УТВЕРЖДАЮ
Приказ №_____
от «_____»___________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.09 Психология
Базовый уровень подготовки
2018 г.
Рассмотрено на заседании ЦК общепрофессиональных дисциплин протокол № ___ от «___» ________________ 201 г. Председатель:__________________ | Утверждаю Директор «_____»__________201 г. |
Составитель:
Рабочая программа учебной дисциплины психология составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования по специальности
Организация – разработчик:
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС по специальностям
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу общеобразовательных дисциплин ОП.09.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять психофизиологическое состояние индивида, его эмоциональный фон;
- составить психологический портрет индивида;
- давать психологическую оценку личности;
- определять профессиональные склонности по активным методикам;
- пользоваться социально-психологическими методами и методиками;
- уметь трактовать особенности мышления и интеллекта по данным методик;
- применять приемы психологической саморегуляции.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные механизмы и закономерности психологической деятельности;
- совокупность оценочных и мотивационных составляющих личности;
- структуру личности;
- значение психологического ухода за больными;
- психологические факторы, влияющие на характер межличностных отношений в лечебно-профилактическом учреждении;
- совокупность психологических факторов, необходимых для формирования осознанного профессионального выбора;
- психофизиологические основы интеллектуальной деятельности;
- основные понятия социальной психологии, ее основные направления;
- социально-психологические законы взаимодействия группы и индивида;
- эмоционально-психологические факторы, влияющие на здоровье и профессиональную деятельность;
- основы психосоматики;
- психологию медицинского работника;
- этапы профессиональной адаптации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузкой обучающегося - 56 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;
семинарские занятия – 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины «Психология» и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 130 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 30 |
в том числе: - реферативная работа - подготовка информационных сообщений | |
Семинарские занятия | 26 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 74 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Общая психология | 24/36 | |
Тема 1.1. Введение в психологию. Предмет, задачи и методы психологии. | Содержание учебного материала (Лекция №1) | 2 | 1 |
1. Психология как наука, ее предмет и задачи. 2. Методы психологии. 3. Значение психологии в жизни человека. |
Семинарское занятие (Семинар №1) |
2 |
2,3 |
Реферативные сообщения. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 6 | 3 |
Изучение информационного материала по теме: «Методологические принципы современной психологии», «Основные направления психологии», «Основные принципы системно-деятельностного подхода». Подготовка реферативных сообщений. |
Тема 1.2. Личность. Понятие, структура, развитие личности. | Содержание учебного материала (Лекция №2) | 2 | 1 |
1. Структура личности. 2. Мотивы личности. 3. Мотивы и потребности. |
Семинарское занятие (Семинар №2) | 2 | 2,3 |
Анализ мотивов личности. Иерархия потребностей А.Маслоу. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 8 | 3 |
Изучение информационного материала по теме: «Теории личности». |
Тема 1.3. Основы интеллектуальной деятельности. | Содержание учебного материала (Лекция №3) | 2 | 1,2 |
1. Мышление в структуре познавательных процессов: виды, формы, индивидуальные особенности. 2. Понятие об интеллекте: структура. 3. Воля, волевая регуляция поведения. Основные этапы волевого процесса. |
Семинарское занятие (Семинар №3) | 2 | 2 |
Презентации докладов. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 6 | 3 |
Изучение информационного материала по теме: «Креативное мышление»; «Психические процессы и состояния в профессиональной деятельности медицинского работника», «Перцептивные процессы». |
Тема 1.4. Индивидуально-типологические особенности личности. | Содержание учебного материала (Лекция №4) | 2 | 1,2 |
1. Темперамент. Структура темперамента. 2. Основные психофизиологические свойства темперамента. 3. Типы темперамента и их психологическая характеристика. 4. Характер. 5. Акцентуации характера. |
Семинарское занятие (Семинар №4) | 2 | 2,3 |
Определение типа темперамента. Письменный опрос. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 8 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Типы темперамента в профессиональной деятельности», «Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от темперамента», «Причины акцентуации характера». |
Тема 1.5. Эмоциональные процессы и состояния. | Содержание учебного материала (Лекция №5) | 2 | 1,2 |
1. Эмоции и чувства. 2. Классификация эмоциональных состояний человека. 3. Управление эмоциями и чувствами. 4. Стресс. |
Семинарское занятие (Семинар №5) | 2 | 2,3 |
