СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Математика" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Математика" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Математика" 4 класс»

Раздел I. Пояснительная записка

Статус_документа

Настоящая программа по математике создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом. Рабочая программа по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утверждённой Минобрнауки РФ.

Программа раскрывает содержание федерального компонента Государственного начального общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.

Общая характеристика курса

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.

Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.

При обучении математике важно научить детей самостоятельно находить пути решения предлагаемых программой задач, применять простейшие общие подходы к их решению.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Это точка, линии (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольники различных видов и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность и др.

При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, с рассмотрением некоторых свойств изучаемых фигур (например, свойства противоположных сторон прямоугольника, диагоналей прямоугольника, в частности квадрата); упражнений, направленных на развитие геометрической зоркости (умения распознавать геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей и др.).

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой - уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам.

На первых порах обучения важное значение имеет игровая деятельность детей на уроках математики. Дидактические игры и игровые упражнения учитель подбирает по своему усмотрению с учетом реальных условий работы с классом.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения, а для выпускного класса начальной школы - уровень требований, необходимых для преемственной связи с курсом математики в среднем звене школы.

Особенности контингента учащихся 4 класса МКОУ СОШ №11 в котором реализуется данная программа

В 4 классе обучается 4 учащихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Двое из обучающихся имеют по предмету пятёрки. Анализ проведённых диагностических работ за курс 3 класса позволяет заключить, что двое учеников испытывают трудности при счёте с числами, при решении задач. В связи с этим в календарно-тематическое планирование включен раздел «Повторение», что позволит создать систему повторения материала, скорректировать знания, ликвидировать пробелы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Беденко М.В. Математика: Суперблиц знаний: 4 класс. – М.: 5 за знания, 2009.

  4. Волкова С.И., Математика. Контрольные работы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 1- 2010.

  5. Волкова С.И. Проверочные работы к учебнику «Математика 4 класс». – М.: Просвещение, 2010.

  6. Волкова С.И. Математика. 4 класс. Устные упражнения. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2011.

  8. Крылова О.Н. Математика: итоговая аттестация: 4 класс: типовые текстовые задания. – М.: Экзамен, 2011.

  9. CD – ROM. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 4 класс». – М.: Экзамен, 2010.

Место предмета «Математика» в базисном учебном плане МКОУ СОШ №11:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение

математики в 4 классе – 136 ч., по учебному плану школы – 136 ч. Таким образом, учебный план образовательного учреждения предусматривает изучение математики в объёме 136 ч. – из расчёта 4 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Раздел II. Содержание учебного курса

Числа от 1 до 1000. Нумерация. (11 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация. (10 ч) Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов. 

Величины (15 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. 

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):

задачи, решаемые сложением и вычитанием;

сложение и вычитание с числом 0;

переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;

способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин. 

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):

задачи, решаемые умножением и делением;

случаи умножения с числами 1 и 0;

деление числа 0 и невозможность деления на 0;

переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;

рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;

взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;

способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количествопредметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих:

смысл арифметических действий;

нахождение неизвестных компонентов действий;

отношения больше, меньше, равно;

взаимосвязь между величинами;

решение задач в два – четыре действия;

решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля. 

Итоговое повторение (16 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.

Решение задач изученных видов.


Раздел III. Учебно – тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Числа от 1 до 1000

11

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация

10

3

Величины

15

4

Сложение и вычитание

11

5

Умножение и деление

73

6

Повторение

16


Итого

136



Раздел IV. Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид

контроля

Дата проведения



Примечание


По плану

По факту


Числа от 1 до 1000     (11 ч)

1.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Натуральный ряд чисел.

1





Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем

Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица

Текущий





2.

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Текущий






3

Нахождение суммы нескольких

слагаемых

1

Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения

Уметь выполнять

письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия

С/работа






4.

Вычитание трехзначных чисел  

1

Письменные вычисления  с натуральными числами. Нахождение значений  числовых выражений  со скобками и без них


Текущий.  Фронтальный опрос






5.

Приемы письменного умножения

трехзначных чисел на однозначные

1

. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь выполнять

приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные







6.

Письменное  умножение однозначных чисел на многозначные

Умножение на 0, на 1.

