СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОДНКНР ФГОС Амиров

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОДНКНР автор Амиров Р.Б.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОДНКНР ФГОС Амиров»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с

  • Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Основной образовательной программой школы,

  • Примерной программой по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),

  • Авторской программой, разработанной Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. в соответствии с требованиями ФГОС

Место предмета в базисном плане: программа 5 класса составлена из расчета 34 часов, отведенных на предмет базисным учебным планом МОКУ «Китаевская средняя общеобразовательная школа».
















пЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Планируемые результаты освоения программы

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.




Л ичностные

результаты Умения

Предметные

результаты Умения

М етапредметные

результаты Умения

1

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;


называет себя гражданином России,

испытывает чувство гордости за свою Родину,

называет важные события России, повлиявшие на ее могущество

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

Называетзначение слов: Отечество, семья, религия;

называет основные национальности России,

называет религиозно-культурные традиции народов России,

объясняет наличие традиций у народов, приводит факты

Овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления


называет учебную задачу,

удерживает задачу и соотносит ее со средствами,

находит средства и способ решения задачи,

определяет цель выполнения заданий,

выполняет роль эксперта в групповых формах работы

2

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание уважения к истории и культуре всех народов;

рассказывает коротко об истории религий разных стран,

уважает историю и культуру других народов,

задает вопросы о культуре, традициях стран и народов,

сравнивает культурные традиции, приводит яркие примеры традиций народов.






Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

называет основные нормы светской морали,

называет основные нормы религиозной морали,

объясняет значение норм морали для семьи, называет основные понятия религиозных культур;

дает характеристику основных понятий религиозных культур,

приводит примеры из разных источников,

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

планирует свою работу,

контролирует, оценивает выполнение своих действий,

сравнивает задачу и свои действия,

называет лучшие способы решения задачи,

исправляет ошибки в работе,

называет причины успешной или неуспешной работы,

исправляет самостоятельно ошибки,

выполняет экспертную оценку работы групп

3

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкина основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

оценивает свои поступки, поступки товарищей, одноклассников с точки зрения норм морали,

объясняет свои поступки с помощью норм,

слушает мнение других,

высказывает cвое отношение к поступкам других,

приводит примеры из истории развития России и других стран

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;


определяет значение слов: нравственность, вера, религия,

объясняет необходимость этих слов для жизни людей,

описывает различные явления религиозных традиций и культур;

рассказывать, как вера влияет на поступки человека,

приводит примеры из дополнительных источников

Адекватное использование речевых средств и средств ИК - технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

подбирает высказывания,

строит тексты для ответов на вопросы,

готовит презентации, сообщения по теме,

находит иллюстрации для ответа на вопросы, представляет информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

4

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения


соотносит нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры,

делает выводы на основе сравнения норм морали и культуры,

демонстрирует толерантное поведение по отношению к участникам учебного процесса и другим

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

объясняет понятия: светская этика, религия,

рассказывает о личной этике в семье, классе,

устанавливает взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

высказывает свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

Умение вести информационный поиск для выполнения учебных заданий;


находит необходимую информацию для выполнения заданий;

выбирает необходимые источники из названных,

предлагает свои источники информации,

систематизирует источники для облегчения поиска

5

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

анализирует жизненные ситуации, выбирает нравственные формы поведения,

сопоставляет формы поведения с нормами религиозной культуры,

относится доброжелательно к участникам общения,

демонстрирует эмоционально-устойчивое поведение,

предлагает способы выхода из конфликтных ситуаций

Общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

рассказывает основные моменты истории возникновения религиозных культур;

объясняет историю развития различных религиозных культур в истории России;

называет особенности и традиции религий;

описывает основное содержание священных книг,

рассказывает об основных сооружениях, праздниках и святынях,

представляет дополнительную информацию по теме

Овладениенавыками смыслового чтения текстов, построения речевых высказываний в соответствии с целями коммуникации;


понимает смысл текста,

строит речевые высказывания по теме,

определяет тему коммуникации,

участвует в диалоге: слушает собеседника и излагать своё мнение;

строит содержательные сообщения по теме, приводит примеры из своих источников


6

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

обсуждает с родителями, сверстниками содержание задачи, урока, ситуации,

слушает собеседника, ведет диалог,

признает возможность существования различных точек зрения,

дает возможность высказаться другим участникам диалога,

высказывает отношение к участникам конфликта, отмечает ошибки в общении свои и чужие,

предлагает пути решения проблемы (конфликта)

Осознание ценности человеческой жизни.


