СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2019 – 2020 учебный год по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2019 – 2020 учебный год по русскому языку»

9Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № _129/3_ от 30.08.2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2019 – 2020 учебный год

по русскому языку

Уровень образования (класс)начальное общее, 3 класс_________________________________________________

Общее количество часов___175___

Количество часов в неделю ___5____

Учитель начальныхклассов Федорова Татьяна Валентиновна______________________________________________

Квалификационная категория _______высшая______

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» __________

(Стандарты второго поколения), – М «Просвещение»2012год____________________________________________







2019 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:

-Требований Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г;

-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района

Ростовской области (Приказ 120 от 26.06.2018г.);

-Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2019-2020 учебный год в рамках реализации БУП – 2008г;

-Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения);

УМК:

-Учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык в 2-х частях,3 класс, М., «Просвещение»,2014г.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

-развитие коммуника­тивных умений;

-развитие нравственных и эстетических чувств;

-развитие способностей к творческой деятель­ности.


Планируемые результаты.


Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Русский язык» КанакинаВ.П., Горецкий В.Г. издательство «Просвещение» 2014г с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных, метапредметных результатов.



Предметные результаты:

В результате работы по разделу «Язык и речь» обучающийся научится:

-характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

-определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

-осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;

-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

-использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.


Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

-оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

-соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

-пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).


В результате работы по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание.» обучающийся научится:

-различать предложение, словосочетание и слово;

-выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

-определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

-различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

-устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

-различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

-отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

-разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.


Обучающийся получит возможность научиться:

-устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

-выделять в предложении основу и словосочетания;

-находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

-опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора.


В результате работы по разделу «Слово в языке и речи.» обучающийся научится:

-находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;

-наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

-иметь представление об омонимах;

-иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);

-наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

-иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.


Обучающийся получит возможность научиться:

-замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

-оценивать уместность использования слов в тексте;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

-размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

-приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.


В результате работы по разделу «Состав слова»обучающийся научится:

-владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

-различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

-находить в словах окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

-выделять нулевое окончание;

-подбирать слова с заданной морфемой;

-образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.


Обучающийся получит возможность научиться:

-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;

- находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

-сравнивать, классифицировать слова по их составу;

-наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами;

-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.


В результате работы по разделу «Части речи» обучающийся научится:

-распознавать части речи на основе усвоенных признаков;

-распознавать имена существительные;

- находить начальную форму имени существительного;

-определять грамматические признаки (род, число, падеж);

-изменять имена существительные по числам и падежам;

-распознавать имена прилагательные;

-определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;

-определять грамматические признаки (род, число, падеж);

-изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

-распознавать глаголы;

-определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление);

-определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

-распознавать личные местоимения (в начальной форме);

-определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица);

- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

-узнавать имена числительные (общее представление);

- распознавать количественные и порядковые имена числительные;

-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

-узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

- правильно употреблять в речи части речи и их формы.


Обучающийся получит возможность научиться:

-производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи;

-наблюдать над словообразованием частей речи;

-замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


В результате работы по разделу «Повторение» обучающийся научится:

-понимать – предложение – это основная единица речи;

-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;

-понимать грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и

восклицательный знаки);

-различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

-различать главные члены предложения;

-понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

-различать словосочетание и предложение;

-понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

-понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

-понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

-различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии).


Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

-составления предложений на заданную тему;

-употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

-оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

-самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с

элементами описания и повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

-орфографической грамотности речи учащихся;

-проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа

и подбора однокоренных слов;

-деления слов на слоги и переноса слов;

-правильного написания слов с буквой й;

-обозначения мягкости согласных на письме;

-написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

-употребления прописной буквы в именах собственных;

-работы со словарём (использование алфавита);

-каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

-письма под диктовку текстов (60-75 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

-выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;

-выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

-соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

-понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

-понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

-восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

-распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

-замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

-строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.


