МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет повышения квалификации педагогических кадров,
переподготовки и специализации
Кафедра менеджмента образования и психологии
Утверждаю:
Заведующий кафедрой
менеджмента образования и
психологии
И.Н. Некрасова____________
«26» января 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Донецк, 2017
Рабочая программа модуля «Мониторинг эффективности воспитания и социализации обучающихся»
(наименование рабочей программы модуля)
Программа разработана:
Громак Н.И., заведующей отделом мониторинга качества образования
(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры
кафедра менеджмента образования и психологии
(название кафедры)
протокол заседания
от _______________№_____________
Заведующий кафедрой ____________ _ Некрасова И.Н.
(подпись) (Ф.И.О.)
Планируемые результаты обучения по программе модуля
Программа модуля «Мониторинг эффективности воспитания и социализации обучающихся» рассчитана на формирование у слушателей основных понятий и навыков системного подхода к использованию мониторинговых исследований в учебно-воспитательном процессе.
Лекционные занятия обеспечивают общую ориентировку в системе современных измерительных методов и приемов диагностики планируемых результатов воспитания и социализации. Практическая часть программы направлена на построение диагностического обследования в структуре мониторинга воспитания и социализации обучающихся с целью определения лиц, нуждающихся в помощи.
Программа направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга воспитания и социализации в образовательной организации, обеспечивающей воспитание, соответствующее социальному заказу; предполагает системную организацию мониторинга воспитания и социализации и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Программа модуля раскрывает основные цели, задачи, описывает уровень и характер предметных требований, предъявляемых к слушателю в рамках тематики данного модуля.
Цель изучения модуля: формирование у слушателей теоретических и инструментальных компетенций в области мониторинга воспитания и социализации.
Задачи изучения содержательного модуля:
Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие мониторинг.
Освоить теоретические и прикладные знания в области психодиагностики, связанные с содержанием и способами оценки достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся.
Овладеть системой современных методов и приемов диагностики планируемых результатов воспитания и социализации.
Проявить готовность к осуществлению мониторинговых исследований в структуре внутреннего мониторинга образовательных организаций и содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по итогам обследований.
Осознать меру своих профессиональных возможностей в создании условий качественного проведения мониторинга воспитания и социализации обучающихся и их интерпретации.
В процессе изучения модуля слушатели должны проработать нормативно-правовые документы, теоретический материал и литературные источники по темам модуля, выполнить практические творческие задания, пройти исходный тестовый контроль, создать глоссарий по содержанию курса модуля.
В приоритеты изучения модуля входит: ознакомление слушателей с основными методологическими и методическими подходами к мониторингу воспитания и социализации обучающихся.
Отдельно изучаются практические аспекты использования научно-обоснованных методов и технологий мониторинга в деятельности педагогического работника, владения современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации.
Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в социальной адаптации.
2. Учебно-тематический план освоения модуля
2.1. Содержание модуля
Тема 1. Мониторинг как система диагностических исследований
Определение актуальности выбранной темы. Педагогический мониторинг. Виды педагогического мониторинга. Задачи, функции педагогического коллектива, психологической службы и социально-педагогической деятельности в системе воспитания и социализации обучающихся. Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга. Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций.
По итогам изучения темы модуля предусмотрены экспресс-тестовые задания.
Тема 2. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся. Динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся. Исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся. Описательный психолого-педагогический метод исследования. Психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
По итогам изучения темы модуля предусмотрены экспресс-тестовые задания.
Модуль предусматривает промежуточное, в рамках работы по ДПП, итоговое оценивание активности слушателя. Форма текущего оценивания по итогам освоения слушателем программы модуля представляет собой промежуточный модульный зачет в формате пятибальной оценки.
