СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей первой младшей группы образовательной области «Познавательное развитие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста./ Помараева И.А., Позина В.А.          - М:Мозайка - Синтез,2016

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей первой младшей группы образовательной области «Познавательное развитие»»

Рабочая программа

непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей первой младшей группы

образовательной области «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей первой младшей группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования программы

  • Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений.Вторая группа раннего возраста». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Программа рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности (НОД) 36 раз в год (1 раз в неделю), длительность проведения НОД – 8 минут, по подгруппам.

Рабочая программа имеет цель:

  • формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира

И способствует решению следующих задач:

  • привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много, много - мало).

  • привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

  • учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

  • продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что освоение компонента «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» строится с учетом использования игровых упражнений и игровых ситуаций, которые позволяют закрепить и развить представления о геометрических формах, размере, цвете.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, с возрастными особенностями развития воспитанников, а также интеграцией образовательных областей.

Особенности организации образовательного процесса.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач осуществляется в виде: непосредственной образовательной деятельности (НОД), образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

- «Социально-коммуникативное развитие» - происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

- «Речевое развитие» – через обогащение активного словаря.

- «Художественно-эстетическое развитие» – развитие сенсорного восприятия.

- «Физическое развитие» – через развитие мелкой моторики обеих рук.

- «Познавательное развитие» - происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.


Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержания работы

Формы работы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

-Активно участвовать в образовании групп из однородных предметов.

- Различать «много» предметов и «один» предмет.

- Различать большие и маленькие предметы, называть их размер.

-Узнавать шар, кирпичик и кубик.

- индивидуальные,

-подгрупповые


Задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве. Формировать умения различать и показывать части своего тела. Развивать умения двигаться за взрослым в определенном направлении.





Содержание рабочей программы

Тема НОД

Количество НОД

Номер НОД

в том числе:

практическая деятельность

1

Количество предметов

17

15,16,17,18,19,20, 21,22,23,24,25, 26, 27,31,32,33,35

17

2

Сравнивание предметов по величине

14

10,11,12,13,14,18, 19,25,26,27,28,29, 34,35

14

3

Геометрические формы

12

5,6,7,8,9,21,22,25, 26,27,28,36

12

4

Ориентировка в пространстве

7

1,2,28,30,31,32,36

7


Распределение учебного материала

Задачи

Содержание психолого-педагогической работы

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).


Тематический план

Тема

Количество НОД

Время проведения

В том числе: практическая деятельность

Игровые

36

36х8

№1-36

ИТОГО

36

4, 8ч



Способы проверки обученности воспитанников

Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.


Требования к уровню подготовки детей

Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводиться 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.

К концу года ребенок умеет:

- 2 балла:

Цвет: умеетвыбирать однородные по цвету предметы из 4 предложенных; группировать предметы по цвету; подбирать по цвету вкладыши;

Форма: умеет подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник); умеет подбирать по форме вкладыши; знает и умеет показывать круг, треугольник, квадрат; знает и умеет показывать шар, кубик, кирпичик; умеет определять на ощупь и распознавать знакомые геометрические или другие фигуры;

Величина: умеет собирать пирамидку на конусной основе из 3 -5 колец по образцу (по убыванию, по размеру и цвету; по форме и размеру); умеет показывать большой и маленький предметы; умеет подбирать по размеру посуду и одежду для игр; умеет собирать трехместную матрешку; находить и распознавать большой предмет, маленький и средний предмет(между ними);

Количество:умеет показать, где много, где мало; умеет показать пустой, полный стакан; умеет показать один, два пальца; умеет показать на каком рисунке изображено один (два) предмета;

Ориентировка в пространстве:- умеет ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада); в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

- 1 балл:

С помощью педагога умеет:

Цвет: группировать предметы по цвету; подбирать по цвету вкладыши;

Форма: знает и умеет показывать круг, треугольник, квадрат; знает и умеет показывать шар, кубик, кирпичик, умеет подбирать по форме вкладыши;

Величина: умеет собирать пирамидку из 3 -5 колец; умеет показывать большой и маленький предметы; умеет подбирать по размеру посуду и одежду для игрушки; умеет собирать трехместную матрешку, умеет находить и распознавать большой предмет, маленький и средний (между ними);

Количество: умеет показывать, где много, где мало; умеет показывать один, два пальца; умеет показывать пустой, полный стакан.

Ориентировка в пространстве:умеет ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада);в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

- 0 баллов:

Цвет: - не умеет подбирать по форме вкладыши в прорези;

- не знает и не умеет показывать круг, треугольник;

- не знает и не умеет показывать шар, куб;

Величина: - не умеет собирать пирамидку из трех колец;

- не умеет показывать большой маленький предметы;

Количество: неумеет показывать, где много, где мало;

- не умеет показывать пустой и полный стакан.

Ориентировка в пространстве: не умеет ориентироваться в пространстве; не умеет ориентироваться в частях собственного тела.



ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г.

