Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Л. В. Рябинина» городского округа город Шарья Костромской области
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей_________ Протокол №____ от « » _____________2021__г. Руководитель:___/_______________/ | Согласовано заместитель директора по УВР _______/_______________/« » _____________2021__г. | Утверждено: Директор школы ________/_______/ « »___________ 2021__г. |
Рабочая программа
обучающихся с задержкой психического развития
на ступени начального общего образования
для 3 класса (вариант 7.1)
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Лебедева О.В.
г. Шарья
2021 год.
Общие сведения.
В 2021-2022 учебном году в классе обучается 3 ученика, которым по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены ограниченные возможности здоровья, обусловленные задержкой психического развития ( Вариант 7.1).
Ученик 3«б» класса обучающиеся по адаптированной программе для ОВЗ ЗПР (вариант 7.1).
Ф. И.О. ребенка: | Заключение ПМПК № |
Возраст ребенка: 9 лет | |
Класс: 3 | |
Психолого – педагогическая характеристика
Коррекционно-развивающая работа:
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
Систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
Используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
Выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Работа на занятиях строиться по следующим правилам:
новый материал строится и преподается предельно развернуто;
практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;
чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
составление домашнего задания в сторону малого объёма;
для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
систематическая работа над развитием психических процессов;
материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;
увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», и авторскими рабочими программами Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык «Просвещение», 2011. УМК «Школа России» и адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку предмет «Русский язык» отводится 4 часа в неделю (34 учебные недели). Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Проекты |
1 | Язык и речь | 3 | |
2 | Текст .Предложение.Словосочетание. | 11 | |
3 | Слово в языке и речи. | 18 | |
4 | Состав слова | 14 | |
5 | Правописание частей слова. | 23 | |
6 | Части речи | 62 | |
7 | Повторение | 5 | |
8 | Итого | 136 | |
| | |
III. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование уроков для детей с ЗПР ( вариант 7.1) соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников УМК «Школа России», принятой школой для работы на уроках.
IV. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ОВЗ .
1. Общие положения.
1.1. Настоящие методические подходы разработаны на основании Закона РФ «Об образовании» ( №273-ФЗ от 29.12.2012 п.1 ч.5. статья 108), ФГОС для детей с ОВЗ (Приказ № 1598 от 19.12.2014 г), Сан ПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"( Постановление от 10 июля 2015 года № 26).
1.2. Настоящие методические подходы содержат рекомендации, регулирующие деятельность учителя, работающего в общеобразовательных классах и реализующих адаптированные общеобразовательные программы НОО для детей с ОВЗ, по текущему и итоговому контролю и нормам оценок знаний, умений, навыков учащихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
1.3. Система специальной помощи обучающимся с нарушениями письменной речи предусматривает индивидуальный подход к детям, у которых наблюдается несформированность определённых операций процессов письма и чтения (дисграфии, дислексии).
Выделяют следующие виды дисграфии и дислексии: артикуляторно-акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает на почве расстройства устной речи. Ребенок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
2. Акустическая дисграфия и дислексия возникают на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их чтении, пропуски гласных, перестановки букв, вставки, перестановки слогов.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова.
4. Аграмматическая дисграфия и дислексия. Этот вид дисграфии и дислексии связан с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме и в процессе чтения проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования, отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия и дислексия связаны недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме и в процессе чтения. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
• состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш);
• включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);
• зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
Состав детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при обучении русскому языку, неоднороден. К данной категории относятся:
• дети с речевыми проблемами, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы;
• дети с минимальной мозговой дисфункцией;
• дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений.
Отбор для индивидуального подхода в обучении детей с нарушениями письменной речи осуществляет ГПМПК, которая на основании заключений учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представления учителя выдаёт обучающемуся протокол с рекомендациями о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе.
1.4. Для формирования положительной мотивации к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для коррекцц и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ настоящими методическими подходами рекомендуется осуществлять текущий и итоговый контроль письменных работ по русскому языку и литературному чтению с учетом индивидуального подхода ( Приложение1) по измененной шкале оценивания.
2.Оценивание знаний обучающихся с ОВЗ.
2.1.Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителями: в первых классах – по без отметочной системе, предполагающей критерии относительной успешности обучающихся; в 2-4 классах – по пятибалльной системе.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения - по четвертям. Частота проведения контрольных срезов определяется учителем, согласно календарно-тематического планирования.
2.3. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в тетрадях обучающихся.
2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений, закончить до конца четверти за 7-10 дней.
2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с учетом старательности, прилежности в учебной деятельности.
2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.
2.7.Оценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.11. Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.
2.12. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам).
2.13. Создавать обстановку доверия, уверенности в успехе.
2.14. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может).
2.15. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.16. Использовать различные формы педагогических оценок – развернутые описательные виды оценки (устная или письменная характеристика выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
2.17. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.
