СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература» (базовый уровень)
для профессиональных образовательных организаций
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
| ||
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 22 |
5. | ПРИМЕРНЫЕ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
| 23 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.01.18 «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины включают
|
ЛР 01 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) |
ЛР 04 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 08 | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПРб 01 | Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
ПРб 02 | Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
ПРб 03 | Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
ПРб 04. | Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
ПРб 05. | Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой |
ПРб 06. | Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка |
ПРб 07 | Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения |
ПРб 08 | Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
ПРб 09 | Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
ПРб 10 | Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 117 |
в т. ч.: |
|
1. Основное содержание | 90 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение | 44 |
практические занятия | 46 |
Профессионально ориентированное содержание | 25 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 10 |
Практические занятия | 15 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
№ раздела, темы | Содержание учебного материала | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы
|
| Введение | 2 |
|
| Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). | 2 | ПРб 07, ЛР 01, ЛР 04, МР 04
ОК… |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
| Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО естественно-научного профиля | 2 | |
1 | Русская литература первой половины XIX века | 8 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04
ОК… |
1.1 | Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство | 2 | |
1.2 | Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. | 2 | |
1.3 | Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841). Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова | 2 | |
1.4 | Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852). Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
1.5 | Работа с источниками информации (дополнительная литература, словари, энциклопедии, тексты художественной литературы, электронные источники) | 2 | |
2 | Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | 16 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04,
ОК… |
2.1 | Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики | 2 | |
2.2 | Александр Николаевич Островский (1823—1886). Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница». Малый театр и драматургия А. Н. Островского. Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Драма «Бесприданница» | 2 | |
2.3 | Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.). Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова | 2 | |
2.4 | Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883). Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров» | 2 | |
2.5 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889). Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | 2 | |
2.6 | Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя. Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна — один из лучших женских образов Достоевского | 2 | |
2.7 | Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» | 2 | |
2.8 | Антон Павлович Чехов (1860—1904). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух) | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
2.9 | Анализ историко- и теоретико-литературного контекста художественного произведения и применение его результатов для решения профессиональных задач профессий и специальностей естественно-научного профиля | 2
| |
3 | Поэзия второй половины XIX века | 4 | ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ЛР 01, ЛР 04, МР 04,
ОК…
|
3.1 | Федор Иванович Тютчев (1803—1873) Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева. | 2 | |
3.2 | Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
3.3 | Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств языка и применение понимания образной системы для решения профессиональных задач специальностей естественно-научного профиля | 2 | |
4 | Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | 10 | ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09, ЛР 01, ЛР 04, МР 04,
ОК… |
4.1 | Иван Алексеевич Бунин (1870—1953). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А.Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А.Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В.Брюсов, Ю.Айхенвальд, З.Шаховская, О.Михайлов) (по выбору преподавателя). | 2 | |
4.2 | Александр Иванович Куприн (1870—1938) Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви. Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь». Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна. Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как «нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна. Критики о Куприне (Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору преподавателя). | 2 | |
4.3 | Серебряный век русской поэзии Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева. | 2 | |
4.4 | Максим Горький (1868—1936). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—1918 годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками. Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский). | 2 | |
4.5 | Александр Александрович Блок (1880—1921). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 1 | |
4.6 | Реализация представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, индивидуальном авторском стиле в решении профессиональных задачах специальностей естественно-научного профиля | 1 | |
5 | Особенности развития литературы 1920-х годов | 4 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 08,
ОК… |
5.1 | Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина | 2 | |
5.2 | Сергей Александрович Есенин (1895—1925). Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
5.3 | Навыки анализа текста художественного произведения и их применение в профессии естественно-научного профиля | 2 | |
6 | Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов | 8 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09
ОК… |
6.1 | Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы. | 2 | |
6.2 | Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | 2 | |
6.3 | Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940) Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. | 2 |
|