1

Нахождение значений выражений

Переместительное

свойство умножения Нахождение значений  числовых выражений  со скобками и без них

Уметь использовать переместительное

свойство умножения однозначных чисел на трехзначные






7

Приемы письменного деления

трехзначных чисел на однозначные

1


Умножение  трёхзначного числа на однозначное. Решение задач разными способами

Уметь пользоваться

изученной математической терминологией, решать текстовые задачи разными способами, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные, выполнять работу над ошибками

Текущий






8

Деление трёхзначных чисел на однозначные. Определение количества цифр в частном


Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов Таблица умножения. Деление с остатком.

Уметь выполнять

приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

С/работа

(15 мин)





9

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на

однозначное

число

1



Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление

с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное

Уметь выполнять

приемы письменного

деления на однозначное число.

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел

Тематический. Ар/диктант






.10

Входная диагностическая работа.


1

Деление трехзначного числа на однозначное

Уметь выполнять

письменно деление

трехзначного числа на

однозначное, когда в

записи частного есть нуль

Контроль знаний






11.

Свойства диагоналей прямоугольника

1

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и

другие модели)

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать свойства диагоналей прямоугольника.Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку







Числа, которые  больше 1000. Нумерация   (10 ч)

12



Разряды и классы.

Класс единиц и класс тысяч

1


Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.

Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы».

Уметь читать, записывать числа, которые

больше 1000

Текущий





13

Чтение и запись  многозначных чисел

1

Названия, последовательность  натуральных чисел. Классы и разряды

Последовательность

и запись чисел. Классы и разряды

Уметь читать, записывать и сравнивать

числа в пределах

1 000 000

Уметь представлять

многозначное число в

виде суммы разрядных слагаемых

Текущий.

Фр/опрос

Мат/дик (15 мин)
















14

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

1




Представление числа

в виде суммы раз-

рядных слагаемых.

Классы и разряды

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста

Тест

(10 мин)





15

Сравнение многозначных чисел

1

Классы и разряды.

Сравнение чисел

с опорой на порядок следования чисел при счете

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000

Текущий






16

Увеличение и

уменьшение числа

в 10, 100, 1000 раз

1

Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в...», «меньше в...»

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

Текущий.

Фр/опрос





17

Нахождение общего количества

единиц какого-либо разряда

в данном числе

1

Разряды. Сравнение

многозначных чисел.

Сравнение чисел с

опорой на порядок

следования чисел при счете

Знать последовательность чисел в пределах

100 000.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе

Тест

(10 мин)





18

Класс миллионов и  класс миллиардов

Числовой луч

1

Классы и разряды:

класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины

Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах  100 000.Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000

Знать понятия «луч», «числовой луч».Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч

Текущий.

Фронтальный опрос

Текущий






19

Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки

1

Построение прямого угла на клетчатой бумаге

Знать понятие «угол», виды углов.Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, строить прямой угол

Текущий. Арифметический диктант





20

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел, которые больше 1000»

1

Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины. в различных единицах, решать задачи арифметическим способом

Контрольная работа





21

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Нумерация чисел, которые больше 1000»

1

Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины. в различных единицах, решать задачи арифметическим способом






Величины 15 ч

22

Величины. Единица длины,  километр

1




Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Знать единицы длины.Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Текущий Раб/ошибками.






23

Соотношение между единицами длины

1








24

Единицы площади. Квадратный

километр, квадратный  миллиметр

1

Площадь. Единицы

площади

Знать единицы площади.

Уметь использовать

приобретенные знания

для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе

Текущий






25

Соотношения между единицами площади. Таблица единиц

площади

1

Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры

Знать таблицу единиц

площади. Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Текущий.  Ар/диктант






26

Измерение площади фигуры с

помощью палетки

1

Измерение площади

геометрической фигуры при помощи палетки

Знать прием измерения площади фигуры

с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий





27

Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его части

1


Решение текстовых задач арифметическим способом

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий






28

Единицы массы. Тонна. Центнер

1

Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними

Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними час, сутки, неделя,

месяц, год, век). Соотношение между ними

Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины и различных

Текущий. Ар/диктант





29

Соотношение между единицами массы

Таблица единиц

массы

1





Знать таблицу единиц

массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах решать задачи арифметическим способом

Текущий






30

Единицы времени: год, месяц, неделя

1

Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)






31

Единицы времени: сутки.

