СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа модульного курса "География Брянской области"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения краеведческого модуля "География Брянской области". Программа расчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа модульного курса "География Брянской области"»

Пояснительная записка:

Рабочая программа курса «География Брянского края» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577; http://standart.edu.ru/

  2. примерной программой основного общего образования по географии (сборник нормативных документов. География. М.: «Дрофа»,2016


  1. авторской программой основного общего образования по географии 5—9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012г;

  2. тематического планирования по предмету «География родного края» 6 класс - Ахромеева Л.М. Учебно-справочное издание.- Брянск: Курсив, 2000.


Место курса в учебном плане школы:

Курс «География Брянского края» входит в состав программы внеурочной деятельности обучающихся школы. На данный курс отводится 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа рассчитана на 35 часов, резерв – 1час.


УМК:

1. География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Ахромеева Л.М.- Брянск.: Курсив2012.

2.Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание.- Брянск: Курсив, 2000.

3.Изучение географии Брянской области. Методические рекомендации. –Брянск:2007.


Список интернет- ресурсов:


1. http: //http://www.gao.spb.ru/russian/publ-s/hirayama.html

2. http: //http://www.fmm.ru/gallery.htm

3. http: //http://www.mchs.gov.ru/info/individual

4. http: //http://nat-geo.ru/

5. http: //http://www.ocean.ru/

6. http: //www.pogoda.ru

7. http: //www.sgm.ru/rus

8. http: //www.unknowplanet.ru





Планируемые результаты освоения учебного курса:

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.

Предметные результаты обучения

получит возможность узнать:

- Более глубоко и подробно природу Брянского края, его заповедные и особо охраняемые природные территории (ООПТ), их видовое разнообразие.

- Природные достопримечательности своего района и Брянского края в целом.

- Роль заповедников и других охраняемых природных территорий в природопользовании, в осуществлении концепции устойчивого развития. Классификацию Российских ООПТ.

- Историю возникновения и направления работы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес». Грибы, растения и животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

- Государственные природные заказники Брянской области. Примеры памятников природы областного значения с учетом их профиля и природоохранного статуса. Памятники природы областного значения своего района.

- Экологические проблемы и их влияние на ООПТ, региональные экологические проблемы и роль системы охраняемых природных территорий в их решении.

научится:

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, а также для демонстрации всем своим образом жизни и личным примером форм неистощительного природопользования.

- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью определения природоохранного статуса и профиля охраняемых природных территорий России и Брянской области.

- Пользоваться Красными книгами России и Брянской области с целью определения природоохранного статуса внесенных в них охраняемых видов.

- Пользоваться гербариями, коллекциями, атласами, определителями отдельных групп организмов, с целью уточнения их видового состава.

- Пользоваться понятийным аппаратом природоохранной деятельности.

- Владеть навыками выполнения несложных исследований окружающей среды, вести фенологические наблюдения, заполнять дневник наблюдений, владеть методикой учета животных и птиц, поступать по отношению к природе согласно  принципам экологической этики.

- Владеть элементарными навыками сбора материала (в т.ч. в природе) при осуществлении исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.

- Пользоваться учебной и информационно-справочной литературой с целью оформления результатов индивидуальных (групповых) исследовательских работ учащихся экологической и природоохранной тематики.

– принципы взаимодействия человека и биосферы;

– принципы и методы гармонизации отношений в системе "общество – природа";

– роль территориальных ограничений в природопользовании













Тематический план:


п/п


Название разделов

Кол – во часов

Из них:

Практических

работ

экскурсий

1

ВВЕДЕНИЕ


1



2

Тема I. Наш край на глобусе и карте

5

2

1

3

Тема II. Откуда есть пошла земля

Брянская


4



4

Тема III. Особенности природы

Брянской области


15

4

1

5

Тема VI. Охрана природы и рациональное природопользование на территории Брянского края

6



6

Тема VII. Население Брянского края


4


2


Итого:

35 ч.

