СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Общая и социальная психология" заочное обучение

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся  должен уметь:

- определять психофизиологическое состояние индивида, его эмоциональный фон;

- составить психологический портрет индивида;

- давать психологическую оценку личности;

- определять профессиональные склонности по активным методикам;

- пользоваться социально-психологическими методами и методиками;

- уметь трактовать особенности мышления и интеллекта по данным методик;

- применять приемы психологической саморегуляции.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Общая и социальная психология" заочное обучение»





УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_____

от «_____»___________ 2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

П.00 Профессиональный цикл

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

ОП.09 Психология


Базовый уровень подготовки





2018 г.



Рассмотрено на заседании

ЦК общепрофессиональных дисциплин

протокол № ___

от «___» ________________ 201 г.

Председатель:__________________


Утверждаю

Директор

«_____»__________201 г.





Составитель:


Рабочая программа учебной дисциплины психология составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования по специальности


Организация – разработчик:



Рецензент:




























СОДЕРЖАНИЕ




1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 5

3. Условия реализации программы учебной дисциплины 13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15










































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС по специальностям




    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу общеобразовательных дисциплин ОП.09.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять психофизиологическое состояние индивида, его эмоциональный фон;

- составить психологический портрет индивида;

- давать психологическую оценку личности;

- определять профессиональные склонности по активным методикам;

- пользоваться социально-психологическими методами и методиками;

- уметь трактовать особенности мышления и интеллекта по данным методик;

- применять приемы психологической саморегуляции.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные механизмы и закономерности психологической деятельности;

- совокупность оценочных и мотивационных составляющих личности;

- структуру личности;

- значение психологического ухода за больными;

- психологические факторы, влияющие на характер межличностных отношений в лечебно-профилактическом учреждении;

- совокупность психологических факторов, необходимых для формирования осознанного профессионального выбора;

- психофизиологические основы интеллектуальной деятельности;

- основные понятия социальной психологии, ее основные направления;

- социально-психологические законы взаимодействия группы и индивида;

- эмоционально-психологические факторы, влияющие на здоровье и профессиональную деятельность;

- основы психосоматики;

- психологию медицинского работника;

- этапы профессиональной адаптации.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузкой обучающегося - 56 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;

семинарские занятия – 26 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины «Психология» и виды учебной работы

Виды учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

30

в том числе:

- реферативная работа

- подготовка информационных сообщений




Семинарские занятия

26

Самостоятельная работа студента (всего)

74

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общая психология

24/36


Тема 1.1.

Введение в психологию.

Предмет, задачи и методы психологии.

Содержание учебного материала (Лекция №1)



2



1

1. Психология как наука, ее предмет и задачи.

2. Методы психологии.

3. Значение психологии в жизни человека.

Семинарское занятие

(Семинар №1)



2



2,3

Реферативные сообщения.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


6


3

Изучение информационного материала по теме: «Методологические принципы современной психологии», «Основные направления психологии», «Основные принципы системно-деятельностного подхода». Подготовка реферативных сообщений.

Тема 1.2.

Личность. Понятие, структура, развитие личности.

Содержание учебного материала (Лекция №2)



2



1

1. Структура личности.

2. Мотивы личности.

3. Мотивы и потребности.

Семинарское занятие

(Семинар №2)


2


2,3

Анализ мотивов личности.

Иерархия потребностей А.Маслоу.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


8


3

Изучение информационного материала по теме:

«Теории личности».

Тема 1.3.

Основы интеллектуальной деятельности.

Содержание учебного материала (Лекция №3)




2






1,2

1. Мышление в структуре познавательных процессов: виды, формы, индивидуальные особенности.

2. Понятие об интеллекте: структура.

3. Воля, волевая регуляция поведения. Основные этапы волевого процесса.

Семинарское занятие

(Семинар №3)


2


2

Презентации докладов.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


6



3

Изучение информационного материала по теме: «Креативное мышление»;

«Психические процессы и состояния в профессиональной деятельности медицинского работника», «Перцептивные процессы».

Тема 1.4.

Индивидуально-типологические особенности личности.

Содержание учебного материала (Лекция №4)



2




1,2


1. Темперамент. Структура темперамента.

2. Основные психофизиологические свойства темперамента.

3. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

4. Характер.

5. Акцентуации характера.

Семинарское занятие

(Семинар №4)


2


2,3

Определение типа темперамента. Письменный опрос.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)



8



3

Изучение информационного материала на тему:

«Типы темперамента в профессиональной деятельности», «Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от темперамента», «Причины акцентуации характера».

Тема 1.5.

Эмоциональные процессы и состояния.

Содержание учебного материала (Лекция №5)



2





1,2

1. Эмоции и чувства.

2. Классификация эмоциональных состояний человека.

3. Управление эмоциями и чувствами.

4. Стресс.

Семинарское занятие

(Семинар №5)



2



2,3

1. Эмоции и здоровье.

2. Эмоции и работа.

3. Саморегуляция.

