СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мир химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир химии"»

Областное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Областной центр развития творчества детей и юношества»





Принята на заседании

педагогического совета

от «__»_____________________2024 г.

Протокол №______________________



Утверждаю

Директор ОБУДО «ОЦРТДиЮ»

О.В. Воробьева

Приказ от «__»______________2024 г.

№______________________________

М.П.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Мир химии»

(ознакомительный уровень)





Возраст обучающихся: 9-12 лет

Срок реализации: 3 месяца (72 часа)



Автор-составитель:

Горелова Мария Игоревна,

педагог дополнительного образования



г. Курск, 2024 г.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки Росси совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. № 28»;

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. № 2»;

  • Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;

  • Приказ от Министерства образования и науки Курской области №1-54 от 17.01.2023 г. «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

  • Устав ОБУДО «ОЦРТДиЮ», или иные локальные нормативные акты Центра, регламентирующие организацию образовательной деятельности;

  • Положение о дополнительных общеразвивающих программах областного бюджетного учреждения дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества».

Направленность программы. Естественнонаучная.

Актуальность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Мир химии» (далее – Программа) направленна на формирование у обучающихся интереса к изучению естественноначных дисциплин, развитие практических умений и применение полученных знаний на практике.

Современный образовательный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по данной программе позволит раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, развитие и поддержание его таланта.

Отличительные особенности программы. В ходе освоения данной программы обучающиеся знакомятся с проектной деятельностью через такие разделы как световая микроскопия, основы аналитической химии. Использование высокотехнологичного оборудования естественнонаучной направленности в детском технопарке «Кванториум» г. Курска.

Данной программой предусмотрена работа в командах, что позволяет обучающимся получить навык по формированию эффективных команд и командному взаимодействию для решения поставленных задач.

Уровень программы. Ознакомительный.

Адресат программы. Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся младшего и среднего школьного возраста (9-12 лет), получающие начальное и среднее образование. Программа служит для ознакомления с экспериментальной деятельностью посредством изучения основ неорганической и аналитический химии. Количество обучающихся в одной группе – 14 человек.

У ребенка 9 лет активно формируется личное сознание. Он стремится понять свое место в отношениях со взрослыми. Через учебную деятельность обучающийся осознает свои способности. Они развиваются через устойчивый интерес к какому-либо делу и стойкую мотивацию к нему. Ребенку нравится быть компетентным. Учеба расширяет его кругозор и улучшает мышление. Обучающемуся интересны общественные мотивы. Ему хочется быть культурным и развитым, хорошо учиться, а потом, во взрослой жизни — и хорошо работать. У него появляются новые взаимоотношения с окружающими, права и обязанности. Формируются его моральные качества личности, самосознание и мировоззрение. Ребенок изобретает, придумывает свою концепцию окружающего мира. Ему нужно все упорядочить, понять закономерности и т.д. Обучающийся разбирается в этических нормах (например, что такое «хорошо» и «плохо»).

Подростковый возраст требует особого внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть. Это сенситивный период для развития творческого мышления.

Объем и срок освоения программы. Общее количество часов – 20. Программа реализуется 1 неделю в течение 5 рабочих дней учебного года.

Режим занятий. 2 занятия в день по 2 академических часа Структура двухчасового занятия: 45 минут – рабочая часть, 10 минут – перерыв (отдых) и 45 минут – рабочая часть.

Форма обучения. Очная.

Язык обучения. Русский язык.

Формы проведения занятий. Групповая.

Особенности организации образовательного процесса. Традиционная форма реализации программы, так как занятия проходят в рамках одного учреждения.



2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися практической составляющей исследовательской деятельности через биологические дисциплины.

