СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол № 9 от 28.08.23
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ И.А. Женгульдинова Приказ №203 от 28.08.23 |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Мир истории», «История Отечества»
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5-9 классы
Срок реализации – 5 лет
Составитель:
Драгунова Олеся Сергеевна
учитель истории и
обществознания
Пояснительная записка
Цели и задачи курса
Предмет «История» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлен двумя последовательными курсами - «Мир истории» и «История Отечества», относящимися к предметной области «Человек и общество».
В основу изучения предмета «Мир истории» (5 класс) положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VI-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
УМК:
Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. Мир истории. 6 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение
Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. История Отечества. 7 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение
Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. История Отечества. 8 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение
Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В., Карелина И.В. История Отечества. 9 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение
Комарова С.В., Александрова Е.Л. Основы социальной жизни. Методическое пособие для учителя. 5-9 классы. М. Просвещение
Содержание учебного предмета
МИР ИСТОРИИ
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя);
составление родословного дерева (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»;
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др.
чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем», «История одного памятника », «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ― самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917 - 1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным. Принятие первых декретов "О мире" и "О земле". Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны: "военный коммунизм". Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль рабочего класса в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920 - 1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция": задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский). Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советско-финляндская война 1939 - 1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г.К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д.М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев), герои войны. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 - 1991 годах.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946 - 1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало "холодной войны". Политика укрепления социалистического лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н.С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления Н.С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д. Сахаров. Освоение космоса и полет первого человека. Ю.А. Гагарин. Первая женщина космонавт В.В. Терешкова. Хрущевская "оттепель". Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана. Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б.Н. Ельцин. Образование Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент России - В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев. Общественно-политическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Мир истории»
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
История Отечества
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
Система оценивания. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область |
Учебный предмет | Количество часов в неделю (по годам обучения) | Всего | |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
История | Мир Истории. | 2 |
|
|
|
| 2 | |
| История Отечества |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |
ИТОГО: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Предметная область | Классы Учебный предмет | Количество часов за год (по годам обучения) | Всего | ||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||
История | Мир Истории. История Отечества | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 360 | ||||||
ИТОГО: | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 360 |
Поурочное планирование «Мир истории» 5 класс
№ | тема | дата | Оборудование, наглядность | коррекционная работа | примечание |
Раздел I. Введение. 24 часа. | |||||
Тема 1.Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас (12 часов). | |||||
1 | История имени. |
| Ноутбук с подключенным Интернетом. |
Развитие памяти, внимания, мышления, запоминания. Развитие умения устанавливать последовательность событий, составление рассказа. Составление предложений по теме. Развитие устной связной речи, произвольного внимания. Составление рассказа. Развитие зрительной памяти. Развитие словарного запаса.
Развитие зрительной памяти.
|
|
2 | История фамилии. |
| Ноутбук с подключенным Интернетом. |
| |
3 | Даты жизни. Понятие о биографии. |
| Портрет А.С. Пушкина |
| |
4 | Дом, в котором ты живешь. |
| Картинки домов. |
| |
5 | История улицы. |
| Презентация «Бараба- уголок России» |
| |
6 | Местность, где мы живем. |
| Карта НСО и Барабинского района |
| |
7 | Край, в котором мы живем. |
| Карта Новосибирской области |
| |
8 | Страна, в которой мы живем. |
| Презентация «Государственная символика » |
| |
9 | Другие страны мира. |
| Карта «Страны мира» |
| |
10 | Другие страны мира. |
| Карта «Страны мира» |
| |
11 | Планета, на которой мы живем. |
| Презентация «Солнечная система» |
| |
12 | Контрольная работа «Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас». |
|
|
| |
Тема 2. Представление о времени в истории. 6 часов.
| |||||
13 | Понятие о времени как о прошлом, настоящем, будущем. |
| Презентация «Лента времени» | Составление рассказа. Составление предложений по теме Развитие умения устанавливать последовательность событий Развитие словарного запаса. Развитие зрительной памяти. |
|
14 | Приборы для отсчета времени. |
| Часы.
|
| |
15 | История календаря. |
| Презентация «История календаря», календарь |
| |
16 | Понятие об историческом времени. |
| Презентация «Лента времени» |
| |
17 | Части века. |
|
|
| |
18 | Практическое задание «Мой календарь»
|
|
|
| |
Тема 3. Начальные представления об истории. 6 часов.
| |||||
19 | История- наука об изучении развития человеческого общества. |
|
| Составление рассказа. Составление рассказа.