Тестирование.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)



4




3

Подготовка рефератов сообщений:

«Эмоции в профессиональной деятельности медицинского работника»;

«Стресс в профессиональной деятельности медицинского работника».

Тема 1.6.

Психология развития профессионала.

Содержание учебного материала (Лекция №6)



2



1

1. Особенность личности медицинского работника.

2. Фазы развития профессионализма.

Семинарское занятие

(Семинар №6)



2



2,3

Требования к личности медицинского работника. Реферативные сообщения.


Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


4


3

Изучение информационного материала на тему: «Психология профессий».

Раздел 2.

Основы социальной психологии

14/20


Тема 2.1.

Введение в социальную психологию.

Содержание учебного материала (Лекция №7)


2


1



1. Предмет, задачи и методы социальной психологии.

2. Основные направления социальной психологии.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)



6



3

Изучение информационного материала на тему: «Социальная психология в медицине», «Предмет и объект социальной психологии», «История становления социальной психологии», «Средства социальной психологии».

Тема 2.2.

Личность и общество.

Содержание учебного материала (Лекция №8)



2




1,2

1. Социализация личности.

2. Социальные отношения.

3. Взаимодействие личностей в группе.

Семинарское занятие

(Семинар №7)


2


2

Социальная психология. Социально-психологический тренинг.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)




4




3

Подготовка реферативных сообщений:

«Факторы, влияющие на поведение человека в обществе»;

«Социально-психологические типологии личности», «Социально-психологический тренинг», «Социальный статус».

Тема 2.3.

Гендерные отношения.

Содержание учебного материала (Лекция №9)



2





1

1. Понятие гендер.

2. Гендерные роли.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)




4




3

Подготовка реферативного сообщения на тему:

«Гендерные отношения»;

«Роли и стереотипы».

Тема 2.4.

Альтруизм и агрессия.

Содержание учебного материала (Лекция №10)


2


1

1. Альтруизм.

2. Агрессия.

Тема 2.5.

Природа межличностного конфликта.


Содержание учебного материала (Лекция №11)



2




1,2

1. Пути разрешения межличностного конфликта.

2. Конструктивный конфликт.

3. Деструктивный конфликт.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)





6








3

Изучение информационного материала на тему: «Психология общения в диаде», «Доверительное общение», «Виды делового общения», «Вербальные и невербальные средства общения».

Промежуточная аттестация

Семинарское занятие

(Семинар №8)


2


3


Тестирование.

Раздел 3.

Медицинская психология.

16/18


Тема 3.1.

Медицинская психология.

Содержание учебного материала (Лекция №12)



2



1,2

1. Предмет, задачи и методы медицинской психологии.

2. Социопсихосоматика здоровья.

3. История медицинской психологии.

Семинарское занятие

(Семинар №9)



2




1,2

1. Заболевания большой и малой психосоматики.

2. Причины психосоматический заболеваний.

3. Психогении и соматогении.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


4


3

Изучение информационного материала на тему: «Психосоматические заболевания», «Острые и хронические заболевания», «Психодиагностика».

Тема 3.2. Личностные качества медицинского персонала

Семинарское занятие

(Семинар №10)



2



2,3

1. Основные функции медицинского персонала.

2. Профессиональная деформация.

3. Особенности психологического контакта медсестры с пациентом.

4. Основные черты личности медицинского работника.

Презентация докладов.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


2


3

Изучение информационного материала на тему: «Специфика профессиональной деформации представителей типа профессии Человек-Человек».

Тема 3.3.

Внутренняя картина болезни.


Семинарское занятие

(Семинар №11)




2




1,2,3

1. Внешняя и внутренняя картина болезни.

2. Концепция психосоматических заболеваний.

3. Патогенез психосоматических заболеваний.

Тестирование.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)





4





3

Подготовка реферативного сообщения на тему:

«Процесс адаптации человека к условиям острого и хронического заболевания»;

«Типы реагирования на болезнь».

Тема 3.4.

Средства общения и использование их.


Содержание учебного материала (Лекция №13)



2



1

1. Виды коммуникаций.

2. Мимика и поза.

Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)


4


3

Изучение информационного материала на тему: «Виды жестов», «Особенности общения с пациентом», «Деонтология», «Уход за умирающим».

Тема 3.5.

Психология кризисных состояний.


Содержание учебного материала (Лекция №14)



2



1,2

1. Личностный кризис.

2. Кризисное состояние.

3. Кризисная личность.

Семинарское занятие

(Семинар №12)



1. Индивидуально личностно-характерологические особенности пациента.

2. Барьеры общения.

3. Профилактика конфликтов.

4. Уровни конфликтов.

Реферативные сообщения.



4



1,2,3


Самостоятельная работа (внеаудиторная работа)




4




3

Изучение информационного материала на тему: «Психопрофилактика болезней», «Психология утраты», «Деонтологическая тактика общения медицинских работников с пациентами разного возраста», «Психогигиена».


Дифференцированный зачет

Семинарское занятие

(Семинар №13)


2


3

Письменный опрос.

