СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыкального кружка "Гармония"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа музыкального кружка на один год обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыкального кружка "Гармония"»

Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокальное развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно с обучением в школе, и большое место в этом принадлежит музыкальному кружку – на сегодняшний день основному средству массового приобще-ния школьников к музыкальному искусству.

Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического чувствования мира, выраженный в художественных образах языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность обучающихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. Музыкант – это не тот, кто знает что такое скрипичный ключ или где пишется нота «соль» Музыкант – это тот, кто умеет видеть прекрасное в обыденном, умеет слышать мир во всём его многообразии, в том числе, и в музыкальном его воплощении. В кружке органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.

Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.  При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Приобщение детей с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков.
 Практически каждый ребенок нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в музыкальном кружке. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал музыкально одарённого ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.

  Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников   идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
 Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка, важностью подготовки обучающихся школы к воспитательным общешкольным мероприятиям , а также к участию в районных вокальных смотрах и конкурсах. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Цель программы
Организация индивидуальной и групповой работы с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных, формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Работа кружка направлена на подготовку солистов-исполнителей и выступления небольших ансамблей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблвого пения, для других мероприятий.


Задачи:
Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Развивать певческие умения и совершенствовать вокальные навыки детей;
      Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; 

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей. 
     

Направления работы:

  • работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими
    музыкальными данными;

  • индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
    Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
    — музыкально- теоретическая подготовка;
    — вокально- хоровая работа;
    — концертно- исполнительская деятельность.
     Методы и приемы работы:
    Методы формирования сознания учащегося:

  • Показ;

  • Объяснение и образец исполнения;

  • Инструктаж;

  • Разъяснение;
      Методы формирования деятельности и поведения учащегося:

  • Самостоятельная работа;

  • Иллюстрация;
      Методы стимулирования познания и деятельности:

  • Поощрение;

  • Контроль;

  • Самоконтроль;

  • Оценка;

  • Самооценка;
      Методы поощрения:

  • Благодарность;

  • Благодарственное письмо родителям;

  • Устное одобрение.

 Все занятия музыкального кружка строятся по схеме:
— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.  

Общая структура занятия включает следующие разделы:

1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.

2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.

3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, работа над фразировкой, дыханием, интонацией ...) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).

4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
-Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
-Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
-Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- Концерт - выступления на школьных вечерах, различных мероприятиях, конкурсах и мероприятиях районного уровня.


 Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:

- ноутбук, компьютер, колонки, микрофон;

  • музыкальный центр, телевизор;

  • аудиокассеты, диски, фонограммы песен;

  • музыкальная литература, распечатки нот;

  • ресурсы сети Интернет.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Формирование чувства ансамбля.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.


Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Набор в музыкальный кружок «Гармония» осуществляется на базе 5-9 классов. Программа рассчитана на реализацию музыкально- творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Возраст детей - 10-16 лет. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенного влияния на работу в вокальном кружке. Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Место в учебном плане
Учебный план рассчитан на 1 год обучения, занятия 1 раз в неделю, продолжительностью 45 мин. Количество обучающихся в группе - 4 человека.  Всего 35 занятий за год.
 

     



Учебно-тематический план

на первый год обучения


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.


3


1


2

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


3


1


2

3.

Работа над дикцией и артикуляцией


3


1


2

4.

Формирование чувства ансамбля.


9


1


8

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


10


2


8

6.

Подготовка к концертам, общешкольным мероприятиям, выступлениям, конкурсам.

6

0

6

7.

Отчётный концерт.

1

0

1

Итого:

35

7

28



Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка «Гармония» на первый год обучения

Первое полугодие- 16 часов

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1


2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Характер дыхания перед началом пения в зависимости от исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения.

1


3

Музыкальный звук. Высота звука. Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

2


4

Дикция и артикуляция. Согласованность артикуляционных органов.

2


5

Чувство ансамбля. Активный унисон и устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

4


6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму . Культура поведения на сцене. Сценический костюм.

4


7

Подготовка к общешкольным мероприятиям

-День матери;

-Новогодний утренник.

2



Второе полугодие – 19 часов

Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания . Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания .

1


2

Звуковедение и чистота интонирования. Пение нот легато и стокато. Головной и грудной регистры.

1


3

Дикция и артикуляция. Особенности произношения при пении.

1


4

Чувство ансамбля. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

5


5

Сценическая культура. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Артистические способности. Выразитель-ность при исполнении песни. Создание сценического образа.

6


6

Подготовка к общешкольным мероприятиям


4


7.

Отчётный концерт

1
























Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать и определять на слух:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;



Перечень учебно-методических средств обучения


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006г.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006г.

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI  век», 2007г. (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

  4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. – (Б-ка учителя музыки).

  5. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. – М.: Просвещение, 1982г.

  6. Журнал «Музыка в школе»

  7. Песенник «Лучшие школьные песни» сост. Юдаева М.В.- М., Самовар, 2010г.

  8. В помощь преподавателю музыки (для 1-7 кл) – Волгоград, Учитель, 2000г.

  9. Энтин Ю. Песни о родине – песенник – М. Планета детства, 2010г.

  10. Стюхина Г.В. «Рекомендации учителю музыки начальной школы» - Волгоград, Учитель, 2012г.