6.4 | Михаил Александрович Шолохов (1905—1984). Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя | 2 | |
| Профессионально-ориентированное содержание | 2 | |
6.5 | Закрепление знаний содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры и их применение в профессии | 2 | |
7 | Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 6 | ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ПРб 05 ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09
ОК…
|
7.1 | Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. | 4 | |
7.2 | Анна Андреевна Ахматова (1889—1966). Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
7.3 | Выявление тем, проблем художественного произведения и составление аргументированных развернутых устных и письменных высказываний, в том числе и профессиональной направленности | 2 | |
8 | Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов | 16 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09
ОК… |
8.1 | Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина. | 2 | |
8.2 | В. М. Шукшин. Аналитическая беседа по рассказам: «Чудик», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство» (Письменные ответы на вопросы). | 2 | |
8.3 | В. Г. Распутин. Дискуссия по повести «Прощание с Матёрой». | 2 | |
8.4 | А. И. Солженицын «Последний день Ивана Денисовича». Характеристика главного героя. | 2 | |
8.5 | В. Т Шаламов «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест» (мини-дискуссия на цитатном материале). | 2 | |
8.6 | Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. | 2 | |
8.7 | Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений. | 2 |
|
8.8 | Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
8.9 | Навык интерпретации художественного произведения, осмысление поднятых в нем нравственных проблем и его применение в профессии. Написание сочинений, эссе, в том числе и на профессиональную тематику с аргументацией примерами из художественной литературы | 2 | |
9 | Творчество поэтов в 1950—1980-е годы | 4 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09
ОК… |
9.1 | Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. | 2 | |
9.2 | Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
9.3 | Аналитическая работа с текстами поэтических произведений и применение ее результатов в профессиональной деятельности специалиста естественно-научного профиля | 2 | |
10 | Драматургия 1950 - 1980-х годов | 4 |
ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09
ОК… |
10.1 | Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов | 2 | |
10.2 | Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
10.3 | Сравнительный анализ тематики и проблематики эпических и драматических произведений как элемент аналитической деятельности в профессии естественно-научного профиля | 2 | |
11 | Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | 4 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 09
ОК… |
11.1 | Отражение постмодернистского мироощущения в литературе конца 1980—2000-х годов. Основные направления развития литературы конца 1980—2000-х годов. | 2 | |
11.2 | Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О.Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. | 2 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
11.3 | «Читая - размышляем…»: аналитическая беседа по произведениям художественной литературы конца 1980—2000-х. Определение роли художественной литературы для специалиста естественно-научного профиля | 2 | |
12 | Характеристика художественной литературы XXI века | 4 | ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 09
ОК… |
12.1 | Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя) | 4 | |
| Профессионально ориентированное содержание | 2 | |
12.2 | «Практикум: начинающие литературоведы»: аналитическая работа с текстами в мини-группах (по заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы специалистам естественно-научного профиля, живущим в XXI в» | 2 | |
| Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
|
| Итого | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-4468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433733
3. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум для вузов / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);
Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по локальной сети).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Методы оценки |
ПРб 05 ПРб 06 ПРб 07 ПРб 08 ПРб 09 ПРб 10
| Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами художественной литературы, написания сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), составления развернутых устных и письменных высказываний, заданий экзамена |
ПРИМЕРНЫЕ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
для профессиональных образовательных организаций
К ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература» (базовый уровень)
профиль обучения: естественно-научный
2022 г.
Оглавление
1.Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО. 25
2.Фонды оценочных средств по специальности 19.01.04 – Пекарь. 27
3.Фонды оценочных средств по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. 33
4.Фонды оценочных средств по специальности 33.02.01 - Фармация. 38
5.Фонды оценочных средств по специальности 34.02.01 - Сестринское дело. 46
6.Фонды оценочных средств по специальности 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. 53
7.Фонды оценочных средств по специальности 35.02.05 Агрономия. 58
8.Фонды оценочных средств по специальности 36.02.01 – Ветеринария. 65
9.Фонды оценочных средств по специальности 43.01.09 Повар, кондитер. 71
Содержание общеобразовательной дисциплины «Литература» (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
ЛР 03 готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР 05. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
ЛР 06. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
ЛР 10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
ЛР 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
ЛР 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
МР 04. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
МР 05. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
МР 07. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
МР 08. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб 01 сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
ПРб 02 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
ПРб 03 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
ПРб 04 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
ПРб 05 знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
ПРб 06 сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
ПРб 07 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
ПРб 08 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
ПРб 09 овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ПРб 10 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 19.01.04 – Пекарь.