Задачи программы:

Образовательные:

  • сформировать знания в области техники безопасности в лаборатории естественнонаучного профиля;

  • способствовать формированию навыков по организации и проведении химического эксперимента;

  • способствовать формированию системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о химии как науке;

  • способствовать получению опыта использования методов аналитической химии для проведения экспериментов;

  • способствовать развитию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • способствовать развитию у обучающихся навыков применения полученных знаний в последующей образовательной, научной и практической деятельности;

  • способствовать развитию навыка работы в команде;

  • развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;

  • развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и одногруппниками.

Воспитательные:

  • способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы;

  • воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

  • воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда и чистоты.


3. Планируемые результаты

После освоения данной программы обучающиеся будут:

  • знать технику безопасности в лаборатории;

  • уметь планировать этапы химического эксперимента;

  • владеть терминологией в области естественнонаучных дисциплин;

  • уметь работать с разными источниками биологической информации;

  • уметь работать с химическим оборудованием и реактивами;

  • уметь проводить опыты в области аналитической химии;

  • владеть умениями обобщать и систематизировать полученные знания в уточнении формулировок основных терминов;

  • уметь работать в команде;

  • владеть навыками оценки результата деятельности и замысла, выбора способа действий в рамках предложенных условий и требований, в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.



4. Содержание программы

4.1 Учебный план

Таблица 1

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы аттестации /

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Вводный

2

1

1

Анкетирование/Входной

Практическое задание/Текущий

2.

Раздел 2. Чудеса на кухне

6

3

3

Практическая работа/Текущий

3.

Раздел 3. «Зеленая» химия

4

1

3

Практическая работа/Текущий

4.

Раздел 4. Химия в аптечке

6

2

4

Практическая работа/Текущий

7.

Раздел 5. Подведение итогов

2

-

4

Выставка, конференция/

Промежуточная аттестация

Итого

20

7

13


4.2 Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводный (2 часа)

Теория (1 час): знакомство с Кванториумом. Химия – наука о веществах. Оборудование лаборатории.

Практика (1 час): практическая работа «Обращение с химической посудой».

Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.

Форма контроля: входной, текущий.

Раздел 2. Чудеса на кухне (6 часов)

Теория (3 часа): Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Кислоты на кухне.

Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Практика (3 часа): практическая работа: «Очистка загрязнённой поваренной соли». Практическая работа «Опыты с солью». Практическая работа «Выращивание кристаллов». Практическая работа «Природные индикаторы».

Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.

Форма контроля: текущий.

Раздел 3. «Зеленая» химия (4 часа)

Теория (1 час): почему листья меняют окраску осенью. Как питаются растения.

Практика (3 часа): практическая работа «Определение крахмала в листьях». Практическая работа «Окрашивание ткани разными растениями».

Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.

Форма контроля: текущий.

Раздел 4. Химия в аптечке (6 часов)

Теория (2 часа): Аптечный йод и его свойства. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки.

Практика (4 часа): практическая работа «Возгонка йода». Практическая работа «Как отмыть зеленку с рук». Практическая работа «опыты с марганцовкой».

Формы проведения занятий: обсуждение, практическая работа.

Форма контроля: текущий.

Раздел 5. Подведение итогов модуля (2 часа)

Практика (2 часа): Конференция по итогам пройденного модуля.

Формы проведения занятий: выставка, конференция.

Форма контроля: промежуточная аттестация.


II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


5. Календарный учебный график

Таблица 2

п/п

Группа

Год обучения, номер группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Нерабочие праздничные дни

Сроки проведения промежуточной аттестации

1.

№1

1



1

5

20

2 раза в день по 2 академических часа




6. Оценочные материалы

Оценочные материалы прилагаются в виде анкетирования, практического задания и работы, выставки, а также конференции. В таблице 3 отражается перечень диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов программы.

Ссылки на используемые оценочные материалы

Таблица 3

п/п

Наименование раздела, темы

Форма контроля

Форма аттестации

Ссылка на оценочный материал

1.

Раздел 1. Вводный

Входной/

Текущий

Анкетирование/

Практическое задание

Приложение 2,3

2.

