Рабочая программа
кружка «Народный перепляс»
срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Кочетыгова Марина Владимировна
учитель начальных классов
село Усть-Калманк
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа танцевального кружка «Народный перепляс» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Возрастная группа учащихся-разновозрастная.
Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами хореографического искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
Воспитывать бережное отношение, уважение к традициям русской культуры, к русскому танцу, костюму.
Сформировать систему ценностей традиционной отечественной культуры:
Ценностное отношение к матери.
Ценность семьи и традиционных семейных отношений.
Ценность родной земли, Родины.
Ценность трудолюбия и труда.
Ценность здорового образа жизни.
Формировать первоначальные образные, эмоционально – окрашенные
Формировать первоначальные представления о танце как части целостного и многообразного мира искусства.
Осваивать с детьми доступные им средства и способы выразительности танцевального искусства.
Развивать психические и физические качества детей (в том числе внимание, память, воображение, пластичность, гибкость мышц, координацию движений).
Выявлять и развивать творческие способности каждого ребёнка.
Осуществлять психофизическое оздоровление детей, психологическую коррекцию и адаптацию детей в процессе различных видов хореографической деятельности.
Знакомить детей с шедеврами танцевального искусства.
Направления работы:
Знакомство с русскими народными танцами.
Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций и
инсценировок.
Принципы:
Актуальность и новизна данного образовательного курса заключается в том, что до сих пор существовали программы по хореографии для профессионального образования, а в общеобразовательной школе были только программы по художественной ритмике.
Однако у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции, несложные игровые миниатюры, инсценировки. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Данная программа построена на изучении русского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной русской культуре.
Основной формой работы является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 68 занятий. Продолжительность занятий 35 – 40 минут. Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной и классической культуре использую такие формы:
демонстрация техники исполнения основных движений танца;
демонстрация вариаций;
отработка движений;
постановка танца;
репетиции;
знакомство с русским народным костюмом;
просмотр видеоматериала и прослушивание аудиокассет;
экскурсии;
изготовление русских народных костюмов.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в овладении основами техники танца.
Структура программы:
Цель: приобретение начального танцевального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику русского народного танца.
Данная образовательная программа построена на основе изучения трёх видов русского танца. Предложенная программа является вариативной, комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Дети познают окружающий мир с помощью хореографической пластики. Педагог преподносит основу танца и на основе пройденного материала создаёт небольшие танцевальные композиции. Импровизируя, дети раскрывают свой внутренний мир, воплощая свои фантазии в маленьких хореографических зарисовках.
Хореографический материал на древнейших видах русских народных танцев: пляски – игры, отображающие трудовые процессы, хороводы. Хороводы своими рисунками олицетворяют солнце, землю, воду, воздух, поэтому их можно отнести к танцам культового происхождения. При распространении на Руси христианства древнеславянские празднества не исчезли окончательно, а приспособились к новой религии и частично дошли до наших дней (обряд проводов Масленицы, день Ивана Купалы и т.д.) На основе этого материала дети создают хореографические композиции, этюды.
Занятия по хореографии развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
Методы работы:
Объяснительно – иллюстративный
(показ элементов, объяснение, использование фольклора).
Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с коллективом использую ТСО (технические средства обучения).
(компьютер, проектор, музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамеру)
для отработки элементов танца;
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
Ожидаемый результат:
освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные
оригинальные «па»;
ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в
коллективе.
Методы оценки результативности программы:
Критерии определения результативности программы:
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Способы определения результативности программы:
Изучаются три вида русского народного танца:
барыня;
кадриль;
плясовая.
Сольное и коллективное исполнение русских народных танцев;
Выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
праздничные выступления («День Учителя», «День матери», «8 марта» и т.д.);
отчётные концерты;
участие в праздниках.
Методическое обеспечение
- аудио, видео аппаратура;
- диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;
- костюмы для конкурсных выступлений:
- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки;
Тематическое планирование танцевального кружка «Народный перепляс»
№ | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Техника безопасности во время занятий. | 1 |
2 | Повторение концертных номеров. | 1 |
3 | Повторение концертных номеров. | 1 |
4 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 1 |
5 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 1 |
6 | Владение платочком. | 1 |
7 | Владение зонтиком. | 1 |
8 | Выстукивание одинарной дроби. | 1 |
9 | Упражнения с предметами | 1 |
10 | Игры под музыку. | 1 |
11 | Закрепление основ хореографии. | 1 |
12 | Индивидуальные задания. | 1 |
13 | Разбор ритмического рисунка. | 1 |
14 | Танцевальный шаг. | 1 |
15 | Соединение ритмического рисунка и танцевального шага. | 1 |
16 | Разучивание танцевальных движений | 1 |
17 | Движения по линии танца. | 1 |
18 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
19 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
20 | Разучивание танцевальных движений | 1 |
21 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
22 | Разучивание танцевальных движений | 1 |
23 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
24 | Индивидуальные упражнения. | 1 |
25 | Соединение движений. | 1 |
26 | Отработка танца. | 1 |
27 | Отработка танца. | 1 |
28 | Отработка танца. | 1 |
29 | Отработка танца. | 1 |
30 | История бального танца. | 1 |
31 | Разучивание основных элементов вальса. | 1 |
32 | Разучивание основных элементов вальса. | 1 |
33 | Разучивание основных элементов вальса. | 1 |
34 | Разучивание основных элементов вальса. | 1 |
35 | Разучивание основных элементов вальса. | 1 |
36 | Разучивание основных элементов вальса. | 1 |
37 | Импровизированные русские пляски: кадриль. | 1 |
38 | Импровизированные русские пляски: барыня. | 1 |
39 | Разучивание движений к танцу. | 1 |
40 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
41 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
42 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
43 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
44 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
45 | Индивидуальные упражнения. | 1 |
46 | Соединение движений. | 1 |
47 | Отработка танца. | 1 |
48 | Отработка танца. | 1 |
49 | Отработка танца. | 1 |
50 | Отработка танца. | 1 |
51 | Игровые технологии. Игры на развитие слуха, чувства ритма. | 1 |
52 | Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. | 1 |
53 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
54 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
55 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
56 | Разучивание танцевальных движений. | 1 |
57 | Соединение движений. | 1 |
58 | Отработка танца. | 1 |
59 | Отработка танца. | 1 |
60 | Отработка танца. | 1 |
61 | Отработка танца. | 1 |
62 | Индивидуальные упражнения. | 1 |
63 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 1 |
64 | Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. | 1 |
65 | Отработка выученных танцев. | 1 |
66 | Отработка выученных танцев. | 1 |
67 | Отработка выученных танцев. | 1 |
68 | Прогон выученных танцев. | 1 |
Всего: 68 часов |
Список литературы
Бекина С. И. «Музыка и движение» , М, «Просвещение» 1981
Богданов А. Г. «Урок русского народного танца» , М, «Просвещение», 1995
Зацепина К. «Народно- сценический танец», М, «Просвещение», 1976
Климов А., «Основы русского народного танца» , М,«Просвещение», 1994
Луговская А. «Ритмические упражнения , игры, пляски», М,«Просвещение», 1991
Полятков С. С. «Основы современного танца», М,«Просвещение», 2005
Руднева С. В. «Ритмика. Музыкальное движение», М,«Просвещение», 1972