Обучающийся получит возможность научиться:

-определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;

-сохранять основные особенности текста-образца, грамотно записывать текст;

-составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

-находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


Личностные результаты:

-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, интереса к чтению и читательской деятельности;

-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

-развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);

-понимание чувств одноклассников, собеседников;

-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

-осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.


Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

-проявлять познавательную инициативу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

-выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

-передавать устно или письменно содержание текста;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;

-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

-составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

-учитывать разные мнения и интересы, и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

-применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Содержание программы по учебному предмету «Русский язык», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 3 класса рассчитано

на 5 часов в неделю в году 175 часов. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 169 часов.Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.



Содержание учебного предмета (курса)

п/п

Раздел предмета (курса)

Количество часов на раздел

Формы контроля

1.

Язык и речь

Речь и её назначение. Виды речи.

2


2.

Текст. Предложение. Словосочетание

Признаки текста. Типы текстов. Признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Признаки словосочетания. Главное и зависимое слово.

14

Диктант

3.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи и их значение. Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы. Гласные звуки. Разделительный мягкий знак.

19

Диктант

Творческая работа

4.

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Значение приставок. Суффикс. Значение суффиксов. Основа слова. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик, -ек. Правописание суффиксов –ок. Правописание предлогов и приставок. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

45

Диктант

Творческая работа

5.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Род имен существительных. Начальная форма имени существительного. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных.

33

Диктант

Творческая работа


6.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного.


19

Диктант


7.

Местоимение

Личные местоимения. Лицо местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.


5

Творческая работа


8.

Глагол

Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ить, -ти, -чь). Число глаголов. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами.

23

Диктант

Творческая работа

9.

Повторение

Части речи.Правописание приставок и предлогов.Правописание безударных гласных.Правописание значимых частей слов.Однокоренные слова.Текст.

15

Диктант

Творческая работа

























Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт


Язык и речь (2 ч)


1.

Наша речь. Виды речи

1

02.09


2.

Наш язык

1

03.09




Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

3.

Текст. Типы текстов

1

04.09


4.

Текст

1

05.09


5.

Предложение

1

06.09


6.

Виды предложений по цели высказывания

1

09.09


7.

Виды предложений по интонации

1

10.09


8.

Предложение с обращением

1

11.09


9.

Обучающее изложение «Путешественница»

1

12.09


10.

Анализ изложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

13.09


11.

Главные и второстепенные члены предложения

1

16.09


12.

Простое и сложное предложение

1

17.09


13.

Простое и сложное предложение

1

18.09


14.

Словосочетание

1

19.09


15.

Словосочетание

1

20.09


16.

Контрольный диктант «Осенью» по теме «Предложение»

1

23.09




Слово в языке и речи (19ч)

17.

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

1

24.09


18.

Синонимы, антонимы

1

25.09


19.

Омонимы

1

26.09


20.

Слово и словосочетание

1

27.09


21.

Фразеологизмы

1

30.09


22.

Обучающее изложение «Ёлочка»

1

01.10


23.

Анализ изложения. Части речи

1

02.10


24.

Имя существительное

1

03.10


25.

Имя прилагательное

1

04.10


26.

Глагол

1

07.10


27.

Что такое имя числительное?

1

08.10


28.

Однокоренные слова

1

09.10


29.

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

10.10


30.

Звуки и буквы. Согласные звуки

1

11.10


31.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

14.10


32.

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

1

15.10


33.

Анализ изложения. Закрепление по теме «Слово в языке и речи»

1

16.10


34.

Проект «Рассказ о слове»

1

17.10


35.

Контрольный диктант «Прощание с осенью» по теме «Слово в языке и речи»

1

18.10




Состав слова(45ч)

36

Работа над ошибками. Что такое корень слова?

1

21.10


37

Как найти в слове корень?

1

22.10


38

Сложные слова

1

23.10


39

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

24.10


40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

25.10


41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

05.11


42

Значения приставок.