2.18. Освобождать обучающихся с ОВЗ от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-4 классах для обучающихся общеобразовательных школ с ОВЗ по русскому языку.
Диктант
Объём диктанта соответствует количеству слов по чтению.
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Класс | Объем контрольного диктанта и списывания на конец года | Объем словарного диктанта |
1 | 15 | 7-8 |
2 | 30 | 8-10 |
3 | 55 | 10-12 |
4 | 75 | 12-15 |
Выставление отметок за контрольный диктант.
«5» - нет ошибок, но допускаются 1-2 исправления или две негрубые ошибки, работа написана аккуратно. «4» - 1 - 2 орфографические ошибки, 3 пунктуационные 3 логопедических ошибки; работа выполнена аккуратно, но допущены 1 - 2 исправления. «3» - допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены 3-4 исправления.
«2» - более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущено более 4 исправлений.
Выставление отметок за грамматическое задание.
«5» - всё верно.
«4» - верно не менее 2/3 заданий
«3» - верно 1/2 работы
«2» - верно менее 1/2 работы.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются (словарные слова даны в программе каждого класса);
- ошибки на правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их и выписал их на доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Однотипные ошибки:
Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова.
Первые 3 однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторные ошибки в одном и том же слове(например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, то она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются:
- перенос слова, одна часть которого написана на строке, а другая опущена;
- исключение из правил.
- единичный пропуск буквы на конце слова;
- дважды написанное одно и то же слово в предложении.
3 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуск букв, слогов и слов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка);
- перестановка букв , слогов и слов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила);
- недописывание букв , слогов и слов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка, катораые – которые);
- искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки);
- слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала – устала, виситнастене – висит на стене);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.)
- замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
- нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексическо-грамматической стороны речи:
- аграмматизмы (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в кармане, при летели – прилетели, в зела – взяла).
3. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
- потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц—и, щ-ш);
- потеря соединения (мл, ми, ао).
- неправильное расположение в пространстве элементов букв(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Контрольное списывание
Выставление отметок за контрольное списывание.
«5» - без ошибок, допускается 2 исправления
«4» - 1- 2 ошибки и 1 исправление
«3» - 3 - 4 ошибки и 1 исправление
«2» - 5 - 8 ошибок
Словарный диктант
Количество слов в словарном диктанте.
Количество слов должно быть нечётным.
1классс – 7-8 слов
2 класс – 8 -10 слов
3 класс - 10 - 12 слов
4 класс – 12-15 слов
Выставление отметок за словарный диктант.
«5» - нет ошибок, допускается одно исправление
«4» - 1-2 ошибки и одно исправление (1-й класс); 1ошибка или 1 исправление (2—4 классы);
«3» - 3-4 ошибки и одно исправление (1-й класс); 3 ошибки и 1 исправление (2—4 классы);
«2» - 4-5 ошибок (1-й класс); 4 ошибки (2-4 классы).
Тестовые задания
«5» - всё верно.
«4» - верно не менее 2/3 заданий
«3» - верно 1/2 работы
«2» - верно менее 1/2 работы.
Изложение
Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
Оценивается одной отметкой.
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 №373, требованиями Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ с ЗПР Вариант 7.1) МБОУ СОШ № 2 с учебным планом на 2020 – 2021 учебный год.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Школа России»:
1.Программа: М. И. Моро, М. А. Бантовой.
2. Учебник: «Математика 3 класс» в 2-ух частях, авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, и др.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2016г.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике, на предмет «Математика» отводится 4 часа в неделю (34 учебные недели). Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
II. Учебно-тематический план.
№ | Содержание программы | Количество часов по программе |
1 | Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание. | 8 |
2 | Табличное умножение и деление. | 28 |
3 | Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление. | 28 |
4 | Числа от 1 до 1000.Внетабличное умножение и деление. | 27 |
5 | Числа от 1 до 1000.Нумерация. | 13 |
6 | Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание. | 10 |
7 | Числа от 1 до 1000.Умножение и деление. | 16 |
8 | Итоговое повторение.Что узнали,чему научились в 3 классе. | 6 |
| Итого: | 136 часов |
III. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников УМК «Школа России», принятой школой для работы на уроках.
IV. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Математика
Проверка знаний и умений по математике.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса 25—35 мин, во II — IV классах 25—40 мин, в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей. небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению задач; не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые шибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.
Оценка «1» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получены неверные результаты при измерениях, не построены заданные геометрические фигура.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладёние им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
В контрольные работы вносятся изменения на основе программ:
1.Сокращается объем заданий
2.Составляются задания облегченного уровня
3.Отсутствуют задания повышенного уровня
4.Составляются точные и краткие инструкции по выполнению задания
5.Выдаются справочные материалы
6.Оказывается индивидуальная помощь в случаях затруднения, составляется речевой и письменный образец
7.Индивидуализируется темп выполнения работы
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 №373, требованиями Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ с ЗПР МБОУ СОШ № 2 г. Шарьи, с учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2020– 2021 учебный год.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Программа: А.А. Плешакова.
