9Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № _129/3_ от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 – 2020 учебный год
по русскому языку
Уровень образования (класс)начальное общее, 3 класс_________________________________________________
Общее количество часов___175___
Количество часов в неделю ___5____
Учитель начальныхклассов Федорова Татьяна Валентиновна______________________________________________
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» __________
(Стандарты второго поколения), – М «Просвещение»2012год____________________________________________
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:
-Требований Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г;
-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района
Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
-Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2019-2020 учебный год в рамках реализации БУП – 2008г;
-Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения);
УМК:
-Учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык в 2-х частях,3 класс, М., «Просвещение»,2014г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Планируемые результаты.
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Русский язык» КанакинаВ.П., Горецкий В.Г. издательство «Просвещение» 2014г с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных, метапредметных результатов.
Предметные результаты:
В результате работы по разделу «Язык и речь» обучающийся научится:
-характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
-определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
-осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
-использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
-оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
-соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
-пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
В результате работы по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание.» обучающийся научится:
-различать предложение, словосочетание и слово;
-выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
-определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
-различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
-устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
-различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
-отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
-разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
-устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
-выделять в предложении основу и словосочетания;
-находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
-опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора.
В результате работы по разделу «Слово в языке и речи.» обучающийся научится:
-находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю;
-наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
-иметь представление об омонимах;
-иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);
-наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
-иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
-размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
-приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
В результате работы по разделу «Состав слова»обучающийся научится:
-владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
-различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
-находить в словах окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
-выделять нулевое окончание;
-подбирать слова с заданной морфемой;
-образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
- находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
-сравнивать, классифицировать слова по их составу;
-наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
В результате работы по разделу «Части речи» обучающийся научится:
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков;
-распознавать имена существительные;
- находить начальную форму имени существительного;
-определять грамматические признаки (род, число, падеж);
-изменять имена существительные по числам и падежам;
-распознавать имена прилагательные;
-определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;
-определять грамматические признаки (род, число, падеж);
-изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
-распознавать глаголы;
-определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление);
-определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
-распознавать личные местоимения (в начальной форме);
-определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица);
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
-узнавать имена числительные (общее представление);
- распознавать количественные и порядковые имена числительные;
-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
-узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи;
-наблюдать над словообразованием частей речи;
-замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
В результате работы по разделу «Повторение» обучающийся научится:
-понимать – предложение – это основная единица речи;
-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
-понимать грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и
восклицательный знаки);
-различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
-различать главные члены предложения;
-понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
-различать словосочетание и предложение;
-понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
-понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
-понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
-различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии).
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
-составления предложений на заданную тему;
-употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
-оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
-самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с
элементами описания и повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
-орфографической грамотности речи учащихся;
-проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа
и подбора однокоренных слов;
-деления слов на слоги и переноса слов;
-правильного написания слов с буквой й;
-обозначения мягкости согласных на письме;
-написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
-употребления прописной буквы в именах собственных;
-работы со словарём (использование алфавита);
-каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
-письма под диктовку текстов (60-75 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
-выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
-выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
-соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
-понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
-понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
-восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
-распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
-замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
-строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;
-сохранять основные особенности текста-образца, грамотно записывать текст;
-составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
-находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Личностные результаты:
-представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, интереса к чтению и читательской деятельности;