Раздел 2. Чудеса на кухне

Текущий

Практическая работа

Приложение 3

3.

Раздел 3. «Зеленая» химия

Текущий

Практическая работа

4.

Раздел 4. Химия в аптечке

Текущий

Практическая работа

7.

Раздел 5. Подведение итогов

Промежуточная аттестация

Конференция

Приложение 4

По итогам промежуточной аттестации, обучающиеся при желании могут продолжить обучение в детском технопарке «Кванториум» г. Курска.


7. Формы аттестации

Программа «Мир химии» предусматривает следующие формы контроля:

  • входной, проводится на первом занятии образовательного модуля для установления степени готовности обучающегося;

  • текущий, проводится в течении всего модуля для проверки усвоения материала и оценки результатов по данной теме или раздела;

  • промежуточная аттестация, проводится после завершения всей дополнительной общеразвивающей программы.

Формы контроля и оценочные средства образовательных результатов:

‒ входной контроль: анкетирование.

‒ текущий контроль: практическое задание, практическая работа.

‒ промежуточная аттестация: конференция.

Результаты аттестации показывают уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы:

  • минимальный уровень;

  • базовый уровень;

  • высокий уровень.

Характеристика уровней:

  • Минимальный уровень – обучающийся не освоил дополнительную общеразвивающую программу, нерегулярно посещал занятия.

  • Базовый уровень – обучающийся стабильно занимался, регулярно посещал занятия, освоил дополнительную общеразвивающую программу.

  • Высокий уровень – обучающийся проявил устойчивый интерес к занятиям, показал положительную динамику развития способностей, проявил инициативу и творчество.

Результаты проведения промежуточной аттестации оформляются протоколом (Приложение 5).


8. Методические материалы

Современные педагогические технологии: scrum-технология; здоровьесберегающие технологии; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология критического мышления; технология проблемного обучения; технология интегрированного обучения и дистанционные технологии.

Методы обучения. В процессе реализации программы применяется ряд методов и приёмов:

  • наглядно-образный метод (наглядные пособия, обучающие и сюжетные иллюстрации, видеоматериалы, показ педагога);

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

  • практический метод (выполнение упражнений, развивающих заданий);

  • репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе изученного);

  • метод формирования интереса к учению (создание ситуаций успеха, занимательные материалы);

  • метод контроля и самоконтроля.

  • методы убеждение, поощрение, поручение, стимулирование, мотивация.

На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов и приемов обучения по выбору педагога.

Особенности и формы организации образовательного процесса: групповая с использованием дистанционных технологий и электронного обучения через платформу «Сферум» при необходимости.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Организационный этап;

  2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся;

  3. Актуализация знаний и умений;

  4. Первичное усвоения новых знаний;

  5. Перерыв (отдых)

  6. Первичная проверка понимания;

  7. Первичное закрепление;

  8. Рефлексия.

Дидактические материалы

Таблица 4

п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

1.

Раздел 1. Вводный

Интерактивная панель, мультимедийная презентация с представлением информации о Биоквантуме, бланк разработанного теста, инструкционная карта по практической работе на тему «Знакомство с оборудованием лаборатории»

2.

Раздел 2. Чудеса на кухне

Интерактивная панель, мультимедийная презентация, образцы исследования, методические рекомендации по проведению практических работ, видеофрагменты.

3.

Раздел 3. «Зеленая» химия

Интерактивная панель, образцы исследования, методические рекомендации по проведению практических работ, видеофрагменты.

4.

Раздел 4. Химия в аптечке

Интерактивная панель, ПК, образцы исследования, методические рекомендации по проведению практических работ, видеофрагменты.

7.

Раздел 7. Подведение итогов модуля

Интерактивная панель, ПК, методическая разработка интеллектуальной игры.


9. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение: Кабинет. Для занятий используется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам. Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением. Кабинет эстетически оформлен, правильно организованы учебные места для детей. Кабинет №26 (152 м2). Данный учебный кабинет разделен на две зоны: зона учебная и зона лаборатории. Оборудование и материалы: лабораторная посуда, средства индивидуальной защиты (халат и перчатки, очки), химические реактивы, аквадистиллятор, холодильник, СВ-печь, мебель (столы и стулья), ламинарный бокс, термостат, сушильный шкаф, вытяжной шкаф, хроматограф, световые электронные микроскопы, электрические плиты, оборудования для постановки ИФА и ПЦР, аналитические и лабораторные весы, эпилюминесцентный микроскоп, осветитель для микроскопа, спектрофотометр, образовательные наборы и т.д.

Информационное обеспечение. Используется ПО Microsoft Office, ПО Lomo (для съемки с микроскопа), установленное ПО в планшете экологической станции «Эйнштейн», видеофрагменты по разделам программы, электронные ресурсы используются в течении каждого занятия.

Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования с высшим (средне-профессиональным) педагогическим и/или естественнонаучным образованием или педагог дополнительного образования с высшим (средне-профессиональным) педагогическим образованием, прошедший переподготовку по соответствующему профилю.

Для успешной реализации образовательного процесса необходимо сотрудничество со следующими специалистами: методист, педагог-психолог при необходимости, педагог-организатор.


10. Рабочая программа воспитания

Цель – развитие общекультурных компетенций у обучающихся детского технопарка «Кванториум» г. Курска, способствующих личностному развитию обучающихся и патриотическому воспитанию.

Задачи воспитания:

  • реализовывать воспитательные возможности основных направлений деятельности детского технопарка «Кванториум» г. Курска;

  • вовлекать обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на формирование и развитие культурно-исторических, духовно-нравственных, художественно-практических компетенций, патриотизма;

  • создавать условия для развития художественно-эстетического воспитания и повышения уровня креативности у обучающихся детского технопарка «Кванториум» г. Курска.

  • организовывать работу с семьями обучающихся, направленную на совместное решение задач всестороннего личностного развития Ребенка.

Результат воспитания:

  • повышение уровня воспитанности обучающихся;

  • увеличение уровня познавательной активности;

  • развитие общекультурных компетенций;

  • реализация творческого потенциала обучающихся;

  • сформированность уровня социального партнерства с семьей;

  • принятие социальной позиции гражданина на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, наука, культура, социальная солидарность, патриотизм;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного центра и семьи.

Работа с коллективом обучающихся

  • формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;

  • обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

  • развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;

  • содействие формированию активной гражданской позиции;

  • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

В рамках данной работы предусмотрены следующие мероприятия, которые отражены в календарном плане воспитательной работы на 2023-2024 учебный год.

Работа с родителями

  • Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);

  • Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года).

В рамках данной работы предусмотрены следующие мероприятия: акция «ЭкоСбор», акция «С днем рождения, Кванториум», родительские собрания.

Таблица 5

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Срок и место проведения

Ответственные

1.

«Наша страна – Россия»

Просмотр видеоролика, обсуждение

Сентябрь 2023 г.

Детский технопарка

«Кванториум» г. Курска

Васильева А.А.

Кичигина П.И.

2.

«ЭкоСбор»

Акция

Октябрь 2023 г.

Детский технопарка

«Кванториум» г. Курска

Васильева А.А.

Кичигина П.И.

11. Список литературы

для педагогов:

  1. Комиссарова Л.Н. Неорганическая и аналитическая химия скандия. – М.: Едиториал УРСС, 2006. – 512 с.

  2. Ольгин О. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. - М.:Дет. лит., 1987. - 128 с.

  3. Рязанов И., Андреюк Д Методический инструментарий. Тулкит «Биоквантум». - М: Фонд новых форм развития образования, 2017. — 128 с.

  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002. — 432 с.

