СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Народный перепляс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танцевальный кружок "Народный перепляс"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Народный перепляс"»

















Рабочая программа

кружка «Народный перепляс»

срок реализации: 1 год











Разработчик программы: Кочетыгова Марина Владимировна

учитель начальных классов














село Усть-Калманк

2018 год



Пояснительная записка

Рабочая программа танцевального кружка «Народный перепляс» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Возрастная группа учащихся-разновозрастная.

Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

                  В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.

  2. Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:

  • Ценностное отношение к матери.

  • Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

  • Ценность родной земли, Родины.

  • Ценность трудолюбия и труда.

  • Ценность здорового образа жизни.

  1. Формировать первоначальные образные, эмоционально – окрашенные

  2. Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.

  3. Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.

  4. Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).

  5. Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка.

  6. Осуществлять психофизическое оздоровление детей, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.

  7. Знакомить детей с шедеврами танцевального искусства.

Направления работы:

  • Знакомство с русскими народными танцами.

  • Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и

инсценировок.

  • Развитие творческих способностей.

 Принципы:

  • Творческой направленности.

  • Игрового познания.

  • Максимальной самореализации с учётом индивидуальных способностей ребёнка

Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что до сих пор существовали программы по хореографии для профессионального образования, а в общеобразовательной школе были только программы по художественной ритмике.

Однако у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Данная программа построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.

Основной формой работы является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 68 занятий. Продолжительность занятий 35 – 40 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:

  •    демонстрация техники исполнения основных движений танца;

  •    демонстрация вариаций;

  •   отработка движений;

  •   постановка танца;

  •    репетиции;

  •    знакомство с русским народным костюмом;

  •   просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;

  •   экскурсии;

  •   изготовление русских народных костюмов.

Содержание работы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца.

Структура программы:

Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.

Данная образовательная программа построена на основе изучения трёх видов русского танца. Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.

Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.

Занятия по хореографии развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.

Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседа, праздник.

 Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.

Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.

  Методы работы:

  • Объяснительно – иллюстративный

  • (показ элементов, объяснение, использование фольклора).

  • Репродуктивный

  • (разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский

  • (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию

  • (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций

  • (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).

(компьютер, проектор, музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамеру)

  • для отработки элементов танца;

  • в ритмической тренировке;

  • при знакомстве с музыкальным репертуаром;

  • для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,    

анализируют);

  • на праздничных выступлениях, концертах.

Ожидаемый результат:

  • танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;

  • уметь воспринимать и передавать в движении образ;

  • уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

оригинальные «па»;

  • ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души

  • понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

коллективе.

Методы оценки результативности программы:

Критерии определения результативности программы:

  1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

  2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)

  3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).

  4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.

  5. Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».

  6. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).

  7. Память – способность запоминать музыку и движения.

Способы определения результативности программы:

Изучаются три вида русского народного танца:

  • барыня;

  • кадриль;

  • плясовая.

  1. Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев;

  2. Выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:

  • конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;

  • праздничные выступления («День Учителя», «День матери», «8 марта» и  т.д.);

  • отчётные концерты;

  • участие в праздниках.

Методическое обеспечение

- аудио, видео аппаратура;

- диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;

- костюмы для конкурсных выступлений:

- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;

























Тематическое планирование танцевального кружка «Народный перепляс»


Содержание занятия

Количество часов

1

Техника безопасности во время занятий.

1

2

Повторение концертных номеров.

1

3

Повторение концертных номеров.

1

4

Ритмико-гимнастические упражнения.

1

5

Ритмико-гимнастические упражнения.

1

6

Владение платочком.

1

7

Владение зонтиком.

1

8

Выстукивание одинарной дроби.

1

9

Упражнения с предметами

1

10

Игры под музыку.

1

11

Закрепление основ хореографии.

1

12

Индивидуальные задания.

1

13

Разбор ритмического рисунка.

1

14

Танцевальный шаг.

1

15

Соединение ритмического рисунка и танцевального шага.

1

16

Разучивание танцевальных движений

1

17

Движения по линии танца.

1

18

Разучивание танцевальных движений.

1

19

Разучивание танцевальных движений.

1

20

Разучивание танцевальных движений

1

21

Разучивание танцевальных движений.

1

22

Разучивание танцевальных движений

1

23

Разучивание танцевальных движений.

1

24

Индивидуальные упражнения.

1

25

Соединение движений.

1

26

Отработка танца.

1

27

Отработка танца.

1

28

Отработка танца.

1

29

Отработка танца.

1

30

История бального танца.

1

31

Разучивание основных элементов вальса.

1

32

Разучивание основных элементов вальса.

1

33

Разучивание основных элементов вальса.

1

34

Разучивание основных элементов вальса.

1

35

Разучивание основных элементов вальса.

1

36

Разучивание основных элементов вальса.

1

37

Импровизированные русские пляски: кадриль.

1

38

Импровизированные русские пляски: барыня.

1

39

Разучивание движений к танцу.

1

40

Разучивание танцевальных движений.

1

41

Разучивание танцевальных движений.

1

42

Разучивание танцевальных движений.

1

43

Разучивание танцевальных движений.

1

44

Разучивание танцевальных движений.

1

45

Индивидуальные упражнения.

1

46

Соединение движений.

1

47

Отработка танца.

1

48

Отработка танца.

1

49

Отработка танца.

1

50

Отработка танца.

1

51

Игровые технологии. Игры на развитие слуха, чувства ритма.

1

52

Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку.

1

53

Разучивание танцевальных движений.

1

54

Разучивание танцевальных движений.

1

55

Разучивание танцевальных движений.

1

56

Разучивание танцевальных движений.

1

57

Соединение движений.

1

58

Отработка танца.

1

59

Отработка танца.

1

60

Отработка танца.

1

61

Отработка танца.

1

62

Индивидуальные упражнения.

1

63

Ритмико-гимнастические упражнения.

1

64

Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку.

1

65

Отработка выученных танцев.

1

66

Отработка выученных танцев.

1

67

Отработка выученных танцев.

1

68

Прогон выученных танцев.

1

Всего: 68 часов




Список литературы

  1. Бекина С. И. «Музыка и движение» , М, «Просвещение» 1981

  2. Богданов А. Г. «Урок русского народного танца» , М, «Просвещение», 1995

  3. Зацепина К. «Народно- сценический танец», М, «Просвещение», 1976

  4. Климов А., «Основы русского народного танца» , М,«Просвещение», 1994

  5. Луговская А. «Ритмические упражнения , игры, пляски», М,«Просвещение», 1991

  6. Полятков С. С. «Основы современного танца», М,«Просвещение», 2005

  7. Руднева С. В. «Ритмика. Музыкальное движение», М,«Просвещение», 1972