СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК 01.05 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах На базе основного общего образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК 01.05 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ 44.02.02 Преподавание в начальных классах На базе основного общего образования»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»







рабочая ПРОГРАММа междисциплинарного курса


МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания


44.02.02 Преподавание в начальных классах


На базе основного общего образования


(срок обучения 2021-2025)












2021


Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В т. ч.

в форме практ.подг.

Максимальная учебная нагрузка (всего)

237


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

158


в том числе:



практические занятия

40

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

79


Промежуточная аттестация (форма, семестр)


Дифзачет – 7






В ходе освоения профессионального модуля формируются личностные результаты в соответствии с рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», утвержденной приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД



Индекс

и наименование МДК

Код личностных

результатов

реализации

программы воспитания

Тема учебного занятия

(или раздела)


Количество

часов на тему (или раздел)

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР 5

1.1. Содержание и пути реализации принципа экологической направленности.

1

5.2. Экскурсия как форма обучения естествознанию.

3

6.4. Озера и болота. Водоемы Кубани, их охрана.

1

7.1. Редкие и охраняемые растения Краснодарского края. Охрана растительного мира.

1

8.2. Природа Краснодарского края. Экологические проблемы региона, методика изучения.

1

8.2. Растительный и животный мир Краснодарского края. Кавказский государственный биосферный заповедник.

1

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР 7

1.1. Задачи начального курса естествознания, его значение в развитии личности обучающихся младшего школьного возраста

1

5.3. Внеурочная деятельность по естествознанию в начальной школе, ее значение.

1

5.3. Особенности организации изучения естествознания в малокомплектной школе.

1

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР 9

1.1. Задачи начального курса естествознания, его значение в развитии личности обучающихся младшего школьного возраста

1

7.2. Системы органов человека, их роль в процессах жизнедеятельности организма.

1

7.2. Здоровый образ жизни как основа безопасной жизнедеятельности человека

1

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР 10

1.1. Задачи начального курса естествознания, его значение в развитии личности обучающихся младшего школьного возраста

1

1.1. Содержание и пути реализации принципа экологической направленности.

1

4.2. Виды наблюдений, методика организации наблюдений за природой в начальной школе.

1

5.2. Экскурсия как форма обучения естествознанию.

3

6.3. Почва, ее состав и свойства. Полезные ископаемые и почвы Краснодарского края, их охрана.

1

6.4. Озера и болота. Водоемы Кубани, их охрана.

1

6.5. Понятие о погоде и климате. Охрана атмосферы.

1

7.1. Редкие и охраняемые растения Краснодарского края. Охрана растительного мира.

1

8.2. Природа Краснодарского края. Экологические проблемы региона, методика изучения.

1

8.2. Растительный и животный мир Краснодарского края. Кавказский государственный биосферный заповедник.

1

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР К1

1.2. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука, ее предмет и задачи.

1

1.2. Развитие методики преподавания естествознания в условиях перехода на новые ФГОС НОО.

1

2.1. Сравнительный анализ программ по начальному курсу естествознания

2

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР К2

1.2. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука, ее предмет и задачи.

1

01.05 Естествознание с методикой преподавания

ЛР К4

1.2. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука, ее предмет и задачи.

1



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Всего

В т.ч. в форме практ. подготовки

1

2

3


4

Раздел ПМ 5. Преподавание естествознания в начальной школе


237



МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания



158



Тема 1. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. Естественнонаучные представления и понятия

Содержание:

18




1

Тема 1.1. Задачи и содержание начального курса естествознания.

4


2

Содержание:



1. Задачи начального курса естествознания, его значение в развитии личности обучающихся младшего школьного возраста

1


2. Содержание начального курса естествознания, принципы отбора.

1



3. Содержание и пути реализации принципа экологической направленности.

1


4. Межпредметные связи и преемственность в начальном курсе естествознания.

1


2

Тема 1.2. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука.

7



2

Содержание:



1. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука, ее предмет и задачи.

1



2. Методологические основы и межпредметные связи методики преподавания естествознания.

1


3. Методы исследования методики преподавания естествознания.

