Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №15"
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №15
_____________О.В.Левченко
"____"_______________2018г
приказ №___ от "___"_______2018г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
социального направления
«Любовь к домашним животным»
3 «А» класс
Составитель: Гончарова Анастасия Алексеевна
Учитель начальных классов
2018 г
Планируемые результаты освоения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных иметапредметных результатов.
Личностные результаты
— интерес к изучению домашних животных;
— умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
— желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результататы
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации, связанных с домашними животными
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Планируемые результаты.
К концу третьего года учащиеся научатся:
— формировать представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
— формировать представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т. д.);
— соблюдать нормы и правила безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
— использовать полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами
К концу третьего года учащиеся получат возможность научиться:
— правильно оценивать красоту животного;
— иметь представление о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца),
— понимать то, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
Содержание курса.
Программа «Мы-твои друзья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программы: Макеевой А. Г. Мы – твои друзья. (А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия»)
В соответствии с учебным планом школы курс внеурочной деятельности «Мы-твои друзья» в 3 классе реализуется в количестве 1 часа в неделю (34 часов в год).
Обучение представлено разделами:
Давайте познакомимся! (7 часов)
Получить ответ на вопрос: почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек, проявляя при этом ласку и заботу. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные. (6 часов)
Родословное дерево собак и кошек. История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.
Как мы устроены и как за нами ухаживать? (6 часов)
Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Особенности содержания молодых и взрослых животных. Животные тоже стареют. Культура содержания собак и кошек в городе. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки. Помощь бездомным животным.
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (6 часов)
Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек. Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.
На приеме у Айболита. (4 часа)
Здоров ли ваш питомец. Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Мы с тобой друзья! (5 часов)
Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.
Формы и методы реализации программы:
свободное и тематическое рисование;
моделирование и анализ ситуаций;
рассказы, беседы, дискуссии, анкетирование;
сюжетно – ролевые игры;
чтение по ролям;
рассказ по картинкам;
игры, конкурсы, викторины;
мини – проекты.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохож дения темы | Фактические сроки |
Давайте познакомимся! (8 ч) |
-
| «Почему люди заводят домашних животных. Выбор питомца — очень ответственный шаг» | Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека. Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности. Пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца. Разновидности домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека; Причины, по которым люди заводят домашних питомцев. | | |
-
| «Вместе нам — лучше» | | |
-
| Ролевая игра «Давайте познакомимся» | | |
-
| Арт-технология «Карнавал животных» | | |
-
| Арт-технология «Карнавал животных» | | |
-
| «Первый шаг — очень ответственный» | | |
-
| Презентация книг, посвященных домашним животным | | |
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные. (6 ч) |
-
| «Как кошки и собаки появились в доме человека» | Первоначальное знакомство младших школьников с домашними питомцами (кошками и собаками) как представителями крупных семейств животных. Знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания. Развитие представления учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания. Развитие у учащихся понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | | |
-
| «Знакомимся с родословным деревом кошек и собак» | | |
-
| Проект: «Удивительные факты про кошачьих и собачьих» | | |
-
| «Такие разные собаки, такие разные кошки» | | |
-
| Выставка «Такие разные и такие прекрасные!» | | |
-
| Коллективный проект «Газета про хвостатых-полосатых» | | |
Как мы устроены и как за нами ухаживать? (6 ч) |
-
| «Как ухаживать за нашими питомцами» | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе. Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни. Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. | | |
-
| «Четыре лапы, хвост и не только» | | |
-
| Проект «Удивительные факты про кошачьих и собачьих» | | |
-
| «Как за нами ухаживать» | | |
-
| Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем» | | |
-
| «Каждой кошке и собаке нужен дом» | | |
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (6 ч) |
-
| «Общение в мире животных» | Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. | | |
-
| «На каком языке общаются кошки и собаки» | | |
-
| «Пойми меня!» | | |
-
| Игровое занятие «Озвучиваем фильм» | | |
-
| Просмотр и обсуждение фильма «Школа “Четыре лапы”» | | |
-
| Подготовка индивидуальных проектов «Мой питомец» | | |
На приеме у Айболита. (4 ч) |
-
| «Будь здоров!» | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т. д. Сформировать представление о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина. Сформировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | | |
-
| «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» | | |
-
| Конкурс плакатов «Важные правила» | | |
-
| Ролевая игра «На приеме у Айболита» | | |
Мы с тобой друзья! (5 ч) |
-
| «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки и собаки» | Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства. Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам. | | |
-
| «Необычная прогулка» | | |
-
| Коллективный проект «Удивительная выставка» | | |
-
| «Про наши праздники и будни. Среди нас тоже есть звезды!») | | |
-
| Конкурс знатоков «Что, где, когда» | | |
Согласовано
Зам. директора по ВР
____________Голованова Л.Н.
«____» _____________2018г.