СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа модуля мониторинг эффективности воспитания и социализации обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения модуля: формирование у слушателей теоретических и инструментальных компетенций в области мониторинга воспитания и социализации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа модуля мониторинг эффективности воспитания и социализации обучающихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет повышения квалификации педагогических кадров,

переподготовки и специализации

Кафедра менеджмента образования и психологии



Утверждаю:

Заведующий кафедрой

менеджмента образования и

психологии

И.Н. Некрасова____________

«26» января 2017г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ


МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
















Донецк, 2017

Рабочая программа модуля «Мониторинг эффективности воспитания и социализации  обучающихся»

(наименование рабочей программы модуля)



Программа разработана:

Громак Н.И., заведующей отделом мониторинга качества образования

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)


Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

кафедра менеджмента образования и психологии

(название кафедры)

протокол заседания

от _______________№_____________



Заведующий кафедрой ____________ _ Некрасова И.Н.

(подпись) (Ф.И.О.)





























  1. Планируемые результаты обучения по программе модуля


Программа модуля «Мониторинг эффективности воспитания и социализации обучающихся» рассчитана на формирование у слушателей основных понятий и навыков системного подхода к использованию мониторинговых исследований в учебно-воспитательном процессе.

Лекционные занятия обеспечивают общую ориентировку в системе современных измерительных методов и приемов диагностики планируемых результатов воспитания и социализации. Практическая часть программы направлена на построение диагностического обследования в структуре мониторинга воспитания и социализации обучающихся с целью определения лиц, нуждающихся в помощи.

Программа направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга воспитания и социализации в образовательной организации, обеспечивающей воспитание, соответствующее социальному заказу; предполагает системную организацию мониторинга воспитания и социализации и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Программа модуля раскрывает основные цели, задачи, описывает уровень и характер предметных требований, предъявляемых к слушателю в рамках тематики данного модуля.

Цель изучения модуля: формирование у слушателей теоретических и инструментальных компетенций в области мониторинга воспитания и социализации.

Задачи изучения содержательного модуля:

  1. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие мониторинг.

  2. Освоить теоретические и прикладные знания в области психодиагностики, связанные с содержанием и способами оценки достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся.

  3. Овладеть системой современных методов и приемов диагностики планируемых результатов воспитания и социализации.

  4. Проявить готовность к осуществлению мониторинговых исследований в структуре внутреннего мониторинга образовательных организаций и содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по итогам обследований.

  5. Осознать меру своих профессиональных возможностей в создании условий качественного проведения мониторинга воспитания и социализации обучающихся и их интерпретации.

В процессе изучения модуля слушатели должны проработать нормативно-правовые документы, теоретический материал и литературные источники по темам модуля, выполнить практические творческие задания, пройти исходный тестовый контроль, создать глоссарий по содержанию курса модуля.

В приоритеты изучения модуля входит: ознакомление слушателей с основными методологическими и методическими подходами к мониторингу воспитания и социализации обучающихся.

Отдельно изучаются практические аспекты использования научно-обоснованных методов и технологий мониторинга в деятельности педагогического работника, владения современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации.

Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в социальной адаптации.


2. Учебно-тематический план освоения модуля

2.1. Содержание модуля

Тема 1. Мониторинг как система диагностических исследований

Определение актуальности выбранной темы. Педагогический мониторинг. Виды педагогического мониторинга. Задачи, функции педагогического коллектива, психологической службы и социально-педагогической деятельности в системе воспитания и социализации обучающихся. Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга. Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций.

По итогам изучения темы модуля предусмотрены экспресс-тестовые задания.

Тема 2. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся. Динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся. Исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся. Описательный психолого-педагогический метод исследования. Психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.


По итогам изучения темы модуля предусмотрены экспресс-тестовые задания.


Модуль предусматривает промежуточное, в рамках работы по ДПП, итоговое оценивание активности слушателя. Форма текущего оценивания по итогам освоения слушателем программы модуля представляет собой промежуточный модульный зачет в формате пятибальной оценки.

