СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Материаловедение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дисциплине Материаловедение для студентов СУЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Материаловедение»

Министерство науки и высшего образования

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»


Московский областной политехнический колледж –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 «Материаловедение»


для специальности

15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации

технологических процессов и производств (по отраслям)»


среднего профессионального образования








Электросталь, 2023 г.

Рассмотрена и одобрена

цикловой комиссией

специальных и химических дисциплин

Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.

Председатель комиссии:

Гнидина И.И. ______________



Составлена в соответствии

с Федеральным государственным

образовательным стандартом

(ФГОС–3++) СПО по спец.15.02.14










Рабочая программа разработана для специальностей СПО


Рабочая программа предназначена для преподавателей и студентов

МОПК НИЯУ МИФИ


Организация-разработчик: Московский областной политехнический колледж – филиал НИЯУ МИФИ




Разработчик:

Преподаватель высшей категории МОПК НИЯУ МИФИ

Бусарова И.А. _______________






Аннотация к рабочей программе дисциплины

ОП.05 Материаловедение

1.1 Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3++ по специальности СПО 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)», входящей в укрупнённую группу 15.00.00 «Машиностроение».

Программа учебной дисциплины предполагает освоение обучающимися обязательного минимума содержания подготовки, учитывает региональный компонент.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.

- определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;

- определять твердость материалов;

- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

- выбирать электротехнические материалы: проводники и диэлектрики по назначению и условиям эксплуатации;

проводить исследования и испытания электротехнических материалов;

- использовать нормативные документы для выбора проводниковых материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий

- виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

- классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- основные свойства полимеров и их использование;

- особенности строения металлов и сплавов;

- способы получения композиционных материалов;

- строение и свойства полупроводниковых и проводниковых материалов, методы их исследования;

- классификацию материалов по степени проводимости;

- методы воздействия на структуру и свойства электротехнических материалов.




ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:


ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;


ОК 02.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;


ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;


ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:


ПК 3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства.



1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа.




1.5 Содержание дисциплины:

Введение

Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов.

Тема 1.1 Строение и свойства материалов.

Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов.

Тема 1.3 Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.

Тема 1.4 Легирование стали.

Тема 1.5 Цветные металлы и сплавы.

Раздел 2. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении.

Тема 2.1 Материалы с особыми физическими свойствами.

Тема 2.2 Материалы с особыми химическими свойствами.

Тема 2.3 Твердые сплавы и режущая керамика.

Тема 2.4 Неметаллические материалы. Пластмассы. Резиновые материалы

Тема 2.5 Материалы с особыми электрическими свойствами.

Тема 2.6 Материалы с особыми магнитными свойствами.




























СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...8


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………13


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………..14
































  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Материаловедение».

    1. 1.1 Область применения программы.


Программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-4 по профессиям СПО, входящим в укрупнённую группу 15.00.00 «Машиностроение» профессии 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)».

Программа учебной дисциплины предполагает освоение обучающимися обязательного минимума содержания подготовки, учитывает региональный компонент.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.


- определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;

- определять твердость материалов;

- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

- выбирать электротехнические материалы: проводники и диэлектрики по назначению и условиям эксплуатации;

проводить исследования и испытания электротехнических материалов;

- использовать нормативные документы для выбора проводниковых материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий

- виды химической и термической обработки металлов и сплавов;

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

- классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- основные свойства полимеров и их использование;

- особенности строения металлов и сплавов;

- способы получения композиционных материалов;

- строение и свойства полупроводниковых и проводниковых материалов, методы их исследования;

- классификацию материалов по степени проводимости;

- методы воздействия на структуру и свойства электротехнических материалов.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;


ОК 02.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;


ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;


ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:


ПК 3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины.

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная (всего)

72

В том числе:


лекции, уроки

40

практические занятия

20

лабораторные работы

12

Консультации

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение».


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Коды компетенций

Введение

Введение в курс «Материаловедение»



Раздел 1

Физико-химические закономерности формирования структуры материалов

42


Тема 1.1 Строение и свойства материалов.

Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия, реальное строение кристаллов.

Кристаллизация металлов и сплавов. Аллотропия (полиморфизм).

Испытания механических свойств металлов.

Практическое занятие №1:

Механические свойства металлов. Решение задач.

Практическое занятие №2:

Ознакомление с устройством и принципом работы маятникового копра, прессом Бринелля, твердомером Роквелла.

Лабораторная работа №1: Определение твердости методом Бринелля.

Лабораторная работа №2: Определение твердости методом Роквелла.

Лабораторная работа №3: Определение ударной вязкости.

2




2



2


2

2

2

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.







Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов.

Понятие о сплавах. Классификация и структура сплавов. Основные диаграммы состояния двойных сплавов. Диаграмма состояния железо – углерод. Структура, свойства и состав сталей и чугунов.

Классификация и маркировка чугунов и углеродистых сталей.

Практическое занятие №3: Диаграммы состояния двойных сплавов. Характеристика диаграмм состояния двойных сплавов. Количественные определения по диаграммам состояния. Правило отрезков.

Практическое занятие №4: Диаграмма состояния железо-углерод. Характеристика диаграммы по точкам, линиям, областям.

Практическое занятие №5:

Ознакомление с устройством и принципом работы на металлографическом микроскопе.

Лабораторная работа №3: Изучение микроструктуры углеродистых сталей.

Лабораторная работа №4: Изучение микроструктуры белых и серых чугунов.



2




2


2


2

2

2

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.










Тема 1.3 Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.







Определение и классификация видов термической обработки. Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении.

Виды термической обработки сталей: отжиг, нормализация, закалка, отпуск закаленной стали.

Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов. Цементация стали. Азотирование стали. Диффузионное насыщение сплавов металлами и неметаллами.

Термомагнитная обработка.

Практическое занятие № 6:

Виды термической обработки стали.

Выбор и описание режима термообработки.

Практическое занятие № 7:

Виды химико-термической обработки стали.

Выбор и описание режима.

2








2




2


ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.














Тема 1.4 Легирование стали.

Влияние легирующих элементов на критические точки, структуру и свойства, термическую обработку сталей.

Конструкционные легированные стали. Структура, свойства, термическая обработка. Инструментальные легированные стали. Структура, свойства, термическая обработка.

Практическое занятие №8:

Маркировка легированных сталей.

2


2



2

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.



Тема 1.5

Цветные металлы и сплавы.

Сплавы на основе алюминия и меди: свойства, общая характеристика и

классификация, применение.

Практическое занятие №9:

Маркировка цветных металлов и сплавов.

Лабораторная работа № 5: Изучение микроструктуры цветных металлов и сплавов.

2



2

2

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.




Раздел 2

Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении.

30


Тема 2.1 Материалы с особыми физическими свойствами

Сплавы с заданным коэффициентом линейного расширения, износостойкие, высокопрочные, сплавы с «памятью», с особыми тепловыми и упругими свойствами.


2




ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.


Тема 2.2 Материалы с особыми химическими свойствами

Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты от коррозии. Стали устойчивые против коррозии. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы.

2


ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.



Тема 2.3 Твердые сплавы и режущая керамика

Сведения о технологии порошковой металлургии. Твердые сплавы. Режущая керамика. Сверхтвердые материалы на основе алмаза и кубического нитрида бора.

2





ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.



Тема 2.4 Неметаллические материалы. Пластмассы. Резиновые материалы

Понятие о пластмассах и полимерах на основе пластмасс, состав пластмасс. Классификация полимеров и их основные свойства. Натуральные и синтетические каучуки. Получение резины и её состав. Применение полимеров и резин в электротехнике.

2

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.

Тема 2.5 Материалы с особыми электрическими свойствами

Электрическая проводимость материалов. Элементы зонной теории.

Проводниковые материалы.


Полупроводники. Проводимость собственная и примесная.


Диэлектрические материалы: твердые, жидкие, газообразные.

4



4


4

ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.

