Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокальное развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно с обучением в школе, и большое место в этом принадлежит музыкальному кружку – на сегодняшний день основному средству массового приобще-ния школьников к музыкальному искусству.
Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека. Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического чувствования мира, выраженный в художественных образах языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность обучающихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. Музыкант – это не тот, кто знает что такое скрипичный ключ или где пишется нота «соль» Музыкант – это тот, кто умеет видеть прекрасное в обыденном, умеет слышать мир во всём его многообразии, в том числе, и в музыкальном его воплощении. В кружке органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Приобщение детей с особыми образовательными возможностями к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков.
Практически каждый ребенок нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в музыкальном кружке. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал музыкально одарённого ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка, важностью подготовки обучающихся школы к воспитательным общешкольным мероприятиям , а также к участию в районных вокальных смотрах и конкурсах. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Цель программы
Организация индивидуальной и групповой работы с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных, формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Работа кружка направлена на подготовку солистов-исполнителей и выступления небольших ансамблей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблвого пения, для других мероприятий.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Развивать певческие умения и совершенствовать вокальные навыки детей;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Направления работы:
работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими
музыкальными данными;
индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
— музыкально- теоретическая подготовка;
— вокально- хоровая работа;
— концертно- исполнительская деятельность.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение и образец исполнения;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Все занятия музыкального кружка строятся по схеме:
— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.
2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.
3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, работа над фразировкой, дыханием, интонацией ...) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).
4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
-Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
-Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
-Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- Концерт - выступления на школьных вечерах, различных мероприятиях, конкурсах и мероприятиях районного уровня.
Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:
- ноутбук, компьютер, колонки, микрофон;
музыкальный центр, телевизор;
аудиокассеты, диски, фонограммы песен;
музыкальная литература, распечатки нот;
ресурсы сети Интернет.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Набор в музыкальный кружок «Гармония» осуществляется на базе 5-9 классов. Программа рассчитана на реализацию музыкально- творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Возраст детей - 10-16 лет. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенного влияния на работу в вокальном кружке. Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Место в учебном плане
Учебный план рассчитан на 1 год обучения, занятия 1 раз в неделю, продолжительностью 45 мин. Количество обучающихся в группе - 4 человека. Всего 35 занятий за год.
Учебно-тематический план
на первый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе т еоретических практических |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 3 | 1 | 2 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 3 | 1 | 2 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 3 | 1 | 2 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 9 | 1 | 8 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 10 | 2 | 8 |
6. | Подготовка к концертам, общешкольным мероприятиям, выступлениям, конкурсам. | 6 | 0 | 6 |
7. | Отчётный концерт. | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 35 | 7 | 28 |
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка «Гармония» на первый год обучения
Первое полугодие- 16 часов
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 1 | |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Характер дыхания перед началом пения в зависимости от исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения. | 1 | |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 2 | |
4 | Дикция и артикуляция. Согласованность артикуляционных органов. | 2 | |
5 | Чувство ансамбля. Активный унисон и устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 4 | |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму . Культура поведения на сцене. Сценический костюм. | 4 | |
7 | Подготовка к общешкольным мероприятиям -День матери; -Новогодний утренник. | 2 | |
Второе полугодие – 19 часов
№ | Тема занятия | Часы | Дата проведения |
1 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания . Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания . | 1 | |
2 | Звуковедение и чистота интонирования. Пение нот легато и стокато. Головной и грудной регистры. | 1 | |
3 | Дикция и артикуляция. Особенности произношения при пении. | 1 | |
4 | Чувство ансамбля. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | 5 | |
5 | Сценическая культура. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Артистические способности. Выразитель-ность при исполнении песни. Создание сценического образа. | 6 | |
6 | Подготовка к общешкольным мероприятиям | 4 | |
7. | Отчётный концерт | 1 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Перечень учебно-методических средств обучения
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007г. (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. – (Б-ка учителя музыки).
Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. – М.: Просвещение, 1982г.
Журнал «Музыка в школе»
Песенник «Лучшие школьные песни» сост. Юдаева М.В.- М., Самовар, 2010г.
В помощь преподавателю музыки (для 1-7 кл) – Волгоград, Учитель, 2000г.
Энтин Ю. Песни о родине – песенник – М. Планета детства, 2010г.
Стюхина Г.В. «Рекомендации учителю музыки начальной школы» - Волгоград, Учитель, 2012г.