СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Обществознание" (соц-эк профиль)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В наши дни существуют сотни различных финансовых инструментов, доступных широкому кругу лиц. Все они обладают различными свойствами и параметрами, такими как доходность, надёжность, стабильность, ликвидность, рекомендуемый срок инвестирования, порог входа и т.д. Очевидно, что решать краткосрочные финансовые задачи с помощью долгосрочных инструментов не получится – например, если вы знаете что вам понадобятся деньги в течение 3 месяцев, не стоит сейчас бежать покупать квартиру или вкладывать их в акции той или иной кампании – для кратковременного инвестирования лучше использовать банковские вклады, потому что они обладают максимальной ликвидностью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Обществознание" (соц-эк профиль)»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»

(ОГБПОУ «КТАБ»)



Утверждаю

Зам. директора по УМР

____________Н.В. Шараева

«____»____________ 2017 г












ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Обществознание

Профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир




















Кожевниково 2017






Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» общеобразовательного цикла разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 года № 2/16-з) для программ ППКРС 38.01.02 Продавец, контролер-кассир






Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» ОГБПОУ «КТАБ»


Разработчик: Морозова Любовь Владимировна, преподаватель







Рекомендована заседанием ПЦК

Заключение протокол №____________ от «____»__________2017 г.






















© Морозова Любовь Владимировна ОГБПОУ «КТАБ»







СОДЕРЖАНИЕ:



Стр.

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


6

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


13

7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


15

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




17

9

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


17

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

18







1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предна­значена для изучения обществознания в ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса», реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифициро­ванных рабочих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци­плины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации полу­чения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом примерной основной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з) требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового само­сознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Рос­сийской Федерации;

  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление право­мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-право­вых дисциплин;

  • умение получать информацию из различных источников, анализировать, си­стематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

  • содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в раз­личных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

Программа учебной дисциплины «Обществознание» является основой для разра­ботки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды внеаудиторных самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки по осваиваемой профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательны­ми организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основан­ный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии со­циальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой граж­данской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проб­лемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого обще­ства, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих прин­ципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее рас­пространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как слож­ные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорга­низующейся системы.

В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятель­ность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях до­стижения успеха в различных сферах социальной жизни.

При освоении профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования обществознание изучается без включения экономики и права.

Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифферен­цированного зачета.











3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины — в составе обще­образовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир соответствующего социально-экономического профиля профессионального образования.

































4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает до­стижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на­роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий­ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще­человеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио­нальной и общественной деятельности;

  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио­нальных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак­тических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источни­ков;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных тех­нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигие­ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономи­ческих и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не­достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.





































5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

  1. Человек. Человек в системе общественных отношений

    1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессио­нальной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человече­ских знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничи­тели (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаи­модействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Меж­личностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

    1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культу­ра — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формиро­вание ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.


    1. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено­го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обще­ством.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со­временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении об­разования. Профессиональное образование.


    1. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современ­ном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практические занятия

Духовная культура личности и общества.

Виды культуры.

Наука в современном мире.

Роль образования в жизни человека и общества.

Мораль.

Религия.

Искусство.


  1. Общество как сложная динамическая система

    1. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриаль­ной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, ин­дустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практические занятия

Человек, индивид, личность.

Потребности, способности и интересы.

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Основные институты общества.

Общество и природа.

Глобализация.

Социальные отношения

    1. Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Соци­альные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

    1. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Деви­антное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиант­ного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфлик­тов. Пути разрешения социальных конфликтов.

    1. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Россий­ской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфлик­ты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения роди­телей и детей. Опека и попечительство.

Практические занятия

Социальная стратификация.

Виды социальных норм.

Социальные конфликты.

Социальная стратификация в современной России.

Межнациональные отношения.

Семья в современной России.

  1. Политика

    1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на­значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной по­литической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устрой­ство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

    1. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его при­чины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно­политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Практические занятия

Политическая система общества, ее структура.

Государство в политической системе общества.

Функции государства.

Формы государства.

Гражданское общество и правовое государство.

Избирательное право в Российской Федерации.

Личность и государство.

Примерные темы рефератов (докладов),
индивидуальных проектов

  • Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

  • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

  • Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

  • Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

  • Индустриальная революция: плюсы и минусы.