1


4. Методика преподавания естествознания в ретроспективе.

1


5. Развитие методики преподавания естествознания в России.

1


6. Естественнонаучное начальное образование в России на современном этапе.

1


7. Развитие методики преподавания естествознания в условиях перехода на новые ФГОС НОО.

1


3

Тема 1.3. Формирование и развитие естественнонаучных представлений и понятий.

7



2

Содержание:



1. Понятие как педагогическая категория.

1



2. Методика формирования естественнонаучных представлений и понятий.

1




3. Методика развития естественнонаучных представлений и понятий.

1


Практические занятия:

4



1. Выявление основных биологических и географических понятий.

2


2. Составление схемы формирования и развития естественнонаучного понятия.

2


Тема 2. Обзор программ по начальному курсу естествознанию

Содержание:

6



1

Тема 2.1. Обзор программ по начальному курсу естествознания.

5


2

Содержание:



1. Вариативные УМК по традиционной системе (А.А.Плешаков, З.А.Клепинина, Н.Ф.Виноградова).

1



2. Целостная научная картина окружающего мира в программе А.А.Вахрушева «Мир и человек».

1


3. Система общего развития младших школьников по системам Эльконина-Давыдова, Занкова

1



Практическое занятие:


2



1. Сравнительный анализ программ по начальному курсу естествознания

2


2

Тема 2.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях перехода на новые ФГОС.

1





Содержание:





Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях перехода на новые ФГОС.

1



Тема 3. Материальная база обучения естествознанию


Содержание:

16



1

Тема 3.1. Понятие о средствах обучения. Натуральные средства обучения.

4



2

Содержание:



1. Материально-техническое обеспечение курса. Понятие о средствах обучения.

1



2. Классификация и области эффективного использования средств обучения на уроках естествознания.

1


3. Натуральные средства обучения, их классификация.

1


4. Методика работы с натуральными средствами обучения на уроках естествознания.

1


2

Тема 3.2. Искусственные средства обучения.

8


2

Содержание:



1. Искусственные средства обучения, их классификация.

1

2. Методика работы с искусственными средствами обучения на уроках естествознания.

1


3. Изобразительные средства обучения, классификация, методика работы.

1



4. Схематические (знаковые) средства обучения, методика работы.

1


5. Работа с печатными (вербальными) источниками знаний.

1


6. Учебники естествознания для начальной школы, их структура, приемы работы.

1



Практическое занятие:

2



1. Методика использования учебника на уроке окружающего мира в начальной школе

2


3

Тема 3.3. Технические средства обучения. Комплексное использование средств обучения в учебном процессе.

4



2

Содержание:



Технические средства обучения, их классификация, характеристика.

1


Методика использования ТСО в учебном процессе.

1


Практическое занятие:

2



1. Комплексное использование средств обучения на уроке окружающего мира в начальной школе.

2


Тема 4. Методы и приемы обучения естествознанию

Содержание:

20



1

Тема.4.1. Методы и приемы обучения. Словесные методы обучения.

6


3

Содержание:



1. Метод обучения как педагогическая категория.

1


2. Классификация методов и приемов обучения.

1


3. Словесные методы на уроках естествознания, их виды, значение.

1


4. Беседа на уроках естествознания, ее виды, значение.

1

5. Рассказ на уроках естествознания, его виды, значение.

1


Практическое занятие:

1



1. Методика использования беседы и рассказа на уроках естествознания.

1


2

Тема 4.2. Практические методы обучения.

8


3

Содержание:



1. Практические методы обучения естествознанию, их значение.

1


2. Наблюдение – ведущий метод изучения природы в начальной школе.

1



3. Виды наблюдений, методика организации наблюдений за природой в начальной школе.

1


4. Опыт (эксперимент) как метод познания природы, его виды, значение.

1



6. Практические работы на уроках естествознания, их значение.

1


7. Виды практических работ на уроках естествознания.

1


Практические занятия:

2



1. Методика организации эксперимента на уроке естествознания в начальной школе.

1


2. Методика организации практических работ на уроках естествознания в начальной школе

1


3

Тема 4.3. Наглядные методы обучения. Активные и интерактивные методы.