По результатам изучения всех тем модуля выставляется итоговая суммарная контрольная оценка, которая оформляется в форме текущего итогового оценивания результатов освоения модуля слушателями в процессе изучения ДПП в журнале группы. Оценивание проводится в соответствии со следующей уровневой градацией и требованиями:
«неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если слушатель продемонстрировал неспособность овладеть основными знаниями и навыками, не смог справиться с итоговым тестированием по результатам изучения модуля, не участвовал в дискуссии, не выявил общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;
«удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если слушатель частично овладел материалами модуля, справился с основными заданиями, однако, не обнаружил глубоких знаний по темам модуля, частично овладел основными понятиями, знаниями и навыками, частично справился с итоговым тестированием по результатам освоения модуля, принимал участие в дискуссии, однако выявил недостаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;
«хорошо» (4 балла) выставляется, если слушатель овладел материалами модуля и справился с основными заданиями, однако, обнаружил некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках, справился с темами модуля, однако, обнаружил сложности с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики, а также выявил достаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;
«отлично» (5 баллов) выставляется, если слушатель овладел материалом полностью, справился с основными заданиями, не обнаружил пробелов в знаниях, умениях и навыках, полностью справился с темами модуля, не обнаружил сложностей с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики в системе образования, а также выявил высокий уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля.
2.2. Распределение видов учебной работы по темам модуля
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Всего | Аудиторная работа | |
Л | ПЗ | ЛР | СР |
1. | Мониторинг как система диагностических исследований | 2 | 2 | | | 1 |
1.1. | Педагогический мониторинг. Виды педагогического мониторинга | | 1 | | | |
1.2. | Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций | | 1 | | | |
2. | Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся | 4 | | 4 | | 1 |
2.1. | Критерии изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся | | | 1 | | |
2.2. | Исследовательский метод | | | 1 | | |
2.3. | Описательный психолого-педагогический метод исследования | | | 1 | | |
2.4. | Психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся | | | 1 | | |
| ИТОГО аудиторных часов модуля: | 6 | 2 | 4 | | |
| ИТОГО часов по программе модуля: | 8 | 2 | 4 | | 2 |
Практические занятия
Таблица 2
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Характер и цель практического занятия | Количество часов |
1. | Тема 2. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся | Коллективная творческая работа № 1. Составление таблицы критериев оценки эффективности процесса воспитания и социализации в образовательной организации (ожидаемые результаты, критерии отслеживания результата, методики, показатели, индикаторы) Коллективная творческая работа № 2 Разработка порядка выявления степени соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся (исследовательский метод: тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа и др.) Практическая работа № 1. Создание модели описательного психолого-педагогического метода исследования воспитания и социализации обучающихся Практическая работа № 2. Составление программы изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся по трем этапам. Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез). Этап 2. Формирующий этап исследования. Этап 3. Интерпретационный этап исследования Выполнение Практического оценочного задания № 1 Выполнение Практического оценочного задания № 2 Подведение итогов изучения модуля | Цель: отработать методику проведения мониторинга и внедрения в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов, направленных на оценку эффективности работы образовательной организации по воспитанию и социализации обучающихся Коллективная творческая работа (формат работы метод-кейсов с элементами брейн-шторминга) | 1 1 1 0,5 0,25 0,20 0,5 |
| | | ИТОГО: | 4 |
Таблица 3
Самостоятельная работа слушателей
№ п/п | Тема | Виды самостоятельной работы | Количество часов |
1. | Тема 1. Мониторинг как система диагностических исследований | Конспект по теме «Мониторинг как система диагностических исследований» | 1 |
2. | Тема 2. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся | Конспект по теме «Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся» | 1 |
| | ИТОГО: | 2 |
3. Учебно-методическое обеспечение модуля
3.1. Нормативные правовые акты
Донецкая Народная Республика. Закон «Об образовании». № 55-IHC от 19.06.2015 . – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Типового положения о психологической службе в системе образования» от 06.08.2015 г. № 378 – Режим доступа: http://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-378-20150806/
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» от 05.11.2015. № 765. – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/?p=35114
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Решение коллегии «О внедрении мониторингового подхода к изучению
состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам»
от 27.09.2016. ПК – 4/3 – Режим доступа: http://qoo.by/14BZ
3.2. Основная литература
Государев, Н. А. Психология и педагогика : учеб. пособие – М. : "Ось-89"– 2013. – С.142.