По результатам изучения всех тем модуля выставляется итоговая суммарная контрольная оценка, которая оформляется в форме текущего итогового оценивания результатов освоения модуля слушателями в процессе изучения ДПП в журнале группы. Оценивание проводится в соответствии со следующей уровневой градацией и требованиями:

  • «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если слушатель продемонстрировал неспособность овладеть основными знаниями и навыками, не смог справиться с итоговым тестированием по результатам изучения модуля, не участвовал в дискуссии, не выявил общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;


  • «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если слушатель частично овладел материалами модуля, справился с основными заданиями, однако, не обнаружил глубоких знаний по темам модуля, частично овладел основными понятиями, знаниями и навыками, частично справился с итоговым тестированием по результатам освоения модуля, принимал участие в дискуссии, однако выявил недостаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;


  • «хорошо» (4 балла) выставляется, если слушатель овладел материалами модуля и справился с основными заданиями, однако, обнаружил некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках, справился с темами модуля, однако, обнаружил сложности с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики, а также выявил достаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;


  • «отлично» (5 баллов) выставляется, если слушатель овладел материалом полностью, справился с основными заданиями, не обнаружил пробелов в знаниях, умениях и навыках, полностью справился с темами модуля, не обнаружил сложностей с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики в системе образования, а также выявил высокий уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля.


2.2. Распределение видов учебной работы по темам модуля

Таблица 1


п/п

Наименование тем

Количество часов


Всего

Аудиторная работа


Л

ПЗ

ЛР

СР

1.

Мониторинг как система диагностических исследований


2

2



1

1.1.

Педагогический мониторинг.

Виды педагогического мониторинга



1




1.2.

Основные показатели и объекты исследования эффективности системы воспитания и социализации образовательных организаций



1




2.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся


4


4


1

2.1.

Критерии изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся




1



2.2.

Исследовательский метод




1



2.3.

Описательный психолого-педагогический метод исследования



1



2.4.

Психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся



1





ИТОГО аудиторных часов модуля:

6

2

4




ИТОГО часов по программе модуля:

8

2

4


2



Практические занятия

Таблица 2



п/п

Тема

Краткое содержание

Характер и цель

практического

занятия

Количество

часов


1.




































Тема 2.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся


















Коллективная творческая работа № 1.

Составление таблицы критериев оценки эффективности процесса воспитания и социализации в образовательной организации (ожидаемые результаты, критерии отслеживания результата, методики, показатели, индикаторы)

Коллективная творческая работа № 2

Разработка порядка выявления степени соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся (исследовательский метод: тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа и др.)


Практическая работа № 1.

Создание модели описательного психолого-педагогического метода исследования воспитания и социализации обучающихся




Практическая работа № 2.

Составление программы изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся по трем этапам.

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез).

Этап 2. Формирующий этап исследования.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования


Выполнение

Практического оценочного задания № 1


Выполнение

Практического оценочного задания № 2

Подведение итогов изучения модуля



Цель: отработать методику проведения мониторинга и внедрения в педагогическую практику

комплекса различных самостоятельных эмпирических методов,

направленных на оценку эффективности работы образовательной

организации по воспитанию и социализации

обучающихся


Коллективная творческая работа (формат работы метод-кейсов с элементами брейн-шторминга)








1













1













1









0,5














0,25





0,20


0,5




ИТОГО:

4



Таблица 3

Самостоятельная работа слушателей



п/п

Тема

Виды самостоятельной

работы

Количество

часов

1.

Тема 1. Мониторинг как система диагностических исследований


Конспект по теме «Мониторинг как система диагностических исследований»

1

2.

Тема 2. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Конспект по теме «Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся»

1




ИТОГО:

2



3. Учебно-методическое обеспечение модуля

3.1. Нормативные правовые акты

  1. Донецкая Народная Республика. Закон «Об образовании». № 55-IHC от 19.06.2015 . – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

  2. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Типового положения о психологической службе в системе образования» от 06.08.2015 г. № 378 – Режим доступа: http://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-378-20150806/

  3. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» от 05.11.2015. № 765. – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/?p=35114

  4. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Решение коллегии «О внедрении мониторингового подхода к изучению

состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам»

от 27.09.2016. ПК – 4/3 – Режим доступа: http://qoo.by/14BZ

3.2. Основная литература

  1. Государев, Н. А. Психология и педагогика : учеб. пособие – М. : "Ось-89"– 2013. – С.142.

  2. Киреева З.А. Методы психологического исследования. Учебное пособие. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014. – C. 185.

  3. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / – М.: Дашков и К, 2013. – С. 308.

