Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Забайкальский транспортный техникум»
«Утверждаю»
Зам. директора по УПР
___________ О.Н. Куткина
«02» сентября 2022 года
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ОБСЛУЖИВАНИЕ ВАГОНА И ЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
по профессии СПО
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
г. Чита, 2022
Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский транспортный техникум».
Разработчик:
1. Овчарова Т.В., преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла и МДК ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум».
Рассмотрено на заседании Методической комиссии преподавателей общепрофессиональных дисциплин и МДК Государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский транспортный техникум».
Протокол заседания методической комиссии № 1 от «02» сентября 2022 г.
Лист актуализации программы
Дата обновления | Содержание обновления | Ответственный за обновление |
| | |
| | |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального ггосударственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте, входящей в состав укрупненной группы профессий 43.00.00 Сервис и туризм, и Профессионального стандарта «Проводник пассажирского вагона», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 294н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ учебной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 5 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 9 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 17 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ОБСЛУЖИВАНИЕ ВАГОНА И ЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВДП): Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования.
ПК 2.2. Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и
кондиционирования воздуха, электрооборудование, холодильные установки.
ПК 2.3. Содержать в исправном состоянии внутреннее оборудование вагона и съемный инвентарь.
ПК 2.4. Обслуживать последний вагон.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессии рабочих: 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- наблюдения за техническим состоянием вагона и его оборудованием в пути следования;
- обслуживания приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования, холодильных установок;
- содержания в исправном состоянии внутреннего оборудования вагона и съёмного инвентаря;
- обслуживание последнего вагона;
уметь:
- проверять исправность ручного тормоза, наличие пломб на стоп-кранах, состояние системы отопления, холодильных установок и кондиционирования воздуха, вентиляции, воздухоснабжения и электроосвещения вагона;
- осуществлять влажную и сухую уборку вагонов и туалетов;
- заправлять топку твердым топливом, чистить ее от золы и шлака;
- навешивать номера и маршрутные доски на вагон;
- принимать и сдавать по инвентарной описи и накладной внутреннее оборудование и съёмный инвентарь вагонов;
- проверять наличие уборочного и отопительного инвентаря, комплектацию постельных принадлежностей, посадочных номеров, медикаментов, продуктов чайной торговли;
- принимать участие в опробовании автотормозов после прицепки локомотива;
- проверять исправность ручного тормоза и участвовать в сокращённом опробовании тормозов хвостового вагона;
- выявлять возникающие в процессе эксплуатации оборудования неполадки и сообщать о них бригадиру или начальнику поезда;
- использовать средства предупреждения и тушения пожаров;
- составлять схемы электрооборудования пассажирских вагонов;
- осуществлять контроль работы электрооборудования вагона, кипятильника, нагрева букс;
- осуществлять регулирование принудительной вентиляции и устройств кондиционирования;
- контролировать показания электроизмерительных приборов;
- работать с приборами регулирования и контроля средств сигнализации и связи вагона;
- заполнять водой системы отопления и водоснабжения;
- производить заправку топливом, растопку и поддерживание режима отопления;
- обеспечивать безопасность работы приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и установок кондиционирования воздуха;
- осуществлять ограждение и безопасность поезда при его вынужденной остановке;
- контролировать наличие и исправность сигналов ограждения поезда в пути следования;
- пользоваться огнетушителями и противопожарным инвентарём;
- обеспечивать контроль состояния хвостовых сигнальных фонарей;
- осуществлять ограждение хвоста поезда при остановке, в случае подхода вызываемого пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда;
- выявлять неисправности переходных площадок, автосцепки, дверей, дверных фиксаторов, поручней, подножек, окон, разделок дымовых труб, внутренних дверей, оконных рам и форточек, диванов, багажных и газетных полок, подоконных столиков, вешалок, зеркал, оборудования туалетных помещений, ящиков для угля и мусора и сообщать о неисправностях бригадиру или начальнику поезда.
