Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент в образовании» является вариативной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Разработчик:
Нагоева С. Р., преподаватель:
ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева»
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК общественных дисциплин
Протокол №………от «…..»……………..2015 г.
Председатель ПЦК…………………………ФИО
Рекомендовано к утверждению экспертной группой педколледжа
Протокол №………от «…..»……………..2015 г.
Председатель экспертной группы …………………Терчукова Л. П.
Рекомендовано к использованию экспертной группой
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение экспертной группы №…… от «…..»……………………….2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 18
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 20
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент в образовании»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной является вариативной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями СПО для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Менеджмент в образовании» является вариативной частью ФГОС.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оптимально организовывать трудовую деятельность коллектива образовательного учреждения в соответствии с нормированием и условиями труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- функции, виды и психологию менеджмента;
-основы организации коллектива исполнителей;
-принципы делового общения в коллективе;
-информационные технологии в сфере управления производством;
-особенности менеджмента в области образовательной деятельности;
-бизнес-планирование в образовании.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 37 часа,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 28 часов;
самостоятельной работы обучающегося 9 часов.
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 37 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: | 28 |
лекционные занятия | 20 |
семинарские занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 9 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «менджмент в образовании» для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
| | Макс. нагр. | Сам. раб. | Аудиторные |
| | | | Лекции | Семинар |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1.1. Понятие и сущность менеджмента и менеджмента в образовании. | Содержание учебного материала Понятие менеджмента. Основная цель менеджмента. Понятие менеджмента в образовании Менеджмент и менеджмент в образовании как самостоятельные научные дисциплины | 1 | | 1 | |
Тема 1.2. Становление науки внутришкольного управления как отрасли научного знания. Ее предмет, задачи и методы. | Содержание учебного материала Становление науки внутришкольного управления за рубежом Зарождение и развитие менеджмента в образовании в России Предмет, задачи и методы менеджмента образования | 8 | 3 | 3 | 2 |
Самостоятельная работа Изучение темы: «Эволюция идей научного управления за рубежом» | | | | |
Семинар. Содержание учебного материала Понятие и сущность менеджмента и менеджмента в образовании. Становление науки внутришкольного управления за рубежом Зарождение и развитие менеджмента в образовании в России Предмет, задачи и методы менеджмента образования |
Тема 1.3. Организация функционирования школы.. | Содержание учебного материала Назначение организационной деятельности Структура и образовательная система школы Особенности организационной структуры в зависимости от размера и типа школы | 7 | 3 | 4 | |
Самостоятельная работа Изучение темы: «Сущность управления ОУ в условиях рыночных отношений» |
Тема 1.4. Планирование организационного процесса в школе. | Содержание учебного материала Планирование целей образовательного процесса в школе Базисный учебный план – основа планирования образовательного процесса в школе Учебные планы школы Планирование расписания учебных занятий Разработка учебного плана школы | 6 | | 4 | 2 |
|
Тема 1.5. Контроль процессов функционирования школы. | Содержание учебного материала Субъекты внутришкольного контроля Виды и формы контроля Принципы и методы контроля Процедуры внутришкольного контроля | 9 | 3 | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Изучение темы: «Маркетинг образования» | | | | |
Семинар Содержание учебного материала: Субъекты внутришкольного контроля Виды и формы контроля Принципы и методы контроля Процедуры внутришкольного контроля |
Тема 1.6 Системное управление развитием школы. | Содержание учебного материала Принципиальные особенности системного управления школой Системное планирование развития школы: выявление и оценка проблем Системное планирования развития школы: разработка концептуального проекта желаемого будущего Системное планирование развития школы: разработка стратегии изменений и плана ее существования Управление реализацией программы. | 6 | | 4 | 2 |
| Семинар Содержание учебного материала Принципиальные особенности системного управления школой Системное планирование развития школы: выявление и оценка проблем Системное планирования развития школы: разработка концептуального проекта желаемого будущего Системное планирование развития школы: разработка стратегии изменений и плана ее существования Управление реализацией программы. | | | | |
| Всего часов | 37 | 9 | 20 | 8 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- учебно-планирующая документация,
- рекомендуемые учебники,
- дидактический материал,
- раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дробина Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие/Н.А.Дробина, Ю.В.Щербакова.- М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2009. – 288с.: ил.- (ПРОФИль)
Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов.- 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288
Суетенков.Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М 2009- 240с.
Дополнительные источники:
Кислякова Н.А., Веснин В.Р., Вачугов Д.Д. - Практикум по менеджменту: Деловые игры: Учебное пособие для вузов (под ред. Вачугова Д.Д.) Изд. 3-е, испр., доп.,– М: Высшая школа, 2007г, - 192c.
Практикум по курсу "Менеджмент" (Виханский О.С.,Наумов А.И.), М: Экономистъ, 2004г. - 288c.
Кислякова Н.А., Веснин В.Р., Вачугов Д.Д. - Практикум по менеджменту: Деловые игры: Учебное пособие для вузов (под ред. Вачугова Д.Д.) Изд. 3-е, испр., доп.,– М: Высшая школа, 2007г, - 192c.
Практикум по курсу "Менеджмент" (Виханский О.С.,Наумов А.И.), М: Экономистъ, 2004г. - 288c.
Что такое менеджмент. Как управляют бизнесом и почему это надо знать каждому (Магретта Дж.,Стоун Н.) , 2005г. - М: Вильямс, 272c.
Краснова В., Кондратьев В., Бочкарев А. - 7 нот менеджмента: Настольная книга руководителя (под ред. Кондратьева В.В.) Изд. 6-е, перераб., доп., М: - Эксмо, 2007, 832c.
Коппин А., Бэрратт Дж. - Менеджмент на все времена: Примеры успешного менеджмента из истории Великобритании: От Кромвеля до наших дней (пер. с англ. Шагояна В.О.) - Баланс Бизнес Букс, 2005, 288c.
Фатхутдинов Р.А. - Управленческие решения: Учебник для вузов Изд. 6-е, перераб., доп. , 2007г. - Инфра-М, 344c.
Архангельский Г.А. - Организация времени: От личной эффективности к развитию фирмы Изд. 2-е, перераб., доп. , 2008г. - Питер, 448c.
Программное обеспечение и Internet-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - оптимально организовывать трудовую деятельность коллектива образовательного учреждения в соответствии с нормированием и условиями труда. Знать: - функции, виды и психологию менеджмента; -основы организации коллектива исполнителей; -принципы делового общения в коллективе; -информационные технологии в сфере управления производством; -особенности менеджмента в области образовательной деятельности; | 1 Текущий контроль качества обученности студентов осуществляется в устной и письменной формах посредством: - фронтальных устных опросов; - тестирования по отдельным темам; - проведение семинаров; - подготовки рефератов. 2 Периодический (рубежный) контроль – в виде письменных работ. 3 Итоговый контроль в форме зачета по дисциплине |
5