Развитие словарного запаса.
Развитие зрительной памяти.
|
|
20 | Способы получения знаний о прошлом. |
| Презентация «Археологи» |
| |
21 | Источники исторических знаний. |
|
|
| |
22 | Понятие об исторической карте, об историческом пространстве. |
| Исторические карты, географическая карта |
| |
23 | Составляющие части исторической науки. |
|
|
| |
24 | Посещение музея общеобразовательной школы. |
|
|
| |
Раздел II. История древнего мира. 10 часов.
| |||||
Тема 1. История появления и развития древнего человека. 7 часов.
| |||||
25 | Человек- житель планеты Земля. |
| Презентация «Страны мира» | Развитие умения устанавливать последовательность событий Составление рассказа.
Развитие словарного запаса.
Развитие зрительной памяти.
Развитие словарного запаса.
|
|
26 | Внешний вид первобытных людей. |
| Презентация «Первобытные люди» |
| |
27 | Человек умелый. |
| Презентация «Первобытные люди» |
| |
28 | Древнейшие люди. |
| Презентация «Первобытные люди» |
| |
29 | Древний человек приходит на смену древнейшему. |
|
|
| |
30 | Кочевники. Первые сообщества. |
|
|
| |
31 | Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. |
|
|
| |
Тема 2. Человек разумный. 3 часа. | |||||
32 | Человек разумный внешний вид, образ жизни и основные занятия. |
| Картинки человека в древности | Составление рассказа.
|
|
33 | Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. |
|
|
|
|
34 | Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени. |
|
| Составление рассказа.
|
|
Раздел III. История вещей и дел человека. 21 час. | |||||
Тема 1. История освоения человеком огня, энергии(от древности до наших дней).3 часа. | |||||
35 | Способы добычи огня древним человеком. Очаг. |
| Презентация «Огонь и человек» | Развитие словарного запаса.
Развитие зрительной памяти.
|
|
36 | Использование огня в производстве. |
|
|
| |
37 | Огонь и энергия. |
|
|
| |
Тема 2. История использования человеком воды. 4 часа. | |||||
38 | Значение воды в жизни человека. |
|
| Развитие словарного запаса.
Составление рассказа.
|
|
39 | Вода и земледелие. |
|
|
| |
40 | История мореходства, открытие новых земель. |
| Презентация «История мореходства» |
| |
41 | Использование человеком воды для получения энергии. |
|
|
| |
Тема 3. История жилища человека. 2 часа. | |||||
42 | История появления жилища человека. |
| Презентация «Жилище человека» | Развитие зрительной памяти.
|
|
43 | История совершенствования жилища. |
|
|
| |
Тема 4.История появления мебели. 2 часа. | |||||
44 | История появления первой мебели. |
|
| Составление рассказа. Развитие словарного запаса.
|
|
45 | Современная мебель и профессии людей, связанные с изготовлением мебели. |
|
|
| |
Тема 5. История питания человека. 3 часа. | |||||
46 | Питание как главное условие жизни любого живого организма. |
|
|
Развитие словарного запаса.
|
|
47 | Добывание пищи древним человеком . |
|
|
| |
48 | История хлеба и хлебопечения. |
| Презентация «Первый хлеб» |
| |
Тема 6. История появления посуды. 3 часа. | |||||
49 | История появления посуды. |
| Презентация «Посуда. История развития» | Развитие зрительной памяти.
|
|
50 | История появления и использование деревянной посуды, ее виды. |
|
|
| |
51 | Изготовление посуды как искусство. |
|
|
| |
Тема 7. История появления одежды и обуви. 4 часа. | |||||
52 | Представление об одежде и обуви, их функциях. История появления одежды. |
| Презентация «То без чего, мы не проживем» | Составление рассказа.