знать:
- перечень инвентаря и расположение его на подвижном составе;
- порядок заправки топки твердым топливом и чистки от золы и шлака;
- порядок эксплуатации насоса;
- места размещения на вагонах номеров и маршрутных досок;
- общее устройство и принцип действия автоматических и ручных тормозов, требования к ним;
- инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
- географическое расположение станций железнодорожной сети;
- устройство схемы контроля букс;
- устройство схемы пожарной сигнализации (СПС), кондиционирования воздуха;
- инструкции по техническому содержанию электрооборудования пассажирских вагонов;
- порядок проверки показаний измерительных приборов и действия при возникновении неисправностей в них;
- приемы работы с сигнализацией связи вагона и порядок действия пи срабатывании сигнализации;
- инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
- особенность ограждения поезда при вынужденной остановке;
- порядок контроля состояния хвостовых сигнальных фонарей;
- правила ограждения хвоста поезда при остановке;
- порядок контроля состояния хвостовых сигнальных фонарей;
- правила ограждения хвоста поезда при остановке;
- устройство внутреннего оборудования пассажирских вагонов, тележек всех типов, автосцепки, подвагонного оборудования, тормозного оборудования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 620 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 224 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 150 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 74 часа;
практических занятий – 20 часов;
учебной практики – 216 часов;
производственной практики – 180 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ВПД | Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования |
ПК 2.1. | Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования. |
ПК 2.2. | Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудование, холодильные установки. |
ПК 2.3. | Содержать в исправном состоянии внутреннее оборудование вагона и съёмный инвентарь. |
ПК 2.4. | Обслуживать последний вагон. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение. |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды компетенций | Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК2.1. ПК2.2. ПК2.3. ПК2.4. ОК 1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7 | ПК 2.1. | Раздел 1. Наблюдение за техническим состоянием вагона и его оборудованием в пути следования | 92 | 70 | 20 | 22 | | |
ПК 2.2. | Раздел 2. Обслуживание приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования, холодильной установки. | 76 | 58 | - | 18 | | |
ПК 2.3. | Раздел 3. Содержание в исправном состоянии внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря. | 36 | 8 | - | 28 | | |
ПК 2.4. | Раздел 4. Обслуживание последнего вагона | 20 | 14 | - | 6 | | |
| Учебная практика, часов | 216 | | | | 216 | |
| Производственная практика, часов | 180 | | | | | 180 |
| | Всего: | 620 | 150 | 20 | 74 | 216 | 180 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02 Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетен-ций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
МДК 02.01 Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов | | 224 | | |
Раздел 1. Наблюдение за техническим состоянием вагона и его оборудованием в пути следования | | 92 | | |
Тема 1.1. Устройство внутреннего оборудования пассажирских вагонов, тележек всех типов, автосцепки, подвагонного оборудования, тормозного оборудования | Содержание учебного материала | 20 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.2 |
1 | Устройство внутреннего оборудования пассажирских вагонов | 2 |
2 | Устройство тележек пассажирских вагонов | 2 |
3 | Устройство автосцепки пассажирских вагонов | 2 |
4 | Устройство, назначение колесной пары | 2 |
5 | Устройство, назначение рессорного подвешивания | 2 |
Практические занятия № 1. Проверка сцепления автосцепок вагонов, последовательность сборки автосцепки. № 2. Выявление неисправностей отопительного котла № 3. Выявление неисправностей автосцепки шаблоном № 873 | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 1. Составить реферат по теме: «Устройство и принцип действия пневматических тормозов вагонов международного сообщения» № 2. Составить конспект по теме: «Сборка автосцепки» | 22 | |
Тема 1.2. Общее устройство и принцип действия автоматических и ручных тормозов, требования к ним | Содержание учебного материала | 8 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.3 |
1 | Назначение и виды тормозов пассажирских вагонов | 2 |
2 | Устройство и принцип действия пневматических тормозов | 2 |
3 | Электропневматические тормоза | 2 |
4 | Тормозное оборудование вагонов международного сообщения | 2 |
5 | Эксплуатация тормозов | 2 |