  4. Колесова С.В. Программа мониторинга оценки качества образования в общеобразовательном учреждении // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №1. – С. 39-62.

  5. Кузьмина Н.В. Критерии оценки педагогических систем и деятельности педагогов и учащихся // Народное образование. – 2014. – № 6. – С.57-63.

  6. Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742.

  7. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография / С.Е. Шишов, В.А., Кальней, Е.Ю. Гирба. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 206.

  8. Недбаева С.В. Современный педагог: общая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Твелова. — М. РУСАЙНС, 2016. — С. 274 .

  9. Никифорова О. М., Параничева Т. М., Бабенкова Е. А. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2012. – С. 96.

  10. Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации // Педагогика высшей школы. – 2015. –№2. – С. 24-27.


3.3. Дополнительная литература

  1. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1. – С. 21-25.

  2. Капустин С.А. Основные методы сбора данных в психологии. М.: Аспект Пресс, 2012. – С.158.

  3. Наклейщикова М.А. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Педагогические науки: Выпуск № 5 – 2012. – С. 14-17.

  4. Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 214-221.

  5. Рыбина О.В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 18-58.

3.4. Ресурсы сети Интернет

  1. Андрюхин Н.Г. Формы и методы противодействия ранней криминализации несовершеннолетних в Российской Федерации. Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. – Режим доступа:: http://cipv.ru/static.php?mode=page_582

  2. Ануфриев, А. Ф. Практическая психодиагностика, 2013 – Режим доступа: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihodiagnostika

  3. Артамонова Е.Г. О разработке Концепции профилактики правонарушений несовершеннолетних: опыт регионов, принципы создания, ожидаемые результаты. Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование», 2015. . – Режим доступа: http://cipv.ru/static.php?mode=page_574

  4. Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. – 2015. – С. 240. – Режим доступа: http://qoo.by/15tE

  5. Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла. – Режим доступа: http://qoo.by/15tK

  6. Опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер) (Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). – Режим доступа: https://sites.google.com/site/test300m/us-1

  7. Причины и способы преодоления девиантного поведения юношей и подростков Лигидова Амина Кушбиевна, педагог-психолог. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/532966/

  8. Рычихина Э.Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала. – Режим доступа: http://qoo.by/15tL

9. Страничка социального педагога

http://michschool2.68edu.ru/p72aa1.html

10.Электронный журнал «Еженедельный педсовет». – Режим доступа:

http://www.school-sector.relarn.ru/



  1. Фонд оценочных средств по модулю

По итогам изучения тематических подразделов модуля предусмотрено проведение промежуточного контроля в форме фронтального опроса.

5.1. Вопросы к фронтальному опросу по теме 1: «Мониторинг как система диагностических исследований»

1.Система организации, поиска, сбора, переработки, хранения и использования информации о функционировании образовательной системы, объекта наблюдения, дающая прогноз его развития, называется:

  1. педагогический мониторинг;

  2. мониторинг педагогических нововведений;

  3. система мониторинга;

  4. мониторинговая технология.


2.Временная протяженность мониторингового цикла — это:

  1. год;

  2. полугодие;

  3. месяц;

  4. период, определяющийся целями и масштабом мониторинга.

3. Функция мониторинга, которая заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые просчеты и ошибки, в разработке и осуществлении мер по их устранению и профилактике, называется:

  1. прогностическая;

  2. корректирующая;

  3. аналитико-оценочная;

  4. информационная.

4.Функция мониторинга, которая заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса называется:

  1. стимулирующе-мотивационная;

  2. аналитико-оценочная;

  3. информационная;

  4. корректирующая.

5.Система предписаний, алгоритмов для осуществления мониторинговой деятельности, содержащая четко и однозначно заданные цели, предполагающая возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов, называется:

a) процесс;

b) методика;

c) технология;

d) метод.



5.2. Вопросы к фронтальному опросу по теме 2: «Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся»


1.Комплекс критериев, показателей и индикаторов, с помощью которых осуществляется оценка состояния и развития отслеживаемого педагогического объекта, называется:

  1. критериально-диагностический инструментарий;

  2. мониторинговый инструментарий;

  3. диагностический комплекс;

  4. критериально-оценочный аппарат.

2.Совокупность оценочных, диагностических и измерительных средств, используемых для отслеживания состояния и развития наблюдаемого объекта, называется:

  1. критериально-оценочный аппарат;

  2. мониторинговый инструментарий;

  3. критериально-диагностический инструментарии

  4. диагностический комплекс.

3.Один или комплекс ключевых признаков, способных всесторонне охватить оцениваемый объект и обеспечить его целостную характеристику, называется:

  1. критерий;

  2. показатель;

  3. индикатор;

  4. качество.



4.Характеристика, представляющая собой доступное наблюдению и измерению конкретное проявление какой-либо особенности показателя, называется:

  1. свойство;

  2. индикатор;

  3. качество;

  4. критерий.


5.Измеряемая характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) наблюдаемого объекта, дающая количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве, называется:

  1. индикатор;

  2. качество;

  3. критерий;

  4. показатель.


4.4.Вопросы к итоговому выходному контролю по результатам изучения модуля:


1.Методы сбора информации:

  1. анкетирование;

  2. тестирование;

  3. наблюдение;

  4. беседа;

  5. нет правильного ответа;

  6. все ответы правильные.

2.Комплекс критериев, показателей и индикаторов, с помощью которых осуществляется оценка состояния и развития отслеживаемого педагогического объекта, называется:

a) критериально-диагностический инструментарий;

b) мониторинговый инструментарий;

c) диагностический комплекс;

d) критериально-оценочный аппарат;

e) нет правильного ответа;

f) все ответы правильные.

3. Совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и умственного потенциала человека, называется:

a) тесты интеллекта;

b) личностные опросники;

c) проективные тесты;

d) тесты достижений;

e) нет правильного ответа;

f) все ответы правильные.

4. Диагностическая работа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает:

  1. выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

  2. проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  3. определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

  4. изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

  5. изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

  6. изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

  7. системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования);

  8. нет правильного ответа;

  9. все ответы правильные.

5. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

  1. тестирование;

  2. опрос;

  3. описательный психолого-педагогический метод;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

4.5.Примерная тематика для организации и проведения групповых дискуссий в процессе проведения практических занятий:

  1. Методы мониторингового исследования и условия их выбора.

  2. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность.

  3. Интерпретация результатов мониторингового исследования и ее формы.

  4. Психолого-педагогические условия организации и осуществления мониторинга.

  5. Технология психолого-педагогического мониторинга.

  6. Информационно-методическое обеспечение мониторинга как условие успешности введения педагогического новшества.

  7. Мониторинг воспитанности обучающихся.


Практическое оценочное задание 1



Слушателю предлагается выполнить самостоятельную работу в форме написания мини-эссе на одну проблему из практики оценивания воспитания и социализации обучающихся. Задача заключается в описании собственного опыта наблюдения за оценкой воспитания и социализации обучающихся в учебно-воспитательном процессе с точки зрения, например, влияния личностных особенностей педагога на результат оценивания воспитания и социализации обучающегося, психологического содержания педагогического оценивания, прогнозирования поведения и успехов обучающихся на основе оценки их индивидуальных и личностных особенностей, возможных трудностей оценивания (взаимооценивания, самооценивания), связанных с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и т.д.

Работа выполняется в виде самостоятельного текстового файла (2-3 текстовых страницы). Формат файла: текстовый документ, шрифт 14 Times New Roman, через 1,5 строки группировки текста.

Критерии оценки

  1. Полнота изложенной по данному вопросу информации - 2 балла.

  2. Логичность рассуждений - 1 балл.

  3. Понимание и анализ актуальных проблем педагогической теории и практики - 1 балл.

  4. Умение с позиции педагогической науки выявить эффективные способы (условия, средства, методы, принципы) решения анализируемых в эссе проблем - 1 балл.


Практическое оценочное задание 2


Отдельным видом работы, которая оценивается является создание глоссария. Цель создания глоссария - совершенствование содержания ключевых понятий и терминов, которые формируют тему, что будет способствовать наиболее совершенному усвоению материала слушателями. Для обработки глоссария рекомендуется выбирать не менее 10-ти слов.

Глоссарий необходимо оформить в виде самостоятельного текстового файла Формат файла: текстовый документ, шрифт 14 Times New Roman, через 1,5 строки группировки текста.

Оценка глоссария составляет 5 баллов максимум за содержательную обработку 10-ти терминов.









Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических и научных кадров И.П.Масюченко






5