Киреева З.А. Методы психологического исследования. Учебное пособие. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014. – C. 185.
Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / – М.: Дашков и К, 2013. – С. 308.
Колесова С.В. Программа мониторинга оценки качества образования в общеобразовательном учреждении // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №1. – С. 39-62.
Кузьмина Н.В. Критерии оценки педагогических систем и деятельности педагогов и учащихся // Народное образование. – 2014. – № 6. – С.57-63.
Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742.
Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А., Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 206.
Недбаева С.В. Современный педагог: общая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Твелова. — М. РУСАЙНС, 2016. — С. 274 .
Никифорова О. М., Параничева Т. М., Бабенкова Е. А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2012. – С. 96.
Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации // Педагогика высшей школы. – 2015. –№2. – С. 24-27.
3.3. Дополнительная литература
Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1. – С. 21-25.
Капустин С.А. Основные методы сбора данных в психологии. М.: Аспект Пресс, 2012. – С.158.
Наклейщикова М.А. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Педагогические науки: Выпуск № 5 – 2012. – С. 14-17.
Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 214-221.
Рыбина О.В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 18-58.
3.4. Ресурсы сети Интернет
Андрюхин Н.Г. Формы и методы противодействия ранней криминализации несовершеннолетних в Российской Федерации. Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. – Режим доступа:: http://cipv.ru/static.php?mode=page_582
Ануфриев, А. Ф. Практическая психодиагностика, 2013 – Режим доступа: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihodiagnostika
Артамонова Е.Г. О разработке Концепции профилактики правонарушений несовершеннолетних: опыт регионов, принципы создания, ожидаемые результаты. Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. . – Режим доступа: http://cipv.ru/static.php?mode=page_574
Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. – 2015. – С. 240. – Режим доступа: http://qoo.by/15tE
Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла. – Режим доступа: http://qoo.by/15tK
Опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер) (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). – Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/us-1
Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков Лигидова Амина Кушбиевна, педагог-психолог. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532966/
Рычихина Э.Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала. – Режим доступа: http://qoo.by/15tL
9. Страничка социального педагога
http://michschool2.68edu.ru/p72aa1.html
10.Электронный журнал «Еженедельный педсовет». – Режим доступа:
http://www.school-sector.relarn.ru/
Фонд оценочных средств по модулю
По итогам изучения тематических подразделов модуля предусмотрено проведение промежуточного контроля в форме фронтального опроса.
5.1. Вопросы к фронтальному опросу по теме 1: «Мониторинг как система диагностических исследований»
1.Система организации, поиска, сбора, переработки, хранения и использования информации о функционировании образовательной системы, объекта наблюдения, дающая прогноз его развития, называется:
педагогический мониторинг;
мониторинг педагогических нововведений;
система мониторинга;
мониторинговая технология.
2.Временная протяженность мониторингового цикла — это:
год;
полугодие;
месяц;
период, определяющийся целями и масштабом мониторинга.
3. Функция мониторинга, которая заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые просчеты и ошибки, в разработке и осуществлении мер по их устранению и профилактике, называется:
прогностическая;
корректирующая;
аналитико-оценочная;
информационная.
4.Функция мониторинга, которая заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса называется:
стимулирующе-мотивационная;
аналитико-оценочная;
информационная;
корректирующая.
5.Система предписаний, алгоритмов для осуществления мониторинговой деятельности, содержащая четко и однозначно заданные цели, предполагающая возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов, называется:
a) процесс;
b) методика;
c) технология;
d) метод.
5.2. Вопросы к фронтальному опросу по теме 2: «Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся»
1.Комплекс критериев, показателей и индикаторов, с помощью которых осуществляется оценка состояния и развития отслеживаемого педагогического объекта, называется:
критериально-диагностический инструментарий;
мониторинговый инструментарий;
диагностический комплекс;
критериально-оценочный аппарат.