Практические занятия № 4. Практическое применение ручного тормоза на пассажирском вагоне № 5. Работа по схемой тормозной системы пассажирского вагона | 4 | |
Тема 1.3. Устройство системы контроля букс | Содержание учебного материала | 6 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.2 |
1 | Технические ревизии букс | 2 |
2 | Назначение и устройство систем контроля букс: сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ), прибор обнаружения нагрева букс (ПОНАБ) | 2 |
Практическое занятие № 6. Контроль за СКНБ в пути следования | 2 | |
Тема 1.4. Устройство системы пожарной сигнализации (СПС) | Содержание учебного материала | 8 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
1 | Устройство системы пожарной сигнализации пассажирских вагонов | 2 |
2 | Действия проводников при возникновении пожара | 2 |
3 | Устройство, правила пользования, классификация средств пожаротушения | 2 |
4 | Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов | 2 |
Практические занятия № 7. Работа со средствами пожаротушения № 8. Действие проводника при возникновении пожара | 4 | | |
Тема 1.5. Приемы работы с сигнализацией связи вагона и порядок действий при срабатывании сигнализации | Содержание учебного материала | 6 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.2 |
1 | Виды сигнализации | 2 |
2 | Аппаратура внутрипоездной телефонной связи | 2 |
3 | Эксплуатация систем сигнализации и связи | 2 |
Практическое занятие № 9. Действие проводника при срабатывании сигнализации | 2 | |
Тема 1.6. Географическое расположение станций железнодорожной сети | Содержание учебного материала | 1 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.2 |
1 | Географическое расположение станций железнодорожной сети | | 2 |
Контрольная работа № 1 | 1 | |
Практическое занятие № 10. Работа с картами железных дорог | 2 | |
Раздел 2. Обслуживание приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования, холодильных установок | | 76 | | |
МДК 02.01 Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов | | | | |
Тема 2.1. Устройство и порядок обслуживания и регулирования приборов отопления, принудительной вентиляции, электрооборудования, холодильных установок | Содержание учебного материала | 14 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.2 |
1 | Назначение, виды, устройство системы водяного отопления пассажирских вагонов | 2 |
2 | Эксплуатация водяного отопления вагонов | 2 |
3 | Неисправности системы отопления и водоснабжения | 2 |
4 | Эксплуатация системы водоснабжения и отопления. | 2 |
5 | Установка кондиционирования воздуха МАБ-II, КЖ-25П | 2 |
6 | Холодильное оборудование вагонов | 2 |
7 | Техническое обслуживание и техника безопасности при обслуживании холодильных установок | 2 |
Контрольная работа № 2 | 2 | | |
Тема 2.2. Инструкции по техническому содержанию электрооборудования пассажирских вагонов | Содержание учебного материала | 26 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.1-2.2 |
1 | Общие сведения об электрооборудовании вагонов | 2 |
2 | Аккумуляторные батареи | 2 |
3 | Электрические машины | 2 |
4 | Приводы подвагонных генераторов | 2 |
5 | Электрооборудование вагонов без кондиционирования воздуха | 2 |
6 | Электрооборудование вагонов с кондиционирования воздуха | 2 |
7 | Инструкции по техническому содержанию электрооборудования пассажирских вагонов | 2 |
Контрольная работа № 3 | 2 | | |
Тема 2.3. Порядок заправки топки твердым топливом и очистки от золы и шлака. Порядок эксплуатации насоса | Содержание учебного материала | 4 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.2-2.3 |
1 | Порядок заправки топки твердым топливом. Техника безопасности | 2 |
2 | Порядок эксплуатации насоса водяного отопления, техника безопасности при эксплуатации | 2 |
Тема 2.4. Порядок проверки показаний измерительных приборов и действия при возникновении неисправностей в них | Содержание учебного материала | 8 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
1 | Виды измерительных приборов | 2 |
2 | Порядок контроля над работой измерительных приборов | 2 |
3 | Правила снятия показаний измерительных приборов. | 2 |
4 | Техника безопасности при работе с измерительными приборами. | 2 |
5 | Выявление неисправностей в измерительных приборах, сообщения о них бригадиру и начальнику поезда. | 2 |
Контрольная работа № 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 3. Написать реферат по теме: «Порядок выявления неисправностей в системе электрооборудования» | 18 | |
Раздел 3. Содержание в исправном состоянии внутреннего оборудования вагона и съемный инвентарь | | 36 | | |
МДК 02.01 Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов | | 36 | | |
Тема 3.1. Перечень инвентаря и расположение его на подвижном составе | Содержание учебного материала | 4 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.2-2.4 |