Проверочная работа «Величины»

1

Единицы времени

(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах

Текущий.  П/р






32

Решение задач

на определение начала, конца событий

1

Решение текстовых

задач арифметическим способом. Единицы времени

(секунда, минута)

Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их

числовым значениям,

Текущий





33

Решение задач

на определение начала, конца событий

1

Решение текстовых

задач арифметическим способом. Единицы времени

(секунда, минута)

Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их

числовым значениям,

Текущий





34

 Единица времени - секунда

1

Единицы времени

(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Уметь сравнивать ве-

личины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

текущий





35

. Единица времени – век

Соотношение между единицами времени.

1


Решение текстовых

задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними.

Знать единицы времени.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Текущий






36

Контрольная работа

по теме «Единицы времени»

1

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом

Знать таблицу единиц

времени. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах


Контрольная работа





Сложение и вычитание 11 часов

37

 

 Письменные приемы сложения и вычитания

1






Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией

Текущий






38

Приём  письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 - 18032

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)






39

Решение уравнений вида

Х + 15 = 68 : 2

1

Взаимосвязь между

компонентами и результатом сложения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Знать правило нахождения неизвестного слагаемого. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений

Текущий





40

Решение уравнений вида х-137=500-140

729-х=217+163

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания

Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

Текущий. Ар/диктант






41

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий

1

Перестановка слагаемых

в сумме. Группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Знать прием нахождения суммы нескольких

слагаемых. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий





42

Сложение и вычитание значений величин

1

величины

Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин

Знать прием сложения

и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах







43

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения ~ «больше в...», «меньше в..»

Величины, свойства

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией

Текущий. Ар/диктант





44

Сложение и вычитание значений величин. Закрепление.

1


Уметь решать задачи с вопросами в косвенной форме, действия с величинами

Текущий






45

Контрольная работа

по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания»


3

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений

Контрольная работа





46

Работа над ошибками.




1








47

Закрепление по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания»


1

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений

Текущий





Умножение и деление 73 часа

48

Случаи умножения с числами 1 и 0

1


Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. Арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь выполнять вычисления с нулем, работу над ошибками








49

Приёмы письменного  умножения на однозначное число

Письменное  умножение на однозначное число вида  4019  7

1

Умножение четырехзначного числа на однозначное

Умножение четырехзначного числа на однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом

.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

Текущий

Алгоритм, презентация







50

Умножение чисел,

запись которых

оканчивается

нулями

1

Умножение четырехзначного числа на

однозначное. Письменные вычисления с натуральными числами

Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений



Текущий.

Ар/диктант






51

Решение уравнений вида х · 8 = 26 + 70

1


Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Знать правило нахождения неизвестного

множителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), выполнять работу над ошибками

Текущий. Работа

над ошибками.





52

Устное деление на однозначное число

1

Деление. Конкретный смысл. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов, использование свойств арифметических действий

при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)

Тест (5 мин)





53

Приёмы письменного деления

1



Деление трех или четырехзначного числа на однозначное

Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

Текущий





54

Приёмы письменного деления Письменное деление многозначного числа на

однозначное

1

Письменные вычисления с натуральны-

ми числами

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего

2-3 действия (со скобками и без них)

Текущий





55

Решение задач  в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз













1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Отношения ~ «больше в...», «меньше в..»

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией







56

Решение уравнений вида

х : 6 = 18 – 5

48 : х = 92 : 46

1


Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действии при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов

Знать правила нахождения неизвестного

делимого, неизвестного делителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом







57

Решение задач на

пропорциональное деление

1

Решение текстовых

задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего

2-3 действия (со скобками и без них)

Текущий.

Тест (5 мин)





58

Деление многозначных чисел на

однозначные, когда в записи частного есть нули

1

Деление многозначного числа на однозначное

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел

на однозначные, когда в записи частного есть нули

Текущий.