Знает, понимает и

принимает ценности:

Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных

традиций многонацио

нального народа России,

уважает мнение других,

демонстрирует формы позитивного общения и поведения,

приводит примеры о жестоком обращении к человечеству

Овладениелогическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;

выделяет существенные признаки в предмете дискуссии,

сравнивает предмет дискуссии по признакам,

выделяет причины происходящих явлений,

строит связные развернутые высказывания по теме рассуждения,

выдвигает содержательные гипотезы

исследует способы действий,

предлагает наиболее эффективные способы


7

Наличиемотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

активно работает на уроке,

предлагает свою помощь при необходимости,

бережет школьное имущество,

уважительно относится к одноклассникам, взрослым,

выполняет дополнительные задания,

организует самостоятельную работу по собственной инициативе

Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.

определяет цель работы на уроке,

договаривается с участниками групповой работы,

распределяет роли совместной деятельности,

оценивает свое поведение, объясняет поведение других участников группы с разных позиций.

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

слушает собеседника,

ведет диалог,

признает точку зрения собеседника,

объясняет свою собственную точку зрения,

приводит аргументы в процессе дискуссии,

объясняет события с разных точек зрения



Оценивание учебного курса ОРКСЭ отметочное, осуществляется согласно Системе оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.»

5класс (34 часа)


Раздел1.(3ч) Знакомство с новым предметом

Урок 1. Россия — наша Родина. Основное содержание: Россия как государство.

Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Основные понятия: Родина, государство, образ ми-рового дерева, семья, родословное древо.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

построение схемы родословного древа.


Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.

Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий.

Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире.

Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.

Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия, этика.

Внеурочная работа: посещение археологического музея или археологической экспозиции в краеведческом музее.


Урок 3 Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Основное содержание: религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современ-ном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

Представители различных религий о необходи-мости мирного диалога. Единство лидеров мировых религий в важнейших вопросах мирного сосущест-вования. Значение образования и просвещения в де-ле достижения взаимопонимания. Обращение участ-ников III съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу.

Основные понятия: съезд лидеров мировых и тради-ционных религий, диалог, взаимопонимание.

Межмодульные связи: религиозный диалог, общие морально-нравственные основы религиозных куль-тур.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Что я хочу пожелать людям всего мира...».


Раздел 2. (5ч) Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях


Урок 4. Древние верования и религиозные культы Основное содержание: изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники.

Древние религиозные культы. Культ богини-матери. Культы почитания природы.

Фетиши и предметы религиозного культа. Обря-ды и ритуалы. Обряд инициации.

Религиозные практики. Шаманство.

Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».

Основные понятия: мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство.

Словарная работа: археология, археолог, культ, обряд, ритуал.

Творческая работа: иллюстрации к уроку. Внеурочная работа: посещение археологического музея, археологической экспозиции в краеведческом музее, экспозиции, посвященной языческим культам.


Урок 5. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии

Основное содержание: географические и природ-ные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у авст-ралийских аборигенов. Легенда о бумеранге.

Вариативное содержание: бумеранг и его символический смысл.

Основные понятия: аборигены, картина мира.

Словарная работа: аборигены. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: история, культура и природа Австралии.


Урок 6. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки

Основное содержание: географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце.

Вариативное содержание: календарь ацтеков и «Камень Солнца».

Основные понятия: майя, ацтеки, инки, цивили-зация.

Словарная работа: цивилизация. Учебно-исследовательская и проектная деятельность: культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки.


Урок 7. Акико рассказывает о мифологии и куль-туре Японии

Основное содержание: географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.

Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце.

Вариативное содержание: изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума.

Основное понятие: синтоизм.

Словарная работа: экзотика, экзотичный.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: куклы в традиционной культуре Японии.


Урок 8. Саша рассказывает о верованиях древних славян

Основное содержание: культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.

Вариативное содержание: божества славянской мифологии. Славянские мифы.

Основные понятия: славяне, капище, идолы. Словарная работа: соотечественник, идол.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: верования древних славян в русском фольклоре.

Внеурочная работа: посещение краеведческих музеев.


Раздел 3. Иудаизм (5ч)

Урок 9. Представления о Боге в иудаизме Основное содержание: иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме.

Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора.

Вариативное содержание: притча о том, почему Бог не может быть видим.

Основные понятия: иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора.

Межмодульные связи: иудаизм, монотеистические религии.

Словарная работа: иудаизм, евреи. Учебно_исследовательская и проектная

деятельность: государство Израиль: географические и природные особенности, культурные и исторические достопри-мечательности.


Урок 10. Мир и человек в иудаизме Основное содержание: представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.

Вариативное содержание: отношение к богатству и бедности в иудейской традиции.

Основные понятия: Шаббат, Тора, душа. Межмодульные связи: религиозные представления о происхождении мира и человека.

Словарная работа: свобода воли.


Урок 11. Тора и заповеди Основное содержание: Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетован-ную. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот. Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей. Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительст-во и разрушение Иерусалимского Храма. Стена Плача.