Развитие зрительной памяти. Составление предложений по теме
|
|
53 | История появления обуви. |
|
|
| |
54 | Народные традиции в изготовлении одежды. |
|
|
| |
55 | Контрольная работа «История вещей и дел человека». |
|
|
| |
Раздел IV. История человеческого общества. 13 часов. | |||||
Тема 1. 4 часа. | |||||
56 | Первобытные люди. Появление Семьи. |
|
| Составление рассказа.
|
|
57 | Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель. |
|
| Развитие словарного запаса.
|
|
58 | Истоки возникновения мировых религий: язычество, буддизм. |
|
| Составление предложений по теме
|
|
59 | Истоки возникновения мировых религий: христианство, ислам. |
|
| Составление предложений по теме |
|
60 | Понятие о науке. |
|
| Развитие словарного запаса. |
|
61 | Возникновение речи и письма. |
|
| Составление предложений по теме
|
|
62 | Культура и искусство. |
|
| Развитие словарного запаса.
|
|
63 | Условия для возникновения государства. |
|
| Развитие словарного запаса.
|
|
64 | Виды государств. |
|
| Развитие словарного запаса.
|
|
65 | История денег и торговли. |
| Презентация «Деньги. Торговля в древней Руси» | Развитие зрительной памяти.
|
|
66 | Войны. Причины их возникновения. |
|
| Развитие словарного запаса.
|
|
67 | Подготовка к контрольной работе за год |
|
|
|
|
68 | Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
Поурочное планирование История Отечества 6 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
1 | О чем расскажет учебник? | 1 |
| ||
ДРЕВНЯЯ РУСЬ | 7 |
| |||
2 | Происхождение славян | 1 |
| ||
3 | Славяне и соседние народы | 1 |
| ||
4 | Облик славян и черты их характера | 1 |
| ||
5-6 | Хозяйство и уклад жизни восточных славян | 2 |
| ||
7-8 | Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | 2 |
| ||
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО | 7 |
| |||
9 | Как возникло Древнерусское государство. Князь Рюрик | 1 |
| ||
10 | Об Аскольде, Дире и их походах в Византию | 1 |
| ||
11 | Князь Олег (882-912) | 1 |
| ||
12 | Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945) | 1 |
| ||
13 | Как княгиня Ольга отомстила древлянам | 1 |
| ||
14 | Князь Святослав |
|
| ||
15 | Обобщение по теме «Древнерусское государство» | 1 |
| ||
КРЕЩЕНИЕ РУСИ. РАСПАД РУССКОГО ГОСУДАРСТВА | 7 |
| |||
16 | Сыновья князя Святослава | 1 |
| ||
17 | Князь Владимир Красное Солнышко. | 1 |
| ||
18 | Крещение Руси и заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства | 1 |
| ||
19-20 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром | 2 |
| ||
21 | Русь после смерти Ярослава Мудрого. | 1 |
| ||
22 | Владимир Мономах | 1 |
| ||
РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ | 7 |
| |||
23 | Причины распада Киевской Руси. 15 княжеств | 1 |
| ||
24-25 | Новгородская республика. Господин Великий Новгород | 2 |
| ||
26 | Ростово-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий и история возникновения Москвы | 1 |
| ||
27-28 | Культура Руси в X-XIII веках. Архитектура. Летописание, фольклор | 2 |
| ||
29 | Обобщение по теме «Распад Киевской Руси» | 1 |
| ||
РУСЬ С БОРЬБЕ С ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ | 14 |
| |||
30-31 | Образование монгольского государства. Держава Чингисхана | 2 |
| ||
32-33 | Нашествие татаро-монголов на Русь | 3 |
| ||
34-35 | Князь Александр Невский (1236-1263). Значение победы Александра Невского для укрепления православия на русской земле | 3 |
| ||
36-37 | Объединение русских земель против Золотой орды. Усиление роли Москвы. Иван Калита | 3 |
| ||
38-39 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском | 3 |
| ||
40 | Значение Куликовской битвы в истории Русского государства | 1 |
| ||
41 | Наследники Дмитрия Донского | 1 |
| ||
42 | Освобождение Руси от Золотой Орды | 1 |
| ||
43 | Управление государством Иваном III | 1 |
| ||
ЕДИНОЕ МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО | 23 |
| |||
44-46 | Русь в XIV - XV веке. Царь Иван Грозный. Изменения в управлении | 3 |
| ||
47 | Войны Ивана Грозного | 2 |
| ||
48 | Опричнина | 1 |
| ||
49 | Покорение Сибири Ермаком | 1 |
| ||
50 | Россия после Ивана Грозного | 2 |
| ||
51-52 | Смутное время. Подвиг Минина и Пожарского | 1 |
