Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Рассмотрено на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин Протокол № «___» _________ 2022г. Председатель ЦК __________ _/О.В.Думнова./ | |
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР «___» _________ 2022г. ________/ Т.В.Славко |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
Гусиноозерск 2022 г.
Программа учебной дисциплины ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СПО) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО).
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, группа МД 22
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Гусиноозерский энергетический техникум»
Разработчик программы: __________________________Т.Е.Подпалова
Дата | Согласование | Должность | Подпись |
| Проверено | Зав. отделением Симонова М.А. | |
| Согласовано | Зав. методкабинетом Ульянова С.А. | |
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
общая характеристика рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины лист регистрации изменений | 9 11 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 | - организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; | - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 72 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 52 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Тема 1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности, среда обитания человека и факторы окружающей среды, влияющие на безопасность человека | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности, среда обитания человека и факторы окружающей среды, влияющие на безопасность человека | |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного времени | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
1.Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени. | |
В том числе практические занятия | 3 |
1. Отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения. | 1 |
2. Отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. | 1 |
3. Изучение первичных средств пожаротушения. | 1 |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации военного времени | Содержание учебного материала | 8 | ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
1. Чрезвычайные ситуации военного времени. | |
2. Планирование и проведение организационных мероприятий по ГО. |
В том числе практические занятия | 3 |
1. Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения. | 1 |
2. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения. | 1 |
3. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения. | 1 |
Тема 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
1.Понятие устойчивости работы объектов экономики. | |
Тема 5. Основы военной службы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
1.Национальная безопасность Российской Федерации. | |
1.Основы обороны государства. | |
2.Вооруженные Силы Российской Федерации. | |
2.Порядок прохождения военной службы. | |
4.Боевые традиции и символы воинской чести. | |
Тема 6. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 14 | ОК 1-11 ПК 1.1 - 1.6 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.3, 5.1 - 5.4 |
1.Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. | |
В том числе практические занятия | 14 |
1.Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при кровотечениях. | 2 |
2. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при переломах. | 2 |
3. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при синдроме длительного сдавливания. | 2 |
4. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при отравлениях. | 2 |
5. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при шоке. | 2 |
6. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при ожогах и отморожениях. | 2 |
7. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощь при электротравме. | 1 |
8. Изучение и освоение основных способов искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности»,
оснащенный оборудованием:
1. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
2. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
3. Гопкалитовый патрон ДП-5В
4. Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
5. Респиратор Р-2
6. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11)
7. Ватно-марлевая повязка
8. Противопыльная тканевая маска
9. Медицинская сумка в комплекте
10.Носилки санитарные
11.Аптечка индивидуальная (АИ-2)
12.Бинты марлевые
13.Бинты эластичные
14.Жгуты кровоостанавливающие резиновые
15.Индивидуальные перевязочные пакеты
16.Косынки перевязочные
17.Ножницы для перевязочного материала прямые
18.Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
19.Шинный материал (металлические, Дитерихса)
20.Огнетушители порошковые (учебные)
21.Огнетушители пенные (учебные)
22.Огнетушители углекислотные (учебные)
23.Устройство отработки прицеливания
24.Учебные автоматы АК-74
25.Винтовки пневматические
26.Комплект плакатов по Гражданской обороне
27.Комплект плакатов по Основам военной службы
техническими средствами обучения:
1. Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
2. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
3. Рентгенметр ДП-5В
4. Робот-тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.. основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учреждений среднего профессионального образования. - М.: ИЦ «Академия», 2015. – 176с.
2. Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. Основы безопасности жизнедеятельности. Практикум М.: ИЦ «Академия», 2014. – 144с
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электронный образовательный ресурс «Безопасность жизнедеятельности», ИЦ «Академия», 2014. Версия 1.31
3.2.3. Дополнительные источники1:
1. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987. – 640 с.
2. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. –
М.: Эксмо, 2013. – 608 с.
3. Сборник законов Российской Федерации. – М.: Эксмо, (Актуальная версия). – 928 с.
4. Глыбочко П.В. Первая медицинская помощь: учебник для СПО. - М.: Издательский центр «Академия»,2013.– 240 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим | - правильность и точность знания основных понятий; - описывает меры профилактики для снижения уровня опасностей различных видов и их последствий в быту и профессиональной деятельности; - объясняет и использует по назначению индивидуальные средства безопасности; - предъявляет методы оказания первой помощи пострадавшим; - находит и указывает средства пожаротушения в зависимости от сложившейся чрезвычайной ситуации; - определяет в перечне военно-учетных специальностей родственные своей профессии; - объясняет, владеет, применяет способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной жизни и профессиональной деятельности | выполнения практической работы Тестирование Устный опрос |
Знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Лист регистрации изменений
№ изменения | № и дата извещения об изменении | № листа с изменением | Дата внесения изменения | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
1