Вариативное содержание: путь евреев в Землю обетованную, чудо с манной небесной.

Основные понятия: Тора, Пятикнижие, Земля обе-тованная, пророк, заповеди, Завет.

Межмодульные связи: пророки в различных религиозных культурах; заповеди.

Словарная работа: пророк. Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

пророк Моисей.


Урок 12. О чем говорит иудейский Закон Основное содержание: правило Гилеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута. Отношение к природе и живым существам в иудаизме.

Вариативное содержание: правила благотворитель-ности в иудаизме.

Основные понятия: мессия, цдака, кашрут. Межмодульные связи: «золотое правило» Гилеля.

Словарная работа: благотворительность.


Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Основное содержание: обряды жизненного цикла иудаизме: бритмила, бар-мицва и батмицва, свадьба. Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.

Вариативное содержание: особенности облачения для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи.


Основные понятия: бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.

Межмодульные связи: обряды, ритуалы, священ-ные сооружения.

Словарная работа: совершеннолетие, община.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные иудейские праздники.

Внеурочная деятельность: посещение синагоги.


Раздел 4. Христианство (6ч)

Урок 14. Представление о Боге и мире в христианстве

Основное содержание: христианство и его распро-странение в мире.

Основные направления христианства: правосла-вие, католицизм, протестантизм.

Представления о Боге в христианстве. Библия. Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.

Вариативное содержание: история возникновения время возникновения христианства.

Основные понятия: христианство, Библия.

Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных религиозных куль-турах.

Словарная работа: мироздание.


Урок 15. Представление о человеке в христианстве

Основное содержание: первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос - Спаситель.

Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и до-стоинство как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствова-ния. Притча о следах на песке.

Вариативное содержание: грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая.

Основные понятия: спасение, любовь.

Межмодульные связи: заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенство-вания.

Словарная работа: грех, заповеди, доблесть, патрио-тизм.

Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь».


Урок 16. Библия — священная книга христиан Основное содержание: книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия.

Вариативное содержание: евангелисты и апостолы.

Основные понятия: Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.

Словарная работа: Библия.


Урок 17. Православие Основное содержание: православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.

Вариативное содержание: язык православного богослужения.

Основные понятия: православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона.

Межмодульные связи: православие.

Словарная работа: патриарх, священнослужители, церковнослужители.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: традиционные православные праздники.


Урок 18. Католицизм

Основное содержание: государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители.Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в изобразительном искусстве.Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.

Вариативное содержание: орган и органная музыка в католическом богослужении.

Основные понятия: католицизм, Ватикан.

Словарная работа: католицизм. Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

государство Ватикан.


Урок 19. Протестантизм

Основное содержание: происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятель-ность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.

Вариативное содержание: протестантские благотво-рительные организации и их деятельность.

Основные понятия: протестантизм, миссионерство, баптизм, лютеранство, адвентизм.

Словарная работа: протестантизм, проповедник, миссионер.


Внеурочная деятельность: посещение православного храма, костела или протестантского дома молитвы (на выбор).


Раздел 5. Ислам (5ч)

Урок 20. Представление о Боге и мире в исламе

Основное содержание: ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность че-ловека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.

Вариативное содержание: представление о равенстве мужчин и женщин в исламе.

Основные понятия: ислам, мусульмане, Коран. Межмодульные связи: представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам.

Словарная работа: ангелы, джинны.


Урок 21. Пророк Мухаммад.

Основное содержание: первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад — «печать пророков». История жизни пророка Мухаммада. Учение и проповеди пророка Мухаммада. Защита Родины в системе ценностей ислама. Джи-хад, правильное толкование понятия «джихад».

Вариативное содержание: труд в системе ценностей ислама.

Основные понятия: пророк, джихад.

Словарная работа: самосовершенствование.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Великая Отечественная война в истории России.


Урок 22. Коран и Сунна

Основное содержание: Коран — священная книга мусульман. Сунна — предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и зна-ний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добро-соседства и гостеприимства в исламе.

Вариативное содержание: исламская медицина.

Основные понятия: Коран, Сунна.

Словарная работа: гостеприимство.


Урок 23. Столпы ислама. Праздники ислама

Основное содержание: пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам.Закят, его значение в жизни мусульманской об-щины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.

Вариативное содержание: совместная молитва мусульман в мечети.

Основные понятия: шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам.

Словарная работа: милостыня.


Урок 24. Священные города и сооружения ислама

Основное содержание: Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении. Медина, переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Му-хаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети.

Вариативное содержание: каллиграфия в художест-венной культуре ислама. Исламские притчи.

Основные понятия: Мекка, Кааба, Медина, мечеть. Словарная работа: каллиграфия, панно, фриз.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: священные сооружения ислама на территории России.

