­цы площади квадратный деци­метр




37

(45)

Едини­цы площади квадратный метр. Решение задач.




38

(46)

Сводная таблица единиц площади.




39

(47)

Площадь прямоугольника. Решение задач.




40

(48)

Умножение на 1 и на 0.




41

(49)

Деление 0 на число

Решение задач




42

(50)

Решение текстовых задач.





43

(51)

Текстовые задачи в три действия




44

(45)

Решение задач. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа



45

(53)

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).




46

(54)

Вычерчива­ние окружностей с использованием циркуля




47

(55)

Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Обра­зование и сравнение долей.

Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины.

Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более круп­ные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задач и-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.


Описыватьявления и события с использованием величин времени.





48

(56)

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле




49

(57)

Единицы времени: год, месяц, сутки




50

(58)

Единицы времени: сутки




51

(59)

^Странички для любознательных» — задания творче­ского и поискового характера




52

(60)

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои до­стижения» (тестовая форма). Анализ результатов

Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осущест­вляющей выбор продолжения работы.




53

(61)

Повторение, закрепление по теме Табличное умножение и деление




54

(62)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись»




55

(66)

Контроль и учёт знаний по темеТабличное умножение и деление




56

(67)

Анализ контрольной работы. Случаи деления вида 80:20




Внетабличное умножение и деление (27 ч)

1

(68)

Умножение суммы на число.

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100
разными способами. А.

Использовать правила умножения суммы на число при вы­полнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.






2

(69)

Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23.





3

(70)

Умножение для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Закрепление.





4

(71)

Умножение и деление круглых чисел





5

(72)

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20,

60 : 3





6

(73)

Приёмы деления для случаев вида 80 : 20





7

(74)

Деление суммы на число.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее

удобный.

Использовать разные способы для проверки выполненных

действий умножение и деление.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свой­ства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление

с остатком и его проверку.

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять задания творческого и поискового характера: за­дания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, со­держащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сю­жетами.

Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.

Составлять план решения задачи.

Работать в парах, анализировать и оценивать результат ра­боты.






Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими



Умение соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы





8

(75)

Связь между числами при де­лении.




9

(76)

Проверка деления умножением




10

(77)

Закрепление пройденного. Проверочная работа по теме: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Проверочная работа



11

(78)

Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.





12

(79)

Про­верка умножения делением




13

(80)

Выражения с двумя переменными




14

(81)

Решение уравнений на основе связи между компонента­ми и результатами умножения и деления




15

(82)

Решение уравнений. Закрепление.




16

(83)

Приёмы нахождения частного и остатка.




17

(84)

Проверка деле­ния с остатком




18

(85)

Деление с остатком методом подбора.




19

(86)

Решение задач на нахождение четвёртого пропорцио­нального




20

(87)

«Странички для любознательных» — задания творче­ского и поискового характера

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими




21

(88)

Задачи на деление с остатком.




22

(89)

Случаи деления, когда делитель больше делимого.




23

(90)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись»




24

(91)

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои до­стижении» (тестовая форма). Анализ результатов

Проверочная работа.



25

(92)

Проверка деления с остатком.




26

(93)

Решение задач на деление с остатком.




27

(94)

Проект:«Задачи-расчёты».


Проект.



ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Нумерация (13 ч)

1

(95)

Устная нумерация в пределах 1000

Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат срав­нения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая по­следовательность, продолжать её или восстанавливать про­пущенные в ней числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установ­ленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера: чи­тать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать по­зиционную десятичную систему счисления с римской непози­ционной системой записи чисел.



Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и спо­собов действий

Читать записи, представленные римскими цифрами, на цифер­блатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.





2

(96)

Письменная нумерация чисел в пределах 1000




3

(97)

Разряды счётных еди­ниц.




4

(98)

Натуральная последовательность трёхзначных чисел.




5

(99)

Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.




6

(100)

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.




7

(101)

Римские цифры




8

(102)

Сравнение трехзначных чисел




9

(103)

Определение общего чис­ла единиц (десятков, сотен) в числе




10

(104)

Единицы массы: килограмм, грамм




11

(105)

Письменная нумерации чисел в пределах 1000. Закрепление.




12

(106)

«Странички для любознательных» — задания творче­ского и поискового характера




13

(107)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись»

Проверочная работа.



Сложение и вычитание (10 ч)

1

(108)

Приёмы устных вычисленийв пределах 1000 вида (900 + 20.

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя различные приёмы устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгорит­мов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вы­числений.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равно­бедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и на­зывать их.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказы­вания.

Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать

свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника


Контролировать пошагово правильность применения алгорит­мов арифметических действий при письменных вычислениях.









Выполнять задания творческого и поискового характера, при­менять знания и способы действий в изменённых условиях.





2

(109)

Приёмы устных вычислений для случаев вида 500-80.




3

(110)

Приёмы устных вычислений для случаев 120x7, 300:6.




4

(111)

Приёмы письменных вычислений




5

(112)

Алгоритм письменно­го сложения,




6

(113)

Алгоритм письменного вычитания




7

(114)

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний




8

(115)

«Странички для любознательных» — задания творче­ского и поискового характера.




9

(116)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись»




10

(117)


Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сде­лать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»




Умножение и деление (12 ч)

1

(118)

Приёмы устного умножения.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остро­угольный.

Находить их в более сложных фигурах.


Использовать различные приёмы для устных вычислений.





2

(119)

Приёмы устного деления




3

(120)

Приёмы устного умножения и деления. Повторение.




4

(121)

Приём письменного умножения на однозначное число




Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти дей­ствия.








Использовать различные приёмы проверки правильности вы­числений, проводить проверку правильности вычислений с ис­пользованием калькулятора





5

(122)

Приём письменного умножения на однозначное число




6

(123)

Приём письменного умножения на однозначное число




7

(124)

Приём письменного деления на однозначное число




8

(125)

Приём письменного деления на однозначное число




9

(126)

Приём письменного деления на однозначное число




10

(127)

Знакомство с калькулятором.




11

(128)

Повторение пройденного«Что узнали. Чему научи­лись»




12

(129)

Контрольная работа по теме: «Письменное умножение в пределах 1000»

Контрольная работа.



Итоговое повторение(7 ч)

1

(130)

Приемы письменного умножения в пределах 1000. Повторение.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти дей­ствия.






Использовать различные приёмы проверки правильности вы­числений, проводить проверку правильности вычислений с ис­пользованием калькулятора


Умение соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы





2

(131)

Приемы письменного деления в пределах 1000. Повторение




3

(132)

Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000. Повторение




4

(133)

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.



5

(134)

Нахождение стороны квадрата по его периметру. Повторение.




6

(135)

Нахождение стороны прямоугольника по периметру и известной стороне




7

(136)

Закрепление. Решение задач Геометрические фигуры