
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе :авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»: Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2011.
Учебник:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 частях – М.: Просвещение, 2017
В программу изменения внесены. Добавлены темы из регионального курса для начальной школы "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова, Смоленск, 2005)
Информация о количестве учебных часов:
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится по учебному плану 68 ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).
Проекты | Практическая работа | Промежуточная аттестация (тестирование) |
1 | 2 | год | 1 | 2 | год | 1 | 2 | год |
3 | 3 | 6 | 9 | 4 | 13 | | 1 | 1 |
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- интереса к изучению учебного предмета
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Обучающийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе, признавать свои ошибки, озвучивать их;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся научится:
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека
классифицировать объекты природы
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей
различать тела, вещества, частицы
описывать изученные вещества
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы
моделировать круговорот воды в природе
классифицировать растения и животных
обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней
вырабатывать правильную осанку
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа
различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям
понимать, что такое экологическая безопасность
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами стран
понимать, как ведется хозяйство семьи
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов
находить на карте страны – соседи России и их столицы
приводить примеры достопримечательностей разных стран
Обучающийся получит возможность научиться
самостоятельно оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила
пользоваться атласом – определителем для распознавания природных объектов
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны; предвидеть скрытую опасность и избегать её
соблюдать правила безопасного поведения в природе
соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни
раскрывать роль экономики в нашей жизни
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры
самостоятельно использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника)
4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы |
Раздел «Как устроен мир» | Человек – часть природы и общества; термины «герб», «флаг», «гимн»; правила поведения на природе, объекты живой природы. Проект «Богатства, отданные людям». |
Раздел «Эта удивительная природа» | Что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; взаимосвязи между природой и человеком; между живой и неживой природой. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». Практическая работа № 4 «Свойства воды». Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе» Практическая работа № 6 «Состав почвы». Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». Проект «Разнообразие природы родного края». |
Раздел «Мы и наше здоровье» | Строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; основы здорового образа жизни, правила личной гигиены Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». Проект «Школа кулинаров». Проект «Кто нас защищает». |
Раздел «Наша безопасность» | правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической безопасности Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». Проект «Кто нас защищает». |
Раздел «Чему учит экономика» | понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». Проект «Экономика родного края». |
Раздел «Путешествие по городам и странам» | некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Проект «Музей путешествий» |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Заплан. дата | Фактич. дата |
Раздел «Как устроен мир» (6ч.) |
1 | Природа | 1 | 03.09 | |
2 | Человек. | 1 | 06.09 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | 10.09 | |
4 | Общество. | 1 | 13.09 | |
5 | Что такое экология. | 1 | 17.09 | |
6 | Природа в опасности! Заповедные места нашего края. | 1 | 20.09 | |
Раздел «Эта удивительная природа» (18ч.) |
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | 1 | 24.09 | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | 1 | 27.09 | |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | 1 | 01.10 | |
10 | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | 1 | 04.10 | |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | 1 | 08.10 | |
12 | Берегите воду! | 1 | 11.10 | |
13 | Как разрушаются камни. | 1 | 15.10 | |
14 | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | 1 | 18.10 | |
15 | Разнообразие растений. Растения нашего края. | 1 | 22.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 25.10 | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | 1 | 08.11 | |
18 | Охрана растений. Природа края в опасности. | 1 | 12.11 | |
19 | Разнообразие животных. Животные нашего края. | 1 | 15.11 | |
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | 19.11 | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | 22.11 | |
22 | Охрана животных. Животные родного края в опасности. | 1 | 26.11 | |
23 | В царстве грибов. Грибы нашего края. | 1 | 29.11 | |
24 | Великий круговорот жизни. Тест. | 1 | 03.12 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч.) |
25 | Организм человека | 1 | 06.12 | |
26 | Органы чувств. | 1 | 10.12 | |
27 | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | 13.12 | |
28 | Опора тела и движение. | 1 | 17.12 | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 | 20.12 | |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». | 1 | 24.12 | |
31 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 27.12 | |
32 | Здоровый образ жизни. | 1 | 10.01 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | 14.01 | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».Здоровый образ жизни. | 1 | 17.01 | |
Раздел «Наша безопасность» (7ч.) |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | 21.01 | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | 24.01 | |
37 | Дорожные знаки. Тест. | 1 | 28.01 | |
38 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | 31.01 | |
39 | Опасные места. | 1 | 04.02 | |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | 07.02 | |
41 | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1 | 11.02 | |
Раздел «Чему учит экономика» (12ч) |
42 | Для чего нужна экономика. | 1 | 14.02 | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 18.02 | |
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | 1 | 21.02 | |
45 | Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | 1 | 25.02 | |
46 | Животноводство. | 1 | 28.02 | |
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | 04.03 | |
48 | Проект «Экономика родного края». | 1 | 07.03 | |
49 | Что такое деньги. Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». | 1 | 11.03 | |
50 | Государственный бюджет. | 1 | 14.03 | |
51 | Семейный бюджет. | 1 | 18.03 | |
52 | Экономика и экология. Тест | 1 | 21.03 | |
53 | Экономика и экология | .1 | 01.04 | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15ч.) |
54 | Золотое кольцо России. | 1 | 04.04 | |
55 | Золотое кольцо России. | 1 | 08.04 | |
56 | Золотое кольцо России. | 1 | 11.04 | |
57 | Проект «Музей путешествий». | 1 | 15.04 | |
58 | Наши ближайшие соседи. | 1 | 18.04 | |
59 | На севере Европы. | 1 | 22.04 | |
60 | Что такое Бенилюкс. | 1 | 25.04 | |
61 | В центре Европы. | 1 | 29.04 | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | 06.05 | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1 | 13.05 | . |
64 | Промежуточная аттестация в форме тестирования | 1 | 16.05 | |
65 | На юге Европы. | 1 | 20.05 | |
66 | По знаменитым местам мира. | 1 | 23.05 | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 27.05 | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | 30.05 | |
| Итого | | | |
13