Внеурочная деятельность: посещение мечети.


Раздел 6. Буддизм (4ч)

Урок 25. Жизнь Будды Основное содержание: буддизм - старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды.

Вариативное содержание: последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты.

Основные понятия: буддизм, срединный путь, просветление.

Межмодульные связи: буддизм. Словарная работа: срединный путь.


Урок 26. Учение Будды Основное содержание: четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки - истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы — ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, об-щина монахов.

Вариативное содержание: восемь символов буддий-ского учения. Колесо сансары.

Основные понятия: четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценнос-ти буддизма.

Словарная работа: благородные истины, символ.


Урок 27. Духовные наставники и священные сооружения буддизма

Основное содержание: распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.

Вариативное содержание: ступы.

Основные понятия: лама, Потала, бодхисаттва. Словарная работа: далай-лама, дацан, Сандаловый Будда.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники.


Урок 28. Священные тексты буддизма Основное содержание: Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.

Вариативное содержание: Дхаммапада и Гирлянда джатак. Буддийские притчи.

Основные понятия: Трипитака Словарная работа: санскрит.

Внеурочная деятельность: посещение буддийского храма.


Раздел 7. Подведение итогов (2ч)

Урок 29. «Золотое правило нравственности»

Основное содержание: общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире.

Вариативное содержание: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».

Основное понятие: общечеловеческие ценности. Межмодульные связи: этика, самосовершенствование, религиозные культуры.

Творческая работа: иллюстрации к уроку.


Урок 30. Не совсем обычный урок. Интересный разговор


Основное содержание: ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. «Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим — город трех религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.

Основные понятия: красота, культура, культурные ценности.

Уроки 31—34. Тема: итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

5 КЛАСС


№ раздела

Тема раздела

Кол-во час.

Из них

проверочных работ

Из них

Часы проектной деятельности учащихся

Раздел1.

Знакомство с новым предметом

3



Раздел 2.

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

5



Раздел3.

Иудаизм

5

1


Раздел 4.

Христианство

6

1


Раздел 5

Ислам

5

1


Раздел 6

Буддизм

4

1


Раздел 7

Подведение итогов

6


4


итого

34

4

4

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 5 КЛАСС



№ раздела

Тема


План.

дата

Факт.

дата

Раздел1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Тема: Россия — наша Родина

Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.




Урок 2. Тема: духовные ценности человечества. Культура. Религия

Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами




Урок 3. Тема: съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий.



Раздел 2. Верования разных наро- дов в мифах, легендах и сказаниях

Урок 4. Тема: древние верования и религиозные культы

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама.




Урок 5. Тема: рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии

Учатся устанавливать

взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.




Урок 6. Тема: рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки

Знакомятся с описанием содержания священных книг




Урок 7. Тема: Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений. Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников




Урок 8. Тема: Саша рассказывает о верованиях древних славян

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России.



Раздел3. Иудаизм

Урок 9. Тема: представление о Боге в иудаизме

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур




Урок 10.Тема: мир и человек в иудаизме

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций




Урок11.Тема: Тора и заповеди

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами




Урок 12.Тема: о чем говорит иудейский Закон

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций




Урок 13.Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций



Раздел 4. Христианство

Урок 14. Тема: представление о человеке в христианстве

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций




Урок 15. Тема: представление о Боге и мире в христианстве

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами




Урок 16. Тема: Библия — священная книга христиан

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания




Урок 17. Тема: православие





Урок 18. Тема: католицизм





Урок 19. Тема: протестантизм




Раздел 5. Ислам

Урок 20. Тема: представление о Боге и мире в исламе

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства




Урок 21. Тема: пророк Мухаммад

Совершенствуют умения в области коммуникации




Урок 22. Тема: Коран и Сунна

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания




Урок 23. Тема: столпы ислама. Праздники ислама

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации




Урок 24. Тема: священные города и сооружения ислама

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.



Раздел 6. Буддизм

Урок 25. Тема: жизнь Будды

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности




Урок 26. Тема: учение Будды

Формируют общекультурную эрудицию.





Урок 27. Тема: духовные наставники и священные сооружения буддизма

Развивают представления многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.




Урок 28. Тема: священные тексты буддизма

Развивают представления

нравственных и духовных ценностях.




Раздел7. Подведение итогов

Урок 29. Тема: «золотое правило нравственности»

Развивают представления

морали и нравственности.




Урок 30. Тема: интересный разговор

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры





Урок 31: Сбор материала для проектов по заданной теме

итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся




Урок 32: Обработка материала к проекту




Урок 33: Обработка материала к проекту




Урок 34: Презентация проектов






24