  • Глобальные проблемы человечества.

  • Современная массовая культура: достижение или деградация?

  • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

  • Кем быть? Проблема выбора профессии.

  • Современные религии.

  • Роль искусства в обществе.

  • Я и мои социальные роли.

  • Современные социальные конфликты.

  • Современная молодежь: проблемы и перспективы.

  • Этносоциальные конфликты в современном мире.

  • Семья как ячейка общества.

  • Политическая власть: история и современность.

  • Политическая система современного российского общества.

  • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре­менной России.

  • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).

  • Формы участия личности в политической жизни.

  • Политические партии современной России.

















































6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обще- ствознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования мак­симальная учебная нагрузка обучающихся составляет:



  • по профессиям СПО социально-экономического профиля профессионального образования — 144 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучаю­щихся, включая практические занятия, — 88 часов; внеаудиторная самостоя­тельная работа студентов — 56 часов.





Объём учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:


практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

56

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



















ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ


Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия

Введение

2

  1. Человек и общество

18

    1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

12

    1. Общество как сложная система

6

  1. Духовная культура человека и общества

20

2.1 Духовная культура личности и общества

2

2.2 Наука и образование в современном мире

6

2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

12

  1. Социальные отношения

30

3.1 Социальная роль и стратификация

4

3.2 Социальные нормы и конфликты

14

3.3 Важнейшие социальные общности и группы

12

  1. Политика

18

4.1 Политика и власть. Государство в политической системе

8

4.2 Участники политического процесса

10

ИТОГО

88

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка рефератов, до­кладов, с использованием информационных техноло­гий

56

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

ВСЕГО

144


7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения

  1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

    1. Природа человека, врожденные и приобре­тенные качества

Давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

Знать о том, что такое характер, социализация личности, са­мосознание и социальное поведение.

Знать о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты

    1. Общество как слож­ная система

Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «револю­ция», «общественный прогресс»

  1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

2.1. Духовная культура личности и общества

Уметь разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в обществен­ной жизни.

Уметь различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проб­лем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.

Уметь называть учреждения культуры, рассказывать о государ­ственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

2.2. Наука и образова­ние в современном мире

Различать естественные и социально-гуманитарные науке. Знать особенности труда ученого, ответственности ученого перед обществом

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Понимать смысл понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3.1. Социальная роль и стратификация

Знать понятия «социальные отношения» и «социальная стра­тификация».

Уметь определять социальные роли человека в обществе

3.2. Социальные нормы и конфликты

Характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантно­го поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

Объяснить особенности социальной стратификации в совре­менной России, видов социальных групп (молодежи, этниче­ских общностей, семьи)

  1. ПОЛИТИКА

4.1. Политика и власть. Государство в политиче­ской системе

Уметь давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Охарактеризовать внутренние и внешние функции государ­ства, формы государства: формы правления, территориально-­государственного устройства, политического режима. Охарактеризовать типологию политических режимов. Знать по­нятия правового государства и уметь называть его признаки.

4.2. Участники полити­ческого процесса

Охарактеризовать взаимоотношения личности и государства. Знать понятия «гражданское общество» и «правовое государ­ство».

Охарактеризовать избирательную кампанию в Российской Федера­ции




8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализую­щей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо­вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи­рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю­щихся ученых и др.);

  • информационно-коммуникационные средства;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществозна- ние», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего об­разования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на­учной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» у студентов есть возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным кни­гам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

9. Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники и литература:

  1. Важенин, А.Г. Обществознание: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368 с.

  2. Важенин, А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 251с.

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. – М., 2015.

  4. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. – М., 2015


Дополнительные источники:

  1. Гуревич П. С. Человек и культура. / П. С. Гуревич — М., 1998.- 284 с.

  2. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. / Н.М. Демидов — М., 2004. -205 с.

  3. Певцова Е.А., Важенин А. Г. Теория государства и права: Учебно-практическое пособие для студентов колледжей./ Е.А. Певцова, А. Г. Важенин — Ростов н/Д, 2003.- 356с.

  4. Певцова Е.А., Важенин А. Г., Манихин О.В., Шелест Е.А. Государ¬ство и право: теория, история, современность: Учебно-практическое по¬собие. / Е.А. Певцова А. Г. Важенин — Ростов н/Д, 2001. – 321 с.


