1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Информатика»
Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и цифровых технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие 1 | Дисциплинарные2 |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; - уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | - владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы» «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владеть методами поиска информации в сети Интернет; уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь представления о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций); - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); - уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде; - уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; - иметь представления о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей; - уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; - уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления; умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и построении кодов и для представления арифметических выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов (суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции; уметь осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по улучшению программного кода; - уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы; - уметь создавать веб-страницы; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение задач прогнозирования); владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы |
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; осуществлять защиту данных каким-либо из способов; проводить тестирование компьютера; уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; обрабатывать и анализировать и редактирования изображений; применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций; выполнять основные манипуляции (редактирование, удаление, перемещение, копирование фрагментов изображения); управлять атрибутами изображения; эффективно использовать текстовые и графические редакторы при решении задач в сфере профессиональной деятельности владеть технологиями обработки текста, графики, числовой информации; назначение и возможности компьютерных сетей; основные принципы технологии поиска информации в сети Internet; знать способы защиты информации и методы распространения компьютерных вирусов и профилактике заражения, правила и порядок использования информации для решения задач профессиональной деятельности; знать основные этапы и терминологию проектирования web- сайтов: понимать возможности цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимать возможности и ограничения технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем; знать основные понятия автоматизированной обработки информации, определение и работа с файлами, каталогами, дисками, назначение файловых менеджеров, программ-архиваторов, специальных программных средствах (утилит); владеть методами и приемами обеспечения информационной безопасности; знать методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем. |
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования |
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования |
ПК.1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования. |
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники |
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники |
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники |
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения |
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей |
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей |
ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением |
ПК 4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением |
ПК 4.3. Осуществлять испытания нового сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением |
ПК.4.4. Вести отчётную документацию по испытаниям сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением |
ПК 5.1 Организация работ по ремонту и Обслуживанию электрооборудования |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции |
Основное содержание |
Раздел 1. | Информация и информационная деятельность человека | 24 | |
Тема 1.1. Информация и информационные процессы | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки. Представление об основных информационных процессах, о системах. Кодирование информации Информация и информационные процессы |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 1.2. Подходы к измерению информации | Основное содержание | 4 | ОК 02 |
Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Передача и хранение информации. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 1. Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный, вероятностный). Единицы измерения информации. | 2 |
Тема 1.3. Компьютер и цифровое представление информации. Устройство компьютера | Основное содержание | 2 | ОК 02, |
Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры. Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его назначение, сетевое программное обеспечение |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 1.4. Кодирование информации. Системы счисления | Основное содержание | 4 | ОК 02 |
Представление о различных системах счисления, представление вещественного числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из 10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. Кодирование данных произвольного вида |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 2. Представление числовых данных: общие принципы представления данных, форматы представления чисел. Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых данных. Представление графических данных. Представление звуковых данных. Представление видеоданных. | 2 |
Тема 1.5. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции, построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над множествами. Решение логических задач графическим способом |
Практические занятия Практическая работа № 3. Графический метод алгебры логики. Понятие множества. Решение логических задач графическим способом | 2 |
Тема 1.6. Компьютерные сети: локальные сети, сеть Интернет | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 1.7. Службы Интернета | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция. Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в Интернете |
Практические занятия Практическая работа № 4. Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы, мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. | 2 |
Тема 1.8. Сетевое хранение данных и цифрового контента | Основное содержание | 4 | ОК 01 ОК 02 |
Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 5. Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища данных. | 2 |
Тема 1.9. Информационная безопасность | Основное содержание | 2 | ОК 01 ОК 02 |
Информационная безопасность. Защита информации. Информационная безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задачи |
Теоретическое обучение | 2 |
Раздел 2. | Использование программных систем и сервисов | 18 | |
Тема 2.1. Обработка информации в текстовых процессорах | Основное содержание | 4 | ОК 02 |
Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) |
Практические занятия Практическая работа № 6. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода, редактирования, форматирования) Практическая работа № 7. Средства создания и редактирования математических текстов. Технические средства ввода текста. Распознавание текста. | 4 |
Тема 2.2. Технологии создания структурированных текстовых документов | Основное содержание | 4 | ОК 02 |
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. |
Практические занятия Практическая работа № 8. Многостраничные документы. Структура документа. Практическая работа № 9. Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны. | 4 |
Тема 2.3. Компьютерная графика и мультимедиа | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) |
Практические занятия Практическая работа № 10. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi) | 2 |
Тема 2.4. Технологии обработки графических объектов | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) |
Практические занятия Практическая работа № 11. Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео) | 2 |
Тема 2.5. Представление профессиональной информации в виде презентаций | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации |
Практические занятия Практическая работа № 12. Основные этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации | 2 |
Тема 2.6. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации |
Практические занятия Практическая работа № 13. Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации | 2 |
Тема 2.7. Гипертекстовое представление информации | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы |
Практические занятия Практическая работа № 14. Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы | 2 |
