ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ШКОЛА №2124 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»”
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МОДУЛЯ
«ВЕСЁЛЫЙ ГОНЧАР»
на 2018-2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 9 «Е» КЛАСС)
Учитель: Калинина И.В.
Москва, 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «Весёлый гончар» составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е издание. – М.: Просвещения,2018 год.
Цель: - создание условий для приобретения учащимися социального опыта, необходимого для жизни в обществе;
- развитие творческой культуры ребенка
- формирование системы ценностей, принимаемой обществом;
- для всестороннего развития и социализации средствами декоративно-прикладного искусства;
- создание дополнительных условий для коррекционно-развивающей работы;
-для создания воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
формирование у учащихся практических умений и навыков по выполнению изделий из глины;
формирование знаний и умений, необходимых для отделки и росписи керамических изделий;
развитие познавательных способностей учащихся;
формирование способностей целесообразно планировать свою работу;
развитие пространственного мышления учащихся;
развитие воображения и творческих способностей учащихся;
формирование способности объективно оценивать результаты своей работы и исправлять недостатки;
воспитание бережного отношения к используемому материалу;
воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, собранности и аккуратности;
формирование навыков общения и поведения в коллективе;
эстетическое воспитание учащихся;
Общая характеристика модуля «Весёлый гончар».
В настоящее время со стороны государства большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются программы, проекты, направленные на доступность среды, ведётся огромная работа по реабилитации детей. Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Приобщение детей с ОВЗ к искусству может быть достигнуто их непосредственным участием в создании изделий декоративно-прикладного искусства. Одним из наиболее интересных и доступных для детей видов такого искусства является керамика.
В программе большое внимание уделяется изучению народных промыслов, формированию у школьников знаний и умений, необходимых для декоративной отделки и росписи керамических изделий.
Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ и учебным упражнениям. С помощью упражнений отрабатываются умения, связанные с основными приемами лепки и росписи керамических изделий. В качестве объектов труда выбираются игрушки, сувениры, различные декоративные работы, а также предметы быта.
Методы проведения занятий:
словесные (рассказ, беседа, объяснение),
наглядные (показ иллюстраций, показ исполнения учителем, работа по образцу),
практические (упражнения, инструктаж, выполнение практических работ).
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 5-9 класс |
Количество часов в неделю | 2 часов |
Итого в год | 68 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
положительное отношение к самостоятельному труду;
интерес к керамическим работам других мастеров и учеников;
представление о причинах успеха в изготовлении керамических работ;
общее представление о моральных нормах поведения человека в коллективе;
уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
• элементарные знания о глине и шликере;
• организация рабочего места при выполнении лепных работ;
• названия и применение инструментов при работе с глиной;
• знание и применение основных приёмов работы: «разминание, отщипывание, размазывание , раскатывание, вытягивание т.д.»;
Учащиеся должны знать:
- уметь раскатывать пласт;
- скатывать шар;
- составлять план (порядок ) выполнения работы, совместно с учителем;
- раскрашивать поделки красками – ангоб;
- пользоваться шликером;
Содержание модуля «Весёлый гончар».
1.Вводное занятие. Рассказ о том, что дети будут изготавливать на занятиях, чему научатся. Демонстрация керамических изделий. Понятие «керамики», ее возможности. Что относится к керамическим изделиям. Краткие сведения из истории возникновения и развития керамики. Общие сведения о последовательности изготовления и росписи глиняных изделий.
2. Материаловедение. Инструменты и принадлежности. Где берут глину? Классификация глины. Свойства глины. Краткие сведения об обработке глиняных изделий. Сведения о красках для холодного способа росписи керамики. Инструменты для тиснения и царапанья. Скульптурные стеки, стеки-петельки. Штампы, накатки. Дощечка-подставка, на которой непосредственно производится лепка. Проба глины. Определение свойства глины при изготовлении шара, пластины, колбаски, куба и т.д. Сравнение свойства глины и пластилина. Апробирование инструментов на глине.
3.Технология лепки. Технология изготовления простых форм: шара, овала, цилиндра, конуса и т.д. Оправка, т.е. заглаживание поверхностей вылепленных изделий
4.Анималистические формы.
