СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мировая художественная культура"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Мировая художественная культура" в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мировая художественная культура"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 с. Березняки







Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 34 / В.И. Левина

от . 08. 2017 г.





Рабочая программа по МХК в 10-11 классах среднего общего образования на 2017 - 2018 учебный год.

Разработчик: учитель истории С.А. Веремьёва.







Составлена на МО Принята на МС Согласована

учителей ГЦ протокол № 1 зам. директора по УВР

протокол № 1 / / Т.Н. Авдиенко / / Г П. Зинина

« » 08. 2017. « » 08. 2017. « » 08. 2017.







Южно – Сахалинск





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Структура документа.

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет обучающимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретатор ких способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры XX века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (10-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс 10 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца XIX-XX веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.



Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально-гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с

определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


Раздел, тема урока

Форма, методы урока

Вид контроля


Раздел 1.

Художественная

культура

первобытного мира (З4ч.)



1

Миф-основа ранних представлений о мире.

Космогонические мифы. Древние образы. Магия и обряды.

Комбинированный

Сообщение о древних мифах.

2

Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мира.

Комбинированный

Сообщение о славянских праздниках.

3

Наскальная живопись. Геометрический орнамент неолита.

Урок новых знаний

Проектная деятельность.


Раздел 2. Художественная культура Древнего мира (14 ч.)



4

Месопотамия

Комбинированный

Зарисовка Зиккурата. Составить словарь по теме.

5-6

Древний Египет

Комбинированный

Составить словарь по теме. Заполнить таблицу «Архитектурные памятники Древнего Египта»

7-8

Древняя Индия.

Практическая работа

Заполнить таблицу «Архитектурные И научные достижения народов Древней Америки»

10

Крито-Микенская

культура

Лекция

Сообщение о мифе «Похищение Европы»

11-

14

Древняя Греция

Комбинированный

Заполнить таблицу «Архитектурные И скульптурные памятники Древней Греции»

15-

16

Древний Рим

Комбинированный

Сообщение о трагической гибели города Помпеи». Проектная деятельность.

17

Раннехристианское

искусство.

Урок новых знаний

Составить развёрнутый план ответа.


Раздел З.

Художествен н а я скульптура Средних веков.



18

Византийский центрально купольный храм как

Комбинированный

Составить кластер.




обиталище Бога на земле.



19

Топографическая и временная символика храма.

Комбинированный

Составить словарь по теме. Сообщение о соборе Св. Софии и храме Покрова на Нерли.

20

Византийский стиль в мозаичном декоре

Комбинированный

Характеристика архитектурных памятников.

21

Византийский стиль в иконописи.

Урок новых знаний

Составить развёрнутый план ответа.

22

Формирование Московской школы иконописи.

Лекция

Описание и характеристика икон.

23

Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Новый тип шатрового храма.

Лекция

Сообщение об архитектурных памятниках.

24

Фресковые росписи на тему Величание Богородицы

Урок новых знаний

Составить кластер.


Раздел 4.

Западная Европа (4ч.)



25

Дороманская

культура.

«Каролингское

Возрождение»

Лекция

Составить схему архитектурных памятников и фресок.

26

Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре»

Комбинированный

Составить словарь. Зарисовать элементы романского стиля.

27

Готика. Готический храм-образ мира.

Комбинированный

Составить словарь. Зарисовать элементы готического стиля. Сообщение о соборе Нотр-Дам.

28

Основные этапы развития готического стиля.

Практическая работа

Сравнительная таблица «Архитектурные памятники Франции, Германии, Англии, Испании, Италии»


Раздел 5.

Новое искусство - Арс нова(3 ч.)



29

Проторенессанс в Италии.

Самостоятельная

работа

Составить конспект

30

Аллегорические циклы Арс - нова

Практическая работа

Составить кластер.

31

Специфика Арс - нова на севере.

Практическая работа

Составить кластер.


Раздел 6. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (Зч.)



32

Китай

Лекция

Составить таблицу «Архитектурные памятники Древнего Китая»

33

Япония

Ближний Восток

Лекция

Составить таблицу «Архитектурные памятники Древней Японии»

34

Итоговый урок

С/Р

Контрольная работа










Раздел, тема урока

Форма, методы урока

Вид контроля


Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения.



1

Гуманизм-основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение.

Урок новых знаний


2

Образ площади и улицы в живописи. Маззачо. Ренессансный реализм в скульптуре.

Самостоятельная

работа

Развёрнутый план

3

Высокое

Возрождение.

Качественные

изменения.

Комбинированный

Сообщение о Леонардо да Винчи

4

Эстетика высокого Возрождения в скульптуре.

Урок новых знаний

Сообщение о Микеланджело Буонарроти.

5

Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения.

Урок новых знаний

Сообщение о Тициане.


Раздел 2. Северное Возрождение.



6

Особенности

Северного

Возрождения.

Комбинированный


7

Мистический

характер

Возрождения в Германии

Комбинированный

Сообщение об А. Дюрере

8

Светский характер Возрождения во Франции.

Комбинированный

Составить кластер

9

Ренессанс в Англии. Драматургия.

Урок новых знаний

Творческая работа


Раздел 3. Художественная культура XVII век.