1. Эмоции и здоровье. 2. Эмоции и работа. 3. Саморегуляция. Тестирование. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Подготовка рефератов сообщений: «Эмоции в профессиональной деятельности медицинского работника»; «Стресс в профессиональной деятельности медицинского работника». |
Тема 1.6. Психология развития профессионала. | Содержание учебного материала (Лекция №6) | 2 | 1 |
1. Особенность личности медицинского работника. 2. Фазы развития профессионализма. |
Семинарское занятие (Семинар №6) | 2 | 2,3 |
Требования к личности медицинского работника. Реферативные сообщения. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Психология профессий». |
Раздел 2. | Основы социальной психологии | 14/20 | |
Тема 2.1. Введение в социальную психологию. | Содержание учебного материала (Лекция №7) | 2 | 1 |
1. Предмет, задачи и методы социальной психологии. 2. Основные направления социальной психологии. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 6 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Социальная психология в медицине», «Предмет и объект социальной психологии», «История становления социальной психологии», «Средства социальной психологии». |
Тема 2.2. Личность и общество. | Содержание учебного материала (Лекция №8) | 2 | 1,2 |
1. Социализация личности. 2. Социальные отношения. 3. Взаимодействие личностей в группе. |
Семинарское занятие (Семинар №7) | 2 | 2 |
Социальная психология. Социально-психологический тренинг. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Подготовка реферативных сообщений: «Факторы, влияющие на поведение человека в обществе»; «Социально-психологические типологии личности», «Социально-психологический тренинг», «Социальный статус». |
Тема 2.3. Гендерные отношения. | Содержание учебного материала (Лекция №9) | 2 | 1 |
1. Понятие гендер. 2. Гендерные роли. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Подготовка реферативного сообщения на тему: «Гендерные отношения»; «Роли и стереотипы». |
Тема 2.4. Альтруизм и агрессия. | Содержание учебного материала (Лекция №10) | 2 | 1 |
1. Альтруизм. 2. Агрессия. |
Тема 2.5. Природа межличностного конфликта. | Содержание учебного материала (Лекция №11) | 2 | 1,2 |
1. Пути разрешения межличностного конфликта. 2. Конструктивный конфликт. 3. Деструктивный конфликт. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 6 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Психология общения в диаде», «Доверительное общение», «Виды делового общения», «Вербальные и невербальные средства общения». |
Промежуточная аттестация | Семинарское занятие (Семинар №8) | 2 | 3 |
Тестирование. |
Раздел 3. | Медицинская психология. | 16/18 | |
Тема 3.1. Медицинская психология. | Содержание учебного материала (Лекция №12) | 2 | 1,2 |
1. Предмет, задачи и методы медицинской психологии. 2. Социопсихосоматика здоровья. 3. История медицинской психологии. |
Семинарское занятие (Семинар №9) | 2 | 1,2 |
1. Заболевания большой и малой психосоматики. 2. Причины психосоматический заболеваний. 3. Психогении и соматогении. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Психосоматические заболевания», «Острые и хронические заболевания», «Психодиагностика». |
Тема 3.2. Личностные качества медицинского персонала | Семинарское занятие (Семинар №10) | 2 | 2,3 |
1. Основные функции медицинского персонала. 2. Профессиональная деформация. 3. Особенности психологического контакта медсестры с пациентом. 4. Основные черты личности медицинского работника. Презентация докладов. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 2 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Специфика профессиональной деформации представителей типа профессии Человек-Человек». |
Тема 3.3. Внутренняя картина болезни. | Семинарское занятие (Семинар №11) | 2 | 1,2,3 |
1. Внешняя и внутренняя картина болезни. 2. Концепция психосоматических заболеваний. 3. Патогенез психосоматических заболеваний. Тестирование. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Подготовка реферативного сообщения на тему: «Процесс адаптации человека к условиям острого и хронического заболевания»; «Типы реагирования на болезнь». |
Тема 3.4. Средства общения и использование их. | Содержание учебного материала (Лекция №13) | 2 | 1 |
1. Виды коммуникаций. 2. Мимика и поза. |
Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Виды жестов», «Особенности общения с пациентом», «Деонтология», «Уход за умирающим». |
Тема 3.5. Психология кризисных состояний. | Содержание учебного материала (Лекция №14) | 2 | 1,2 |
1. Личностный кризис. 2. Кризисное состояние. 3. Кризисная личность. |
Семинарское занятие (Семинар №12) | | |
1. Индивидуально личностно-характерологические особенности пациента. 2. Барьеры общения. 3. Профилактика конфликтов. 4. Уровни конфликтов. Реферативные сообщения. | 4 | 1,2,3 |
| Самостоятельная работа (внеаудиторная работа) | 4 | 3 |
Изучение информационного материала на тему: «Психопрофилактика болезней», «Психология утраты», «Деонтологическая тактика общения медицинских работников с пациентами разного возраста», «Психогигиена». |
Дифференцированный зачет | Семинарское занятие (Семинар №13) | 2 | 3 |
Письменный опрос. |
Всего: | 82/40 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (изучение объектов, свойств, явлений);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий).