для обучающихся:

  1. Курячая М. Химия в картинках. – М. Дет. Лит., 1992. - 80 с.

  2. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

для родителей обучающихся:

  1. Исаченко Кристина Юрьевна, Семичева София Николаевна Мотивация младших школьников // Вопросы науки и образования. 2019. №13 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.03.2023).

  2. Кофанова Т.И. Связь внимания и памяти младших школьников // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-vnimaniya-i-pamyati-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.03.2023).

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

ДОП «Мир химии», группа №__


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма/

тип занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Вводный (2 часа)

1.

Знакомство с Кванториумом. Химия – наука о веществах. Практическая работа «Обращение с химически посудой»

2

Обсуждение, практическое задание

/Интегрированное

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Входной/ текущий

Раздел 2. Чудеса на кухне (6 часов)

2.

Поваренная соль, история, значение. Очистка загрязнённой соли. Опыты с солью. Выращивание кристаллов

1

Обсуждение, практическое задание

/Интегрированное

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

3.

Очистка загрязнённой соли. Опыты с солью. Выращивание кристаллов.

2

Практическая

работа

/Практическое

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

4.

Кислоты на кухне. Пищевая сода.

1

Обсуждение, практическое задание

/Интегрированное

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

5.

Практическая работа «Природные индикаторы»

2

Практическая

работа

/Практическое

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

Раздел 3. «Зеленая» химия (4 часа)

6.

Почему листья меняют окраску осенью. Как питаются растения

1

Обсуждение, практическое задание

/Интегрированное

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

7.

Практическая работа «Определение крахмала в листьях растения».

1

Практическая

работа

/Практическое

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

8.

Практическая работа «Окрашивание ткани разными растениями»

2

Практическая

работа

/Практическое

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

Раздел 4. Химия в аптечке (6 часов)

9.

Аптечный йод и его свойства.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

2

Обсуждение, практическое задание

/Интегрированное

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

10.

Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки.

2

Обсуждение, практическое задание

/Интегрированное

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

11.

Практическая работа «Возгонка йода»

2

Практическая

работа

/Практическое

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска

Текущий

Раздел 5. Подведение итогов модуля (2 часа)

12.

Конференция по итогам модуля

2

Конференция/

Практическое

Детский технопарк

«Кванториум»

г. Курска


Итого

20









Приложение 2

Анкетирование обучающихся

Инструкция: прочитайте внимательно вопрос и запишите ответ в поле для ответов. Старайтесь отвечать честно.

Интересно ли тебе наблюдать за природными явлениями?

Ответ:

Стремишься ли ты узнать что-то новое?

Ответ:

Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

Ответ:

Нравятся ли тебе опыты, эксперименты?

Ответ:

Проводил ли ты когда-нибудь дома опыты/эксперименты?

Ответ:

Занимался ли ты когда-нибудь в детском технопарке «Кванториум»?

Ответ:

Кем в будущее ты хотел бы быть?

Ответ:

Нравится ли тебе в школе урок окружающего мира?

Ответ:



Приложение 3

Критерии оценивания выполнения практической работы

и практических заданий

Уровень выполнения

Показатели

Высокий

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Базовый

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Минимальный

не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию педагога.




Приложение 4



Областное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Областной центр развития творчества детей и юношества»



Протокол промежуточной аттестации

обучающихся объединения «Биоквантум»


по программе «Мир вокруг нас» группа №____ год обучения 1

Педагог дополнительного образования _________________

Дата проведения _________________

Форма проведения _____________________

Тема занятия ___________________________________________


п/п

Ф.И.О.

УУД (в баллах)

Уровень

освоения программы

Примечание

Л

Р

П

К

1.








2.








3.








4.








5.








6.








7.








8.








9.








10.








11.








12.








13.








14.








Итого: количество учащихся по уровням

(% от общего числа учащихся в объединении)

Низкий





М



Средний





Б



Высокий





В




Педагог /