10

Барокко. Новое восприятие в эпоху барокко и его отражение в

Практическая работа

Сравнительна таблица




искусстве. Архитектурные ансамбли Рима.



11

Специфика русского барокко.

Комбинированный

Сообщение о Ф.Б. Растрелли

12

Живопись барокко. Плафонная живопись.

Комбинированный

Составить кластер

13

Музыка барокко.

Урок новых знаний

Сообщение о И.С. Бахе

14

Искусство

классицизма.

Урок новых знаний

Составить развёрнутый план ответа


Раздел 4. Художественная культура XVIII века - первой половины XIX века.



15

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо.

Самостоятельная

работа

Конспект

16

Неоклассицизм, ампир. Музыка просвещения.

Практическая работа

Составить таблицу «Музыкальные произведения эпохи просвещения»

17

Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.

Практическая работа

Составить кластер

18

Идеальный стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

Практическая работа

Составить кластер

19

Неоклассицизм в живописи.

Классические каноны в русской академической живописи

Самостоятельная

работа

Заполнить таблицу «Памятники неоклассицизма в музыке»

20

Зарождение классической музыкальной школы в России

Комбинированный

Составить кластер

21

Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в музыке.

Самостоятельная

работа

Заполнить таблицу «Памятники романтизма в музыке»

22

Живопись

романтизма.

Самостоятельная

работа

Заполнить таблицу «Памятники романтизма в музыке»


Раздел5.

Художественная культура второй половины XIX- начала XX века.





23

Реализм. Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники.

Комбинированный

Творческая работа

24

Направления в развитии русской музыки. Социальная тематика в музыке.

Урок новых знаний

Творческая работа

25

Лирико­психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке.

Комбинированный

Сообщение о П.И. Чайковском


Раздел 6. Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм.



26

Основные черты импрессионизма в живописи.

Импрессионизм в скульптуре. Импрессионизм в музыке.

Урок новых знаний

Описание творчества импрессионистов.

27

Символизм в живописи.

Постимпрессионизм.

Творческая работа

Сообщение о художниках символизма.

28

Модерн. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

Комбинированный

Сообщения

29

Мифотворчество характерная черта модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке.

Творческая работа

Творческая мастерская


Раздел 7. Художественная культура XX века.



30

Модернизм. Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме.

Практическая работа

Творческая мастерская

31

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Светский

Лекция

Словарная работа




конструктивизм



32

Синтез искусства в XX века.

Урок новых знаний

Сообщения

33

Кинематограф. Стилистическая разновидность музыки XX века.

Урок новых знаний

Сообщения

34

Постмодернизм. Новые виды искусства и формы синтеза.

Комбинированный

Творческая мастерская






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)

Художественная культура первобытного мира (2 ч). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево. Богиня-мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альта миры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, TV и др.) и быте (привычки, суеверия и др.).

Художественная культура Древнего мира (8 ч). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии- ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величие Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты Древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (10ч). София

Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас-Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж),

Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).


монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен-буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Мелодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпох и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 ч). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, JI. Б. Альберти, литературно-гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно-философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеачов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени (не менее 15 ч). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных

перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра J1. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. Ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К. П. Брюллова, А. А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), J1. Ван Бетховен (Героическая симфония. Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта) и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники-передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого сетевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -XX в. (15 ч). Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. Ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор


Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В. Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С. М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера). Рок-музыка («Битлз» - «Жёлтая подводная лодка», «Пинк Флойд» - «Стена»); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике и направлениях.

Культурные традиции родного края.

Требования к уровню подготовки по МХК.

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен

Знать / понимать:

10 класс.

  • основные виды и жанры искусства;

  • изучение направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие доклады.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организация личного и коллективного досуга;

  • выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.



Требования к уровню подготовки по МХК.

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен Знать / понимать:

11 класс.

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

-осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства.

Уметь:

  • аргументировать собственную точку зрения;

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организация личного и коллективного досуга;

  • выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.



Критерии оценивания.

Устный ответ.

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся
Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки выпускников».


  1. Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.


  2. Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.


  3. Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, Сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.


  4. Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.


Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.




Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:


  • В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.


  • Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя.


  • Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.




Отметка «3» ставится в следующих случаях:


  • Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.


  • Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.


  • Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.


  • При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:


  1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.


  2. Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.


  3. Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


  4. Ученик обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.




Список литературы по мировой художественной культуре 10 - 11 классы.

Основной литература. для учителя Учебно-методический комплекс:

Учебник «Мировая художественная культура» 10 класс. Л.Г. Емахоновой М., «Академия» 2009.

Учебник «Мировая художественная культура» 11 класс. Л.Г. Емахоновой М.; «Академия» 2009.

Программа по мировой художественной культуре. Л.Г. Емахоновой.


Дополнительная литература: учеников

Д.С. Мережковский «Воскресшие Боги Леонардо - да - Винчи» М.: «Художественная литература» 1990.

А.Б. Иванов «Рассказы о русских художниках» М. «Просвещение» 1988.

А. Пузиков «Портреты французских просветителей. Жизнь Золя «Художественная литература» 1981.

Величайшие чудеса света. Энциклопедический справочник (1-2 часть) Москва «Вече» 2007.

Кто есть Кто в мире. Энциклопедический справочник