Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г.Ливны
РАБОЧАЯПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ
«Музейная педагогика»
Социально-педагогической направленности
Срок реализации 1года
возраст учащихся 12-16 лет
Составитель:
Дорофеева М.Н., учитель математики и физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные характеристики программы:
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Музейная педагогика» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью дополнительного образования.
Программа «Музейная педагогика» направлена на расширение кругозора учащихся, их социализацию через освоение курса музейного дела.
1.2.Актуальность программы
Актуальность программы «Музейная педагогика» определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.
Мы живём в непростое время, время перемен, и для того, чтобы воспитать достойного гражданина новой России, патриота своей Родины, необходимо ориентировать молодое поколение на получение ценностей нестареющих, неувядающих: образование, любовь к Отечеству, родному краю, отчему дому. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.
1.3 Новизна данной программы состоит в комплексной подготовке молодого человека: патриота, знающего и любящего свой родной край, свою страну, заботящегося об охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края; человека, уважительного к старшему поколению и к деяниям своих предков; способного к взаимодействию с управленческими структурами.
1.4 Отличительные особенности программы
Рассматривая программу «Музейная педагогика» как дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую), можно отметить, что ее основные положения определены анализом образовательной деятельности отечественных и зарубежных музеев. В программе актуализированы идеи А. Бакушинского, Н. Романова, Б. Гилмана и др. ученых, видевших в музеях среду, обладающей высокой ценностью и значением для развития личности подростка. Программа «Музейная педагогика» является адаптированной и составлена на основе музейно-педагогических программ «Мир музея» (авт. Столяров Б.А., г. Санкт-Петербург), «Школа юного экскурсовода» (авт. Таюрская В.П.), «Музейное дело» (авт. Швецова В.В.), «Юные музееведы» (авт. Отт И.Б.), «Музейное дело» (авт. Мингатин Р.Х.).
Программа решает важнейшую задачу приобщения к музейным ценностям. В ее рамках сложилась последовательность преемственных звеньев диалога: музей – образовательное учреждение – музей.
1.5Адресат программы :
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музейная педагогика» модифицированная и рассчитана на психолого-педагогические, методологические аспекты обучения, развития и воспитания учащихся среднего и старшего школьного возраста 12 – 16 лет.
Для прохождения программы «Музейная педагогика» не требуется первоначальных базовых знаний. Набор в группы производится по желанию учащихся, без конкурсной основы. Занятия могут проводиться как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах учащихся.
1.6 Формы занятий
Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Занятия проводятся по группам
1.7. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность реализации программы «Музейная педагогика» состоит в следующем:
Комплексное решение вопросов развития, воспитания, обучения подрастающего поколения средствами музейной и экскурсионной деятельности;
Развитие личности подростка (в т.ч., социальная адаптация, коммуникативная компетенция, исследовательская деятельность, потребность общения с ценностями, развитие формирование гуманистического отношения и т.д.) в условиях музейной среды;
Определение школьному музею функции источника инновации в образовательном процессе.
Прохождение данного курса будет способствовать расширению кругозара школьников и социализации личности подростка.
Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в воспитании в человеке чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой многогранной работы может стать музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного Отечества. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество. Осваивая теоретические знания и приобретая практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
1.8 Цель программы - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся посредствам занятий в музее.
1.9.Задачи
Образовательные:
Приобщать учащихся к освоению знаний;
Научить извлекать информацию, необходимую для жизнедеятельности школьного музея.
2. Воспитательные:
Воспитывать в учащихся музейную культуру;
Формировать чувство ответственности за сохранение наследия прошлого;
Создавать условия для воспитания патриотизма, формирования активной жизненной позиции, развития коммуникабельности, творческих способностей учащихся, становление их личности как будущих хранителей культурных и духовных традиций своего народа;
3. Развивающие:
Способствовать приобретению и развитию навыков работы с музейными экспонатами, инвентарной книгой, проведению экскурсий, ораторского искусства;
Способствовать развитию навыков самостоятельного приобретения знаний и применения их на практике.
II.Календарно-тематический план
1-й год обучения «Музееведение. Основы музейных знаний» (36 часов)
№ | Дата план | дата факт | Тема | Количествочасов | Форма организации занятия | Форма подведения итогов | Примечание |
| Всего | Теория | Практика |
1. | 8.09 | 8.09 | Вводное занятие: ТБ. Что такое музейное дело? | 1 | 1 | - | Беседа | Устный: фронтальный опрос. | |
2. | 15.09 | 15.09 | Виды музеев, основные направления их деятельности. | 1 | 1 | - | тестирование | Устный: фронтальныйопрос,беседа | |
3. | 22.09 | 22.09 | «О чем будет рассказывать школьный музей». | 1 | 1 | - | тестирование | Устный: фронтальный опрос. | |
4 | 29.09 | 29.09 | «Свидетели истории». | 1 | 1 | - | тестирование | Устный: фронтальный опрос. | |
5-6. | 6.10 13.10 | 6.10 13.10 | «Где и как собирать материалы для музея». | 2 | 1 | 1 | Защита рефератов | Устный: фронтальный опрос. | |
7-8 | 20.10 27.10 | 20.10 27.10 | «Работа с историческими источниками». | 2 | 1 | 1 | Защита рефератов | Устный: фронтальный опрос. | |
9-10 | 10.11 17.11 | 10.11 17.11 | «Изучение архивных документов». | 2 | 1 | 1 | Защита рефератов | Устный: фронтальный опрос. | |
11-12 | 24.11 1.12 | 24.11 1.12 | «Реставрация экспонатов в условиях школьного музея». | 2 | 1 | 1 | Защита презентации | Устный: фронтальный опрос. | |
13-14 | 8.12 15.12. | 8.12 15.12. | «Задачи учетно-хранительской работы». | 2 | 1 | 1 | беседа | Устный: фронтальный опрос. | |
15-16 | 22.12 12.01 | 22.12 12.01 | «Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги». | 2 | 1 | 1 | беседа | Устный: фронтальный опрос. | |
17-18 | 19.01 26.01 | 19.01 26.01 | «Шифровка.Оформление шифра экспонатов» | 2 | 1 | 1 | беседа | Устный: фронтальный опрос. | |
19-20 | 2.02 9.02 | 2.02 9.02 | «Прием и выдача экспонатов». | 2 | 1 | 1 | беседа | Устный: фронтальный опрос.. | |
21-22 | 16.02 2.03 | 16.02 2.03 | «Вспомогательные картотеки». | 2 | 1 | 1 | беседа | Устный: фронтальный опрос. | |
23-24 | 9.03 16.03 | 9.03 16.03 | «Научное определение и описание экспонатов». | 2 | 1 | 1 | Тестирование | Устный: фронтальный опрос.. | |
25-26 | 23.03 30.03 | 23.03 30.03 | «Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах». | 2 | 1 | 1 | Беседа | Устный: фронтальный опрос. | |
27-28 | 6.04 13.04 | 6.04 13.04 | « Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции». | 2 | 1 | 1 | Беседа | Устный: фронтальный опрос.. | |
29-30 | 20.04 27.04 | 20.04 27.04 | «Как оформить выставку, музейную экспозицию». | 2 | 1 | 1 | Презентация выставки | Устный: фронтальный опрос. | |
31-33 | 4.05 11.05 | 4.05 11.05 | «Как подготовить экскурсию. Методы проведения экскурсий». | 2 | 1 | 1 | Презентация экскурсии | Устный: фронтальный опрос. | |
34-35 | 18.05 18.05 | 18.05 18.05 | «Использование разнообразных форм и видов культурно –просветительской работы в школьном музее» | 2 | 1 | 1 | Защита реферата | Устный: фронтальный опрос. | |
36 | 25.05 25.05 | 25.05 25.05 | Итоги работы в кружке | 2 | 1 | - | | | |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ1.
Раздел 1. «Музееведение. Основы музейных знаний» - 36час.
1. «Вводное занятие: техника безопасности, вводный контроль: техника безопасности по дороге на занятия, соблюдение правил дорожного движения. Техника безопасности и правила поведения в учреждении.
2.«Типы и виды музеев»:Знакомство с понятиями «музей», «музееведение», «экспонат», «экспозиция». Классификация музеев. Типы музеев. Виды музеев. Первые музеи в России.
Практические занятия: работа в интернете. Знакомство с музеями России. Просмотр видеофильма «Музей «Алмазный фонд Российской Федерации».
3.«О чем будет рассказывать школьный музей»:Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
4.«Свидетели истории»: Встреча с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами, участниками локальных войн.
5. «Где и как собирать материалы для музея»: Занятие в библиотеке, архиве. Правила работы с книгами, газетами, журналами, письмами, фотографиями, вещественными доказательствами. Работа с каталогами.
Практические занятия: Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
6.«Работа с историческими источниками»: Понятие «образное описание». Выделение главного факта из описываемого события. Анализ документа. Выявление процессов, тенденций определенного исторического периода.
Практические занятия: установление оценочных суждений по определенному документу, сопоставительный анализ документов.
7.«Изучение архивных документов»: Государственные архивы и архивные фонды. Архивный документ – свидетель событий эпохи. Правила хранения архивных документов. Алгоритм работы с архивными документами. Семейные и персональные архивы частных лиц.
Практические занятия: экскурсия в районный архив.
8. «Реставрация экспонатов в условиях школьного музея»: Реставрация экспонатов как процесс обновления школьного музея. Отбор экспонатов для реставрации. Основные правила работы реставратора.
Практические занятия:реставрация простейших экспонатов.
9.«Задачи учетно-хранительской работы»: Основные направления учетно-хранительской деятельности: временное хранение, прием новых поступлений, внешняя выдача, внутримузейная передача, реставрация, фотофиксация музейных экспонатов.
Практические занятия:Работа с профессиональным фотографом. Правила микро- и макросъемки. Фотофиксация музейных экспонатов.
10. «Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги»: Инвентарная книга – основной документ учета музейного фонда. Порядок заполнения инвентарной книги. Разделы инвентарной книги.
Практические занятия:отработка умений заполнения инвентарной книги.
11.«Шифровка. Оформление шифра экспонатов»: Что такое шифр на экспонате и для чего он необходим. Правила написания шифра на экспонате. Бирка на экспонате. Правила хранения экспонатов в музее.
12.«Прием и выдача экспонатов»: Документальный учет экспонатов. Акты приема экспонатов. Акты выдачи экспонатов. Прием экспонатов во временное пользование музеем. Прием экспонатов на хранение в школьный музей. Особенности оформления актов в зависимости от вида экспоната.
Практические занятия: деловая игра «Принимаем экспонат», «Выдаем экспонат».
13.«Вспомогательные картотеки»: «Книга записи воспоминаний», «Книга фотофиксаций», «Журнал приема исторических памятников», «Журнал учета газетных материалов», «Книга фиксации переписки музея с частными лицами».
Практические занятия: экскурсия в Хакасский краеведческий музей, знакомство с вспомогательными картотеками, оформление одного-двух видов вспомогательных картотек.
14. «Научное определение и описание экспонатов»: Правила заполнения односторонних и двухсторонних экспонатов. Правила определения и описания экспоната: идентификационный номер, типология, авторы, место создания, производство, материалы, техника, размеры, вес, краткое описание.
Практические занятия:описание односторонних экспонатов.
15. «Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах»: Пожарная безопасность музея. Основные правила хранения музейных предметов на экспозиции. Систематизация музейных предметов. Типы и группы музейных экспонатов. Правила хранения документов, фотографий.
16. «Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции»
Практические занятия: Плановаяинвентаризация музейных экспонатов.
17. «Как оформить выставку, музейную экспозицию»:Порядок создания экспозиции. Постоянная экспозиция и временная выставка. Особенности выставки-передвижки.Основные правила размещения экспонатов выставки.
Практические занятия: оформление новой временной выставки.
18. «Как подготовить экскурсию»: Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии. Работа над содержанием экскурсии: структура экскурсии, вступительная беседа. План. Порядок проведения экскурсии. Основная часть. Логические переходы. Выводы и обобщения. Заключение. Экскурсионные методы и приемы. Язык экскурсовода.
Практические занятия:разработка экскурсии по одному из разделов музея. Проведение первой экскурсии.
19. «Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее»:Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея.
Практические занятия:Интегрированныйурок с использованием фонда музея.
20. Промежуточная аттестация: практическая работа по разработке сценария экскурсии, мероприятия, оформлению инвентарной книги и т.д.
2.3 После обучения воспитанники получат возможность:
знать | уметь | владеть |
о роли краеведения и музееведения; функции и структурную организацию, основные направления и формы работы музея; виды экскурсий, приёмы подготовки экскурсий, экскурсионную методику; основные социальные функции музея; основные сведения по историко-культурному и природному наследию родного края, основные этапы социального и экономического развития края, достопримечательности своего населённого пункта и района; основные требования оформления и защиты исследовательской работы профили музеев; музей села; историю музейного дела; основные термины, применяемые в музейном деле. | ориентироваться в литературных источниках; работать с различными источниками информации; составлять свою родословную таблицу; составлять текст экскурсий; вести различные виды экскурсий, сочетая рассказ с показом; организовывать и проводить поисково-собирательную, исследовательскую работу; осуществлять аудио- и видеозапись; осуществлять отбор краеведческого материала по теме; находить необходимую информацию в архиве, краеведческом и библиографическом отделах библиотеки, работать со словарями; оформлять результаты исследовательской деятельности; составлять компьютерную презентацию для представления исследовательской работы; защищать исследовательскую работу на очных этапах конкурсов, конференций | информацией об основных понятиях и терминах музееведения; навыками подготовки тематических экспозиций музея к памятным датам; основными формами поисково-исследовательской работы |
2.4 Планируемые результаты
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
Познавательные:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.)