-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
-развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
-понимание чувств одноклассников, собеседников;
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
-осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
-проявлять познавательную инициативу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
-передавать устно или письменно содержание текста;
-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач;
-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
-составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
-выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-учитывать разные мнения и интересы, и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
-применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Содержание программы по учебному предмету «Русский язык», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 3 класса рассчитано
на 5 часов в неделю в году 175 часов. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 169 часов.Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Раздел предмета (курса) | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1. | Язык и речь Речь и её назначение. Виды речи. | 2 | |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание Признаки текста. Типы текстов. Признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Признаки словосочетания. Главное и зависимое слово. | 14 | Диктант |
3. | Слово в языке и речи Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи и их значение. Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы. Гласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 19 | Диктант Творческая работа |
4. | Состав слова Корень слова. Однокоренные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Значение приставок. Суффикс. Значение суффиксов. Основа слова. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик, -ек. Правописание суффиксов –ок. Правописание предлогов и приставок. Правописание слов с разделительным твердым знаком. | 45 | Диктант Творческая работа |
5. | Имя существительное Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Род имен существительных. Начальная форма имени существительного. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных. | 33 | Диктант Творческая работа |
6. | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного. | 19 | Диктант |
7. | Местоимение Личные местоимения. Лицо местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 5 | Творческая работа |
8. | Глагол Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола (инфинитив на –ить, -ти, -чь). Число глаголов. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. | 23 | Диктант Творческая работа |
9. | Повторение Части речи.Правописание приставок и предлогов.Правописание безударных гласных.Правописание значимых частей слов.Однокоренные слова.Текст. | 15 | Диктант Творческая работа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Язык и речь (2 ч) |
1. | Наша речь. Виды речи | 1 | 02.09 | |
2. | Наш язык | 1 | 03.09 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч) |
3. | Текст. Типы текстов | 1 | 04.09 | |
4. | Текст | 1 | 05.09 | |
5. | Предложение | 1 | 06.09 | |
6. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 09.09 | |
7. | Виды предложений по интонации | 1 | 10.09 | |
8. | Предложение с обращением | 1 | 11.09 | |
9. | Обучающее изложение «Путешественница» | 1 | 12.09 | |
10. | Анализ изложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 13.09 | |
11. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 16.09 | |
12. | Простое и сложное предложение | 1 | 17.09 | |
13. | Простое и сложное предложение | 1 | 18.09 | |
14. | Словосочетание | 1 | 19.09 | |
15. | Словосочетание | 1 | 20.09 | |
16. | Контрольный диктант «Осенью» по теме «Предложение» | 1 | 23.09 | |
Слово в языке и речи (19ч) |
17. | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | 24.09 | |
18. | Синонимы, антонимы | 1 | 25.09 | |
19. | Омонимы | 1 | 26.09 | |
20. | Слово и словосочетание | 1 | 27.09 | |
21. | Фразеологизмы | 1 | 30.09 | |
22. | Обучающее изложение «Ёлочка» | 1 | 01.10 | |
23. | Анализ изложения. Части речи | 1 | 02.10 | |
24. | Имя существительное | 1 | 03.10 | |
25. | Имя прилагательное | 1 | 04.10 | |
26. | Глагол | 1 | 07.10 | |
27. | Что такое имя числительное? | 1 | 08.10 | |
28. | Однокоренные слова | 1 | 09.10 | |
29. | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | 10.10 | |
30. | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | 11.10 | |
31. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | 14.10 | |
32. | Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал» | 1 | 15.10 | |
33. | Анализ изложения. Закрепление по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 16.10 | |
34. | Проект «Рассказ о слове» | 1 | 17.10 | |
35. | Контрольный диктант «Прощание с осенью» по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 18.10 | |
Состав слова(45ч) |
36 | Работа над ошибками. Что такое корень слова? | 1 | 21.10 | |
37 | Как найти в слове корень? | 1 | 22.10 | |
38 | Сложные слова | 1 | 23.10 | |
39 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 24.10 | |
40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 25.10 | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 05.11 | |
42 | Значения приставок. | 1 | 06.11 | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 07.11 | |
44 | Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | 08.11 | |
45 | Анализ сочинения. Значения суффиксов. | 1 | 11.11 | |
46 | Что такое основа слова? | 1 | 12.11 | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | 13.11 | |
48 | Контрольный диктант « В зимний холод» по теме «Состав слова». | 1 | 14.11 | |
49 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | 15.11 | |
50 | Обучающее изложение «Скворцы». | 1 | 18.11 | |
51 | Анализ изложения. Проект «Семья слов». | 1 | 19.11 | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 20.11 | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 21.11 | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 22.11 | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 25.11 | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 26.11 | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 27.11 | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 28.11 | |
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 29.11 | |
60 | Обучающее изложение «Клесты». | 1 | 02.12 | |
61 | Анализ изложения. Правописание слов с непроизносимымисогласными в корне. | 1 | 03.12 | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 04.12 | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 05.12 | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 06.12 | |
65 | Сочинение по картине В.М.Васнецова«Снегурочка». | 1 | 09.12 | |
66 | Анализ сочинения. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 10.12 | |
67 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 11.12 | |
68 | Контрольный диктант « Снеговик» по теме «Правописание корней слов». | 1 | 12.12 | |
69 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 13.12 | |
70 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 16.12 | |
71 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 17.12 | |
72 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 18.12 | |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 19.12 | |
74 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | 1 | 20.12 | |