1 | Виды инвентаря и его расположение на подвижном составе | 2 |
2 | Назначение отдельных видов инвентаря | 2 |
3 | Комплектация вагона инвентарем | 2 |
Тема 3.2. Места размещения на вагонах номеров и маршрутных досок | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Назначение номеров и маршрутных досок. Правила навешивания номеров и маршрутных досок | 2 | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.2-2.4 |
Самостоятельная работа обучающихся № 4. Реферат по теме: «Измерительные приборы вагона международного сообщения» № 5. Сообщение по теме: «Порядок получения и сдачи инвентаря» № 6. Конспект по теме: «Учет инвентаря в пути следования» | 28 | |
Раздел 4. Обслуживание последнего вагона | | 20 | | |
МДК 02.01 Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов | | | | |
Тема 4.1. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации | Содержание учебного материала | 6 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
1 | Ознакомление с инструкцией железных дорог Российской Федерации | 2 |
2 | Правила пользования инструкцией | 2 |
Тема 4.2. Порядок контроля состояния хвостовых сигнальных фонарей | Содержание учебного материала | 4 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
1 | Места расположения хвостовых сигнальных фонарей | 2 |
2 | Контроль за исправностью и состоянием хвостовых сигнальных фонарей | 2 |
Тема 4.3. Особенность ограждения поезда и хвоста поезда при вынужденной остановке | Содержание учебного материала | 4 | | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
1 | Техника безопасности при ограждении поезда при вынужденной остановке. Осуществление ограждения хвоста поезда, пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 7. Выучить инструкцию по обслуживанию пассажиров в пути следования п. 3.1 | 6 | | |
Учебная практика Виды работ: | 216 | | |
Осмотр устройств и оборудования пассажирских вагонов и спецвагонов | 2 | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
Опробование тормозов и выявление их неисправностей | 2 |
Навешивание номеров и маршрутных досок на вагон пассажирского поезда | 2 |
Ограждение хвостового вагона пассажирского поезда | 2 |
Производственная практика Виды работ: | 180 | | |
Неисправности внутреннего оборудования вагона | 2 | ОК 1-8 ВПД 1. ПК 2.3-2.4 |
Обслуживание приборов | 2 |
Содержание в исправном состоянии внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря | 2 |
Обслуживание последнего вагона | 2 |
Итого: | 620 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Организация пассажирских перевозок и основ обслуживания пассажиров»;
лаборатории «Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов».
Оборудование учебного кабинета:
- комплект мебели для обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- шкафы для хранения наглядных пособий.
Наглядные пособия:
1. Макет пассажирского вагона
2. Образцы колёсных пар
3. Образцы роликовых букс
4. Образцы тележки типа КВЗ- ЦНИИ.
5. Автосцепное устройство.
6. Автосцепка СА- 3 с механизмом сцепления.
7. Шаблоны «Абсолютный», «Проходной». №873
8. Схема комбинированного кипятильника.
9. Схема системы водоснабжения пассажирского вагона
10. Схема системы отопления пассажирского вагона
11. Схема подключения СКНБ
12. Действующий щит электрооборудования типа ЭВ-26,47ДК.
13. Ручные огнетушители углекисло-пенные, порошковые, химические, воздушно-пенные.
14. Схемы и плакаты по изучению тележки.
15. Компьютерное оборудование.
16. Электронные панели по изучению тележки.
17. Установки пожарной сигнализации УПС-ТМ.
18. Раздаточный и контролирующий материал для текущего и итогового контроля.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийная установка.
Оборудование лаборатории:
1. Образец колёсной пары для определения неисправностей.
2. Абсолютные шаблоны.
3. Высоковольтный элемент комбинированного отопления.
4. Образцы РНГ; РМН; РОТ; РНС; плавких предохранителей типа ПР-2; ПГ-2; ППС и автоматических выключателей.
5. Инструкции по проведению практических и лабораторных работ.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Морозов В.А. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов. / В.А. Морозов, В.С. Фролов, А.И. Сотникова. – Х.: ТО «Эксклюзив», 2016. - 500с.
2. Леоненко Е.Г. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность железнодорожного транспорта. – 2017. - 222с.
Дополнительные источники:
1. Атлас схем железных дорог. – М.: «Транспорт», 2006.
2. Болобин З.М. Организация и условия перевозки пассажиров на железных дорогах. - М.: 2004.
3. Болотин З.М. Проводник пассажирских вагонов. Учебник. - М.: Академия, 2004. - 320с.
4. Егоров В.П. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов. М.: 2004.
5. Инструкция проводнику пассажирского вагона. - М.: «Транспорт», 2015.