| ||
53-54 | Воцарение династии Романовых | 1 |
| ||
55 | Раскол в Русской православной церкви | 1 |
| ||
56 | Внешняя политика в XVII веке | 1 |
| ||
57 | Переяславская Рада | 1 |
| ||
58 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 |
| ||
59 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 |
| ||
60 | Как открывали наш край | 1 |
| ||
61 | Культура народов России в XVII в. | 1 |
| ||
62 | Культура народов России в XVII в. | 1 |
| ||
63 | Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 |
| ||
64 | Семья в Русском государстве в 16-17 веках | 1 |
| ||
65 | Обобщение по теме «Россия в XVII в.» | 1 |
| ||
ИТТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 3 |
| |||
66-67 | Итоговое повторение | 2 |
| ||
68 | Промежуточная аттестация в форме САРЧО | 1 |
|
Поурочное планирование «История Отечества» 7 класс
№п/п | Тема урока |
| Раздел 1 Повторение 5 часов |
| Введение. Наше Отечество - Россия |
| Россия к XVII веку. |
| Российское общество к XVII веку. |
| Отношения России с другими странами. |
| Внеклассное чтение. По страницам истории XV-XVII в. |
| Раздел 2 Эпоха Петра Великого 24 часа |
| Детство и юность Петра I. |
| Как обучали Петра I. |
| Семейные раздоры, борьба за власть. |
| Итоги правления Софьи. |
| Воцарение Петра I. |
| Строительство флота. Азовские походы. |
| Великое посольство (1697-1698 гг). |
| Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. |
| Северная война (1700-1721гг). Причины. Поражение под Нарвой. |
| Первые победы над шведами. |
№п/п | Тема урока |
| Раздел 1 Повторение 5 часов |
| Введение. Наше Отечество - Россия |
| Россия к XVII веку. |
| Российское общество к XVII веку. |
| Отношения России с другими странами. |
| Внеклассное чтение. По страницам истории XV-XVII в. |
| Раздел 2 Эпоха Петра Великого 24 часа |
| Детство и юность Петра I. |
| Как обучали Петра I. |
| Семейные раздоры, борьба за власть. |
| Итоги правления Софьи. |
| Воцарение Петра I. |
| Строительство флота. Азовские походы. |
| Великое посольство (1697-1698 гг). |
| Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. |
| Северная война (1700-1721гг). Причины. Поражение под Нарвой. |
| Первые победы над шведами. |
| Основание Петербурга. (1703 г.) |
| Разгром шведов под Полтавой. |
| Завершение Северной войны. |
| Промышленность и сельское хозяйство. |
| Заслуги Петра Великого перед Россией. |
21 | Изменения в управлении государством. |
22 | Табель о рангах. |
23 | Образование и культура при Петре I. |
24 | Перемены в быту |
25 | Личность Петра I. |
26 | Семья Петра Великого. |
27 | Петр Первый в произведениях живописи и литературы |
28 | Памятники Петру |
29 | Повторительно-обобщающий урок: "Российское государство в конце XVII - начале XVIII вв." |
| Раздел 3 Эпоха Дворцовых переворотов 12 часов |
30 | Эпоха дворцовых переворотов |
31 | Екатерина I. Внук Петра Великого. |
32 | Петр II. – внук Петра 1 |
33 | Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730-1741). Как правила Россией Анна Иоанновна. |
34 | Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). |
35 | Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I. |
36 | Войны России в период правления Елизаветы Петровны.. |
37 | Военное дело России в Семилетней войне |
38 | Воцарение Петра III |
39 | Культура в эпоху дворцовых переворотов |
40 | Ученый энциклопедист Ломоносов М.В. |
41 | Урок-игра «Эпоха дворцовых переворотов» |
| Раздел 4 Эпоха Екатерины Великой 16 часов |
42 | София Августа Фредерика |
43 | Начало царствования Екатерины II. |
44 | Близкое окружение и помощники Екатерины II. |
45 | Война России с Турцией(1768-1774) . |
46 | Присоединение Крыма. Русско-турецкая война(1787-1791) |
47 | Великие полководцы екатерининской эпохи |
48 | Наука побеждать А.В Суворова |
49 | Основание черноморского флота |
50 | Великие флотоводцы екатерининской эпохи |
51 | Освоение Новороссии. А.Г. Потемкин |
52 | Как управляла Россией Екатерина II. |
53 | Салтычиха |
54 | Пугачевский бунт. |
55 | Развитие образования при Екатерине II. |
56 | Конец правления Екатерины Великой. |
57 | Повторительно-обобщающий урок: «Российская империя при Екатерине Великой». |
| Раздел 5 Россия при Павле 15 часов |