Для преподавателей

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от ,3.,7.2016, с изм. от 19.12.2016.)

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». с изменениями внесенными Федеральным законом от 04.06.2014№ 145-ФЗ, в ред. от 03.07.16, с изм. от 19.12. 2016

5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г № 2/16-з)

Интернет ресурсы:

  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

  5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)

10. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Включает в себя готовность выполнять роль избирателя, потребителя, общественного и политического деятеля и т.п. Гражданин должен овладеть компетенцией социального выбора, социального действия, коммуникативной компетентностью, должен обладать определенными умениями и навыками: критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, уметь пользоваться своими права ми и защищать их. Для этого необходимо умение вести дискуссию, полемику, вступать в диалог, определять и аргументировать свою позицию и т.д.

Аксиологический компонент предполагает наличие у человека таких ценностей, как гуманизм, патриотизм, свобода, общественное благо, личная ответственность за судьбу страны, уважение прав и свобод человека, национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, демократических норм и правил.

Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения. Это прежде всего знания об обществе и его строении: политические, правовые, социальные, исторические, культурологические и т.д. Гражданин должен обладать знаниями о государстве, политической системе, правах человека и механизмах их защиты, основах социального проектирования. Причем важны не сами знания в их многообразии, а некая система знаний в важнейших терминах, фактах, понятиях, которая позволит ученику самостоятельно пополнять багаж необходимой информации по мере надобности. Для этого требуются определенные умения и навыки по приобретению знаний, овладение информационной компетенцией.


Результаты обучения

(предметные компетенции)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе

в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

Представление об обществе как сложной динамичной системе,

взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»

Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль: тестирование на ДЗ, оценка на экзамене

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития


Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль: тестирование на ДЗ, оценка на экзамене

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями


Текущий контроль:

- оценка выполнения практической работы;

- оценка отчетов о проведении эксперимента.

Итоговый контроль:

тестирование на ДЗ, оценка на экзамене

сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

Умение давать определение понятий глобализация, глобальные проблемы, развитие общества.


Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль: тестирование на ДЗ, оценка на экзамене

сформированность представлений о методах познания социальных явлений

и процессов;

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль: тестирование на ДЗ, оценка на экзамене

владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль: тестирование на ДЗ, оценка на экзамене

сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и

процессов общественного развития

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Текущий контроль:

- тестирование;

- оценка на контрольной работе;

- устный опрос;

- оценка рефератов

Итоговый контроль: тестирование на ДЗ, оценка на экзамене




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

У 1. уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития


ПР 1 - 21

П 1,2, 3, 4.

ПВ 2, 3, 4.

Д 3 ,5


У 2. уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

ПР 1 - 21

Р 1 -30

П 1 -15

ПВ 1 -15

Д 1 -5

У 3. Уметь объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

ПР 1 - 21

П 1 -15

ПВ 1 -15

Д 1 -5

У 4. Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

ПР 1 - 21

Р 1 -30

П 1 -15

ПВ 1 -15

Д 1 -5

У 5. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

ПР 1 - 21

ПВ 1 -15

Д 1 -5

У 6. Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

ПР 1 - 21

Р 1 -30

П 1 -15

ПВ 1 -15

Д 1 -5

У 7. Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике

Р 1 -30

П 1 -15


У 8. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

П 1 -15

Д 1 -5

З 1. Знать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений

КР 2, 3, 4

Р 1 -30

ДЗ 6 - 21

З 2.Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

КР 1, 3, 4

Р 1 -30

ДЗ 1 – 6, 21 - 45

З 3. Знать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

КР 1, 2, 4

Р 1 -30

ДЗ 1 – 6, 21 - 45

З 4.Знать особенности социально-гуманитарного познания

ПР 1 - 21

Р 1 -30

П 1 -15

ПВ 1 -15

Д 1 -5



Сокращения: КР – контрольная работа;

ПР – практическая работа;

ДЗ – дифференцированный зачет.

Р – рефераты, доклады, сообщения, презентации.

П – проекты

Д – дискуссия

ПВ – проблемные вопросы


Разработчик:

___________________ /Морозова Л.В./

(Подпись) (ФИО преподавателя)



Рассмотрено на заседании ПЦК

общеобразовательных дисциплин

Протокол ______ от _______ 2017 г.

Председатель ПЦК ___________

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще­образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

4