Всего:

82/40


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (изучение объектов, свойств, явлений);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий).

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, библиотеки.

Оборудование учебного кабинета:

Название оборудования

1.

Мебель и стационарное оборудование

1. Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий

2. Учебная мебель

2.

Наглядные пособия:

- дидактический материал

Технические средства обучения:

1. Мультимедийная установка

2. Ноутбук

3. Экран

Оборудование библиотеки:

Книжный и электронный фонд библиотеки.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Психология для средних медицинских учреждений. О.И.Полянцева. Издание 5-е, исправленное, «Феникс», Ростов-на- Дону, 2012

2.Психология для медицинских специальностей. Н.Н.Петрова. Издание 4-е, стереотипное, «Академия», Москва, 2008

3.Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. В.Ф.Матвеев. «Медицина», Москва, 1984

Дополнительные источники:

1.Руденко А.М. Психология для медицинских колледжей. «Феникс», Ростов-на- Дону, 2016

2.Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Психологический практикум. «Феникс», Ростов-на- Дону, 2016

3.Канина И.Р. Анализ удовлетворенности населении качеством работы сестринского персонала первичного звена на примере городской поликлиники. / И.Р. Канина// Главная медицинская сестра - № 9. – 2009.- с. 34-38.

4.Карасева Л.А. Развитие сестринского персонала – необходимое условие качества медицинской помощи. //Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 191-193 с.

5.Левина И.А., Лебедева И.Б., Кузнецова Т.В. Роль Этического кодекса в работе современных медсестер//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 232 с.

6.Медицинская сестра и умирающий больной. Сестринское дело № 3 / 2009

7.Мушников Д.Л. Культура средних медицинских работников//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.-392 с., 68-71 с.

8.Самойленко В.В. Этические принципы сестринского дела/В.В. Самойленко// Сестринское дело. - № 1.- 2009. – с.21-23.

9.Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб-М. «Университетская книга»:АСТ.1988

Интернет-ресурсы:

1. http://www.aquarun.ru/pis.html

2. http://www.psychologies.ru

3. http://www.psyh.ru





















4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

4.1. Контроль и оценка результатов.

Освоение дисциплины «Психология» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения индивидуальных заданий, сообщений, а так же во время дифференцированного зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


Определять психофизиологическое состояние индивида, его эмоциональный фон;

Составить психологический портрет индивида;

Определять профессиональные склонности по активным методикам;

Пользоваться социально-психологическими методами и методиками;

Уметь трактовать особенности мышления и интеллекта по данным методик;

Устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, процессами.

- анализ и оценка работы студентов на теоретических занятиях;

- наблюдение и анализ работы студентов на практических занятиях;

- выполнение заданий и упражнений;

оценка умения применять способы преобразования учебной информации (сообщение, доклад);

- тематический контроль;

- дифференцированный зачет.

Знания


Основные механизмы и закономерности психологической деятельности;

Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии;

Совокупность оценочных и мотивационных соствавляющих личности;

Структуру личности;

Базисные характерологические составляющие личности;

Значение психологического ухода за больными;

Психологические факторы, влияющие на характер межличностных отношений в лечебно-профилактическом учреждении;

Совокупность психологических факторов, необходимых для формирования осознанного профессионального выбора;

Психофизиологические основы интеллектуальной деятельности;

Основные понятия социальной психологии, ее основные направления;

Социально-психологические законы взаимодействия группы и индивида;

Эмоционально-психологические факторы, влияющие на здоровье и профессиональную деятельность.

- устный и письменный опрос;

- тематический контроль;

- анализ выполнения индивидуальных заданий;

- дифференцированный зачет.


4.2. Перечень формируемых профессиональных и общих компетенций (частично):


Код

компетенции


Содержание


Профессиональные компетенции


ПК 1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.


ПК 1.2

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения


ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.


ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.


ПК 2.3

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.


ПК 3.1

Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.


ПК 3.2

Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.


ПК 3.3

Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуациях.

Общие компетенции


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество.


ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.


ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.


ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


4.3. Тематический план лекций:


Тема

Количество часов

1

2

3

Раздел 1. Общая психология

12

1.1

Введение в психологию. Предмет, задачи и методы психологии

2

1.2

Личность. Понятие, структура, развитие личности

2

1.3

Основы интеллектуальной деятельности

2

1.4

Индивидуально-типологические особенности личности

2

1.5

Эмоциональные процессы и состояния.

2

1.6

Психология развития профессионала

2

Раздел 2. Социальная психология

10

2.1

Введение в социальную психологию

2

2.2

Личность и общество

2

2.3

Гендерные отношения

2

2.4

Альтруизм и агрессия

2

2.5

Природа межличностного конфликта

2

Раздел 3. Медицинская психология

8

3.1

Медицинская психология

2

3.2

Личностные качества медицинского персонала

-

3.3

Внутренняя картина болезни

2

3.4

Средства общения и использование их

2

3.5

Психология кризисных состояний

2

Всего

30



12