6



3

Содержание:



1. Наглядные методы обучения на уроках естествознания, их значение, сочетание с другими методами.

1



2. Активные и интерактивные методы обучения в начальном курсе естествознания

1


3. Моделирование как метод обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

1


4. Метод проектов в начальном курсе естествознания, методика организации

1




Практическое занятие:

2



1. Определение методов и приемов работы на уроке окружающего мира в начальной школе.

2


Тема 5. Формы организации учебного процесса по естествознанию

Содержание:

19



1

Тема 5.1. Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма обучения.

11



3

Содержание:



1. Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм обучения.

1



2. Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию. Комбинированный урок.

1



3. Основные типы уроков окружающего мира в начальной школе. Предметный урок

1


4. Повторение и проверка знаний на уроке окружающего мира в начальной школе

1


5. Календарно-тематическое планирование начального курса естествознания

1


5. Наблюдение и анализ урока окружающего мира в начальной школе.

1


Практические занятия:

5



1. Разработка технологической карты комбинированного урока окружающего мира.

2



2. Разработка контрольно-оценочных средств по естествознанию по заданной теме.

2



3. Разработка фрагмента урока окружающего мира в начальной школе


1


2

Тема 5.2. Экскурсия как форма обучения естествознанию.


3


3

Содержание:



1. Экскурсия по изучению природы, ее значение, межпредметные связи.

1



2. Методика организации экскурсии в начальной школе.

1


3. Экологические экскурсии, их роль в формировании экологического мышления обучающихся

1


3

Тема 5.3. Внеурочная деятельность по естествознанию.

5


3

Содержание:



1. Внеурочная деятельность по естествознанию в начальной школе, ее значение.

1


2. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников по естествознанию.

1


3. Методика организации внеурочной деятельности по естествознанию.

1


4. Домашняя работа как один из видов внеурочной деятельности.

1


5. Особенности организации изучения естествознания в малокомплектной школе.

1


Тема 6. Элементы общей физической географии, методические особенности преподавания в начальной школе


Содержание:


40



1

Тема 6.1. Земля – планета Солнечной системы.

7


2

Содержание:



1. Земля – планета Солнечной системы, методика изучения в начальной школе.

1



2. Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

1


3. Развитие представлений о форме и положении Земли во Вселенной.

1



4. Виды вращения Земли. Смена дня и ночи, методика изучения в начальной школе.

1


5. Изменение продолжительности дня и ночи в течение года, методика изучения.

1



6. Смена времен года, методика изучения в начальной школе.

1


7. Тепловые пояса Земли, методика изучения в начальной школе.

1


2

Тема 6.2. Ориентирование на местности. План и карта.


9


2

Содержание:



1. Понятие о горизонте. Ориентирование на местности по местным признакам. Компас, методика работы с ним в начальной школе.

1



2. План местности. Топографическая карта, методические особенности изучения в начальной школе.

1



3. Географическая карта, ее значение, виды, проекции, методика работы в начальной школе.

1



4. Методика работы с географической картой на уроке окружающего мира в начальной школе

1


5. Глобус – модель Земли, методика изучения в начальной школе.

1


Практические занятия:

4



1. Чтение географической карты на уроке окружающего мира в начальной школе.

1



2. Разработка фрагмента урока окружающего мира по теме «План и карта»

2


Практическая работа 1.


1

1. Чтение и составление плана местности на уроке окружающего мира в начальной школе.


1

3

Тема 6.3. Литосфера.

8


2

Содержание:




1. Литосфера, ее строение, методика изучения в начальной школе.

1


2. Внешние и внутренние факторы формирования рельефа.

1


3. Рельеф Земли, методика изучения в начальной школе.

1


4. Горы и равнины. Обзор рельефа суши, методика работы с контурными картами.

1



5. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые, их свойства и применение.

1



6. Почва, ее состав и свойства. Полезные ископаемые и почвы Краснодарского края, их охрана.

1




Практические занятия:


2





1. Методика изучения состава и свойств почвы на уроке окружающего мира в начальной школе.

1



Практическая работа 2.