(1 ч. резерв)

6

4


Содержание программы:

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Кто живет нашей местности. Язык. Обычаи

Народы населяющие Брянскую область, Севский район. Древние поселения, старинные города, численность и особенности плотности населения. Знаменитые люди Брянской земли (земляки – поэты, герои Вов и др.) Обычаи населения.

Экскурсия

В школьный краеведческий музей

Тема I. Наш край на глобусе и карте (5 часа)

Физико-географическое положение Брянской области

Особенности ФГП Брянской области, крайние точки, протяженность.

Практикум: Составить картосхему ФГП Брянской области, указать области и государства с которыми граничит область на севере, востоке, юге и западе

Севский район на карте Брянской области.

Особенности географического положения своего района, пограничные районы.

Практикум: Составить картосхему ГП Севского района, указать пограничные районы

Своя деревня на карте и плане. Практическая работа №1 «Работа на местности по определению азимутов, направлений, расстояний»

Определение положения с.Лемяшовка на карте Брянской области, определять азимуты, расстояния и направления на местности»

Практическая работа №1 работа на местности с компасом

Географическая карта – источник информации. Практическая работа №2 «Определение по карте координат г. Брянска, абсолютных высот территории области»

Времена года в родном краю. Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира»


Тема II. Откуда есть пошла земля Брянская ( 4 часа)

Брянск – древний город русского государства

История возникновения, основные вехи развития Брянска.

Откуда есть пошла земля Севская.

Здесь наши корни. История возникновения с. Лемешовка.

Топонимика Брянской области и своего района.


Тема III. Особенности природы Брянской области (15 часов)

Особенности геологического строения Брянской области и Севского района.

Полезные ископаемые

Типы полезных ископаемых Брянской области.

Рельеф.

Особенности рельефа, условия его формирования в пределах области, района.

Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человека

Практическая работа №3 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»

Особенности климата.

Характеристика климата Брянской области и Севского района.

Сезоны года.

Экскурсия

«Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира- зима»

Особенности погоды. Практическая работа №4 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности»


Воды суши. Реки своего края.

Крупные реки области и района.


Озера. Искусственные водоемы.

Крупные озера и искусственные водоемы области, района.


Болота и подземные воды

Типы болот своей местности, особенности подземных вод их использование и охрана.


Почвы. Практическая работа №5 «Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности»

Типы почв Брянской области и их основные характеристики.


Растительный мир Брянщины и своего района.

Тип растительности области, района; использование его человеком и проблемы возникающие при использовании леса.


Животный мир Брянщины и своего района

Представители животного мира области, района.

Естественные и антропогенные ландшафты.

Практическая работа №6 «Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности»


Тема VI. Охрана природы и рациональное природопользование на территории Брянского края (6часов)


Охраняемые природные территории и объекты

Знать охраняемые природные объекты Брянщины и Севского района.

Заповедник «Брянский лес»

Клетнянский заказник

Современная экологическая ситуация

Экологические проблемы края, причины их возникновения.

Рациональное природопользование на территории своего края


Тема VII. Население Брянского края (4часа)

Население Брянского края

Особенности населения края. Состав, основные показатели.

Экскурсия в районный краеведческий музей

Влияние природы на особенности

жизни и хозяйственную деятельность населения в своей местности.

Влияние природы на особенности занятия населения своего края (сельское хозяйство, лесное хозяйство, отрасли переработки продукции сельского хозяйства и деревообработка и пр.), обратное влияние: человек – природа.


Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса:


В результате изучения курса «География Брянского края» ученик должен

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий;

  • особенности географического положения, административно-территориального устройства Брянской области;

  • экологические проблемы природного и антропогенного характера на территории своего края;

  • меры по охране природы, защиты людей от стихийных природных явлений.

Уметь

  • устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и их использованием;

  • выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить источники и анализировать информацию, необходимую для изучения гео. объектов и явлений на территории своего края;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов;

  • составлять краткую географическую характеристику территории на основе различных источников информации;

  • определять на картах географическое положение своей области, района, деревни;

  • применять приборы при составлении характеристик компонентов природной среды.

Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и в повседневной жизни

  • чтение карт различного содержания;

  • учет фенологических изменений в природе своей местности;

  • проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями;

  • учет изменений природных компонентов в результате природных и антропогенных воздействий, оценка этих воздействий;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;

  • принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Календарно – тематическое планирование по курсу « География Брянской области»:

п/п

Тема урока


Кол.

час.

Требования к уровню подготовки учащихся


Практические работы, практикум, экскурсии

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт

1

Кто живет нашей местности. Язык. Обычаи


1

Знать о народах населяющих Брянскую область, Севский район. Древние поселения, старинные города, численность и особенности плотности населения. Знаменитые люди Брянской земли (земляки – поэты, герои Вов и др.) Обычаи населения





Тема I. Наш край на глобусе и карте (5 часа)

2 (1)


Физико-географическое положение Брянской области


1

Знать особенности ФГП Брянской области, крайние точки, протяженность. Уметь находить и давать характеристику ФГР Брянской области на физической карте России

Практикум: Составить картосхему ФГП Брянской области, указать области и государства с которыми граничит область на севере, востоке, юге и западе




3 (2)


Севский район на карте Брянской области.


1

Знать особенности гео. положения своего района, пограничные районы. Уметь показывать положение Клетнянского района на карте Брянской области


Практикум: Составить картосхему ГП Клетнянского района, указать пограничные районы

Физическая карта Брянской области




4 (3)


Своя деревня на карте и плане. Практическая работа №1 «Работа на местности по определению азимутов, направлений, расстояний»

1

Уметь определять положение д. Болотня на карте Брянской области, определять азимуты, расстояния и направления на местности»

Практическая работа №1 работа на местности с компасом




5 (4)


Географическая карта – источник информации. Практическая работа №2 «Определение по карте координат г. Брянска, абсолютных высот территории области»

1


Уметь анализировать физическую карту России, определять координаты заданной точки (г.Брянск).


Практическая работа №2: Определять по гео. карте координаты Брянска, крайних точек Брянской области, абсолютной высоты территории.

Физическая карта России, физ.карта «Брянской области»




6 (5)


Времена года в родном краю. Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира»

1

Знать особенности сезонов года в своем краю, фенологические сроки наступления осени, зимы, весны, лета

Уметь определять сезонные изменения в природе.

Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира-осень»




Тема II. Откуда есть пошла земля Брянская ( 4 часа)

7 (1)


Брянск – древний город русского государства

1

Знать историю возникновения, основные вехи развития Брянска.

Исследовательская работа «История с. Лемешовка»




8 (2)


Откуда есть пошла земля Севская.


1

Знать историю возникновения Севска, района, прошлое и настоящее своего края

Реферат «История Севска»





9 (3)


Здесь наши корни. История возникновения с. Лемешовка.

1

Знать историю возникновения села, прошлое и настоящее своего края.





10 (4)


Топонимика Брянской области и своего района.


1

Уметь называть и показывать на карте крупные города, ПГТ области, крупные села и деревни Севского района

Краеведческий практикум по карте:

Составление картосхемы топонимов Брянской области и Севского района



Кроссворд

«Города Брянского края»


Тема III. Особенности природы Брянской области (15 часов)

11 (1)


Особенности геологического строения Брянской области и Севского района

1

Знать особенности геологического строения области, района






12 (2)


Полезные ископаемые


1

Знать типы полезных ископаемых Брянской области.

Уметь определять горные породы по образцам.

Уметь определять экологические проблемы области, района, возникающих при добыче и нерациональном использовании горных пород





13 (3)


Рельеф


1

Знать особенности рельефа, условия его формирования в пределах области, района. Уметь определять положение своего края в пределах равнины.





14 (4)


Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человека

1

Уметь определять влияние внешних процессов на рельеф своей местности, предсказывать последствия антропогенного воздействия на рельеф. Уметь объяснять экологические проблемы, связанные с изменением рельефа своей местности – овраги, распашка склонов, карстовые прогибы и др.





15

(5)


Практическая работа №3 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»

1

Уметь объяснять последствия антропогенного влияния на земную кору.


Практическая работа №3 




16 (6)


Особенности климата.


1

Знать характеристики климата Брянской области и Севского района

Практикум

Определение амплитуды, средней температуры за месяц.