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, библиотеки.
Оборудование учебного кабинета:
№ | Название оборудования |
1. | Мебель и стационарное оборудование |
1. Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий |
2. Учебная мебель |
2. | Наглядные пособия: - дидактический материал |
Технические средства обучения:
1. Мультимедийная установка
2. Ноутбук
3. Экран
Оборудование библиотеки:
Книжный и электронный фонд библиотеки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Психология для средних медицинских учреждений. О.И.Полянцева. Издание 5-е, исправленное, «Феникс», Ростов-на- Дону, 2012
2.Психология для медицинских специальностей. Н.Н.Петрова. Издание 4-е, стереотипное, «Академия», Москва, 2008
3.Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. В.Ф.Матвеев. «Медицина», Москва, 1984
Дополнительные источники:
1.Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей. «Феникс», Ростов-на- Дону, 2016
2.Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Психологический практикум. «Феникс», Ростов-на- Дону, 2016
3.Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. – 2009.- с. 34-38.
4.Карасева Л.А. Развитие сестринского персонала – необходимое условие качества медицинской помощи. //Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 191-193 с.
5.Левина И.А., Лебедева И.Б., Кузнецова Т.В. Роль Этического кодекса в работе современных медсестер//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 232 с.
6.Медицинская сестра и умирающий больной. Сестринское дело № 3 / 2009
7.Мушников Д.Л. Культура средних медицинских работников//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 68-71 с.
8.Самойленко В.В. Этические принципы сестринского дела/В.В. Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 2009. – с.21-23.
9.Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М. «Университетская книга»:АСТ.1988
Интернет-ресурсы:
1. http://www.aquarun.ru/pis.html
2. http://www.psychologies.ru
3. http://www.psyh.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов.
Освоение дисциплины «Психология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения индивидуальных заданий, сообщений, а так же во время дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
Определять психофизиологическое состояние индивида, его эмоциональный фон; Составить психологический портрет индивида; Определять профессиональные склонности по активным методикам; Пользоваться социально-психологическими методами и методиками; Уметь трактовать особенности мышления и интеллекта по данным методик; Устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, процессами. | - анализ и оценка работы студентов на теоретических занятиях; - наблюдение и анализ работы студентов на практических занятиях; - выполнение заданий и упражнений; оценка умения применять способы преобразования учебной информации (сообщение, доклад); - тематический контроль; - дифференцированный зачет. |
Знания | |
Основные механизмы и закономерности психологической деятельности; Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии; Совокупность оценочных и мотивационных соствавляющих личности; Структуру личности; Базисные характерологические составляющие личности; Значение психологического ухода за больными; Психологические факторы, влияющие на характер межличностных отношений в лечебно-профилактическом учреждении; Совокупность психологических факторов, необходимых для формирования осознанного профессионального выбора; Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности; Основные понятия социальной психологии, ее основные направления; Социально-психологические законы взаимодействия группы и индивида; Эмоционально-психологические факторы, влияющие на здоровье и профессиональную деятельность. | - устный и письменный опрос; - тематический контроль; - анализ выполнения индивидуальных заданий; - дифференцированный зачет. |
4.2. Перечень формируемых профессиональных и общих компетенций (частично):
Код компетенции | Содержание |
Профессиональные компетенции |
ПК 1.1 | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
ПК 1.2 | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 3.1 | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. |
ПК 3.2 | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3 | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуациях. |
Общие компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
4.3. Тематический план лекций:
№ | Тема | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Общая психология | 12 |
1.1 | Введение в психологию. Предмет, задачи и методы психологии | 2 |
1.2 | Личность. Понятие, структура, развитие личности | 2 |
1.3 | Основы интеллектуальной деятельности | 2 |
1.4 | Индивидуально-типологические особенности личности | 2 |
1.5 | Эмоциональные процессы и состояния. | 2 |
1.6 | Психология развития профессионала | 2 |
Раздел 2. Социальная психология | 10 |
2.1 | Введение в социальную психологию | 2 |
2.2 | Личность и общество | 2 |
2.3 | Гендерные отношения | 2 |
2.4 | Альтруизм и агрессия | 2 |
2.5 | Природа межличностного конфликта | 2 |
Раздел 3. Медицинская психология | 8 |
3.1 | Медицинская психология | 2 |
3.2 | Личностные качества медицинского персонала | - |
3.3 | Внутренняя картина болезни | 2 |
3.4 | Средства общения и использование их | 2 |
3.5 | Психология кризисных состояний | 2 |
Всего | 30 |
12