пп

Фамилия, имя

ребенка

Количество

Величина

Геометрич. фигуры

Ориентир.в пространстве

Предметные действия

Уровень развития ребенка

0

1

2

1










2










3










4










5










6










7










8










9











0 баллов









1 балл









2 балла










Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/

Ф.И.О. роспись Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»

План. дата

Факт. дата

Тема НОД

Содержание НОД

Материал

Сентябрь




1

«Ориентировка в здании детского сада».

Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений. Учить называть эти помещения и указывать их расположение.





2

«Ориентировка в здании детского сада».

Продолжать знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений. Продолжать учить называть эти помещения и указывать их расположение.





3

«Предметные действия».

Развивать предметные действия с мячами (что сними можно делать). Учить выполнять действия по указанию воспитателя.

Мячи, одинаковые по цвету и величине, корзина.




4

«Предметные действия».

Развивать предметные действия с шариками, учить снимать и надевать их. Учить выполнять действия по указанию воспитателя.

Коробка, палочка с нанизанными на нее шариками.

Октябрь




5

«Форма предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Формировать умение производить действия с предметами (обводить форму предмета, катать, ставить). Игровое упражнение «Что катится, что не катится».

Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величины и цвета.




6

«Форма предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Формировать умение производить действия с предметами (обводить форму предмета, катать, ставить). Игровое упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик».

Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величины и цвета. Д/и «Найди такой же».




7

«Форма предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, шарик). Формировать умение выполнять действия с предметами (гладить ладошкой, катать, ставить, сооружать простейшие постройки). Игровое упражнение «Найди такой же».

2 коробки разного цвета, кирпичики и шарики одинаковой величины и цвета. Д/и «Прокати такой же шарик».




8

«Форма предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, кубик). Формировать умение сооружать простейшие постройки. Игровая ситуация «Строим стульчики для матрешек».

Матрешки, кубики и кирпичики одного цвета и величины, коробка для кубиков и кирпичиков. Д/и «Назови предмет».

Ноябрь




9

«Форма предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, шарик, кубик). Совершенствовать предметные действия. Игровое упражнение «Что в мешочке».

Чудесный мешочек, кубики, шарики и кирпичики одного цвета и величины, 3 коробки. Д/и «Найди пару».




10

«Величина предметов».

Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Игровая ситуация «Собираем игрушки на прогулку».

Машина, большие и маленькие ведерки одного цвета, большие и маленькие формочки одного цвета. Д/и «Найди пару».




11

«Величина предметов, предметные действия ».

Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Совершенствовать предметные действия. Игровое упражнение «Хоровод матрешек».

Двухместные матрешки, 2 зеленых круга разного размера (полянки), коробка, лента. Д/и «Назови предмет».




12

«Величина предметов, предметные действия ».

Развивать умение различать контрастные по величине кубики и называть их (большой кубик, маленький кубик). Формировать умение сооружать простейшие постройки. Игровая ситуация «Строим башенки».

Кукла, большие и маленькие кубики одного цвета, коробка. Д/и «Спрячь большой, спрячь маленький».




13

«Величина предметов, предметные действия ».

Развивать умение различать контрастные по величине шарики и называть их (большой шарик, маленький шарик). Совершенствовать предметные действия. Игровая ситуация «Прокатим шарики по дорожкам».

Корзинка, большие и маленькие шарики одного цвета, большая и маленькая полоска бумаги (дорожки). Д/и «Покажи и назови».

Декабрь




14

«Величина предметов».

Развивать умение различать контрастные по величине шарики и кубики. Формировать умение группировать предметы по величине. Игровая ситуация «Игрушки для кукол».

Контрастные по величине кубики и шарики одного цвета, большая и маленькая куклы, 3 коробки (1маленькая и 2 большие), подносы. Д/и «Найди пару».




15

«Количество предметов».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много, один). Игровая ситуация «Игра с матрешками».

Коробка, салфетка, одинаковые матрешки. Д/и «Покажи один, покажи много».




16

«Количество предметов».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много, один). Игровая ситуация «Собираем листочки в вазу».

Ваза, одинаковые желтые листочки. Д/и «Желтые листочки».




17

«Количество предметов».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много - много). Формировать умение употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. Игровая ситуация «Играем с флажками».

Флажки (красные и синие), 2 коробки, 2 вазы. Д/и «Флажки».

Январь



18

«Величина предметов, количество предметов».

Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много - один, один - много). Игровая ситуация «Играем со снежками».

Корзинка, 1 большой снежок, снежки. Д/и «Спрячь большой, спрячь маленький».



19

«Величина предметов, количество предметов».

Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много - много). Игровая ситуация «Игра с мячами».

Большие и маленькие мячи одного цвета, 2 корзины. Д/и «Сколько спряталось игрушек».



20

«Количество предметов».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много - мало, мало - много). Игровая ситуация «Встречаем гостей».

Зеленый лист бумаги (полянка), зайчики, елочки, елка на подставке. Д/и «Покажи мало, покажи много».