Ар/диктант





59

Деление многозначных чисел на

однозначные

1

Деление многозначного числа на однозначное

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего

2-3 действия (со скобками и без них), делить многозначные числа на однозначные

Текущий





60

Решение задач на

пропорциональное деление

1


Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них)






61

Закрепление по

теме «Деление

многозначных чисел на однозначные»

1

Деление многозначного числа на однозначное

Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Тем-кий

Ар/диктант  Тест (8 мин)






62

 Среднее арифметическое и его нахождение.

1



Понятие «средний»

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи

Знать понятие «среднее арифметическое».

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления, находить среднее арифметическое

Текущий





63


Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел на однозначные»

1

Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Знать понятие «скорость», единицы скорости.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом

Контрольная работа






64

Работа над ошибками.

Решение задач на движение. Связь между величинами Скорость. Время. Расстояние

1

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время,

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние

Текущий. Ар/диктант





65

Промежуточная диагностическая работа


1

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния


Контрольная работа





66

Работа над ошибками.

Решение задачи на одновременное встречное движение. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1

Арифметический способ решения задач. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Тематический






67

Решение задачи на одновременное движение в противоположных направлениях

1

Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь,

время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений, выполнять работу над ошибками

.





68

Решение задач на взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние.

1



Текущий





69

Виды треугольников


1

Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника

Знать понятие «треугольник», виды треугольников. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоугольника


Текущий

треугольник, циркуль и линейка








70

Проверочная работа «Решение задач с величинами цена, количество, стоимость.»

1



Контроль знаний





71

Виды треугольников. Построение треугольника

с помощью угольника, циркуля и линейки

1

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник)

Построение прямого

угла на клетчатой

бумаге. Нахождение

прямого угла среди

данных углов

Знать способ построения треугольника с помощью угольника. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку

Уметь выполнять по-

строение треугольника

с помощью циркуля и

линейки, вычислять

периметр многоугольника

Текущий





72

Умножение числа

на произведение.

1


Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений

Текущий






73

Приём письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся

нулями






74

Письменное умножение на числа,

оканчивающиеся

нулями. Закрепление

1

Умножение чисел,

использование соответствующих терминов

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Фронтальный опрос







75

Письменное умножение двух

чисел, оканчивающихся нулями

1

Использование свойств арифметических действии при выполнении вычислений

Уметь выполнять

письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

Текущий






76

Решение задач на встречное

движение

1


Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, расстояние, время)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений

Текущий.

С/р(10 мин)





77

Перестановка и

группировка множителей

1

Использование

свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении

Уметь группировать

множители в произведении. Звать конкретный смысл умножения и деления, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Текущий.

Ар/диктант






78

Решение задач на нахождение площади

1

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Уметь выполнять

письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями, решать текстовые задачи на встречное движение

Текущий





79

Контрольная работа по теме «Письменное умножение на однозначное число»

1



Контрольная работа






80

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Умножение на однозначное число»

1

Письменные вычисления

с натуральными числами

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях






81

Деление числа на произведение .

1


Деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь применять при-

ем письменного умножения и деления при вычислениях

Текущий






82

Устные приёмы деления для случаев 600 : 20, 5600 : 800        

1

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях






83

Деление на числа,

оканчивающиеся

нулями

1

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100

Текущий





84

Решение задач на кратное сравнение.

1



текущий





85

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся

нулями

1


Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

текущий






86

Деление с остатком

1

Деление с остатком методом подбора.

знать и понимать:

 таблицу умножения и деления однозначных чисел

Учащиеся должны уметь:

 пользоваться изученной математической терминологией;

-  выполнять устно

текущий





87

Деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями

1

Деление на двузначные и  трёхзначных числа, решение составных задач

Уметь выполнять письменное деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями







88

Решение задач на

движение в противоположных

направлениях

1

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ

решения задач

Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом

Текущий.

Ар/диктант






89

Решение задач на

движение  Зависимость между величинами скорость, время, расстояние.

1



текущий





90

Контрольная работа по теме:

«Деление на числа,

оканчивающиеся нулями»

1

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь применять при-

ем письменного умножения и деления при

вычислениях

Контрольная работа





91

Работа над ошибками. Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями

1

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи

арифметическим способом

Работа над

ошибками






92

Умножение числа

на сумму

1


Умножение суммы

на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении

Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное), проверять правильность выполненных вычислений

Текущий.

Ар/диктант





93

Устные приёмы умножения вида

12 · 15, 40 · 32

1

Раскладывание множителя на удобные слагаемые. Сравнение распределительного и сочетательного свойства  умножения

Уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределительное и сочетательное свойства  умножения

Текущий.






94

Приём письменного умножения на двузначное число

1

Использование свойств арифметических действии при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Текущий





95

Проверочная работа «Письменное умножение на двузначное число»

Закрепление.

1

Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений

Уметь выполнять

письменное умножение на двузначное число

Контроль знаний





96

Работа над ошибками. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

С/р

(20 мин)






97

Решение задач на нахождение площади

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число

Текущий





98

Приём письменного

умножения на двузначные  число.

1

Решение текстовых

задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число

текущий





99

Решение задач на одновременное встречное  движение.

1

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ

решения задач

Уметь решать текстовые задачи на движение одновременное встречное движение  арифметическим способом

текущий






100

Приём письменного умножения на трехзначное число

1


Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на трехзначное число

Текущий.

Ар/диктант





101

Письменное умножение на трехзначное число

1

Перестановка множителей

в произведении. Таблица

умножения

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Текущий.

Тест (5 мин)








102

 Контрольная работа по теме «Приём письменного деления на двузначное число».

1


Способы проверки

правильности вычислений

Уметь выполнять

письменное деление

многозначных чисел на двузначное число,

проверять правильность выполненных вычислений

Контрольная работа





103

Работа над ошибками. Письменное деление на двузначное

число с остатком

1

Деление с остатком.

Письменные вычисления

с натуральными числами

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь выполнять письменное деление на двузначное число с остатком

Текущий.

Арифметический диктант






104

Прием деления на двузначное число по плану

1

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Решение текстовых

задач арифметическим способом

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Текущий.

Фронтальный опрос





105

Самостоятельная работа «Деление на двузначное число по плану»

1



Самостоельная работа

(20 мин)





106

Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры.

1

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

текущий






107

Решение задач на нахождение части числа.

1

 Нахождение части числа и числа по его доли. Сравнение частей

Уметь  находить часть  числа и числа по его части.

Уметь сравнивать части.

карточки





108

Решение задач с величинами цена, количество, стоимость

1

Зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи. Количество товара, его цена и стоимость

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

текущий






109

Письменное деление на двузначное число (закрепление)

1

Деление чисел, использование соответствующих терминов

Деление чисел, использование соответствующих терминов. Решение текстовых задач арифметическим способом

Способы проверки

правильности вычислений

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, названия

действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

текущий





110

Деление на двузначное число,

когда в частном

есть нули

1



текущий





111

Умножение и деление на двузначное число

1




текущий






112

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число

1



Контрольная работа №10





113

 Работа над ошибками. Приём письменного деления на трехзначное число

1

Конкретный смысл и

название действий.

Способы проверки правильности вычислений

Знать конкретный

смысл умножения и

деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

Текущий





114

Письменное деление на трехзначное число

1

Способы проверки правильности вычислений

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

текущий






115

Деление на трёхзначное число

1


Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

текущий





116

Способы проверки деления и умножения

1

Производить проверку умножения и деления. решение геометрических и арифметических задач

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

текущий





117

Решение задач  на нахождение четвёртого пропорционального

1


Свойства арифметических действий при выполнении вычислений.

Способы проверки правильности вычислений

Уметь выполнять

письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число), проверять правильность выполненных вычислений

Тематический

Ар/диктант






118

Деление с остатком

1

Деление с остатком.

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100

Текущий





119

Решение задач на кратное сравнение

1

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Деление с остатком

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100

Тематический





120

Контрольная работа  по теме

«Деление и умножение»

1

Письменные вычисления

с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений

Контрольная работа





Повторение (16 часов)

121

Чтение, запись, сравнение многозначных чисел.

1

Образование каждой следующей счетной единицы. Раскладывание числа на сумму разрядных слагаемых. решение арифметических задач.

Уметь  читать, записывать, сравнивать числа в пределах миллиона

Работа над

ошибками






122

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

1

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь выполнять арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах тысячи

текущий





123

Решение уравнений.

1

Название компонентов и результата действия. Взаимосвязь между компонентами.  Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться изученной математической терминологией

текущий





124

Арифметические    действия.

Умножение и деление.

1

Умножение и деление. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Уметь:  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности.

текущий






125

Решение задач на одновременное встречное движение.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

текущий





126

Контрольная работа «Решение задач на одновременное встречное движение».

1

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами

Контрольная работа





127

 Работа над ошибками. Порядок выполнения действий  в выражениях со скобками и без скобок

1

Работа над ошибками






128

Единицы длины

1


Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Знать единицы длины.Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Текущий





129

Единицы времени

1

Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними.

Знать единицы времени.

Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.







130

Единицы массы

1

Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними

Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины и различных

Текущий. Ар/диктант





131

Итоговая контрольная работа.


1


Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры

Уметь вычислять периметр и площадь фигуры, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Контрольная работа





132

Работа над ошибками.

Сложение и вычитание значений величин.

1

Письменные приемы сложения,  вычитания, умножения и деления величин.

Уметь выполнять письменные вычисления  одноименных величин,

Работа над ошибками






133

Умножение и деление значений величин.

1






134

Умножение и деление двузначных чисел.

1

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение и деление многозначных чисел.

текущий





135

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

текущий






136

Геометрические фигуры.

1

Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки), вычислять периметр многоугольника

текущий




















Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс математики в 4 классе

  • младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления;

  • научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

  • научится находить неизвестный компонент арифметического действия;

  • усвоит смысл отношений «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в … раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

  • получит представление о величинах, геометрических фигурах;

научится решать несложные текстовые задач

Нумерация

Знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.

Уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),

  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Знать:

  • названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

  • связь между компонентами и результатом каждого действия;

  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Уметь:

  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них); находить числовые значения буквенных выражений вида а+3, 8·k, b:2; а+b, c·d, k:п при заданных числовых значениях входящих в них букв;

  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

  • решать уравнения вида х+60=320, 125+х=750, 20000-х= 1450, х·12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

  • решать задачи в 1-3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.

Уметь:

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

  • узнавать время по часам;

  • выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

  • применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.

Знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;

  • определение прямоугольника (квадрата);

  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Уметь:

  • строить заданный отрезок;

  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.



Раздел VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Требования к оснащению учебного процесса на уроках математики.

Для работы учащимся необходимы:

Печатные пособия

Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, правильной посадке.

Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 4 класса.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска с креплениями для таблиц.

- магнитная доска.

- персональный компьютер с принтером.

- ксерокс.

- проектор для демонстрации слайдов.

- мультимедийный проектор.

- экспозиционный экран.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике.

Слайды, соответствующие тематике программы по математике.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.

Учебно-практическое оборудование

Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольник, ластик.

Материалы: бумага.

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта.

Наглядные пособия для изучения состава чисел

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления.

Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин.

Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://dnevnik.ru/ - Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть.

  2. http://www.solnet.ee/ - портал для детей.

  3. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

  4. http://rusedu.ru/ - архив учебных программ.

  5. http://www.nachalka.com/ - сайт для учителей начальных классов.

  6. http://annik-bgpu.km.ru/index.html - Математика в начальной школе.

Раздел VII. Формы организации учебного процесса


Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.

  • Индуктивные, дедуктивные.

  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  • Стимулирование долга и ответственности в учении.


Раздел VIII. Формы контроля

  • Устный контрольный самоконтроль.

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

  • Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)

      • Срезовые работы (тесты)

Критерии оценивания планируемых результатов освоения предмета

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приёмы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около 30 примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5 – 6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных работ. Однако последним придаётся наибольшее значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Нормы оценок по математике

Работа, состоящая из примеров

Работа, состоящая из задач

Комбинированная работа

Контрольный устный счёт

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«5» - без ошибок

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки

«4» - 1-2 негрубых ошибки

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче

«4» - 1-2 ошибки




«3» - 2-3 грубые ошибки и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки

«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным

«3» - 3-4 ошибки




«2» - 4 и более грубых ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибок

«2» - 4 грубые ошибки.



Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91 – 100 %

отлично

76 – 90 %

хорошо

51 – 75 %

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно