СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вихоревская средняя общеобразовательная школа №2»
Братского района Иркутской области
Рассмотрено на заседании ШМО начальной школы МКОУ «Вихоревская СОШ №2» Протокол №___ от «___» ____201__ г | Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Вихоревская СОШ №2» ________/ ______________ «___» ___________201__ г | Утверждаю: Директор МКОУ «Вихоревская СОШ №2» _______ / Т.А. Жеребцова/ Приказ №______ от «___» _________201_ г |
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
базовый уровень,
для учащихся 1 - 4 классов
Предметная область: «Обществознание и естествознание»
Срок реализации- 4 года
Разработала:
учитель И.А. Медведева
Вихоревка
Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов разработана на основе требований к результатам ООП НОО МКОУ «Вихоревская СОШ №2» в соответствии с ФГОС НОО.
Цели программы: формирование исходных представлений о природных и социаль-ных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных зна-ний о природе, человеке, обществе.
Задачи программы:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизнен-ного опыта;
формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблю-дать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обоб-щение;
развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, прове-дения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результа-там труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего мес-та в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эф-фективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный предмет «Окружающий мир» реализуется через обязательную часть учебного плана. Программа разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Вихоревская СОШ №2».
Рабочая программа «Окружающий мир» для учащихся 1 - 4 класса рассчитана на 270 часов (по 2 часа в неделю, 66 часов в год в первом классе, 68 часов в год в 2-4 классах).
Срок реализации программы – 4 года.
Используемый УМК:
Автор/авторский | Наименование | Класс | Наименование |
коллектив | учебника |
| издателя учебника |
Плешаков А.А. | Окружающий мир. В 2-х | 1 | Издательство |
| частях |
| «Просвещение» |
Плешаков А.А. | Окружающий мир. В 2-х | 2 | Издательство |
| частях |
| «Просвещение» |
Плешаков А.А. | Окружающий мир. В 2-х | 3 | Издательство |
| частях |
| «Просвещение» |
Плешаков А.А. | Окружающий мир. В 2-х | 4 | Издательство |
| частях |
| «Просвещение» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-4 КЛАССЫ
1 КЛАСС | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Учащийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учащийся получит возможность научиться: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять пошаговый контроль по результату.
| Учащийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Учащийся получит возможность научиться: – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
| Учащийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия. Учащийся получит возможность научиться: – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. | Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Учащийся научится: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи. Учащийся получит возможность научиться: -записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач.
| Учащийся научится: – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Учащийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет. | Учащийся научится: – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Учащийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – владеть рядом общих приѐмов решения задач. | Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Учащийся научится: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -задавать вопросы. Учащийся получит возможность научиться: -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| Учащийся научится: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – использовать речь для регуляции своего действия. Учащийся получит возможность научиться: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – формулировать собственное мнение и позицию. . | Учащийся научится: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия. Учащийся получит возможность научиться: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – формулировать собственное мнение и позицию; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности |
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ. | |||
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО | |||
Учащийся научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Учащийся получит возможность научиться: упорядочивать информацию по заданному основанию; -сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
| Учащийся научится: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; -делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; --упорядочивать информацию по заданному основанию; -сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение. Учащийся получит возможность научиться: -понимать информацию, представленную в виде диаграммы. | Учащийся научится: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; --упорядочивать информацию по заданному основанию; -сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; -характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); -понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Учащийся получит возможность научиться: -понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, - понимать информацию, представленную в виде диаграммы. | Выпускник научится: -находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять плантекста; -вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; -упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; -понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; -характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); -понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: -использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной ин- формации; -работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. |
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ | |||
Учащийся научится: -соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; -формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Учащийся получит возможность научиться: - устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; -находить аргументы, подтверждающие вывод.
| Учащийся научится: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Учащийся получит возможность научиться: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
| Учащийся научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Учащийся получит возожность научиться: - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
| Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
|
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ. | |||
Учащийся научится: -высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Учащийся получит возможность научиться: -определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
| Учащийся научится: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Учащийся получит возможность научиться: оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. | Учащийся научится: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Учащийся получит возможность научиться: оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста. | Выпускник научится: -высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; -определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: - сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; -в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
|
| Учащийся научится: определять последовательность выполнения действий. Учащийся получит возможность научиться: планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира
| Выпускник научится: определять последовательность выполнения действий, планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира Выпускник получит возможность научиться: проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельностью и деятельностью группы. |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
результате изучения курса «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающие :
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир всего органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своѐ место в ближайшем окружении;
– получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
– примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
КЛАСС
Человек и природа
Учащийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (вода, снег,
лед);
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных носителях) с целью поиска информации;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного от-ношения к природе;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохраненияздоровья, осознанно соблюдать режим дня;
– выполнять правила безопасного поведения в доме,на улице,природной среде;
– планировать,контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
Человек и общество
Учащийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
– описывать достопримечательности столицы (Красная площадь, Кремль);
– различать прошлое, настоящее, будущее;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных носителях) на-ходить факты, относящиеся к образу жизни
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке,
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения.
КЛАСС
Человек и природа
Учащийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объ-ектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, карт) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
Человек и общество
Учащийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы; находить на карте мира Российскую Федерацию;
– соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к об-разу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей.
КЛАСС
Человек и природа
Учащийся научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащийся получит возможность научиться:
– готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной ги гиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Учащийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву,
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
КЛАСС
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных электронных носителях,
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ(фото и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использование виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐсохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в ин формационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути еѐ достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
класс
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и Кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
класс
Где мы живем? (4 ч)
Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
класс
Как устроен мир? (7 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (8 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места.
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (12 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
класс
Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их
Страницы всемирной истории (6ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (8 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во | |||
урока |
| часов | |||
|
|
| |||
Введение 1ч. | |||||
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | |||
Что и кто? (20 ч.) | |||||
2 | Что такое Родина? | 1 | |||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |||
|
|
| |||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |||
|
|
| |||
5 | Проект «Моя малая родина» (обучающий) | 1 | |||
|
|
| |||
6 | Что у нас над головой? | 1 | |||
|
|
| |||
7 | Что у нас под ногами? | 1 | |||
|
|
| |||
8 | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | 1 | |||
9 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | 1 | |||
10 | Что растёт на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | 1 | |||
11 | Что это за листья? Урок – экскурсия. | 1 | |||
|
|
| |||
12 | Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием. | 1 | |||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | |||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | |||
15 | Кто такие птицы? Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | 1 | |||
16 | Кто такие звери? | 1 | |||
17 | Что окружает нас дома? | 1 | |||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | |||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | |||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 | |||
Как, откуда и куда? (12ч.) | |||||
22 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | |||
|
|
| |||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды | 1 | |||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |||
25 | Как путешествует письмо? | 1 | |||
|
|
| |||
26 | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. Правила поведения на водоемах (ОБЖ) | 1 | |||
27 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 | |||
28 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | 1 | |||
|
|
| |||
29 | Как живут животные? | 1 | |||
|
|
| |||
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | 1 | |||
31 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | 1 | |||
|
|
| |||
32 | Откуда в снежках грязь? Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | 1 | |||
|
|
| |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и | 1 | |||
| куда?». |
| |||
Где и когда? (11 ч.) | |||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
36 | Когда придет суббота? | 1 | |||
|
|
| |||
37 | Когда наступит лето? | 1 | |||
|
|
| |||
38 |
| Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | 1 | ||
|
|
|
|
| |
39 |
| Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | 1 | ||
|
|
|
|
| |
40 |
| Где зимуют птицы? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
41 |
| Когда появилась одежда? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
42 |
| Когда изобрели велосипед? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
43 |
| Когда мы станем взрослыми? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
44 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». | 1 | ||
|
| Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
| ||
| Почему и зачем? (22 ч.) | ||||
45 |
| Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
46 |
| Почему Луна бывает разной? | 1 | ||
|
|
|
| ||
47 |
| Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
48 |
| Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | 1 | ||
|
|
|
|
| |
49 |
| Почему радуга разноцветная? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
50 |
| Почему мы любим кошек и собак? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
51 |
| Проект «Наши домашние питомцы» | 1 | ||
|
|
|
|
| |
52 |
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | ||
|
|
|
| ||
53 |
| Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | ||
54 |
| Зачем мы спим ночью? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
55 |
| Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | ||
|
|
|
| ||
56 |
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки?Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | 1 | ||
57 |
| Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
58 |
| Зачем нужны автомобили? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
59 |
| Зачем нужны поезда? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
60 |
| Зачем строят корабли? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
61 |
| Зачем строят самолѐты? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
62 |
| Почему в автомобиле, и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||
|
|
|
| ||
63 |
| Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||
64 |
| Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||
|
|
|
|
| |
|
| Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||
65 |
|
|
| ||
66 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
| 1 | ||
|
|
|
2 КЛАСС
№ урока | Тема/ раздел | Кол-во часов |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | ||
1 | Родная страна. Государственные символы Российской Федерации. | 1 |
2 | Город и село Проект «Родной город (село)» | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 |
Раздел «Природа» (20 ч) | ||
5 | Неживая и живая природа | 1 |
6 | Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека | 1 |
7 | Что такое погода | 1 |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 |
9 | В гости к осени (урок) | 1 |
10 | Звёздное небо | 1 |
11 | Заглянем в кладовые земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами. | 1 |
12-13 | Про воздух и про воду | 2 |
14 | Какие бывают растения | 1 |
15 | Какие бывают животные | 1 |
16 | Невидимые нити | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
18 | Дикие и домашние животные | 1 |
19
| Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями | 1 |
20 | Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка. | 1 |
21 | Про кошек и собак | 1 |
22
| Красная книга Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 |
23 | Будь природе другом. | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | ||
25 | Что такое экономика? | 1 |
26 | Из чего что сделано? | 1 |
27 | Как построить дом? | 1 |
|
|
|
28 | Какой бывает транспорт? | 1 |
29 | Культура и образование. | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 |
|
|
|
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
32 | В гости к зиме (урок) | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 |
34 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмѐм | 1 |
| под защиту», «Профессии». |
|
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | ||
35 | Строение тела человека. | 1 |
|
|
|
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
37 | Берегись автомобиля! | 1 |
|
|
|
38 | Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге. | 1 |
39 | Домашние опасности. | 1 |
|
|
|
|
|
|
40 | Пожар | 1 |
|
|
|
41 | На воде и в лесу. | 1 |
|
|
|
42 | Опасные незнакомцы. | 1 |
|
|
|
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и | 1 |
| безопасность». |
|
Раздел «Общение» ( 7 ч) | ||
|
|
|
44 | Наша дружная семья. | 1 |
|
|
|
45 | Проект «Родословная» | 1 |
|
|
|
46 | В школе. | 1 |
|
|
|
47 | Правила вежливости. | 1 |
|
|
|
48 | Ты и твои друзья. | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
|
|
|
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
Раздел «Путешествия» (18 ч) | ||
|
|
|
51 | Посмотри вокруг. | 1 |
52-53 | Ориентирование на местности Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу. | 2 |
54 | Формы земной поверхности | 1 |
