Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова
ПРИНЯТО : на заседании педагогического совета школы Протокол № от августа 2022г. | Утверждаю: Директор школы: /________/А.А.Байгужинов Приказ № от августа 2022г. |
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно- нравственной культуры народов России» ОДНКНР
5 класс
Составитель: учитель истории и обществознания Парфенова Ю.Н.
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 класса образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Примерной программы воспитания (2020 г.). Примерная программа воспитания / Апробация и внедрение примерной программы воспитания. Институт стратегий развития образования РАО. http://form.instrao.ru
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения России от 20 мая 2020 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Авторская программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования.
УМК: Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е издание., испр. – М.: Вента – Граф, 2017г. – 160 с. ил. ISBN 978-5-360-07894-4
Основная образовательная программа основного общего образования, принята решением педагогического совета школы , протокол № от 2022г, утверждена приказом директора МКОУ Савкинской СОШ 2022г, приказ №
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе. Всего часов по учебному плану 34 ч. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1 час. Учебный курс имеет оценочную систему.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. Память о героях – защитниках Отечества.
В труде – красота человека.Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Среднего Урала.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам.
Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников России и Среднего Урала, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России и Среднего Урала.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Раздел 6. Повторительно-обобщающий урок «Религия и культура».
Контрольная работа «Религия и культура».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
«Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
Учебно-тематический план по ОДНКНР 5 класс
Глава, тема | Количество часов |
Раздел 1. В мире культуры | 3 |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа | 12 |
Раздел 3. Религия и культура | 10 |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности | 4 |
Раздел 5. Твой духовный мир. | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОДНКНР 5 класс
№ | Тема урока | Виды деятельности |
| Раздел 1. В мире культуры (3 часа) | |
1. | Величие многонациональной российской культуры. | Диалог, беседа, презентация. Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» |
2 | Человек-творец и носитель культуры. | Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России |
3 | Человек-творец и носитель культуры. | Чтение текста, конструирование схем, диалог, беседа, работа в парах. Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России |
| Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (12 часов) | |
4 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Объяснение, комментированное чтение текста, работа в парах |
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Объяснение, комментированное чтение текста, работа в парах |
6 | Жизнь ратными подвигами полна. | Комментирование чтение текста, беседа |
7 | В труде - красота человека | Работа в парах, чтение и анализ текста. Объяснить значение пословиц |
8 | «Плод добрых трудов славен» | Диалог, беседа Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде. |
9 | «Плод добрых трудов славен» | Диалог, беседа Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде. |
10 | Люди труда. | Комментированное чтение, беседа |
11 | Люди труда. | Комментированное чтение, беседа |
12 | Бережное отношение к природе. | Работа в группах, комментированное чтение |
13 | Бережное отношение к природе. | Работа в группах, комментированное чтение |
14 | Семья-хранитель духовных ценностей. | Диалог, работа в парах, беседа. Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах человека; |
15 | Семья-хранитель духовных ценностей. | Диалог, работа в парах, беседа. Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах человека; |
| Раздел 3. Религия и культура (10 часов) | |
16 | Роль религии в развитии культуры. | Беседа, анализ. Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности. |
17 | Роль религии в развитии культуры. | Беседа, анализ. Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности. |
18 | Культурное наследие христианской Руси. | Комментированное чтение текста, беседа. Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе. |
19 | Откуда на Русь пришло христианство | Комментированное чтение текста, беседа. Подготовить сообщение-презентацию о царь-колоколе. |
20 | Культура ислама. | Диалог, просмотр видеофильма |
21 | Мечеть – часть исламской культуры | Работать с текстом учебника. Анализировать. Делать выводы. |
22 | Иудаизм и культура. Как все начиналось. | Игра-экскурсия, работа с картой |
23 | Иудаизм и культура. Как все начиналось. | Игра-экскурсия, работа с картой |
24 | Еврейский календарь. | Находить информацию. Анализировать. Делать выводы. |
25 | Культурные традиции буддизма. Буддизм в России. | Работа с картой, беседа, анализ. |
26 | Буддийский календарь. | Находить информацию. Анализировать. Делать выводы. |
| Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа) | |
27 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | Комментированное чтение, беседа Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области |
28 | Охраняется государством. | Работа с текстом, анализировать факты. Делать выводы. |
29 | Хранить память предков. | Диалог, анализ, комментированное чтение. |
30 | Творить благо. | Понимать что такое благо. Работать с информацией. Анализировать. |
| Раздел 5. Твой духовный мир. (4 часа) | |
31 | Что составляет твой духовный мир. | Работа в группах, диалог. Проектная и исследовательская деятельность |
32 | Твои интересы. | Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства; слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал. |
33 | Твоя культура поведения. | Работа в группах, диалог. Проектная и исследовательская деятельность. |
34 | Итоговое повторение по учебном курсу. | Уметь объяснять, извлекать полезную информацию. Анализировать, делать выводы. |
Используемые ЭОР
№ | Тема урока | ЭОР |
| Раздел 1. В мире культуры (3 часа) | |
1. | Величие многонациональной российской культуры. | https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
2 | Человек-творец и носитель культуры. | Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
3 | Человек-творец и носитель культуры. | https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
| Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (12 часов) | |
4 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
6 | Жизнь ратными подвигами полна. | http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
7 | В труде - красота человека | http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
8 | «Плод добрых трудов славен» | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
9 | «Плод добрых трудов славен» | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
10 | Люди труда. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
11 | Люди труда. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
12 | Бережное отношение к природе. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
13 | Бережное отношение к природе. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
14 | Семья-хранитель духовных ценностей. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
15 | Семья-хранитель духовных ценностей. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
| Раздел 3. Религия и культура (10 часов) | |
16 | Роль религии в развитии культуры. | http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций |
17 | Роль религии в развитии культуры. | http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал |
18 | Культурное наследие христианской Руси. | http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал |
19 | Откуда на Русь пришло христианство | http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций |
20 | Культура ислама. | www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре |
21 | Мечеть – часть исламской культуры | www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре |
22 | Иудаизм и культура. Как все начиналось. | www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре |
23 | Иудаизм и культура. Как все начиналось. | http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций |
24 | Еврейский календарь. | http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций |
25 | Культурные традиции буддизма. Буддизм в России. | http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций |
26 | Буддийский календарь. | http: // www.istorya.ru- История стран и цивилизаций |
| Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа) | |
27 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
28 | Охраняется государством. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
29 | Хранить память предков. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
30 | Творить благо. | http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура |
| Раздел 5. Твой духовный мир. ( 4 часа) | |
31 | Что составляет твой духовный мир. | https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
32 | Твои интересы. | https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
33 | Твоя культура поведения. | https://resh.edu.ru/special-course/1/1 http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов |
34 | Итоговое повторение по учебном курсу. | |