58 | Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт (1769-1821). |
59 | Великий князь Павел Петрович (1754-1801). |
60 | Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. |
61 | Переход Суворова через Альпы. |
62 | Итоги правления Павла I. |
| Раздел 6 Культура во второй половине 18 века 3 часа |
63 | Наука и литература |
64 | Живопись |
65 | Архитектура. |
| Раздел 7 Итоговое повторение 3 часа |
66 | Итоговое повторение |
67 | Итоговое повторение |
68 | Промежуточная аттестация в форме САРЧО |
Тематическое планирование История Отечества 8 класс
№ п/п | Тема урока |
| Раздел 1 Россия при Александре 1 (1801-1825) |
| Введение в курс. Россия к 19 веку |
| Император Александр I (1801-1825). |
| Реформы Александра I. |
| Противостояние двух императоров |
| Вторжение армии Наполеона в Россию. |
| Отечественная война 1812г. |
| Народная война против армии Наполеона. |
| Великие полководцы России |
| Бородинское сражение. |
| Наполеон в Москве. |
| Отступление и гибель французской армии. |
| Александр I и Наполеон. Окончание войны. |
| Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. |
| Русская армия в Париже |
| Венский конгресс |
| Россия после войны с Наполеоном. |
| Аракчеевщина. |
| Создание тайных обществ в России. |
| Восстание декабристов. |
| Суд над декабристами |
| Декабристы и Сибирь. Подвиг жен декабристов |
| Загадка смерти Александра 1 |
| Урок контроля по теме «Россия в эпоху Александра 1» |
|
Раздел 2 Россия при Николае 1 (1825-1855) |
| Император Николай I (1825-1855). |
| Реформы Николая I. |
| Войны России на Кавказе. |
| Крымская война. |
| Оборона Севастополя. |
| Золотой век русской культуры. |
| Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. |
| Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. |
| Архитектура в первой половине XIX в. |
| Наш край в 1 половине 19 века |
| Раздел 2 Россия при Александре 2 (1855-1881) |
| Царь освободитель Александр II (1855-1881). |
| Причины отмены крепостного права |
| Отмена крепостного права. |
| Военные реформы Александра II. |
| Суть реформ Александра 2 |
| Международные отношения России при Александре II. |
| Русско-турецкая война 1877-1878 годов. |
| Народные герои войны |
| Революционные организации в России при Александре 2 |
| Убийство царя реформатора |
| Раздел 2 Россия при Александре 3 (1881-1894) |
| Царь Александр III Миротворец (1881-1894). |
| Укрепление самодержавия Александром III. |
| Развитие российской промышленности |
| Положение и жизнь рабочих |
| Наука и культура во второй половине XIX в. |
| Картины передвижников |
| История России в картинах передвижников |
| Жизнь и быт русских купцов. |
| Быт простых россиян в XIX веке. |
| Строительство Транссиба |
| Наш край во 2 половине 19 века |
| Освоение Новосибирска |
| Повторительно-обобщающий урок: "Российская империя после во второй половине XIX века" |
| Раздел 2 Россия при Николае 2 (1881-1905) |
| Последний российский император - Николай II (1894-1917). |
| Семья императора. Ходынская катастрофа |
| Русско-японская война |
| Трагедия Цусимы |
| Кровавое воскресенье |
| Первая российская революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября |
| Реформы П.А. Столыпина. |
| Серебряный век русской культуры. |
| Наш край в начале 20 века |
| Повторительно-обобщающий урок: "Российская империя в 19 – начале 20 веков" |
| Итоговое повторение |
| Промежуточная аттестация в форме САРЧО |
Тематическое планирование «История Отечества» 9 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА | 20 |
| |
1 | Введение в курс | 1 |
|
2 | Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение).Падение монархии | 1 |
|
3 | Основные политические партии в 1917 г. | 1 |
|
4 | Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Программа большевиков | 1 |
|
5 | Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. | 1 |
|
6 | Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». | 1 |
|
7 | Установление советской власти на основной территории бывшей империи. Созыв и роспуск Учредительного собрания.Конституция РСФСР | 1 |
|
8 | Брестский мир | 1 |
|
9 | Экономическая политика большевиков. | 1 |
|
10 | Судьба царской семьи. Церковь и государство. | 1 |