1

1. Методика работы с коллекцией минералов и горных пород на уроке окружающего мира в начальной школе.


1

4

Тема 6.4. Гидросфера.

8


2

Содержание:



1. Гидросфера. Значение и свойства воды, методика изучения в начальной школе.

1



2. Круговорот воды в природе, методика изучения в начальной школе.

1


3. Подземные воды, их виды, методика изучения в начальной школе.

1



4. Минеральные источники, их образование, значение для человека.

1


5. Поверхностные водоемы суши. Река, ее части, методика изучения.

1



6. Озера и болота. Водоемы Кубани, их охрана.

1


Практические занятия:

2



1. Мировой океан. Обзор гидросферы Земли, методика работы с контурными картами.

1


Практическая работа 3.


1


1. Методика изучения свойств и круговорота воды на уроке окружающего мира в начальной школе.


1

5

Тема 6.5. Атмосфера.

8


2

Содержание:



1. Атмосфера, ее состав и строение, методика изучения в начальной школе.

1



2.Нагревание атмосферы. Температура воздуха.

1


3. Давление атмосферы. Ветры, их виды, методика изучения в начальной школе.

1



4. Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Образование облаков, виды осадков.

1


5. Циклоны и антициклоны, их образование, значение в природе и жизни человека.

1



6. Понятие о погоде и климате. Охрана атмосферы.

1


Практические занятия:

2



1. Методика организации наблюдений за погодой в начальной школе.

1


2. Разработка фрагмента урока окружающего мира в начальной школе по теме «Атмосфера»

1


Тема 7. Биосфера, методические особенности изучения растительного и животного мира в начальном курсе естествознания


Содержание:

31



1

Тема 7.1. Биосфера. Ботаника – наука о растениях.

18


2

Содержание:



1. Биосфера. Многообразие органического мира, методика изучения в начальной школе.

1



2. Ботаника. Значение растений в природе и жизни человека.

1



3. Основы анатомии и физиологии растений. Особенности строения клеток и тканей растений.

1



4. Части цветкового растения, их значение.

1


5. Основы систематики растений, методика изучения в начальной школе.

1



6. Бактерии, водоросли, их особенности, значение, методика изучения.

1


7. Мхи, лишайники, папоротникообразные, многообразие, значение, методика изучения.

1



8. Голосеменные растения, многообразие, биологические особенности, методика изучения.

1


9. Покрытосеменные растения, биологические особенности, значение в природе и жизни человека.

1




10. Грибы, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека, методика изучения.

1



11. Сезонные изменения в растительном мире, методика изучения в начальной школе.


1



12. Редкие и охраняемые растения Краснодарского края. Охрана растительного мира.


1


Практические занятия:

6



1. Методика изучения многообразия покрытосеменных растений в начальной школе.

2



2. Методика изучения семенного и вегетативного размножения растений в начальной школе.

2



3. Разработка фрагмента урока окружающего мира в начальной школе по теме «Растения»

1


Практическая работа 4.


1

Методика изучения частей цветкового растения в начальной школе.


1


2

Тема 7.2. Зоология – наука о животных.

13


2

Содержание:




1. Зоология. Классификация животных, их значение в природе и жизни человека. Простейшие, их многообразие.

1



2. Кишечнополостные, черви, их особенности, многообразие, значение, методика изучения.

1


3. Моллюски, их биологические особенности, многообразие, значение, методика изучения.

1



4. Членистоногие, их биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.

1


5. Систематика членистоногих, методика изучения в начальной школе.

1



6. Тип хордовые, биологические особенности, многообразие, значение в природе и жизни человека.

1


7. Систематика хордовых, биологические особенности классов

позвоночных животных.

1



8. Сезонные изменения в мире животных, методика изучения в начальной школе. Охрана животного мира.

1


9. Человека – часть природы. Общее представление о строении тела человека.

1



10. Системы органов человека, их роль в процессах жизнедеятельности организма.


1


11. Здоровый образ жизни как основа безопасной жизнедеятельности человека

1



Практические занятия:

2



1. Методика изучения многообразия позвоночных животных в начальной школе.