Учебник «Окружающий мир 3 класс» в 2-ух частях, авторы: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, изд-во Москва, «Просвещение», 2016 г.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Итого 68 часов
II. Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Экскурсии | Практические работы | Самостоятель-ные работы |
1 | Как устроен мир | 6 | | | |
2 | Эта удивительная природа | 18 | 1 | 7 | 2 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | | 2 | 1 |
4 | Наша безопасность | 7 | | 1 | 3 |
5 | Чему учит экономика | 12 | | 3 | 2 |
6 | Путешествия по городам и странам. | 15 | | | 2 |
| Итого | 68 | 1 | 13 | 10 |
III. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников УМК «Школа России», принятой школой для работы на уроках.
IV. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Окружающий мир
Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному ее разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут).
Проверочные задания окружающему миру направлены на выявление:
уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их свойствах;
уровня сенсорного и умственного развития;
сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных признаков;
умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
• умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных;
уровня развития речи, степени систематизации словаря;
умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами;
умения работать по плану, инструкции, алгоритму;
умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы;
умения выбирать способ обследования предмета;
умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности;
умения описывать предметы, явления, излагать события или рассуждать о них в определенной последовательности;
уровня овладения навыками предметно-практической деятельности;
умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, опорному слову, образцу;
выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Виды проверочных работ
Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы.
Основными видами проверочных работ по окружающему миру являются:
устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала;
составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой;
составление рассказов по серии картинок;
составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;
составление рассказов по сюжетным картинам;
составление плана рассказа при помощи картинок;
составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану, алгоритму;
работа с деформированным предложением, текстом;
пересказ по готовому образцу;
решение речевых логических задач;
работа по перфокартам;
распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам,
работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями;
конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного материала, бумаги, картона, дерева:
выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу,
ролевой тренинг,
выполнение тестовых заданий.
Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы, предметах ближайшего окружения, ответ на которого может быть получен при уяснении связей и закономерностей между рассматриваемыми предметами, явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключений), стимулирует развитие словесно-логического мышления.
Словесная оценка знаний и умений по предмету "Окружающий мир " в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр.
Во 2 классе знания и умения обучающихся окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ по предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам.
Оценка устных ответов.
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он даст правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но обучающийся допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти недочеты ученик исправляет сам.
Оценка «3» ставится, если обучающийся усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты.
Оценка "2" ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
Оценка письменных работ
Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах орфографические ошибки не учитываются.
«5» - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы
«4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем
«3» - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя
«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты.
Отметка «5» правильно определена цель опыта, самостоятельно и последователь проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта, научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформированы выводы из опыта.
Отметка «4» правильно определена цель опыта, самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются, 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта, в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные
Отметка «3» правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя, допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.
Отметка «2» не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование, допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать: правильность проведения, умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах.
Отметка «5» правильно по заданию проведено наблюдение, выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
Отметка «4» правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные, допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
Отметка «3» допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдении и выводов.
I. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г Горецкого. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 №373, требованиями Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ с ЗПР МБОУ СОШ № 2 г. Шарьи, с учебным планом школы на 2020 – 2021 учебный год.
1.Программа: Л.Ф.Климановой, В.Г Горецкого.
2. Учебник: «Литературное чтение 3 класс» в 2-ух частях, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.В и др.М.:Просвещение,2016г.
Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение предмета литературного чтения в 3 классе отводится 136 часа.
II. Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Кол-во часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Вводный урок | 1 | 1 |
2 | Самое великое чудо на земле | 4 | 4 |
3 | Устное народное творчество | 14 | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 11 |
5 | Великие русские писатели. | 24 | 24 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 6 |
7 | Литературные сказки | 8 | 8 |
8 | Были-небылицы | 10 | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 6 |
10 | Люби живое | 16 | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 8 |
12 | Собирай по ягодке-наберешь кузовок | 12 | 12 |
13 | По страницам детских журналов | 8 | 8 |
14 | Зарубежная литература | 8 | 8 |
всего | | 136 | 136 |
III. Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников УМК «Школа России», принятой школой для работы на уроках.
IV. Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- правильно и полно понимает содержание прочитанного;
- читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения;
- в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии – не менее 80 слов в минуту;
- полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
- знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
- правильно понимает основное содержание прочитанного;
- читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
- в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
- во II полугодии – не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
- понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
- в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
- во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту, допускает от 4-5 ошибок;
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Отметка «2» ставится ученику, если он:
-не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;
- в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок;
- во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.