ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности
Важнейшие личностные результаты обучения ОБЖ:
1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
8 класс
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
9 класс
Выпускник научится:
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
определять состояния оказания неотложной помощи;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
безопасно вести и применять права покупателя;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Уроки 1—2. Введение
Программное содержание: Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ: расширение и углубление знаний о чрезвычайных ситуациях разного вида и характеристик; формирование навыков безопасного поведения в ЧС; воспитание эмоционально отрицательного отношения к негативным проявлениям в окружающей среде, мотивации здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам и асоциальному поведению. Характеристика понятия «чрезвычайные ситуации», их классификация. Условия, при которых можно избежать или уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций. Структура уроков, основные методы и приёмы. Учебный диалог (дискуссия): анализ информации, представленной в иллюстративном ряде, обсуждение последствий поведения подростков. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Практическая работа: анализ и оценка документов — законов Российской Федерации. Составление характеристик понятий. Работа с информацией, представленной в графическом виде: чтение схем.
Уроки 3 – 9 Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.
Программное содержание: Лес – это серьезно. Неожиданные встречи в лесу. Если гроза застала вас в лесу. Водоем зимой и летом. Учимся отдыхать на воде! Как помочь тонущему человеку на воде. Как спастись, если провалился под лед? Учебные дискуссии: ядовитые грибы и растения в лесу; как вести себя при встрече с дикими животными в лесу. Учебный диалог: анализ информации, представленной в схеме, в текстах учебника. Практические работы: правила поведения при отравлении ядовитыми грибами; оказание помощи при ожогах, отравлениях ядовитыми растениями; правила поведения в лесу, ели попал в грозу. Работа в группах: анализ иллюстративного материала учебника; обсуждение экстремальных видов спорта.
Уроки 10 – 21 Современный транспорт и безопасность
Программное содержание: Транспорт в современном мире (функции, назначение, особенности, виды). Чрезвычайные ситуации на дорогах. Правила езды велосипедиста. Опасные игры на дорогах: скейтбординг, бокинг, ВМХ и др. Опасные ситуации в метро. Авиакатастрофы, правила поведения на борту авиалайнера. Железнодорожные катастрофы. Зацепинг — опасная игра. Структура уроков, основные методы и приёмы: Учебная дискуссия: причины аварий на транспорте; опасные игры на транспорте. Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстовом, графическом и иллюстративном виде в учебнике. Практические работы: первая помощь при кровотечениях; аварийная посадка самолёта; составление памятки — правила поведения при возгорании в вагоне поезда. Работа в группах: анализ и оценка информации, представленной в иллюстрациях. Подготовка суждения: что нарушили велосипедисты?
Уроки 22 – 34 Безопасный отдых и туризм.
Программное содержание: Обеспечение безопасности в туристском походе. Объективные трудности туристского похода. Правила безопасности в турпоходе. График движения. Если турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды. Безопасность в водном турпоходе. Узлы в турпоходе. Сигналы бедствия. Структура уроков, основные методы и приёмы: Учебные дискуссии: обсуждение проблем «Почему туризм так популярен?», «Как преодолеть трудности турпохода?», «Выбор места бивуака», «Быт туриста», «Опасности водных походов», «Сигналы бедствия». Учебный диалог: обсуждение информации, представлен ной в учебнике в текстовом, графическом и иллюстративном виде. Практические работы: правила распределения снаряжения между участниками похода; график движения по маршруту; программа поиска отставшего туриста; освоение разных видов узлов. Работа в группах: плавательные средства в турпоходе. Дифференцированные задания: сигналы бедствия.
9 класс
Уроки 1— 9. Когда человек сам себе враг.
Программное содержание: Почему подростки курят? Что можно обнаружить в табачном дыму? Физическое, психическое, эмоциональное состояние подросткакурильщика. Разрушение личности под влиянием наркомании. Игромания — вредная зависимость. Структура уроков, основные методы и приёмы: Учебные дискуссии: анализ результатов анонимного опроса; почему курение особенно вредно для подростков; отношение к курильщикам; печальная статистика (анализ статистических данных о людях с вредными привычками). Учебный диалог: встреча с медицинскими работниками. Практические работы: навыки работы с документами. Работа в парах и в группах: вред наркотиков (анализ схемы); анализ информации, представленной в графической форме.
Уроки 10 —24. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения
Программное содержание: Краткая характеристика используемых в теме понятий. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Деятельность по предупреждению природных ЧС. Предупреждение распространения инфекции. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила при эвакуации. Природные чрезвычайные ситуации на территории России. Классификация природных ЧС: геофизические (землетрясения, извержения вулканов), метеорологические (ураганы, бури, смерчи), гидрологические (наводнения, цунами), природные пожары (лесные, степные, торфяные), биологические (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). Предвестники ЧС. Особенности поведения во время различных природных ЧС. Последствия ЧС. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины возникновения и виды техногенных ЧС. Виды пожаров по признакам горения, месту распространения, времени начала тушения. Структура уроков, основные методы и приёмы: Работа с документами: характеристика Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Водного кодекса РФ. Рассказ-лекция учителя: природные чрезвычайные ситуации на территории России. Учебный диалог: классификация природных ЧС (анализ текстового и иллюстративного материала в учебнике. Учебная дискуссия: анализ схем (строение вулкана); составление памятки «Правила поведения во время извержения вулкана». Работа в группах: подготовка сообщения на тему «Опасное природное явление»; создание инструкции для младшего школьника о поведении во время землетрясения; подготовка коллективного сообщения «Поражающие факторы пожара». Практические работы: первая помощь при травмах, кровотечениях, открытом переломе конечности, отравлении химическими веществами.
Уроки 25 - 34. Чрезвычайные ситуации социального характера.
Национальная безопасность Российской Федерации Программное содержание Экстремизм, терроризм (характеристика понятий). Законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму, терроризму. Крайние проявления экстремизма. Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета; взятии в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников; после взрыва в жилом доме. Структура уроков, основные методы и приёмы: Учебные дискуссии: причины появления терроризма; взрывы в жилых домах — особо опасное проявление терроризма; что такое национальная безопасность. Работа с информацией, представленной в учебнике в текстовом, графическом и иллюстративном виде. Практические работы: оказание первой медицинской помощи (повторение изученного материала); работа с документами — законодательством Российской Федерации.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контрольные |
8 класс |
I | Введение | 2 | |
II | Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе | 7 | |
III | Современный транспорт и безопасность | 12 | 1 |
IV | Безопасный туризм | 13 | 1 |
| Итоговый урок | 1 | |
| Всего часов | 34 | 2 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольные |
9 класс |
I | Когда человек сам себе враг | 9 | |
II | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 15 | |
III | Чрезвычайные ситуации социального характера | 10 | 1 |
Всего часов | 34 | 1 |