Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Московский областной политехнический колледж –
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(МОПК НИЯУ МИФИ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Материаловедение»
для специальности
15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)»
среднего профессионального образования
Электросталь, 2023 г.
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией специальных и химических дисциплин Протокол № 1 от «31» августа 2023 г. Председатель комиссии: Гнидина И.И. ______________ | Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС–3++) СПО по спец.15.02.14 |
Рабочая программа разработана для специальностей СПО
Рабочая программа предназначена для преподавателей и студентов
МОПК НИЯУ МИФИ
Организация-разработчик: Московский областной политехнический колледж – филиал НИЯУ МИФИ
Разработчик:
Преподаватель высшей категории МОПК НИЯУ МИФИ
Бусарова И.А. _______________
Аннотация к рабочей программе дисциплины
ОП.05 Материаловедение
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3++ по специальности СПО 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)», входящей в укрупнённую группу 15.00.00 «Машиностроение».
Программа учебной дисциплины предполагает освоение обучающимися обязательного минимума содержания подготовки, учитывает региональный компонент.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. | - определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их; - определять твердость материалов; - определять режимы отжига, закалки и отпуска стали; - подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации; - выбирать электротехнические материалы: проводники и диэлектрики по назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания электротехнических материалов; - использовать нормативные документы для выбора проводниковых материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий | - виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов; - закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии; - классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве; - методы измерения параметров и определения свойств материалов; - основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов; - основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; - основные свойства полимеров и их использование; - особенности строения металлов и сплавов; - способы получения композиционных материалов; - строение и свойства полупроводниковых и проводниковых материалов, методы их исследования; - классификацию материалов по степени проводимости; - методы воздействия на структуру и свойства электротехнических материалов. |
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа.
1.5 Содержание дисциплины:
Введение
Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов.
Тема 1.1 Строение и свойства материалов.
Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов.
Тема 1.3 Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.
Тема 1.4 Легирование стали.
Тема 1.5 Цветные металлы и сплавы.
Раздел 2. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении.
Тема 2.1 Материалы с особыми физическими свойствами.
Тема 2.2 Материалы с особыми химическими свойствами.
Тема 2.3 Твердые сплавы и режущая керамика.
Тема 2.4 Неметаллические материалы. Пластмассы. Резиновые материалы
Тема 2.5 Материалы с особыми электрическими свойствами.
Тема 2.6 Материалы с особыми магнитными свойствами.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ……………13
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………..14
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Материаловедение».
1.1 Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-4 по профессиям СПО, входящим в укрупнённую группу 15.00.00 «Машиностроение» профессии 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)».
Программа учебной дисциплины предполагает освоение обучающимися обязательного минимума содержания подготовки, учитывает региональный компонент.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. | - определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их; - определять твердость материалов; - определять режимы отжига, закалки и отпуска стали; - подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации; - выбирать электротехнические материалы: проводники и диэлектрики по назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания электротехнических материалов; - использовать нормативные документы для выбора проводниковых материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий | - виды химической и термической обработки металлов и сплавов; - закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии; - классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве; - методы измерения параметров и определения свойств материалов; - основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов; - основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; - основные свойства полимеров и их использование; - особенности строения металлов и сплавов; - способы получения композиционных материалов; - строение и свойства полупроводниковых и проводниковых материалов, методы их исследования; - классификацию материалов по степени проводимости; - методы воздействия на структуру и свойства электротехнических материалов. |
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов.
Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
Обязательная (всего) | 72 |
В том числе: | |
лекции, уроки | 40 |
практические занятия | 20 |
лабораторные работы | 12 |
Консультации | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Коды компетенций |
Введение | Введение в курс «Материаловедение» | | |
Раздел 1 | Физико-химические закономерности формирования структуры материалов | 42 | |
Тема 1.1 Строение и свойства материалов. | Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия, реальное строение кристаллов. Кристаллизация металлов и сплавов. Аллотропия (полиморфизм). Испытания механических свойств металлов. Практическое занятие №1: Механические свойства металлов. Решение задач. Практическое занятие №2: Ознакомление с устройством и принципом работы маятникового копра, прессом Бринелля, твердомером Роквелла. Лабораторная работа №1: Определение твердости методом Бринелля. Лабораторная работа №2: Определение твердости методом Роквелла. Лабораторная работа №3: Определение ударной вязкости. | 2 2 2 2 2 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов. | Понятие о сплавах. Классификация и структура сплавов. Основные диаграммы состояния двойных сплавов. Диаграмма состояния железо – углерод. Структура, свойства и состав сталей и чугунов. Классификация и маркировка чугунов и углеродистых сталей. Практическое занятие №3: Диаграммы состояния двойных сплавов. Характеристика диаграмм состояния двойных сплавов. Количественные определения по диаграммам состояния. Правило отрезков. Практическое занятие №4: Диаграмма состояния железо-углерод. Характеристика диаграммы по точкам, линиям, областям. Практическое занятие №5: Ознакомление с устройством и принципом работы на металлографическом микроскопе. Лабораторная работа №3: Изучение микроструктуры углеродистых сталей. Лабораторная работа №4: Изучение микроструктуры белых и серых чугунов. | 2 2 2 2 2 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 1.3 Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. | Определение и классификация видов термической обработки. Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Виды термической обработки сталей: отжиг, нормализация, закалка, отпуск закаленной стали. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов. Цементация стали. Азотирование стали. Диффузионное насыщение сплавов металлами и неметаллами. Термомагнитная обработка. Практическое занятие № 6: Виды термической обработки стали. Выбор и описание режима термообработки. Практическое занятие № 7: Виды химико-термической обработки стали. Выбор и описание режима. | 2 2 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 1.4 Легирование стали. | Влияние легирующих элементов на критические точки, структуру и свойства, термическую обработку сталей. Конструкционные легированные стали. Структура, свойства, термическая обработка. Инструментальные легированные стали. Структура, свойства, термическая обработка. Практическое занятие №8: Маркировка легированных сталей. | 2 2 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 1.5 Цветные металлы и сплавы. | Сплавы на основе алюминия и меди: свойства, общая характеристика и классификация, применение. Практическое занятие №9: Маркировка цветных металлов и сплавов. Лабораторная работа № 5: Изучение микроструктуры цветных металлов и сплавов. | 2 2 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Раздел 2 | Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении. | 30 | |
