КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
(ОБПОУ «КГТТС»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОБПОУ «КГТТС»
______________Е.Н.Брежнев
«___»____________2017 год «___»__________201____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП.01 Экономика организации
среднего профессионального образования по специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Курск, 2017 г.
РАССМОТРЕНА предметной (цикловой) комиссией ________________________________ наименование комиссии Протокол №__ от «__»_______2016 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ____________/ Н.В.Гончарова / подпись Ф.И.О. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «28» июля 2014 года №834 |
| |
| |
СОГЛАСОВАНА _________________________________ _________________________________ наименование организации-работодателя ______________/_______________________________/ подпись Ф.И.О. руководителя или уполномоченного лица | |
| |
Заместитель директора по УПР _______________ Т.В.Пыжова |
Заместитель директора по УИД _______________ Ж.В.Косинова |
Зав. методическим кабинетом _______________ Т.Н.Пыжова |
Организация-разработчик: ОБПОУ «КГТТС»
Разработчик:
Конева Ю.А. - преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена):
Предмет входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
планировать деятельность организации;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
1.5. Формируемые компетенции
Раздел, тема программы | Коды формируемых компетенций |
Раздел 1. Введение в экономику |
Тема 1.1. Сущность рыночной экономики | ОК 1-5; ПК |
Тема 1.2. Экономика и рынок | ОК 1-5; ПК |
Раздел 2. Предпринимательство и организация |
Тема 2.1. Основные организационно-правовые формы организаций | ОК 1-5; ПК 1.1 |
Тема 2.2. Роль организации в производстве | ОК 1-5; ПК 1 1 |
Тема 2.3. Предприятие в условиях рыночной экономики. Экономика информации, неопределенности и риска | ОК 1-5; ПК 1.3 |
Раздел 3. Материально-техническая база организации |
Тема 3.1. Производственные фонды предприятия | ОК 1-5; ПК 1.4, 2.3-2.4 |
Тема 3.2. Инвестиционная политика в Российской Федерации | ОК 1-5; ПК 1.5 |
Раздел 4. Кадры, ресурсы организации и производительность труда |
Тема 4.1. Трудовые ресурсы организации и производительность труда | ОК 1-5; ПК 2.2 |
Тема 4.2. Организация заработной платы в промышленности | ОК 1-5; ПК |
Раздел 5. Основные экономические показатели деятельности организации |
Тема 5.1. Себестоимость и калькуляция | ОК 1-5; ПК 3.1-3.2 |
Тема 5.2. Доход, прибыль и рентабельность организации | ОК 1-5; ПК 3.2 |
Тема 5.3. Ценовая политика предприятия | ОК 1-5; ПК 3.2 |
Тема 5.4. Внутрифирменное планирование в предпринимательстве | ОК 1-5; ПК 3.3 |
Тема 5.5. Бизнес-планирование | ОК 1-5; ПК 3.4 |
Раздел 6. Финансовые ресурсы и внешнеэкономическая деятельность |
Тема 6.1. Образование финансовых ресурсов на предприятии | ОК 1-5; ПК 3.4 |
Тема 6.2. Внешнеэкономическая деятельность организации | ОК 1-5; ПК 3.1 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 34 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в экономику | | 10 | |
Тема 1.1. Сущность рыночной экономики | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Экономические ресурсы | 1 |
2. | Типы экономических систем | 1 |
Практическое занятие №1 | 2 | 2 |
1. | Распределение редких ресурсов – основная проблема экономики | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Что такое экономика? | 1 |
2. | Основные государственные функции при рыночной экономике | 1 |
Тема 1.2. Экономика и рынок | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Основные характеристики рынка | 1 |
2. | Классификация рынков | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Становление рынка | 1 |
2. | Субъекты рыночных отношений и экономический кругооборот между ними | 1 |
Раздел 2. Предпринима-тельство и организация | | 21 | |
Тема 2.1. Основные организационно-правовые формы организаций | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. | Понятие и сущность организации (предприятия). Классификация предприятий | 1 |
2. | Организационно-правовые формы коммерческих организаций | 1 |
3. | Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций | 1 |
4. | Создание и ликвидация организаций | 1 |
Практическое занятие №2 | 2 | 2 |
1. | Анализ организационно-правовых форм предприятий | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Сущность предпринимательской деятельности | 1 |
2. | Банкротство предпринимателей и организаций | 1 |
Тема 2.2. Роль организации в производстве | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Производственная структура предприятия | 1 |
2. | Производственный процесс и принципы его организации | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Производственные возможности предприятия | 1 |
2. | Энергосбережение и энергоэффективность предприятия | 1 |
Тема 2.3. Предприятие в условиях рыночной экономики. Экономика информации, неопределенности и риска | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Внутренняя и внешняя среда организации | 1 |
2. | Типы вероятностей. Виды рисков | 1 |
Практическое занятие №3 | 4 | 2 |
1. | Измерение риска | 2 |
2. | Методы снижения степени риска | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 3 |
1. | Выбор в условиях неопределенности | 1 |
2. | Моральный риск и способы его минимизации | 1 |
3. | Рынки с ассиметричной информацией. Меры борьбы с последствиями асимметрии информации | 1 |
Раздел 3. Материально-техническая база организации | | 16 | |
Тема 3.1. Производственные фонды предприятия | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
1. | Понятие о производственных фондах, их сущность и основные типы | 1 |
2. | Классификация и структура основных производственных фондов | 1 |
3. | Учет и оценка основных фондов | 1 |
4. | Амортизационные отчисления | 1 |
5. | Оборотные средства, их структура и показатели | 1 |
6. | Нематериальные активы | 1 |
Практическое занятие №4 | 4 | 2 |
1. | Расчет износа и амортизации основных производственных фондов | 2 |
2. | Расчет показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Аренда и арендные отношения | 1 |
2. | Лизинг | 1 |
Тема 3.2. Инвестиционная политика в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Экономическое содержание капитальных вложений, инвестиций | 1 |
2. | Формы капитала и инвестиционной деятельности | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Положение в инвестиционной сфере | 1 |
2. | Условия роста инвестиционной активности | 1 |
Раздел 4. Кадры, ресурсы организации и производительность труда | | 13 | |
Тема 4.1. Трудовые ресурсы организации и производительность труда | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Рынок труда. Кадровая политика организации | 1 |
2. | Экономическая сущность производительности труда. Показатели производительности | 1 |
Практическое занятие №5 | 2 | 2 |
1. | Расчет показателей производительности труда | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
1. | Факторы производительности труда | 1 |
Тема 4.2. Организация заработной платы в промышленности | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. | Понятие заработной платы, принципы ее организации. Системы оплаты труда | 1 |
2. | Фонд оплаты труда, его структура | 1 |
3. | Основные виды и формы оплаты труда | 1 |
4. | Номинальная и реальная заработная плата | 1 |
Практическое занятие №6 | 2 | 2 |
1. | Расчет начисления заработной платы | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Трудовой договор и контрактная система найма | 1 |
2. | Индексация заработной платы | 1 |
Раздел 5. Основные экономические показатели деятельности организации | | 34 | |
Тема 5.1. Себестоимость и калькуляция | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Сущность себестоимости, ее виды | 1 |
2. | Калькуляция себестоимости. Структура и классификация затрат (издержек) | 1 |
Практическое занятие №7 | 2 | 2 |
1. | Расчет фактической себестоимости | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | 3 |
1. | Пути снижения себестоимости | 1 |
2. | Факторы, влияющие на себестоимость | 1 |
3. | Экономическое содержание расходов организации | 1 |
4. | Предельные издержки производства | 1 |
Тема 5.2. Доход, прибыль и рентабельность организации | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. | Доход предприятия и его виды | 1 |
2. | Понятие прибыли. Источники получения прибыли | 1 |
3. | Формирование прибыли на предприятии | 1 |
4. | Рентабельность работы предприятия | 1 |
Практическое занятие №8 | 2 | 2 |
1. | Расчет рентабельности предприятий и анализ показателей рентабельности | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Максимизация прибыли | 1 |
2. | Распределение прибыли предприятия | 1 |
Тема 5.3. Ценовая политика предприятия | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Цена в современной экономике. Стратегии ценообразования | 1 |
2. | Виды цен и методы ценообразования | 1 |
Практическое занятие №9 | 2 | 2 |
1. | Методики расчетов формирования цен | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Условия, при которых цены не формируются, а назначаются | 1 |
2. | Государственное регулирование цен | 1 |
Тема 5.4. Внутрифирменное планирование в предпринимательстве | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Сущность планирования | 1 |
2. | Виды планирования | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Логистика предпринимательской деятельности | 1 |
2. | Типы предпринимательских решений | 1 |
Тема 5.5. Бизнес-планирование | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. | Бизнес-план – основа создания предприятия | 1 |
2. | Разделы бизнес-плана | 1 |
3. | Стратегия и тактика маркетинга, план производства | 1 |
4. | Организационный и финансовый планы | 1 |
Практическое занятие №10 | 2 | 2 |
1. | Составление бизнес-плана | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Варианты разработки проектов реализации предпринимательской идеи | 1 |
2. | Определение основных факторов конкурентоспособности | 1 |
Раздел 6. Финансовые ресурсы и внешнеэконо-мическая деятельность организации | | 7 | |
Тема 6.1. Образование финансовых ресурсов на предприятии | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Финансовые ресурсы организации, источники их финансирования | 1 |
2. | Основные функции финансов предприятия | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Способы формирования предпринимательского капитала | 1 |
2. | Проблемы развития предпринимательства в России | 1 |
Тема 6.2. Внешнеэконо-мическая деятельность организации | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1. | Внешнеэкономическая деятельность предприятия | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
1. | Преимущества и недостатки выхода предприятий на внешний рынок | 1 |
2. | Инвестиционный климат в современной России | 1 |
Дифференцированный зачет | 1 | |
Всего: | 102 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики организации.
Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, дидактический материал.
Технические средства обучения: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением, система мультимедиа.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:
Основные источники:
Котерова Н.П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.
Дополнительные источники:
Жабина С.Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
Кара А.Н. Экономика сферы обслуживания: учеб.пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
www.Grandars.ru
www.iq.hse.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, в ходе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований и пр.).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию. знания: сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; организацию производственного и технологического процессов; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; механизмы ценообразования; формы оплаты труда; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. | анализ и оценка выполнения работ на практических занятиях; оценка выполнения самостоятельной работы; оценка выполнения тестового задания |
Разработчик:
___________________ преподаватель Ю.А.Конева
(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)