2.Совокупность оценочных, диагностических и измерительных средств, используемых для отслеживания состояния и развития наблюдаемого объекта, называется:
критериально-оценочный аппарат;
мониторинговый инструментарий;
критериально-диагностический инструментарии
диагностический комплекс.
3.Один или комплекс ключевых признаков, способных всесторонне охватить оцениваемый объект и обеспечить его целостную характеристику, называется:
критерий;
показатель;
индикатор;
качество.
4.Характеристика, представляющая собой доступное наблюдению и измерению конкретное проявление какой-либо особенности показателя, называется:
свойство;
индикатор;
качество;
критерий.
5.Измеряемая характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) наблюдаемого объекта, дающая количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве, называется:
индикатор;
качество;
критерий;
показатель.
4.4.Вопросы к итоговому выходному контролю по результатам изучения модуля:
1.Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа;
нет правильного ответа;
все ответы правильные.
2.Комплекс критериев, показателей и индикаторов, с помощью которых осуществляется оценка состояния и развития отслеживаемого педагогического объекта, называется:
a) критериально-диагностический инструментарий;
b) мониторинговый инструментарий;
c) диагностический комплекс;
d) критериально-оценочный аппарат;
e) нет правильного ответа;
f) все ответы правильные.
3. Совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и умственного потенциала человека, называется:
a) тесты интеллекта;
b) личностные опросники;
c) проективные тесты;
d) тесты достижений;
e) нет правильного ответа;
f) все ответы правильные.
4. Диагностическая работа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования);
нет правильного ответа;
все ответы правильные.
5. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
тестирование;
опрос;
описательный психолого-педагогический метод;
нет правильного ответа;
все ответы правильные.
4.5.Примерная тематика для организации и проведения групповых дискуссий в процессе проведения практических занятий:
Методы мониторингового исследования и условия их выбора.
Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность.
Интерпретация результатов мониторингового исследования и ее формы.
Психолого-педагогические условия организации и осуществления мониторинга.
Технология психолого-педагогического мониторинга.
Информационно-методическое обеспечение мониторинга как условие успешности введения педагогического новшества.
Мониторинг воспитанности обучающихся.
Практическое оценочное задание 1
Слушателю предлагается выполнить самостоятельную работу в форме написания мини-эссе на одну проблему из практики оценивания воспитания и социализации обучающихся. Задача заключается в описании собственного опыта наблюдения за оценкой воспитания и социализации обучающихся в учебно-воспитательном процессе с точки зрения, например, влияния личностных особенностей педагога на результат оценивания воспитания и социализации обучающегося, психологического содержания педагогического оценивания, прогнозирования поведения и успехов обучающихся на основе оценки их индивидуальных и личностных особенностей, возможных трудностей оценивания (взаимооценивания, самооценивания), связанных с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и т.д.
Работа выполняется в виде самостоятельного текстового файла (2-3 текстовых страницы). Формат файла: текстовый документ, шрифт 14 Times New Roman, через 1,5 строки группировки текста.
Критерии оценки
Полнота изложенной по данному вопросу информации - 2 балла.
Логичность рассуждений - 1 балл.
Понимание и анализ актуальных проблем педагогической теории и практики - 1 балл.
Умение с позиции педагогической науки выявить эффективные способы (условия, средства, методы, принципы) решения анализируемых в эссе проблем - 1 балл.
Практическое оценочное задание 2
Отдельным видом работы, которая оценивается является создание глоссария. Цель создания глоссария - совершенствование содержания ключевых понятий и терминов, которые формируют тему, что будет способствовать наиболее совершенному усвоению материала слушателями. Для обработки глоссария рекомендуется выбирать не менее 10-ти слов.
Глоссарий необходимо оформить в виде самостоятельного текстового файла Формат файла: текстовый документ, шрифт 14 Times New Roman, через 1,5 строки группировки текста.
Оценка глоссария составляет 5 баллов максимум за содержательную обработку 10-ти терминов.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических и научных кадров И.П.Масюченко
5