17 (7)


Сезоны года.

Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира- зима»

1

Уметь определять сезоны года. Находить примеры описания сезонов года в произведениях поэтов, художников Брянщины





Подбор стихов, отрывков прозы, репродукция о временах года

18 (8)


Особенности погоды. Практическая работа №4 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности»

1

Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности»


Практическая работа №4 




19 (9)


Воды суши. Реки своего края.


1

Знать крупные реки области и района. Уметь давать характеристику реки Сев с учетом краеведческого материала (характер течения, тип, питание, режим, к бассейну какого океана относится, хозяйственное использование, эко проблемы)


Практикум:

Определение по картам крупных рек области и района. Изучение речной долины на основе знаний о реке Сев. Определение принадлежность реки речному бассейну, зависимость течения реки от рельефа, тип питания, режим реки и хозяйственное значение.




20 (10)


Озера. Искусственные водоемы.


1

Знать крупные озера и искусственные водоемы области, района.

Уметь давать им характеристику на основе краеведческого материала.

Определение по картам озер и искусственных водоемов области и района. Определение типа использования вод, типичные проблемы замкнутых водоемов.




21 (11)


Болота и подземные воды


1

Знать типы болот своей местности, особенности подземных вод их использование и охрана.





22 (12)


Почвы. Практическая работа №5 «Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности»

1

Знать типы почв Брянской области и их основные характеристики. Уметь объяснять связь особенностей растительности, сельскохозяйственного освоения с особенностями почвенного покрова. Рассматриваться вопросы загрязнения, эрозии почв, необходимость ее охраны

Практическая работа на местности №5 Определять типы почв своей местности, указывать их плодородие, составлять почвенный разреза (на примере дерново-подзолистой почвы).




23 (13)


Растительный мир Брянщины и своего района.


1

Знать тип растительности области, района; использование его человеком и проблемы возникающие при использовании леса





24 (14)


Животный мир Брянщины и своего района



Знать представителей животного мира области, района. Уметь обосновывать суждение о необходимости охраны животного мира

Определение по картинках и фото представителей фауны области и района




Презентация (сообщение) «Севские краснокнижники»



25 (15)


Естественные и антропогенные ландшафты.

Практическая работа №6 «Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности»

1


Практическая работа №6 на местности по инструктивным карточкам.

Составление схемы ПК и взаимосвязь компонентов на примере смешанного леса





Тема VI. Охрана природы и рациональное природопользование на территории Брянского края (6часов)

26 (1)


Охраняемые природные территории и объекты

1

Знать охраняемые природные объекты Брянщины и Севского района





27 (2)


Заповедник «Брянский лес»


1

Знать отличия охраняемых территорий заповедник и заказник. Уметь определят охраняемые объекты флоры и фауны заповедника





28 (4)


Клетнянский заказник


1

Знать особенности функционирования заказника на территории района. Уметь определять проблемы Клетнянского заказника и предлагать пути их решения

Презентация

«Их нужно спасти»- экологический плакат –творческое задание





29 (5)


Современная экологическая ситуация


1

Знать экологические проблемы края, причины их возникновения.

Уметь находить рациональные пути решения экологических проблем





30 (6)


Рациональное природопользование на территории своего края

1

Уметь характеризовать показатели рационального природопользования





Творч. Работа «Мой край в будущем»

Тема VII. Население Брянского края (4часа)

31 (1)

Население Брянского края

1

Знать особенности населения края. Состав, основные показатели





32 (2)

Экскурсия в районный краеведческий музей

1


Экскурсия




33 (3)


Влияние природы на особенности жизни и хозяйственную деятельность населения в своей местности.

1

Уметь рассматривать влияние природы на особенности занятия населения своего края (сельское хозяйство, лесное хозяйство, отрасли переработки продукции сельского хозяйства и деревообработка и пр.), обратное влияние: человек – природа

Урок-конференция «Традиции населения Севского района»




Презентация «Народные промыслы»

«Моя родословная»

34 (4)

Обобщающий урок по курсу «География родного края»

1






35 (5)

Резервный урок


1