6. Конструкция колесных пар и букс пассажирских вагонов. Обучающе-контролирующая мультимедийная компьютерная программа (CD-ROM), 2008.
7. Кондиционирование воздуха в пассажирском вагоне. Обучающе-контролирующая мультимедийная компьютерная программа (CD-ROM), 2008.
8. Тележки пассажирских вагонов. Обучающе-контролирующая мультимедийная компьютерная программа (CD-ROM), 2008.
9. Внутреннее оборудование пассажирских вагонов (спец. 1707). Обучающе-контролирующая мультимедийная компьютерная программа (CD-ROM), 2008.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Теоретическое обучение проводится в учебном кабинете «Организация пассажирских перевозок и основ обслуживания пассажиров»; лаборатории «Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов».
Учебная практика и производственная практика осуществляются в ОАО «РЖД» «Забайкальская пригородная компания» и ОАО «Федеральная пассажирская компания».
При выполнении самостоятельной работы обучающиеся консультируются с преподавателями, ведущими профессиональный модуль.
Перед изучением ПМ. 02 обучающиеся должны изучить следующие дисциплины:
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, правила технической эксплуатации, общий курс железных дорог, транспортная география, охрана труда.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие профильного высшего технического образования, опыт работы по специальности.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: наличие профильного высшего технического образования, опыт работы по специальности.
Мастера производственного обучения: наличие профильного среднего технического образования, опыт работы по специальности.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 1.1. Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования. | - выполнение сцепления автосцепок вагонов - демонстрация выявления неисправностей переходных площадок, которые могут угрожать безопасности пассажиров | - Наблюдение за деятельностью обучаемых во время учебной и производственной практики. Экспертная оценка выполненной работы обучаемыми |
ПК 2.2. Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудование, холодильные установки. | -демонстрация практического применения ручного тормоза на пассажирском вагоне; -демонстрация навешивания номеров и маршрутных досок; - выполнение контроля состояния хвостовых сигнальных фонарей; - демонстрация ограждения поезда при вынужденной остановки поезда | - Наблюдение за деятельностью обучаемых во время учебной и производственной практики. Экспертная оценка выполненной работы обучаемыми |
ПК 2.3. Содержать в исправном состоянии внутреннее оборудование вагона и съемный инвентарь. | - выполнение полной ревизии букс -демонстрация работы со средствами пожаротушения | - Наблюдение за деятельностью обучаемых во время учебной и производственной практики. Экспертная оценка выполненной работы обучаемыми |
ПК 2.4. Обслуживать последний вагон. | - демонстрация действия проводника при срабатывании сигнализации | - Наблюдение за деятельностью обучаемых во время учебной и производственной практики. Экспертная оценка выполненной работы обучаемыми |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - определение функции профессиональной деятельности - определение способов профессиональной деятельности - определение условий профессиональной деятельности -аргументированное и доказательное представление своей точки зрения относительно значимости профессии -проявление активности при овладении профессии | -интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | - постановка задач исходя из цели - ранжирование способов деятельности - выбор средств, адекватных целям и задачам деятельности - осуществление деятельности в соответствии с задачами | - наблюдение и экспертная оценка деятельности с применением различных методик |
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - определение способов деятельности - выбор средств деятельности - осуществление контроля, оценка и коррекция собственной деятельности по процессу и результатам - выполнение процесса в полном объеме в соответствии с требованиями | - наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. клиентами | - выбор источников информации для выполнения профессиональных задач - пользование Интернет – ресурсами, каталогами - анализ информации с точки зрения применимости к профессиональной деятельности - выделения главного - представление информации в доступном для других виде | - наблюдение и экспертная оценка деятельности с применением различных методик |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - решение профессиональных задач с привлечением самостоятельно найденной информации - оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ | -интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в процессе обучения -выполнение обязанностей в соответствии с ролью в группе -участие в групповой работе | - наблюдение и экспертная оценка деятельности с применением различных методик |
ОК 7. Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение | - принятие правильного решения в нестандартной ситуации - проявление бдительности | - наблюдение и экспертная оценка деятельности с применением различных методик |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - определение способов деятельности при использовании воинской обязанности - выбор средств для применения профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности (определение профессиональных навыков для использования в процессе исполнения воинской обязанности) - объяснение потребности государства в защите своих интересов - совершенствование физической подготовки | -интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
6