Тема 2.1 Материалы с особыми физическими свойствами | Сплавы с заданным коэффициентом линейного расширения, износостойкие, высокопрочные, сплавы с «памятью», с особыми тепловыми и упругими свойствами. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 2.2 Материалы с особыми химическими свойствами | Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты от коррозии. Стали устойчивые против коррозии. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 2.3 Твердые сплавы и режущая керамика | Сведения о технологии порошковой металлургии. Твердые сплавы. Режущая керамика. Сверхтвердые материалы на основе алмаза и кубического нитрида бора. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 2.4 Неметаллические материалы. Пластмассы. Резиновые материалы | Понятие о пластмассах и полимерах на основе пластмасс, состав пластмасс. Классификация полимеров и их основные свойства. Натуральные и синтетические каучуки. Получение резины и её состав. Применение полимеров и резин в электротехнике. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 2.5 Материалы с особыми электрическими свойствами | Электрическая проводимость материалов. Элементы зонной теории. Проводниковые материалы. Полупроводники. Проводимость собственная и примесная. Диэлектрические материалы: твердые, жидкие, газообразные. | 4 4 4 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
Тема 2.6 Материалы с особыми магнитными свойствами | Природа магнетизма. Основные характеристики магнитных материалов. Магнитно-мягкие и магнитно-твердые материалы. Магнитные материалы особого назначения. Практическое занятие №10: Маркировка металлов и сплавов с особыми электрическими и магнитными свойствами. | 4 4 2 | ОК 01. ОК 02. ОК.04 ОК 05. ОК 09. ПК 3.5. |
3.Условия реализации программы дисциплины.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории металловедения.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
Радченко М.В. Электротехническое материаловедение: учебник для СПО / М.В. Радченко. – 2-е изд., стер. – Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 116 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Сапунов С.В. Материаловедение: учебное пособие для СПО / С.В. Сапунов. – 4-е изд., стер. - Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 208 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Электротехнические и конструкционные материалы: учебное пособие для студ. СПО / под ред. В.А. Филикова. – 9-е изд. – М.: Академия 2014
Электротехнические и конструкционные материалы: учебник для студ. ВПО/ А.А. Черепахин, Т.И. Бальков, А.А. Смолькина.-Ростов-на Дону.: Феникс 2017.
Дополнительная литература
1.Арабов М.Ш. Материаловедение и технология конструкционных материалов. Лабораторный практикум: учебное пособие для вузов /
2.М.Ш. Арабов. З.М. Арабова. - Санкт – Петербург: Лань, 2021. – 160 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Интернет ресурсы:
«Инфоурок.ру» – материалы для учителей. Режим доступа: https://infourok.ru
Онлайн-школа Фоксфорд. Режим доступа: https://foxford.ru
Российская электронная школа. Режим доступа: https://resh.edu.ru
Единая коллекция образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
6.https://jread.top/scientific-journals/43334-nauka-i-zhizn-10-2023.html наука и жизнь
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, написания рефератов, работы с техническими справочниками.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов; - закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии; - классификация, основные виды, маркировка, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве; - методы измерения параметров и определения свойств материалов; - основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов; - основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; - основные свойства полимеров и их использование; - особенности строения металлов и сплавов; - способы получения композиционных материалов; - строение и свойства полупроводниковых и проводниковых материалов, методы их исследования; классификацию материалов по степени проводимости; - методы воздействия на структуру и свойства электротехнических материалов. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их; - определять твердость материалов; - определять режимы отжига, закалки и отпуска стали; - подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации; - выбирать электротехнические материалы: проводники и диэлектрики по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания электротехнических материалов; - использовать нормативные документы для выбора проводниковых материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий | - сопоставляет и определяет свойства материалов по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления - классифицирует основные материалов; - объясняет способы определения режимов отжига, закалки и отпуска стали; - выполняет подбор конструкционных материалов по их назначению и условиям эксплуатации; - определяет способы и режимы обработки металлов для изготовления различных деталей; - анализирует и выбирает виды механической, термической, химико-термической обработки металлов и сплавов; - объясняет закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии; - предъявляет методы измерения параметров и определения свойств материалов; - воспроизводит основные сведения о технологии производства материалов; - объясняет способы получения композиционных материалов; | Оценка результатов выполнения: - практических и лабораторных работ ; - тестирования |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
| Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Результативность самостоятельного поиска методов и способов решения профессиональных задач. Обоснованность выбора решения. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Результативность поиска и анализа информации. Эффективность использования информации для профессиональной деятельности. |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. Эффективность взаимодействия с сотрудниками предприятий при прохождении производственной практики. Участие в мероприятиях группы, колледжа, региона. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Грамотное устное и письменное изложение своих мыслей по профессиональной тематике на государственном языке. Логичное и четкое изложение своих мыслей. Умение оформлять документы. |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Использования навыков информационно - коммуникативных технологий для применения в профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках. |
ПК3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства. | Грамотно и эффективно контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средства автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны и бережливого производства. |
10