|
11 | Причины Гражданской войны. | 1 |
|
12 | Политика «военного коммунизма». Белая Армия. | 1 |
|
13 | Рабоче-крестьянская Красная армия | 1 |
|
14 | Ход гражданской войны. | 1 |
|
15 | Окончание Гражданской войны. Эмиграция. | 1 |
|
16 | Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны. | 1 |
|
17 | Контрольная работа «Россия в годы потрясений» | 1 |
|
18 | Анализ к.р. Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. | 1 |
|
19 | Область войска Донского в период Гражданской войны | 1 |
|
20 | Противостояние белых и красных на Дону. Донские казаки | 1 |
|
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1920-1930-У ГОДЫ | 13 |
| |
21 | «Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте. | 1 |
|
22 | Отношения РСФСР со странами Европы. | 1 |
|
23 | Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: Финансовая реформа 1922-1924 гг | 1 |
|
24 | Промышленное производство в период нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги нэпа. | 1 |
|
25 | Ленин и Сталин | 1 |
|
26 | Объединение советских республик | 1 |
|
27 | Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина | 1 |
|
28 | Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг | 1 |
|
29 | Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги коллективизации. | 1 |
|
30 | Вторая пятилетка (1933-1937гг). Конституция 1936 г. | 1 |
|
31 | Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система ГУЛАГ | 1 |
|
32 | Советское общество в 1930-е г. Образование и культура в 1930-е гг. | 1 |
|
33 | Ситуация в мире в 1930-е гг. Положение на Дальнем Востоке Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. | 1 |
|
СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | 15 |
| |
34 | Действия СССР в начале Второй мировой войны | 1 |
|
35 | Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности страны | 1 |
|
36 | Первые дни войны (июнь 1941-осень1942 гг.) | 1 |
|
37 | Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой | 1 |
|
38 | Перестройка экономики страны на военные нужды. Наука и образование | 1 |
|
39 | Партизанская война и подпольное движение. Мастера культуры – фронту | 1 |
|
40 | Оборона Севастополя | 1 |
|
41 | Сталинградская битва | 1 |
|
42 | Битва на Курской дуге. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская конференция | 1 |
|
43 | Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!» | 1 |
|
44 | Усиление военно-экономической мощи СССР. | 1 |
|
45 | Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе | 1 |
|
46 | Ялтинская конференция. Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме | 1 |
|
47 | Война СССР с Японией. Хиросима и Нагасаки. Нюрнбергский процесс | 1 |
|
48 | Контрольная работа | 1 |
|
ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ СССР. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА | 20 |
| |
49 | Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после войны | 1 |
|
50 | Возвращение СССР к мирной жизни. | 1 |
|
51 | Государственное устройство СССР после войны | 1 |
|
52 | Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945-начала 1950-х гг. | 1 |
|
53 | Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности | 1 |
|
54 | Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С. Хрущева | 1 |
|
55 | СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг. | 1 |
|
56 | Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х | 1 |
|
57 | Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни советских людей | 1 |
|
58 | Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса | 1 |
|
59 | Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х гг. | 1 |
|
60 | Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи Конституции | 1 |
|
61 | Распад СССР | 1 |
|
62 | Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис | 1 |
|
63 | Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг. Образование и наука | 1 |
|
64 | Президент Медведев В.А. Президентство Путина ВВ | 1 |
|
65 | Отношения России с другими странами в 21-м в. Духовное возрождение современной России | 1 |
|
66 | Государственное устройство современной России | 1 |
|
67 | Итоговое повторение | 1 |
|
68 | Промежуточная аттестация в форме САРЧО | 1 |
|