Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Окружающий мир"»
Предметная линия «Окружающий мир»
Планирование составлено на основе программы учебно-методического комплекса «Школа России»
Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков – Москва Просвещение 2013г.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс А.А.Плешаков – Москва Просвещение 2013г.
Контрольно-измерительные материалы «окружающий мир» 3 класс И.Ф.Яценко – Москва «Вако» 201
Электронное приложение «Окружающий мир» - Просвещение 2012г.
67 часов в год
2 часа в неделю
Планируемые результаты метапредметные
Познавательные УУД
- Формирование умения понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- Применение методов информационного поиска, методов знаково- символического моделирования.
- Формирование умения в выборе оснований и критериев для сравнения, устанавливать различные связи
- Формирование умения рассматривать иллюстрации учебника, поиска необходимой информации и умение анализировать ее содержание
- Формирование умения использовать представленную информацию для получения новых знаний
- Работа с атласом-определителем
Регулятивные УУД
- Формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению
- Формирование умения учиться и способность к организации своей деятельности
- Актуализация знаний, полученныех в 1—2 классах;
- Умение отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и работы своих товарищей
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коммуникативные УУД
- Потребность в общении с учителем .Умение слушать и вступать в диалог.
- Умение работать со взрослыми
- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
Планируемые результаты личностные
- Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Плановых проверочных работ | - | 1 | | 1 |
Практические работы | 3 | 3 | 4 | - |
Итоговая комплексная работа | - | - | - | 1 |
Опыты | 2 | - | 1 | - |
Эксперименты | 2 | - | - | - |
Проекты | 1 | 2 | 1 | 1 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формирование УУД |
План | Коррекция |
1 четверть – 18 часов |
|
1 | День Знаний | 1ч | | | |
Как устроен мир – 6 часов |
2 | Природа | 1ч | | | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; классифицировать объекты живой природы |
3 | Человек | 1ч | | | находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира |
4 | Проект «Богатства, отданные людям.» | 1ч | | | собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;подбирать иллюстративный материал, оформлять стенд; |
5 | Общество | 1ч | | | определять место человека в мире характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; соотносить страны и народы, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; |
6 | Что такое экология | 1ч | | | прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; |
7 | Природа в опасности! | 1ч | | | устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; сопоставлять примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, |
Эта удивительная природа – 18 часов |
8 | Тема, вещества, частицы Опыт растворение вещества | 1ч | | | характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; различать тела и вещества |
9 | Разнообразие веществ Практическая работа «Обнаружению крахмала в продуктах питания» | 1ч | | | наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; описывать изучаемые вещества по предложенному плану; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам; |
10 | Воздух и его охрана Опыт свойства воздуха | 1ч | | | исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; |
11 | Вода Практическая работа «Свойства воды» | 1ч | | | исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; |
12 | Превращения и круговорот воды Эксперимент образование капель | 1ч | | | высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; |
13 | Берегите воду! | 1ч | | | моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды рассказывать о загрязнении воды; обсуждать способы экономного использования воды; интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе; |
14 | Как разрушаются камни Эксперимент процесс расширения твёрдых пород | 1ч | | | высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении; характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; |
15 | Что такое почва Практическая работа «Состав почвы» | 1ч | | | высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;исследовать состав почвы, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;анализировать схему связей почвы и растения; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; |
16 | Разнообразие растений | 1ч | | | доказывать, используя свои знания, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; классифицировать растения из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; |
17 | Солнце, растения и мы с вами | 1ч | | | Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений;моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; |
18 | Размножение и развитие растений | 1ч | | | характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; Характеризовать стадии развития растения из семени; |
II четверть – 14 часов |
19 | Охрана растений | 1ч | | | характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; |
20 | Разнообразие животных | 1ч | | | актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; |
21 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1ч | | | Характеризовать, приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края» |
22 | Размножение и развитие животных | 1ч | | | характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; |
23 | Охрана животных | 1ч | | | характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; обсуждать меры по охране животных; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; |
24 | В царстве грибов | 1ч | | | характеризовать строение шляпочных грибов; различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; |
25 | Великий круговорот жизни | 1ч | | | характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле; |
Мы и наше здоровье - 10 ч |
26 | Организм человека Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека» | 1ч | | | характеризовать системы органов человека (их части и назначение);обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; |
27 | Органы чувств | 1ч | | | изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; формулировать правила гигиены органов чувств; |
28 | Надёжная защита организма Практическая работа «Свойства кожи» | 1ч | | | характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; меры первой помощи при повреждениях кожи; осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей; |
29 | Опора тела и движение | 1ч | | | характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; |
30 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1ч | | | определять наличие питательных веществ в продуктах питания; характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; обсуждать правила рационального питания; составлять меню здорового питания; |
31 | Проверим себя | 1ч | | | Выполнять тесты с выбором ответа; |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края» | 1ч | | | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; |
3 четверть - 19 часов |
33 | Дыхание и кровообращение Практическая работа «Измерение пульса на запястье» | 1ч | | | характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; подсчитывать количество ударов в минуту при разной нагрузке |
34 | Умей предупреждать болезни | 1ч | | | характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;регулярно проводить закаливание своего организма |
35 | Здоровый образ жизни | 1ч | | | различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; |
Наша безопасность – 7 часов |
36 | Огонь, вода и газ | 1ч | | | характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; |
37 | Чтобы путь был счастливым | 1ч | | | изучать правила поведения на улице и в транспорте, обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; |
38 | Дорожные знаки. | 1ч | | | анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; |
39 | Проект «Кто нас защищает» | 1ч | | | находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; |
40 | Опасные места | 1ч | | | обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; |
41 | Природа и наша безопасность | 1ч | | | характеризовать опасности природного характера; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа; |
42 | Экологическая безопасность Практическая работа: « Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» | 1ч | | | анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; |
Чему учит экономика 10 ч |
43 | Для чего нужна экономика | 1ч | | | раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; |
44 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1ч | | |
45 | Полезные ископаемые | 1ч | | | выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки); |
46 | Растениеводство Практическая работа «Исследование сельскохозяйственного растения» | 1ч | | | обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; выявлять связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; |
47 | Животноводство | 1ч | | | классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; |
48 | Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» | 1ч | | | характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; выяснитькакие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; собирать информацию об экономике своего края (города, села); коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; |
49 | Что такое деньги Практическая работа «Рассматривание и сравнение монет России» | 1ч | | | характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля- продажа); раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду, устно описывать их; |
50 | Государственный бюджет | 1ч | | | характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; |
51 | Семейный бюджет | 1ч | | | характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие менее важными |
IVчетверть – 16 часов |
52 | Экономика и экология
| 1ч
| | | характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; |
Путешествия по городам и странам – 15 часов |
53 54 55 | Золотое кольцо России | 3ч | | | прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; |
56 | Комплексная работа. | 1ч | | | |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1ч | | | собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, Когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); |
58 | Наши ближайшие соседи | 1ч | | | показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; |
59 | На севере Европы | 1ч | | | подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемы-х стран; её замечательных людей; составлять вопросы к викторинам по странам описывать достопримечательности стран по фотографиям; |
60 | Что такое Бенилюкс | 1ч | | |
61 | В центре Европы | 1ч | | |
62 | По Франции | 1ч | | |
63 | По Великобритании | 1ч | | |
64 | На юге Европы | 1ч | | |
65 | По знаменитым местам мира | 1ч | | | Выполнять тесты с выбором ответа; |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1ч | | | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1ч | | | |