5. Основы цветового оформления. Цвет вокруг нас. Радуга. Спектральные цвета. Правила составления цветовых сочетаний. Одноцветная гармония. Три основных цвета – красный, синий, желтый. Промежуточные цвета. Теплые и холодные цвета.
6. Основы росписи изделий. Орнамент. Классификация мотивов (растительных, зооморфных, геометрических, геральдических, фантастических и т.п.). Краткие сведения о наиболее известных народных росписях (гжельской, дымковской, филимоновской и т.д.). Их особенности.
7.Отделка глиняных изделий. Виды отделок. Тиснение. Инструменты и приспособления. Изготовление печаток и штампов для тиснения. Накатки для тиснения. Процарапывание по глине. Резьба – украшение изделия глубоким гравированием с помощью стеков.
8.Технология изготовления сувениров и украшений. Что относится к сувенирам? Технология изготовления украшений: пуговиц, бус, браслетов, брелоков, кулонов. Элементы тиснения. Инструменты и принадлежности, используемые для оформления сувениров и украшений.
14. Итоговая творческая работа. Понятие «панно». Выбор тематики панно. Правила изготовления отдельных элементов, которые должны воплотиться в единое целое.
,
Календарно-тематическое планирование занятий модуля «Весёлый гончар».
№ ПП | Тема | Кол. часов |
-
| Вводное занятие. История керамического искусства. Техника безопасности.. | 2 |
-
| Эскиз «Ваза с фруктами» и выполнение фруктов из глины. | 2 |
-
| Декорирование. Панно «Овощи на тарелке». Выполнение основных приёмов лепки. | 2 |
-
| Работа по иллюстрациям. Эскиз «Осень ». Работа с глиной | 2 |
-
| Изготовление «растительных» элементов. Работа со шликером. | 2 |
-
| Анималистические формы. Декорирование поделки. | 2 |
-
| «Морское дно». Иллюстративный материал. Эскиз. Работа с ангобом | |
-
| Изготовление панно «Снег в городе». Работа с эскизом и иллюстрацией. Работа с глиной. | 2 |
-
| Декорирование панно «Снег в городе». Работа с ангобом. | 2 |
-
| Работа с глиной «Новогодний сувенир». Ангоб. Декорирование. | 2 |
-
| Декорирование новогодних сувениров цветным стеклом. | 2 |
-
| Изготовление панно «Ёлка». Панно «Ёлка» - работа с глиной. | 2 |
-
| Декорирование «Ёлка», составление коллективной композиции. | 2 |
-
| Работа с ангобом, панно « Сказочные герои». | 2 |
-
| Декорирование панно «Сказочные герои». | 2 |
-
| Изготовление панно «Рыбка». | 2 |
-
| Изготовление панно «Дерево». | 2 |
-
| Изготовление объёмных фигур. | 2 |
-
| Декорирование панно «Рыбка». | 2 |
-
| Декорирование панно «Дерево». | 2 |
-
| Цветущее дерево. Работа с глиной. | 2 |
-
| Декорирование объёмных фигур: птички | 2 |
-
| Изготовление сувенирных ключей. | 2 |
-
| Изготовление карандашниц. | 2 |
-
| Изготовление подвески «Первые цветы». | 2 |
-
| Декорирование подвески «Первые цветы». | 2 |
-
| «Пасхальное панно». Работа с глиной. | 2 |
-
| Подставка для пасхальных яиц. Декорирование. | 2 |
-
| Декорирование работ ангобом. | 2 |
-
| «Луговые цветы» панно. Работа с глиной. | 2 |
-
| «Сирень» панно. Работа с глиной. | 2 |
-
| «Ваза с цветами» объёмная фигура. Декорирование. | 2 |
-
| Выставка работ. Самопрезентации. | 2 |
-
| Самопрезентации работ. | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение , 2018.
Джеки Эткин. Керамика для начинающих. Родник, Ростов-на Дону, 2016 г.
А. Поверин. Гончарное дело. Энциклопедия. СПб, 2017г.
Диана Фишер. Расписываем керамику. Родник, Ростов-на-Дону, 2017
Татьяна Дорошенко. Изделия из керамики. Москва, Владос, 2005.