Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №__ Пушкинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим Советом Директор ГБОУ школы-интерната № __
ГБОУ школы-интерната № __ Пушкинского района Санкт-Петербурга Пушкинского района Санкт-Петербурга _____________А.А. АААААААААА
Протокол №____от_________2020 г. Приказ №______ от _________2020 г.
Рабочая программа
учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности
для 5 класса
(уровень: базовый)
автор - составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Труфанов Ю. Н.
Санкт – Петербург
2020
Пояснительная записка
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является структурной частью предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана, изучается в течение учебного года по 1 часу в неделю (34 учебные недели), 34 часа в год.
Особенности контингента обучающихся.
Познавательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья выражается в замедленном темпе психического развития, что приводит к недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, неустойчивого внимания, кратковременной памяти, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие нейропсихологические особенности:
нарушение динамики умственной работоспособности;
снижение объёма памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности;
неравномерное развитие психических процессов;
недоразвитие ориентировочной основы деятельности;
задержка развития эмоционально-волевой сферы;
инфантильность;
быстрая утомляемость;
низкий темп учебной деятельности.
Учитывая замедленность темпа восприятия учащимися с ограниченными возможностями здоровья, в рабочей программе исключаются наиболее сложные понятия и практические работы, усиливается практическая направленность изучаемого материала, выделяется время на закрепление и повторение тем курса.
Описание учебно–методического комплекта, включая электронные ресурсы, дополнительно используемые информационные ресурсы.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Ф.Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранин- М.: Вентана-Граф, 2019/.
2.Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания 5 -11 классы /авторы В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И.Хабнер – М.: ВАКО, 2011/
3. Основы безопасности жизнедеятельности/Информационно методическое издание для преподавателей/
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
Учительский портал | http:// www.uchportal.ru |
Копилка уроков | http:// kopilkaurokov.ru |
Педсовет | http:// pedsovet.org |
Завуч | http:// www.zavuch.ru |
Корпорация Российский учебник | http:// www.rosuchebnik.ru |
Мультиурок – проект для учителей | http:// www.multiurok.ru |
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» | http:// www.nsportal.ru |
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «О гражданской обороне»;
Закон «Об образовании»;
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
Федеральный закон «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»;
Федеральный закон «О противодействии терроризму»;
Федеральный закон Российской Федерации: "Об обороне";
Федеральный закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих";
Федеральный закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральный закон Российской Федерации "О гражданской обороне"
Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Содержание учебного предмета (перечень разделов/блоков; количество часов, отводимое на изучение раздела/блока; количество часов, отведенных на практическую часть).
№ | Тема раздела/блока | Всего часов | Количество часов |
Теорети-ческие | Практи-ческие |
1. | Введение. Почему нужно изучать ОБЖ. | 1 | 1 | |
2. | Раздел 1. "Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя". | 13 | 5 | 8 |
3. | Раздел 2. «Мой безопасный дом». | 5 | 3 | 2 |
4. | Раздел 3. «Школьная жизнь». | 15 | 10 | 5 |
Итого: | 34 | 19 | 15 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные).
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере знания:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
- умение сохранять окружающий мир.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую само и взаимопомощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
- умение оказывать первую само и взаимопомощь при занятиях физической культурой и спортом.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.
Вид контроля:
- Устный опрос.
- Тестирование.
- Индивидуальные карточки с одно и разнотипными задачами.
- Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа.
- Практическая работа.
12