55 | Водные богатства | 1 |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 |
57 | В гости к весне | 1 |
58 | Россия на карте | 1 |
59 | Проект «Города России» | 1 |
60 | Путешествие по Москве | 1 |
61 | Московский Кремль | 1 |
62 | Город на Неве | 1 |
63 | Путешествие по планете | 1 |
64 | Путешествие по материкам | 1 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 |
66 | Впереди лето | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |
КЛАСС
№ урока | Тема/ раздел | Кол-во часов |
Раздел «Как устроен мир» (7 ч) | ||
1 | Природа. Ценность природы и людей | 1 |
2 | Человек | 1 |
3 | Наши проекты «Богатства, отданные людям» | 1 |
4 | Общество | 1 |
5 | Что такое экология | 1 |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 1 |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа | 1 |
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч) | ||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 |
9 | Разнообразие веществ | 1 |
10 | Воздух и его охрана | 1 |
11 | Вода | 1 |
12 | Превращения и круговорот воды | 1 |
13 | Берегите воду! | 1 |
14 | Что такое почва | 1 |
15 | Разнообразие растений | 1 |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 |
17 | Размножение и развитие растений | 1 |
18 | Охрана растений | 1 |
19 | Разнообразие животных | 1 |
20 | Кто что ест | 1 |
21 | Наши проекты:»Разнообразие природы родного края» | 1 |
22 | Размножение и развитие животных | 1 |
23 | Охрана животных | 1 |
24 | В царстве грибов | 1 |
25 | Великий круговорот жизни | 1 |
26 | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1 |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | ||
27 | Организм человека | 1 |
28 | Органы чувств | 1 |
29 | Надёжная защита организма | 1 |
30 | Опора тела и движение | 1 |
31 | Наше питание | 1 |
32 | Наши проекты:»Школа кулинаров» | 1 |
33 | Дыхание и кровообращение | 1 |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 |
35 | Здоровый образ жизни | 1 |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1 |
Раздел «Наша безопасность» (8 ч) | ||
37 | Огонь, вода и газ | 1 |
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 |
39 | Дорожные знаки | 1 |
40 | Наши проекты:»Кто нас защищает» | 1 |
41 | Опасные места | 1 |
42 | Природа и наша безопасность | 1 |
43 | Экологическая безопасность | 1 |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 |
Раздел «Чему учит экономика» ( 12 ч) | ||
45 | Для чего нужна экономика | 1 |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 |
47 | Полезные ископаемые | 1 |
48 | Растениеводство | 1 |
49 | Животноводство | 1 |
50 | Какая бывает промышленность | 1 |
51 | Наши проекты »Экономика родного края» | 1 |
52 | Что такое деньги | 1 |
53 | Государственный бюджет | 1 |
54 | Семейный бюджет | 1 |
55 | Экономика и экология | 1 |
56 | Обобщение знаний по теме »Чему учит экономика». Проверочная работа | 1 |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (12 ч) | ||
57 | Золотое кольцо России | 1 |
58 | Золотое кольцо России | 1 |
59 | Золотое кольцо России | 1 |
60 | Наши проекты: »Музей путешествий» | 1 |
61 | Наши ближайшие соседи | 1 |
62 | На севере Европы | 1 |
63 | Что такое Бенилюкс | 1 |
64 | В центре Европы | 1 |
65 | По Франции и Великобритании | 1 |
66 | На юге Европы | 1 |
67 | По знаменитым местам мира | 1 |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 1 |
4 КЛАСС
№ урока | Тема/ раздел | Кол-во часов |
Земля и человечество (11ч) | ||
1 | Введение Земля и человечество | 1 |
2 | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце | 1 |
3 | Планеты Солнечной системы. Смена день ночь, времена года | 1 |
4 | Звёздное небо – велика книга природы. | 1 |
5 | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта | 1 |
6 | Пояса земли | 1 |
7 | Мир глазами историка. | 1 |
8 | История – путешествие вглубь времён | 1 |
9 | Прошлое и настоящее глазами эколога | 1 |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 |
11 | Земля и человечество | 1 |
Природа России (11ч) | ||
12 | Равнины и горы России | 1 |
13 | Моря, озёра, и реки России | 1 |
14 | Зона Арктических пустынь | 1 |
15 | Тундра | 1 |
16 | Леса России. | 1 |
17 | Лес и человек | 1 |
18 | Зона степей | 1 |
19 | Пустыни | 1 |
20 | У Чёрного моря | 1 |
21 | Экологическое равновесие | 1 |
22 | Обобщение Природа России | 1 |
Родной край – часть большой страны (12ч) | ||
23 | Наш край | 1 |
24 | Поверхность нашего края | 1 |
25 | Географическое положение нашего кая | 1 |
26 | Наши подземные богатства | 1 |
27 | Земля - кормилица | 1 |
28 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | 1 |
29 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество | 1 |
30 | Жизнь пресного водоёма | 1 |
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 |
32 | Незаметные защитники урожая | 1 |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 |
34 | Обобщающий урок. Я знаю родной край | 1 |
Страницы Всемирной истории (6ч) | ||
35 | Начало истории человечества | 1 |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 |
40 | Страницы всемирной истории | 1 |
Страницы истории отечества (20ч) | ||
41 | Жизнь древних славян | 1 |
42 | Во времена Древней Руси | 1 |
43 | Страна городов | 1 |
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
45 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
46 | Русь расправляет крылья | 1 |
47 | Куликовская битва | 1 |
48 | Иван III | 1 |
49 | Мастера печатных дел | 1 |
50 | Патриоты России | 1 |
51 | Петр Великий | 1 |
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
53 | Екатерина Великая | 1 |
54 | Отечественная война 1812 года | 1 |
55 | Страницы истории XIX века | 1 |
56 | Россия вступает в XXвек | 1 |
57 | Страницы истории 20 -30 годов | 1 |
58 | Великая война и Великая Победа | 1 |
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 |
60 | По страницам истории отечества | 1 |
Современная Россия (8ч) | ||
61 | Основной закон России и права человека | 1 |
62 | Дети имеют права на особую заботу и помощь | 1 |
63 | Мы – граждане России | 1 |
64 | Славные символы России | 1 |
65 | Такие разные праздники |
|
66 | Путешествие по России |
|
67 | Обобщение История |
|
68 | Большой тест |
|