Таблица 6
№ раздела, темы | Коды образовательных результатов (ЛР, МР, ПР, ОК, ПК) | Варианты междисциплинарных заданий |
Раздел № 1. Русская литература XIX века. Развитие русской литературы в первой половине XIX века. Тема № 1. Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837). Нравственное решение проблем человека и его времени. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Исследование и подготовка доклада на тему: «Фольклорные образы и мотивы в сказках А.С. Пушкина». 2. Проанализируйте стихотворения, созданные А.С. Пушкиным в период Болдинской осени. Выявите философское содержание 2-3 произведений. 3. Найдите в «Путешествии в Арзрум» высказывание А.С. Пушкина о чёрном хлебе. Как появился на Руси чёрный хлеб? Когда стали выпекать монастырский хлеб? Своё исследование оформите в виде сообщения. 4. Подготовьте сообщение на тему: «Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка». 5. Проведите конкурс чтецов по лирике А.С. Пушкина. Разработайте критерии оценки выразительности чтения и подготовьте листовку, рекламирующую этот конкурс. |
Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Тема № 2. Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Проблема русского национального характера в романе «Обломов»
| ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Опишите образ жизни Обломова. Подготовьте инсценировку «Утро Обломова». 2. Творческое задание на тему: «Обломов – типичный представитель своего времени и вневременной образ» (аргументируйте свой ответ). 3. Подготовьте реферат на тему: «Роман И.А. Гончарова «Обломов» в литературной критике (на материале статей Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.» 4. Подготовьте сообщение на тему: «Мотив еды в романе И.А. Гончарова «Обломов» (Гастрономические пристрастия героев романа». |
Раздел № 3. Поэзия второй половины XIX века. Тема № 2. Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. Анализ изобразительно-выразительных средств стихотворений А.А. Фета. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Исследование и подготовка доклада на тему: «Выразительно-изобразительные средства в пейзажной лирике А.А. Фета». 2. Составить словарь литературоведческих терминов по лирике А.А. Фета. 3. Исследовать специфику языковых средств 2-3 произведений А.А. Фета. 4. Исследование и подготовка сообщения на тему: «Тема любви в стихах Тютчева и Фета». 5. Анализ стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой…»: образ ржаного поля. 6. Подготовьте доклад на тему: «А.А. Фет – поэт-мыслитель, эрудированный переводчик, «земледелец и обновленец» сельского хозяйства». Подготовьте перевод на иностранный язык стихотворения А.А. Фета.
|
Раздел № 4. Русская литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Тема № 1. Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Осуществить перевод научной статьи о творчестве Бунина на иностранном языке на русский язык. 2. Изучить биографию писателя И.А. Бунина и выявить, как преломились характерные черты эпохи, исторические реалии в его произведениях; подготовить сообщение и презентацию «И.А. Бунин – Нобелевский лауреат». 3. Исследовать специфику языковых средств в стихотворении И.А. Бунина «Донник». 4. Подготовить сообщение на тему: «Образ русского поля в автобиографическом романе И.А. Бунина «Жизнь Арсентьева». 5. Сравните поэтически образ и живописный (на материале образа ржаного поля в лирике И.А. Бунина и картины Шишкина «Рожь»). |
Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х годов. Тема № 2. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Исследование и подготовка доклада на тему: «Выразительно-изобразительные средства в пейзажной лирике С.А. Есенина». 2. Подготовьте виртуальную экскурсию по есенинским местам (музейные объекты в селе Константиново). 3. Подготовьте реферат на тему: «Образ русского поля в поэме С.А. Есенина «Гуляй-поле». 4. Проведите конкурс чтецов по произведениям С.А. Есенина. Разработайте критерии оценки выразительности чтения и подготовьте листовку, рекламирующую этот конкурс. 5. Подготовьте сообщение на тему: «Крестьянская пища в стихах С.А. Есенина» 6. Подготовьте доклад на тему: «Образ Есенина-поэта в поэзии ХХ века» (на материале произведений В. Маяковского, А. Дементьева, А. Ахматовой, Н. Рубцова и др.) 7. Исследования: «Есенинская тема в произведениях поэтов родного края». |
Раздел № 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Тема № 2. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Подготовьте реферат на тему: «Образ хлеба в военной прозе и поэзии». 2. Разработайте сценарий по произведениям, посвящённым Великой Отечественной войне с использованием музыки Д. Шостаковича, песен и стихов военных лет «Хлеб и война». 3. Подготовьте сообщение на тему: "Военный хлеб стал мерою судеб..." (По стихотворению В.Тимина "Хлеб военной поры") 4. Подготовьте доклад на тему: «Кинематограф героической эпохи» (с демонстрацией кадров из фильмов). 4. Проведите журналистское расследование на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях моих бабушек и дедушек». Напишите статью по материалам этого расследования. 5. Постройте семантическое поле слова «голод» на материале произведений Ольги Берггольц. 6. Подготовьте исследование на тему: «Образ голода в отечественной литературе (на материале повестей «Тарас Бульба» Гоголя, «Дети подземелья» Короленко, рассказов «Алёшкино сердце» и «Обида» Шолохова и др.)
