Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П.ВЕСЁЛЫЙ
ЧУНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика и конструирование
название учебного курса
1-4 класс
Предметная область: математика
Личностные результаты
1 класс
-ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина,
природа, семья;
-уважать свою семью, своих родственников, любить родителей;
-освоить роль ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм.
2 класс
- ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина,
природа, семья, мир, настоящий друг;
- уважать свой народ, свою родину;
- освоение личностного смысла учения, желания учиться;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм.
3 класс
-ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина,
природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга,
понимать позицию другого;
-уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других
народов;
-освоение личностного смысла учения, желания продолжать свою учебу;
-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
4 класс
-ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, терпение, родина,
природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать друг друга,
понимать позицию другого, народ, национальность и т.д.;
-уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других
народов;
-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1 класс
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных
ситуациях под руководством учителя;
-определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, в жизненных
ситуациях под руководством учителя.
2 класс
-самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму
организации внеучебной деятельности;
-определять цель внеучебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
-определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом,
предложенным учителем.
3 класс
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий;
-самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных
заданий в жизненных ситуациях; определять цель внеучебной деятельности с помощью
учителя и самостоятельно;
-определять план выполнения заданий на внеурочной деятельности, в жизненных
ситуациях под руководством учителя.
4 класс
-самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать
алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать;
-использовать при выполнении задания различные средства: справочную
литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
-определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД
1 класс
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать
предметы, объекты на основе существенных признаков;
-подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
2 класс
-определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы
учителя, самим задавать вопросы;
-сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
3 класс
-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация и др.); анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты.
4 класс
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
-самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные УУД:
1 класс
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
-слушать и понимать речь других; участвовать в паре.
2 класс
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций.
3 класс
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться
друг с другом;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично
относиться к своему мнению.
4 класс
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций;
-сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с
помощью фактов и дополнительных сведений;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные результаты
Ученик научится (базовый уровень)
1 класс
- Чертить точку, прямую, отрезок, луч, угол, ломаную линия, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник;
- узнает название и назначение материалов (бумага, ткань, проволока);
- название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы, шаблон, трафарет); правила техники безопасности при работе с названными инструментами;
- представлять и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры; правила личной гигиены;
- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей;
- преобразовывать , видоизменять фигуру по условию и заданному конечному результату;
- сгибать бумагу, размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать несложные аппликации из бумаги;
- соблюдать порядок на рабочем месте.
2 класс
- чертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника.
- самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по заданным условиям;
- узнавать и выполнять простейшие соединения деталей конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку.
3 класс
— использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— владеть основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
4 класс
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины;
-использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволоки, пластилина и др.) и из развёрток;
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- располагать детали фигуры в исходной конструкции
- разрезать и составлять фигуры, делить заданную фигуру на равные по площади части
- распознавать объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб;
- моделировать из проволоки;
- создавать объемные фигуры из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида.
- распознавать (находить) окружности на орнаменте.
- составлять (вычерчивать) орнамент с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу.
Тематическое планирование курса «Математика и конструирование» 1 класс
1 час в неделю 33 часа в год
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге | 1 |
2. | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и не замкнутая кривая | 1 |
3. | Виды бумаги. Получение прямой путём сгибания бумаги. Свойства прямой. | 1 |
4. | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. | 1 |
5. | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 1 |
6. | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 |
7. | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 1 |
8. | Повторение пройденного | 1 |
9. | Изготовление модели самолёта из полосок цветной бумаги | |
10. | Изготовление аппликации «Песочница» | 1 |
11. | Луч . | 1 |
12. | Циркуль. Сравнение отрезков с помощью циркуля. | 1 |
13. | Сантиметр. | 1 |
14. | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Непрямые углы. | 1 |
15 | Угол. Развёрнутый угол. | 1 |
16. | Прямой угол. Непрямые углы. | 1 |
17. | Виды углов. Прямой, тупой, острый. | 1 |
18. | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | 1 |
19. | Закрепление пройденного. | 1 |
20-21. | Многоугольник. | 2 |
22. | Прямоугольник. | 1 |
23. | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 |
24. | Квадрат. | 1 |
25-26. | Дециметр. Метр. Соотношение между дециметром и метром. | 2 |
27 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 |
28. | Изготовление геометрического набора и выполнение аппликации «Ракета», «Домик» | 1 |
29. | Изготовление фигур из заданных частей. «Чайник» | 1 |
30. | Изготовление геометрического набора и изготовление аппликации из его частей. | 1 |
31. | Знакомство с техникой «Оригами».Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка» | 1 |
32. | Оригами. «Рыбка», «Зайчик» | 1 |
33. | Обобщение пройденного. | 1 |
Тематическое планирование курса «Математика и конструирование» 2 класс
1 час в неделю 34 часа в год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | 1 |
2 | Изготовление изделий в технике «Оригами» - «Воздушный змей» | 1 |
3 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника. | 1 |
4 | Прямоугольник. | 1 |
5 | Практическая работа №1 «Изготовление модели складного метра». | 1 |
6 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. | 1 |
7 | Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. | 1 |
8 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | 1 |
9 - 10 | Середина отрезка. | 2 |
11 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. | 1 |
12 | Практическая работа№2 «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | 1 |
13 | Практическая работа №3 «Изготовление подставки для кисточки» | 1 |
14 | Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | 1 |
15 | Окружность. Круг. | 1 |
16 - 17 | Центр, радиус окружности. | 2 |
18 | Диаметр окружности | 1 |
19 | Построение прямоугольника, вписанного в окружность. | 1 |
20 - 21 | Практическая работа №4 «Изготовление ребристого шара» | 2 |
22 | Практическая работа «Изготовление аппликации Цыплёнок» | 1 |
23 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | 1 |
24 | Чертёж. Практическая работа №5 «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | 1 |
25 | Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). | 1 |
26 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль» | 1 |
27 | Изготовление чертежа по рисунку изделия. | 1 |
28 | Изготовление по чертежу аппликации «Трактор с тележкой» | 1 |
29 | Изготовление по чертежу аппликации «Экскаватор» | 1 |
30 | Оригами. Изготовление изделия «Щенок» | 1 |
31 | Оригами. Изготовление изделия «Жук» | 1 |
32 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. | 1 |
33 | Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | 1 |
34 | Усовершенствование изготовленных изделий | 1 |
Тематическое планирование курса «Математика и конструирование» 3 класс
1 час в неделю 34 часа в год
№ | Тема | Кол-во часов |
1-2 | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник | 2 |
3 | Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | 1 |
4 | Построение треугольника по трём сторонам. | 1 |
5 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 |
6 | Конструирование моделей различных треугольников | 1 |
7 | Правильная треугольная пирамида. Вершины, грани и рёбра пирамиды. | 1 |
8 | Практическая работа№1 «Изготовление модели пирамиды сплетением из двух полос». | 1 |
9 | Практическая работа №2 «Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды». | 1 |
10 | Практическая работа№3 «Изготовление геометрической игрушки «Флексагон» на основе равносторонних треугольников» | 1 |
11 | Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника (квадрата). | 1 |
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников (квадратов) из данных частей. | 1 |
13 | Свойства диагоналей прямоугольника. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. | 1 |
14 | Чертёж. Практическая работа№4 «Изготовление по чертежам аппликации «Домик». | 1 |
15 | Свойства диагоналей квадрата. | 1 |
16 | Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям. | 1 |
17 | Решение задач на нахождение периметра прямоугольника и квадрата. | 1 |
18 | Чертёж. Практическая работа№5 «Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». | 1 |
19 | Закрепление по теме «Периметр многоугольника». | 1 |
20 | Технологический рисунок. Практическая работа№6 «Изготовление композиции «Яхты в море». | 1 |
21 | Площадь фигуры. Единицы площади. Сравнение площадей. | 1 |
22 | Площадь прямоугольника (квадрата). | 1 |
23 | Площадь прямоугольного треугольника. | 1 |
24 | Разметка окружности. | 1 |
25 | Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей. | 1 |
26 | Практическая работа№7 «Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей». | 1 |
| 4 четверт-9 часов. | 1 |
27 | Деление окружности (круга) на 3,6,12 равных частей | 1 |
28 | Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№8 «Изготовление модели часов». | 1 |
29 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 1 |
30 | Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений). | 1 |
31 | Вписанный в окружность треугольник. | 1 |
32 | Обобщение по теме «Окружности». Практическая работа №9 «Изготовление аппликации «Паровоз». | 1 |
33 | Практическая работа №10 «Изготовление и использование геометрической игры «Танграм». | 1 |
34 | Оригами. Практическая работа №11 «Изготовление изделия «Лебедь». | 1 |
Тематическое планирование курса «Математика и конструирование» 4 класс
1 час в неделю 34 часа в год
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 |
2 | Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. | 1 |
3-4 | Развёртка прямоугольного параллелепипеда. | 2 |
5 | Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки. | 1 |
6 | Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | 1 |
7 | Развертка куба. | 1 |
8 | Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. | 1 |
9 | Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов | 1 |
10 | Практическая работа №1 «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу | 1 |
11 | Площадь прямоугольника (квадрата). Единицы площади. | 1 |
12 | Расширение представлений о способах вычисления площади. | 1 |
13-14 | Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трех проекциях. | 2 |
15 | Чтение чертежа прямоугольного параллелепипеда в трех проекциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
16 | Чертеж куба в трех проекциях. | 1 |
17-18 | Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесение чертежа и рисунка куба | 2 |
19 | Практическая работа №2 «Изготовление по чертежу модели гаража», имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
20-22 | Выделение фигур, имеющих и не имеющих оси симметрии. | 3 |
23-26 | Повторение геометрического материала. | 4 |
27 | Представление о цилиндре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действительности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра. | 1 |
28 | Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра. | 1 |
29 | Геометрические тела: шар и сфера. | 1 |
30 | Практическая работа №3 «Изготовление модели асфальтового катка». | 1 |
31 | Изготовление набора «Монгольская игра». | 1 |
32 | «Оригами» — «Лиса и журавль». | 1 |
33 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм | 1 |
34 | Игры «Танграм» и «Монгольская игра» | 1 |