1

06.11


43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

07.11


44

Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

08.11


45

Анализ сочинения. Значения суффиксов.

1

11.11


46

Что такое основа слова?

1

12.11


47

Обобщение знаний о составе слова.

1

13.11


48

Контрольный диктант « В зимний холод» по теме «Состав слова».

1

14.11


49

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.

1

15.11


50

Обучающее изложение «Скворцы».

1

18.11


51

Анализ изложения. Проект «Семья слов».

1

19.11


52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

20.11


53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

21.11


54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

22.11


55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

25.11


56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

26.11


57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

27.11


58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

28.11


59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

29.11


60

Обучающее изложение «Клесты».

1

02.12


61

Анализ изложения. Правописание слов с непроизносимымисогласными в корне.

1

03.12


62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

04.12


63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

05.12


64

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

06.12


65

Сочинение по картине В.М.Васнецова«Снегурочка».

1

09.12


66

Анализ сочинения. Правописание слов с удвоенными согласными.

1

10.12


67

Правописание суффиксов и приставок.

1

11.12


68

Контрольный диктант « Снеговик» по теме «Правописание корней слов».

1

12.12


69

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

1

13.12


70

Правописание суффиксов и приставок.

1

16.12


71

Правописание суффиксов и приставок.

1

17.12


72

Правописание приставок и предлогов.

1

18.12


73

Правописание приставок и предлогов.

1

19.12


74

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

1

20.12


75

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1

23.12


76

Контрольный диктант « Декабрь» по теме «Правописание частей слова».

1

24.12


77

Работа над ошибками. Разделительные твердый и мягкий знаки.

1

25.12


78

Обучающее изложение «Скворец Лёва».

1

26.12


79

Анализ изложения. Разделительные твердый и мягкий знаки.

1

27.12


80

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1

09.01



Имя существительное (32ч)


81

Части речи.

1

10.01


82

Имя существительное и его роль в речи.

1

13.01


83

Имя существительное и его роль в речи.

1

14.01


84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

15.01


85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

16.01


86

Обучающее изложение «Горностай».

1

17.01


87

Анализ изложения. Собственные и нарицательные имена существительные.

1

20.01


88

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

21.01


89

Число имён существительных.

1

22.01


90

Число имён существительных.

1

23.01


91

Род имён существительных.

1

24.01


92

Род имён существительных.

1

27.01


93

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

28.01


94

Обучающее изложение «Лев и мышь».

1

29.01


95

Анализ изложения. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

30.01


96

Контрольный диктант « Мой товарищ» по теме «Имя существительное»

1

31.01


97

Работа над ошибками. Склонение имён существительных.

1

03.02


98

Падеж имён существительных.

1

04.02


99

Падеж имён существительных.

1

05.02


100

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван -царевич и лягушка-квакушка»

1

06.02


101

Анализ сочинения. Именительный падеж.

1

07.02


102

Родительный падеж.

1

10.02


103

Дательный падеж.

1

11.02


104

Винительный падеж.

1

12.02


105

Творительный падеж.

1

13.02


106

Предложный падеж.

1

14.02


107

Обучающее изложение «Кот».

1

17.02


108

Анализ изложения. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном).

1

18.02


109

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

19.02


110

Анализ сочинения. Обобщение знаний об имени существительном.

1

20.02


111

Контрольный диктант «Летучая мышь» по теме «Правописание окончаний имён существительных».

1

21.02


112

Работа над ошибками.Повторение по теме «Имя существительное»

1

25.02



Имя прилагательное (18ч)


113

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

26.02


114

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

27.02


115

Роль имён прилагательных в тексте.

1

28.02


116

Текст-описание.

1

02.03


117

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

03.03


118

Род имен прилагательных.

1

04.03


119

Изменение имён прилагательных по родам.

1

05.03


120

Изменение имён прилагательных по родам.

1

06.03


121

Число имен прилагательных.

1

10.03


122

Число имен прилагательных.