75 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | 23.12 | |
76 | Контрольный диктант « Декабрь» по теме «Правописание частей слова». | 1 | 24.12 | |
77 | Работа над ошибками. Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | 25.12 | |
78 | Обучающее изложение «Скворец Лёва». | 1 | 26.12 | |
79 | Анализ изложения. Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | 27.12 | |
80 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | 09.01 | |
Имя существительное (32ч) |
81 | Части речи. | 1 | 10.01 | |
82 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 13.01 | |
83 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 14.01 | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 15.01 | |
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 16.01 | |
86 | Обучающее изложение «Горностай». | 1 | 17.01 | |
87 | Анализ изложения. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 20.01 | |
88 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 21.01 | |
89 | Число имён существительных. | 1 | 22.01 | |
90 | Число имён существительных. | 1 | 23.01 | |
91 | Род имён существительных. | 1 | 24.01 | |
92 | Род имён существительных. | 1 | 27.01 | |
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 28.01 | |
94 | Обучающее изложение «Лев и мышь». | 1 | 29.01 | |
95 | Анализ изложения. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 30.01 | |
96 | Контрольный диктант « Мой товарищ» по теме «Имя существительное» | 1 | 31.01 | |
97 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 1 | 03.02 | |
98 | Падеж имён существительных. | 1 | 04.02 | |
99 | Падеж имён существительных. | 1 | 05.02 | |
100 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван -царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 06.02 | |
101 | Анализ сочинения. Именительный падеж. | 1 | 07.02 | |
102 | Родительный падеж. | 1 | 10.02 | |
103 | Дательный падеж. | 1 | 11.02 | |
104 | Винительный падеж. | 1 | 12.02 | |
105 | Творительный падеж. | 1 | 13.02 | |
106 | Предложный падеж. | 1 | 14.02 | |
107 | Обучающее изложение «Кот». | 1 | 17.02 | |
108 | Анализ изложения. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). | 1 | 18.02 | |
109 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | 19.02 | |
110 | Анализ сочинения. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | 20.02 | |
111 | Контрольный диктант «Летучая мышь» по теме «Правописание окончаний имён существительных». | 1 | 21.02 | |
112 | Работа над ошибками.Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | 25.02 | |
Имя прилагательное (18ч) |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 26.02 | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 27.02 | |
115 | Роль имён прилагательных в тексте. | 1 | 28.02 | |
116 | Текст-описание. | 1 | 02.03 | |
117 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | 03.03 | |
118 | Род имен прилагательных. | 1 | 04.03 | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 05.03 | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 06.03 | |
121 | Число имен прилагательных. | 1 | 10.03 | |
122 | Число имен прилагательных. | 1 | 11.03 | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 12.03 | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 13.03 | |
125 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 16.03 | |
126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 17.03 | |
127 | Контрольный диктант « Весна» по теме «Имя прилагательное». | 1 | 18.03 | |
128 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | 19.03 | |
129 | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | 30.03 | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | 31.03 | |
Местоимение (5ч) |
131 | Личные местоимения. | 1 | 01.04 | |
132 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | 02.04 | |
133 | Местоимение. | 1 | 03.04 | |
134 | Местоимение. | 1 | 06.04 | |
135 | Обучающее изложение «Кошкин выкормыш». | 1 | 07.04 | |
Глагол (21ч) |
136 | Анализ изложения. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 08.04 | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 09.04 | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 10.04 | |
139 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 13.04 | |
140 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 14.04 | |
141 | Число глаголов. | 1 | 15.04 | |
142 | Число глаголов. | 1 | 16.04 | |
143 | Времена глаголов. | 1 | 17.04 | |
144 | Времена глаголов.2-е лицо глаголов. | 1 | 20.04 | |
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 21.04 | |
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 22.04 | |
147 | Обучающее изложение «Лесной великан». | 1 | 23.04 | |
148 | Анализ изложения. Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 24.04 | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 27.04 | |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 28.04 | |
151 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 29.04 | |
152 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 30.04 | |
153 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 06.05 | |
154 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 07.05 | |
155 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 08.05 | |
156 | Контрольный диктант « Весеннее утро» по теме «Глагол». | 1 | 12.05 | |
Повторение (13ч) |
157 | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | 13.05 | |
158 | Части речи. | 1 | 14.05 | |
159 | Обучающее изложение «Соловьиное гнёздышко». | 1 | 15.05 | |
160 | Анализ изложения. Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | 18.05 | |
161 | Итоговый контрольный диктант «Утро в степи» | 1 | 19.05 | |
162 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | 20.05 | |
163 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | 21.05 | |
164 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 22.05 | |
165 | Правописание безударных гласных. | 1 | 25.05 | |
166 | Правописание значимых частей слов. | 1 | 26.05 | |
167 | Однокоренные слова. | 1 | 27.05 | |
168 | Текст. | 1 | 28.05 | |
169 | КВН «Знатоки русского языка». | 1 | 29.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2019г. 28.08.2019г. ___________ Старун Е.С
______________________________
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактичес ких часов с учётом коррекции (корректи ровки) |
1. | Русский язык | Федорова Т.В. | 3- а | Праздничные дни | Объединение тем уроков 112-113 | 25.02.2020 Повторение по теме «Имя существительное» | | |
2. | Русский язык | Федорова Т.В. | 3 – а | Праздничные дни | Объединение тем уроков 121 и 122 | 10.03.2020 Число имен прилагательных. | | |
3. | Русский язык | Федорова Т.В. | 3 – а | Праздничные дни | Объединение тем уроков 150 и 151 | 29.04.2020 Правописание частицы не с глаголами. | | |
4. | Русский язык | Федорова Т.В. | 3 – а | Праздничные дни | Объединение тем уроков 153 и 154 | 06.05.2020 Обобщение знаний о глаголе. | | |
5. | Русский язык | Федорова Т.В. | 3 – а | Праздничные дни | Объединение тем уроков 157 и 158 | 13.05.2020 Части речи. | | |
6. | Русский язык | Федорова Т.В. | 3 - а | Праздничные дни | Объединение тем уроков 167 и 168 | 27.05.2020 Однокоренные слова. | 175 | 169 |
Контрольно-измерительные материалы
по предмету
«Русский язык»
Поурочные разработки по русскому языку
к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого ("Школа России")
1.Обучающее изложение «Путешественница»
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королек.
Путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королек опустился на листик и поплыл , как на кораблике.
2.Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение».
Осенний лес.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.
Слова для справок: сбросили, рябчик.
З а д а н и е : 1.Поставить в словах ударение
Подчеркнуть главные члены в любом предложении;
3.Обучающее изложение «Ёлочка»
Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась.
Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки.
4.Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.
Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать!
Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.
5.Диктант с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи».
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание:
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
6.Контрольный диктант по теме «Состав слова»
На улицах города
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)
(По Н. Калинину)
Грамматические задания:
1.Разобрать слова по составу.
1 вариант: подметает, с железным.
2 вариант: подходит, около снежной.
2.Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
7.Обучающее изложение «Скворцы»
Осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда.А теперь им пора в далекий путь.
8.Обучающее изложение «Клесты»
На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.
9.Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.
Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание:
Составить и записать 4 слова с приставками без, бес, из, ис, раз, рас.
1в.- ветренный, -винить, -пустить, - полезный,
2в.-шумный, -глядеть,- пугать, - гладить.
2.Списать, вставить пропущенные окончания, указать склонение и падеж существительных.
1 в.: Летят в воздух…( ), вернулся без покупк…( ), мечтает о балет…( ), повернулся к печ…( ).
2 в.: Поговорим о книг…( ), вылез из повозк…( ), суп без моркови… ( ), повернул к школ… ( ).
10.Обучающее изложение «Скворец Лёва»
Музыка затихла,а песня продолжала звучать.Скворец Лёва насвистывал новую мелодию.Он прыгал в клетке,выкрикивал известные ему слова,разговаривал и пел. Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию.Вдруг музыкант услышал,что ему подпевают. Он оглянулся.Вокруг не было ни души.Заиграл,и опять зазвучал нежный голос.
Однажды скворца привезли на телестудию.Он забился в угол клетки,нахохлился и сидел неподвижно.
Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.
11.Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Декабрь.
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, веселая, пушистые , водяной.
Грамматические задания.
Разобрать по членам третье и десятое предложение ( по вариантам)
Разобрать по составу слова осинка , переход.
Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которое можно проверить.
12.Обучающее изложение «Горностай»
Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.
Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.
Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с хода схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
13.Обучающее изложение «Лев и мышь»
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Обещала отплатить за это добром. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил ее.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку. Понял лев, что и от мыши добро бывает.
14.Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
15.Обучающее изложение «Кот»
Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и перья. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
16.Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»
Летучая мышь.
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматические задания:
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.
2. Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
Вспоминать о лете — …, новость о поражении — ...
3. Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).
В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).
17.Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание.
1.Разобрать по членам:
I вариант — четвёртое предложение
II вариант — пятое предложение
Выписать словосочетания.
2.Подобрать прилагательные ,противоположные по смыслу
I вариант: узкий ручей - ........... , старательный ученик - .......................
II вариант: трусливый мальчик - ............. , высокий куст - .................
3.Разобрать по составу: мягкие , лосиха, звонкие, прогулка.
18.Обучающее изложение «Кошкин выкормыш»
У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы нашли в лесу маленького зайчонка. Мы взяли и подложили его кошке. Она охотно стала кормить зайчонка. Так зайчонок и вырос на её молоке. Они очень подружились. Кошка научила зайчонка- приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к ним во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша- зайца. По В. Бианки
19.Обучающее изложение «Лесной великан»
В лесной тишине послышался хруст снега. Из чащи березняка показался лось. Он вышел а полянку и огляделся.
Как хорош был этот лесной великан. У него была длинная горбоносая морда, огромные рога. Сам он тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. А какая красивая окраска шерсти! На ногах белые чулки.
Лось чутко прислушался и зашагал к краю полянки. Он странно поматывал головой. Впереди росли толстые березки. Лось полез между стволами. Один рог у него отломился и застрял в ветвях березок. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.
Слова для справок: послышался, странно, поматывал.
20.Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание:
Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.
Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко.
Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.
21.Обучающее изложение «Малютка лосёнок»
Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой,словно звала на помощь.Антон остановил машину вылез из кабины и пошел за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.
22.Итоговый контрольный диктант.
Утро в степи.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматическое задание:
Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).