|
Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов. Тема № 1. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения (Ю.Бондарев, В.Кондратьев) | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Подготовить сообщение «Будни войны» (на материале повести В. Кондратьева «Сашка»). 2. Прочитать повесть К. Воробьёва «Убиты под Москвой», дать историческую справку об обороне Москвы, сравнить повесть с фильмом «Подольские курсанты». 3. Построение семантического поля слова «подвиг» на материале произведений В. Кондратьева, Ю. Бондарева и др. 4. Конкурс чтецов на тему: «Хлеб войны» (стихи Татьяничева, Пляцковского, Винокурова, Слуцкого, Кочеткова и др.) 5. Напишите эссе на тему: «Хлеб в годы войны и в мирное время».
|
Раздел № 8. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы Тема № 1. Тема № 1. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Составьте словарь литературоведческих терминов на материале лирики Н.М. Рубцова. 2. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Хлеб»: выразительно-изобразительные средства, идейное содержание. 3. Построение семантического поля слова «хлеб» на материале «тихой лирики» (произведений Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Станислава Куняева, Николая Тряпкина, Алексея Решетова и др.) 4. Напишите эссе на тему: «Какой предстаёт родина в лирике Н.М. Рубцова?» 5. Разработайте сценарий литературной гостиной по произведениям поэтов – «тихих лириков» (Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Станислава Куняева, Николая Тряпкина, Алексея Решетова и др.) на тему «Поэзия «тихих лириков» - возвращение к народным истокам». |
Раздел № 9. Драматургия 1950—1980-х годов. Тема № 1. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Подготовьте реферат и презентацию к его защите на тему: «Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова». 2. Напишите эссе на тему: «Смысл названия пьесы Арбузова «Жестокие игры». 3. Составить словарь литературоведческих терминов на материале пьесы А. Вампилова «Утиная охота». 4. Исследовать специфику использования языковых средств в пьесах В. Розова, А. Арбузова, А. Володина (на выбор или в группах). 5. Осуществить перевод диалога из пьес В. Розова, А. Арбузова, А. Володина (на выбор) на иностранный язык.
|
Раздел № 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов Тема № 1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В.Войновича. | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Напишите реферат на тему: «Мемуарно-автобиографическая литература, «возвращённая читателю» (на материале «Колымских рассказов» В. Шаламова, произведений Ю. Домбровского, дневников М. Пришвина и др.)». 2. Подготовьте доклад на тему: «Солженицын и Шаламов: переписка, полемика». 3. Создайте рекламный буклет по произведениям «возвращённой литературы». 4. Подготовьте сообщение на тему: «Образ хлеба в произведениях Солженицына и Шаламова». 5. Напишите эссе на тему: «Смысл названия повести В. Дудинцева «Не хлебом единым…»
|
Раздел № 11. Русская литература XXI века. Тема № 1. Постмодернизм, воспринимающий чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные, из них строящий новый художественный мир (Вен. Ерофеев, С. Соколов, В. Пелевин, Т. Толстая, В. Нарбикова, В. Сорокин и др.) | ОК 1, ОК 2, ОК 03, ОК 4, ОК 5, ОК 6 ЛР 01, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07. МР 01, МР 02, МР 04, МР 05. ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07.
| 1. Напишите реферат на тему: «Отражение постмодернистского мироощущения в литературе конца ХХ века» 2. Составьте словарь литературоведческих терминов на материале произведения постмодернизма. 3. Исследуйте специфику языковых средств на материале одного из произведений Саши Соколова, В. Пелевина, Т. Толстой (на выбор, по группам), свои наблюдения изложите в виде сообщения (можно использовать презентацию). 4. Подготовьте сообщение на тему: «Мотив еды в романе Толстой «Кысь».
|