1

11.03


123

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

12.03


124

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

13.03


125

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

16.03


126

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

17.03


127

Контрольный диктант « Весна» по теме «Имя прилагательное».

1

18.03


128

Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

19.03


129

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

1

30.03


130

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

31.03



Местоимение (5ч)


131

Личные местоимения.

1

01.04


132

Изменение личных местоимений по родам.

1

02.04


133

Местоимение.

1

03.04


134

Местоимение.

1

06.04


135

Обучающее изложение «Кошкин выкормыш».

1

07.04



Глагол (21ч)


136

Анализ изложения. Значение и употребление глаголов в речи.

1

08.04


137

Значение и употребление глаголов в речи.

1

09.04


138

Значение и употребление глаголов в речи.

1

10.04


139

Неопределённая форма глагола.

1

13.04


140

Неопределённая форма глагола.

1

14.04


141

Число глаголов.

1

15.04


142

Число глаголов.

1

16.04


143

Времена глаголов.

1

17.04


144

Времена глаголов.2-е лицо глаголов.

1

20.04


145

Изменение глаголов по временам.

1

21.04


146

Изменение глаголов по временам.

1

22.04


147

Обучающее изложение «Лесной великан».

1

23.04


148

Анализ изложения. Род глаголов в прошедшем времени.

1

24.04


149

Род глаголов в прошедшем времени.

1

27.04


150

Правописание частицы не с глаголами.

1

28.04


151

Правописание частицы не с глаголами.

1

29.04


152

Обобщение знаний о глаголе.

1

30.04


153

Обобщение знаний о глаголе.

1

06.05


154

Обобщение знаний о глаголе.

1

07.05


155

Обобщение знаний о глаголе.

1

08.05


156

Контрольный диктант « Весеннее утро» по теме «Глагол».

1

12.05



Повторение (13ч)


157

Работа над ошибками. Части речи.

1

13.05


158

Части речи.

1

14.05


159

Обучающее изложение «Соловьиное гнёздышко».

1

15.05


160

Анализ изложения. Обобщение изученного о слове, предложении.

1

18.05


161

Итоговый контрольный диктант «Утро в степи»

1

19.05


162

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных.

1

20.05


163

Правописание окончаний имен прилагательных.

1

21.05


164

Правописание приставок и предлогов.

1

22.05


165

Правописание безударных гласных.

1

25.05


166

Правописание значимых частей слов.

1

26.05


167

Однокоренные слова.

1

27.05


168

Текст.

1

28.05


169

КВН «Знатоки русского языка».

1

29.05






РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2019г. 28.08.2019г. ___________ Старун Е.С

______________________________



















Лист коррекции календарно-тематического планирования


п/п

Предмет

Учитель

Класс

Причина

коррекции

(корректировки)

Способ

коррекции

(корректировки)

Дата, тема

урока

Кол-во часов

по плану за год

Кол-во фактичес

ких часов с учётом коррекции

(корректи

ровки)

1.

Русский язык

Федорова Т.В.

3- а

Праздничные дни

Объединение тем уроков 112-113


25.02.2020

Повторение по теме «Имя существительное»



2.

Русский язык

Федорова Т.В.

3 – а

Праздничные дни

Объединение тем уроков 121 и 122


10.03.2020

Число имен прилагательных.



3.

Русский язык

Федорова Т.В.

3 – а

Праздничные дни

Объединение тем уроков 150 и 151



29.04.2020

Правописание частицы не с глаголами.



4.

Русский язык

Федорова Т.В.

3 – а

Праздничные дни

Объединение тем уроков 153 и 154



06.05.2020

Обобщение знаний о глаголе.



5.

Русский язык

Федорова Т.В.

3 – а

Праздничные дни

Объединение тем уроков 157 и 158


13.05.2020

Части речи.



6.

Русский язык

Федорова Т.В.

3 - а

Праздничные дни

Объединение тем уроков 167 и 168



27.05.2020

Однокоренные слова.