Тема 2.6 Материалы с особыми магнитными свойствами

Природа магнетизма. Основные характеристики магнитных материалов. Магнитно-мягкие и магнитно-твердые материалы.

Магнитные материалы особого назначения.

Практическое занятие №10:

Маркировка металлов и сплавов с особыми электрическими и магнитными свойствами.

4


4


2


ОК 01. ОК 02. ОК.04

ОК 05.

ОК 09.

ПК 3.5.






3.Условия реализации программы дисциплины.

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории металловедения.


Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основная литература

  1. Радченко М.В. Электротехническое материаловедение: учебник для СПО / М.В. Радченко. – 2-е изд., стер. – Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 116 с.: ил. – Текст: непосредственный.

  2. Сапунов С.В. Материаловедение: учебное пособие для СПО / С.В. Сапунов. – 4-е изд., стер. - Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 208 с.: ил. – Текст: непосредственный.

  3. Электротехнические и конструкционные материалы: учебное пособие для студ. СПО / под ред. В.А. Филикова. – 9-е изд. – М.: Академия 2014

  4. Электротехнические и конструкционные материалы: учебник для студ. ВПО/ А.А. Черепахин, Т.И. Бальков, А.А. Смолькина.-Ростов-на Дону.: Феникс 2017.

Дополнительная литература

1.Арабов М.Ш. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Лабораторный практикум: учебное пособие для вузов /

2.М.Ш. Арабов. З.М. Арабова. - Санкт – Петербург: Лань, 2021. – 160 с.: ил. – Текст: непосредственный.


Интернет ресурсы:

  1. «Инфоурок.ру» – материалы для учителей. Режим доступа: https://infourok.ru

  2. Онлайн-школа Фоксфорд. Режим доступа: https://foxford.ru

  3. Российская электронная школа. Режим доступа: https://resh.edu.ru

  4. Единая коллекция образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  5. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

6.https://jread.top/scientific-journals/43334-nauka-i-zhizn-10-2023.html наука и жизнь



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, написания рефератов, работы с техническими справочниками.



Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

- виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

- классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

- методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;

- основные свойства полимеров и их использование;

- особенности строения металлов и сплавов;

- способы получения композиционных материалов;

- строение и свойства полупроводниковых и проводниковых материалов, методы их исследования;

классификацию материалов по степени проводимости;

- методы воздействия на структуру и свойства электротехнических материалов.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их;

- определять твердость материалов;

- определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

- подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

- выбирать электротехнические материалы: проводники и диэлектрики по их назначению и условиям эксплуатации;

проводить исследования и испытания электротехнических материалов;

- использовать нормативные документы для выбора проводниковых материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий

- сопоставляет и определяет свойства материалов по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления

- классифицирует основные материалов;

- объясняет способы определения режимов отжига, закалки и отпуска стали;

- выполняет подбор конструкционных материалов по их назначению и условиям эксплуатации;

- определяет способы и режимы обработки металлов для изготовления различных деталей;

- анализирует и выбирает виды механической, термической, химико-термической обработки металлов и сплавов;

- объясняет закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

- предъявляет методы измерения параметров и определения свойств материалов;

- воспроизводит основные сведения о технологии производства материалов;

- объясняет способы получения композиционных материалов;


Оценка результатов выполнения:

- практических и лабораторных работ ;

- тестирования



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.



Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Результативность самостоятельного поиска методов и способов решения профессиональных задач. Обоснованность выбора решения.



Интерпретация




результатов







наблюдений за







деятельностью






обучающегося в





процессе










освоения





образовательной








программы

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности


Результативность поиска и анализа информации. Эффективность использования информации для профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде


Эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

Эффективность взаимодействия с сотрудниками предприятий при прохождении производственной практики.

Участие в мероприятиях группы, колледжа, региона.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста


Грамотное устное и письменное изложение своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке.

Логичное и четкое изложение своих мыслей.

Умение оформлять документы.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Использования навыков информационно - коммуникативных технологий для применения в профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках.

ПК3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства.


Грамотно и эффективно контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства.









10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!