Февраль



21

«Форма предметов, количество предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Развивать умение различать количество предметов (один - много). Развивать предметные действия. Игровая ситуация «Собираем башенку и пирамидку».

Кубики и шарики одинаковой величины и цвета, 2 машины. Д/и «Сколько больших, сколько маленьких».



22

«Форма предметов, количество предметов».

Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Развивать умение различать количество предметов (много - много). Игровая ситуация «Подарим игрушки зайчику и мишке».

Кубики и шарики одинаковой величины и цвета, 2 корзины, зайчик и мишка, коробка с лентой. Д/и «Покажи и назови». Д/и «Покажи один, покажи много».



23

«Количество предметов, предметные действия».

Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много - много). Развивать предметные действия. Игровое упражнение «Игра с мячами».

Кегли и мячи одного цвета, две сетки. Д/и «Покажи один, покажи много».



24

«Количество предметов».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много - один, один - много, много - много). Игра «Найди пару».

Большие и маленькие пирамидки, салфетка. Д/и «Покажи один, покажи много».

Март



25

«Форма предметов, величина предметов, количество предметов».

Развивать умение различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи (большой, маленький, кубик, шарик, много – много). Формировать умение производить простейшие группировки предметов по форме и величине. Игровая ситуация «Закати шарик в домик».

Большие кубики и маленькие шарики одного цвета, большой и маленький грузовики. Д/и «Что катится».



26

«Форма предметов, величина предметов, количество предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами (шарик, кубик, кирпичик, много – мало). Формировать умение сооружать простейшие постройки. Игровая ситуация «Строим ворота для шариков».

Кубики и шарики одного цвета, 2 кирпичика того же цвета, корзинка. Д/и «Сделаем куклам бусы».



27

«Форма предметов, величина предметов, количество предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами (шарик, кубик, кирпичик, много – много). Формировать умение сооружать несложные постройки. Игровая ситуация «Собираем игрушки для матрешки».

Матрешка, близкие по величине шарики с отверстиями для пирамидки одного цвета, кубики, кирпичики, коробка, стержень на подставке для нанизывания шариков. Д/и «Разноцветные мячи».



28

«Форма предметов, величина предметов, предметные действия, ориентировка в пространстве».

Формировать умение различать предметы по форме (кубик, кирпичик). Развивать умение различать и показывать части своего тела. Формировать умение сооружать несложные постройки. Игровая ситуация «Построим диванчики для кукол».

Коробка, 2 куклы, 3 кубика и 3 кирпичика красного цвета, 3 кубика и 3 кирпичика желтого цвета. Д/и «Строим башенки».

Апрель



29

«Величина предметов, предметные действия».

Формировать умение различать предметы по величине и цвету. Развивать предметные действия. Игровое упражнение «Подарки для ежиков».

Большая и маленькая подушечки в форме ежей с нашитыми пуговицами, большие зеленые листочки и маленькие желтые листочки с петельками для пуговиц, корзинка. Д/и «Собираем формочки».



30

«Ориентировка в пространстве».

Развивать умение слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). Игровое упражнение «Где спрятались игрушки».

Петух, курица, собака, кошка, мышка, корова, иллюстрации с их изображением. Д/и «Где мышка?»



31

«Количество предметов, ориентировка в пространстве».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много – один, один – много, много - мало, много - много). Развивать умение двигаться за взрослым в определенном направлении. Игровое упражнение «Путешествие на поезде».

Полянка из плотного картона, зайчики, елочки (1 большая и несколько маленьких), 2 корзины, одинаковые мячи, дорожка из плотного картона. Д/и «Найди игрушку».



32

«Количество предметов, ориентировка в пространстве».

Развивать умение различать количество предметов (много – один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развивать умение двигаться за взрослым в определенном направлении. Игровая ситуация «Мы плывем на лодке».

Тазик с водой, бумажные лодочки одного цвета и размера, поднос, салфетка

Д/и «Сколько спряталось игрушек»..

Май



33

«Количество предметов, предметные действия».

Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать в речи (один – много, много – один, много – много). Развивать предметные действия. Игра «Выкладываем, перекладываем, собираем».

Зайчик, коробочки, 4 матрешки, 4 кубика, 4 колечка. Д/и «Посадим зайчиков в ряд».



34

«Величина предметов».

Развивать умение различать предметы по величине и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать предметные действия. Игра «Делаем куличики большие и маленькие».

Большие и маленькие ведерки, совочки. Д/и «Собираем формочки».



35

«Величина предметов, количество предметов» (диагностика).

Проверить умение различать предметы по величине и обозначать их словами (большой, маленький). Проверить умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать в речи (один – много, много – один, много – много).

Кубики и шарики (большие и маленькие), 2 корзины.



36

«Форма предметов, ориентировка в пространстве» (диагностика).

Проверить умение различать предметы по форме (кубик, шарик, кирпичик). Проверить умение различать и показывать части своего тела. Проверить умение двигаться за взрослым в определенном направлении.

Кирпичики двух цветов разного размера. Д/И «Волшебный мешочек».