175

169

Контрольно-измерительные материалы

по предмету

«Русский язык»

Поурочные разработки по русскому языку

к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого ("Школа России")



1.Обучающее изложение «Путешественница»


Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек.

Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл , как на кораблике.


2.Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение».

Осенний лес.


Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.


Слова для справок: сбросили, рябчик.


З а д а н и е : 1.Поставить в словах ударение

  1. Подчеркнуть главные члены в любом предложении;


3.Обучающее изложение «Ёлочка»

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась.

Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки.

4.Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать!

Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.


5.Диктант с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи».


Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание:

В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.


6.Контрольный диктант по теме «Состав слова»


На улицах города

Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)

(По Н. Калинину)

Грамматические задания:

1.Разобрать слова по составу.

1 вариант: подметает, с железным.

2 вариант: подходит, около снежной.


2.Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.


7.Обучающее изложение «Скворцы»


Осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда.А теперь им пора в далекий путь.


8.Обучающее изложение «Клесты»

На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.


9.Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!


Грамматическое задание:

Составить и записать 4 слова с приставками без, бес, из, ис, раз, рас.

1в.- ветренный, -винить, -пустить, - полезный,

2в.-шумный, -глядеть,- пугать, - гладить.


2.Списать, вставить пропущенные окончания, указать склонение и падеж существительных.

1 в.: Летят в воздух…( ), вернулся без покупк…( ), мечтает о балет…( ), повернулся к печ…( ).

2 в.: Поговорим о книг…( ), вылез из повозк…( ), суп без моркови… ( ), повернул к школ… ( ).


10.Обучающее изложение «Скворец Лёва»


Музыка затихла,а песня продолжала звучать.Скворец Лёва насвистывал новую мелодию.Он прыгал в клетке,выкрикивал известные ему слова,разговаривал и пел. Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию.Вдруг музыкант услышал,что ему подпевают. Он оглянулся.Вокруг не было ни души.Заиграл,и опять зазвучал нежный голос.

Однажды скворца привезли на телестудию.Он забился в угол клетки,нахохлился и сидел неподвижно.

Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.


11.Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»


Декабрь.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.


Слова для справок: оляпка, веселая, пушистые , водяной.

Грамматические задания.

Разобрать по членам третье и десятое предложение ( по вариантам)

Разобрать по составу слова осинка , переход.

Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которое можно проверить.


12.Обучающее изложение «Горностай»

Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.

Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.

Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с хода схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.


13.Обучающее изложение «Лев и мышь»


Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Обещала отплатить за это добром. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку. Понял лев, что и от мыши добро бывает.


14.Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.



15.Обучающее изложение «Кот»


Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и перья. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.


16.Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Летучая мышь.

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.


Грамматические задания:


1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.


2. Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.


Вспоминать о лете — …, новость о поражении — ...


3. Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.


Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).


В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).


17.Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.


Грамматическое задание.

1.Разобрать по членам:

I вариант — четвёртое предложение

II вариант — пятое предложение

Выписать словосочетания.


2.Подобрать прилагательные ,противоположные по смыслу

I вариант: узкий ручей - ........... , старательный ученик - .......................

II вариант: трусливый мальчик - ............. , высокий куст - .................


3.Разобрать по составу: мягкие , лосиха, звонкие, прогулка.


18.Обучающее изложение «Кошкин выкормыш»

У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы нашли в лесу маленького зайчонка. Мы взяли и подложили его кошке. Она охотно стала кормить зайчонка. Так зайчонок и вырос на её молоке. Они очень подружились. Кошка научила зайчонка- приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к ним во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша- зайца. По В. Бианки


19.Обучающее изложение «Лесной великан»


В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.

Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.

Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.


Слова для справок: послышался, странно, поматывал.


20.Контрольный диктант по теме «Глагол»

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.


Грамматическое задание:

Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.

Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко.

Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.


21.Обучающее изложение «Малютка лосёнок»


Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой,словно звала на помощь.Антон остановил машину вылез из кабины и пошел за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.


22.Итоговый контрольный диктант.

Утро в степи.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.


Грамматическое задание:

Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).