1


2. Разработка фрагмента урока окружающего мира по теме «Животные»

1


Тема 8. Методические особенности изучения природных зон в начальном курсе естествознания


Содержание:

8



1

Тема 8.1. Природные зоны России.

6


2

Содержание:



1.Арктические пустыни, тундра, методика изучения природных зон в начальной школе.

1



2. Лесная зона: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

1


3. Степи и пустыни: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

1



4. Субтропики. Горные области. Вертикальная зональность, методика изучения.

1



Практическое занятие:

2



1. Сравнительная характеристика природных зон в начальной школе, методика изучения.

2


2

Тема 8.2. Природа Краснодарского края.

2


2

Содержание:

2


1. Природа Краснодарского края. Экологические проблемы региона, методика изучения.

1


2. Растительный и животный мир Краснодарского края. Кавказский государственный биосферный заповедник.

Дифференцированный зачет



1


Всего часов

158



Самостоятельная работа:


79



Примерная тематика самостоятельной работы обучающихся:

1. Подготовка рефератов о составе и строении Солнечной системы, о созвездиях, солнечных и лунных затмениях, истории создания компаса, географической карты, глобуса.

2. Работа с контурными картами (обзор рельефа и гидросферы Земли, природных зон).

3. Подготовка рефератов о рациональном использовании и охране атмосферы, гидросферы, литосферы, растительного и животного мира, в т.ч. Краснодарского края.

4. Изготовление «Календаря природы». Проведение метеорологических и фенологических наблюдений.

5. Проведение длительных опытов (развитие растения из семени, размножение растений).

6. Изготовление натуральных (гербарии, коллекции плодов и семян) и искусственных (модели термометра, компаса) пособий.

7. Подготовка мультимедиа-презентаций.

8. Подготовка рефератов о жизни и деятельности ученых-методистов по естествознанию.

9. Уход за комнатными растениями, их паспортизация.

10. Работа с научно-популярной и художественной литературой, создание методической библиотеки (занимательный материал, загадки, пословицы, кроссворды и др.).

11. Разработка тестовых заданий.

12. Разработка сценария массового внеклассного мероприятия по естествознанию («День птиц», «Праздник урожая» и т.д.).

13. Разработка плана-конспекта внеклассного мероприятия по естествознанию (викторина, КВН и т.д.).

14. Анализ альтернативных программ и учебников по естествознанию.





Всего часов

237







Информационное обеспечение обучения


МДК.01.05 Естествознание с методикой преподавания

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Основные источники

1. Клепинина З.А., Аквилёва Г.Н. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М., 2018


Дополнительные источники

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для учреждений СПО педагогического профиля. - М., 2018

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М., 2017

  3. Красная книга Краснодарского края. – Краснодар, 2018

  4. Смирнова О.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: Учебное пособие. - М., 2017


Интернет-ресурсы

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/card/29030/ornament-stilizaciya-v-ornamente.html

http://fcior.edu.ru/card/28977/osobennosti-dekorativnoy-stilizacii-v-cvete.html

Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/24/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

http://school-collection.edu.ru\

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/

Научная электронная библиотека (НЭБ): http://www.elibrary.ru\

Виртуальные лаборатории: https://vr-labs.ru/laboratories/

Виртуальная образовательная лаборатория: https://www.virtulab.net/

Библиотека интерактивных материалов: https://urok.1c.ru/library/



Средства обучения

Технические средства обучения: телевизор, ноутбук; видеофильмы, мультимедиа презентации

Натуральные средства обучения: гербарии растений различных природных зон, культурных и дикорастущих растений; коллекции семян, комнатные растения, коллекции минералов и горных пород, натуральные образцы костей, коллекции удобрений, различных типов почв;

Искусственные средства обучения: учебники окружающего мира и учебные пособия, географические карты и атласы (физическая, природных зон, контурные карты), приборы (микроскопы, глобус, термометр), оборудование для опытов и лабораторных работ, микропрепараты, муляжи (овощей и фруктов, грибов, скелета, костей), модели (глаза, уха, скелета, внутреннего строения тела человека), учебные картины и таблицы по различной тематике, дидактический материал


16