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении
В процессе освоения учащимися трехгодичной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Музейная педагогика» планируется:
формирование прочных знаний по истории и культуре родного края, о выдающихся деятелях поселка (села), героических защитниках Отечества;
овладение умением составлять и проводить экскурсии и организовывать мероприятия патриотического и краеведческого направлений в школьном музее;
освоение различных форм работы в музее (фондовую, экспозиционную, экскурсионную, поисковую, культурно-массовую)
приобретение навыков работы с инвентарной книгой, с музейными фондами, умения вести документацию музея;
освоение навыков поисково-исследовательской работы, сбора поискового материала, овладение методикой записи воспоминаний и обработки полученной информации;
приобретение навыков защиты своей исследовательской работы, создание слайдовых презентаций и мультимедийных проектов
Контроль результатов обучения является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года.
При планировании организации творческого процесса возникает необходимость прогнозирования результатов освоения учебного материала. Использование результатов достижений обучающихся помогают педагогу в перспективе ,корректировать дополнительную общеобразовательную программу. Формы текущего контроля:
Педагогическое наблюдение;
Проведение экскурсии;
Составление текста экскурсии;
Вопросы викторины по теме музея.
Промежуточная и итоговая аттестации
Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего процесса образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный и итоговый контроли.
1. Промежуточная аттестация. Тестовые материалы для промежуточного контроля обучающихся. (см. приложение)
7-8 баллов –базовый
9-11 баллов повышенный
12-13 баллов высокий уровень
2. Вопросы для повторения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Музейное дело»;
3. Выполнение творческих практических заданий:
презентация музейного экспоната;
коллективный социально-образовательный проект;
исследовательская работа;
текст экскурсии.
2.5.Оценочные материалы
Критерии оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков обучающихся
Параметры | Уровни |
| Низкий | Средний | Высокий |
1. Работа с фондами и документацией музея: | Обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного музея. | Обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного музея | Обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея. |
2. Работа с краеведческой литературой, картотекой: | Обучающийся испытывает трудности с краеведческой краеведческой литературой, картотекой | Обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой, картотекой | Обучающийся правильно умеет работать с краеведческой литературой, картотекой |
3. Подготовка тематических экскурсий | Обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии | Обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии | Обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии |
4. Проведение тематической экскурсий | Обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии | Обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии | Обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии |
Нормативно-правовая база
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»;
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Список литературы для педагога
Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 20012.
Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.2013.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История» /Под ред. Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 2013.
О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2012.
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 20013.
Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2015.
Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 2013.
Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2013.
Приложения
Вопросы промежуточной аттестации
Укажите из перечисленного виды музеев:
А) этнографический
Б) боевой
В) графический
2. Под материально-технической базой музеев понимают:
А) помещение
Б) электронное оборудование
В) выставочные экспонаты
3. Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране:
А) Эрмитаж, Грановитая полата;
Б) Эрмитаж, Макдоналдс;
В) Кремль, храм Петра и Павла
4. Какие музеи являются наиболее известными в нашей области:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что включает в себя понятие музей:
А) место развлечения;
Б) место приобретения новых знаний;
В) совокупность первого (А) и второго (Б)
6. Выберите из перечисленного виды фонда музея:
А) вспомогательный
Б) главный
В) дополнительный
7. Какой температурный режим предпочтителен в музее:
А) 18 градусов С.
Б) 12 градусов С.
В) 25 градусов С.
8. Перечислить порядок составления тематического плана будущей
экспозиции:
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
9. Дать определение, что такое монтажный лист экспозиции
_________________________________________________________________________________-______________________________________________________________________
10. Дать определение, что такое архив
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7-8 баллов –базовый
9-11 баллов повышенный
12-13 баллов высокий уровень
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
20 /20 учебный год
Вид аттестации ________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ
№ | Фамилия, имя обучающегося | Год обучения | Результат аттестации |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
7. | | | |
8. | | | |
9. | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
Всего аттестовано учащихся. Из них по результатам аттестации: высокий уровень чел.;
повышенный уровень чел.;
базовый уровень чел.
Закончили обучение чел.
Подпись педагога
Члены аттестационной комиссии