Раздел 3. | Информационное моделирование | 24 | |
Тема 3.1. Модели и моделирование. Этапы моделирования | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 3.2. Списки, графы, деревья | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева решений |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 3.3. Математические модели в профессиональной области | Основное содержание | 4 | ОК 02 |
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр (выигрышная стратегия) |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия II семестр Практическая работа № 15. Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами. Элементы теории игр | 2 |
Тема 3.4. Понятие алгоритма и основные алгоритмические структуры | Основное содержание | 4 | ОК 01 |
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных таблиц |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 16. Основные алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования (Pascal, Python, Java, С++, С#) | 2 |
Тема 3.5. Анализ алгоритмов в профессиональной области | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов |
Практические занятия Практическая работа № 17. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых последовательностей и массивов | 2 |
Тема 3.6. Базы данных как модель предметной области | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 3.7. Технологии обработки информации в электронных таблицах | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование |
Практические занятия Практическая работа № 18. Приемы ввода, редактирования, форматирования в табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное форматирование | 2 |
Тема 3.8. Формулы и функции в электронных таблицах | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в электронных таблицах |
Практические занятия Практическая работа № 19. Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их использование. Математические и статистические функции | 2 |
Тема 3.9. Визуализация данных в электронных таблицах | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Визуализация данных в электронных таблицах |
Практические занятия Практическая работа № 20. Визуализация данных в электронных таблицах | 2 |
Тема 3.10. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) | Основное содержание | 2 | ОК 02 |
Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) |
Практические занятия Практическая работа № 21. Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области) | 2 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)4 |
Прикладной модуль 4 | Основы 3D моделирования | 22 | |
Тема 4.1 Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D LT. Окно Документа | Содержание | 2 | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 |
Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, примеры. КОМПАС – КОМПлекс Автоматизированных Систем. Запуск системы КОМПАС-3D. Интерфейс системы | |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 4.2 Основные приемы создания геометрических тел (многогранники, тела вращения, эскизы, группы геометрических тел) | Содержание | 10 | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 |
Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, элементы многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных плоскими поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, ось вращения, поверхность вращения, основание). Основные приемы построения многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание группы геометрических тел |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 22. Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников, окружности). Практическая работа № 23. Основные приемы построения многогранников. Практическая работа № 24. Основные приемы построения тел вращения. Практическая работа № 25. Построение эскизов. Создание группы геометрических тел | 8 2 2 2 2 |
Тема 4.3 Редактирование 3 D моделей. Создание 3 D моделей. Отсечение части детали | Содержание | | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 |
Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3d моделей, основные способы редактирования 3 D моделей. Создание 3 D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3d моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью | 6 |
Теоретическое обучение | 2 |
Практические занятия Практическая работа № 26. Создание 3 D моделей с элементами закругления (скругления) и фасками Практическая работа № 27. Создание 3d моделей по плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали плоскостью | 4 2 2 |
Тема 4.4 Создание 3d моделей простейших объектов | Содержание | 4 | ОК 02 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4., ПК 6.1, ПК 6.2, ПК 6.3, ПК 6.4 |
Выполнение проектной работы «Создание авторских 3d моделей»: выбор простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора, создание модели объекта, подготовка презентации и представление выполненной модели |
Практические занятия Практическая работа № 28. Выполнение проектной работы «Создание авторских 3d моделей» | 4 |
Прикладной модуль 8 | Введение в создание графических изображений с помощью GIMP | 17 | |
Тема 8.1. Растровая и векторная графика. Форматы изображений, конвертация и оптимизация | Содержание | 2 | ОК 02 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 |
Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения объёма изображения |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 8.2. GIMP как проект GNU. Установка GIMP | Содержание | 2 | ОК 02 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 |
GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта в качестве представителя класса свободного программного обеспечения. Установка на различные платформы |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 8.3. Интерфейс GIMP. Многооконный режим, стыкуемые диалоги, однооконный режим. Слои | Содержание | 2 | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 |
Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим. Управление диалогами. Окно слоёв изображения |
Теоретическое обучение | 2 |
Тема 8.4. Разрешение изображения. Навигация, масштабирование, кадрирование, аффинные преобразования | Содержание | 2 | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 |
Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения. Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон, перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам, зеркало, преобразование по рамке, искажения |
Практические занятия Практическая работа № 29. Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон, перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам, зеркало, преобразование по рамке, искажения | 2 |
Тема 8.5. Заливка, фильтры и инструменты рисования | Содержание | 1 | ОК 02 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3 |
Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция |
Практические занятия Практическая работа № 30. Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень, шум, выделение краёв, декорация, проекция | 1 |
Тема 8.6. Выделение. Контуры. Комбинирование изображений | Содержание | 1 | ОК 02 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 |
Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения нескольких изображений |
Практические занятия Практическая работа № 31. Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе изображения. Создание коллажей путём соединения нескольких изображений | 1 |
Тема 8.7. Быстрая маска и преобразование цвета | Содержание | 1 | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 |
Графические отображение области выделения. Преобразование цвета в изображении с помощью применения маски |
Практические занятия Практическая работа № 32. Преобразование цвета в изображении с помощью применения маски | 1 |
Тема 8.8. Создание градиентов | Содержание | 1 | ОК 02 ПК1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 |
Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим |
Практические занятия Практическая работа № 33. Плавные переходы от одних цветов к другим | 1 |
Тема 8.9. Создание анимированного изображения в формате GIF | Содержание | 2 | ОК 02 ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3. |
Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP |
Практические занятия Практическая работа № 34. Использование анимации для наглядного представления процессов с несколькими этапами. Создание изображения в формате GIF c помощью GIMP. | 2 |
Тема 8.10. Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» | Содержание | 3 | ОК 02, ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4, ПК 6.1, ПК 6.2, ПК 6.3, ПК 6.4. |
Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» |
Практические занятия Практическая работа № 35. Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления сайта» | 3 |
Консультация | 2 | |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 7 | |
Всего | 114ч. | |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины