СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир", разработам в соответстфии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Окружающий мир»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету

«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно- научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;

  • формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;

  • развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково- исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

  • проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;

  • освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;

  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;

  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:

«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
  • становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:
  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:
  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:
  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

  1. Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;

  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

  1. Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
  1. Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

  1. Самоконтроль и самооценка:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

  • корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:
  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

  • ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно- прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

  • различать расходы и доходы семейного бюджета;

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

  • соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;

  • соблюдать основы профилактики заболеваний;

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно- телекоммуникационную сеть Интернет;

  • ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практически е работы

Раздел 1. Человек и общество


1.1

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью

во имя общей цели


1


0


0


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


1.2

Наша Родина - Российская Федерация. Государственная символика Российской

Федерации и своего региона


2


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.3

Уникальные памятники культуры России, родного края

4

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.4

Города Золотого кольца России

2

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



1.5

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного

края, их профессии



3



0



0



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.6

Народы России. Уважение к культуре,

традициям своего народа и других народов, государственным символам

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



России






1.7

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными

возможностями здоровья, забота о них


1


0


0


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


1.8

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным

ценностям


2


0


0


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


1.9

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в

которых они находятся


4


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

20


Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.2

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:

соль, сахар, вода, природный газ


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.3

Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,

жидкостями, газами


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



2.4

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Охрана воздуха, воды



3



0



1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



2.5

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,

человека


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.6

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к

полезным ископаемым


2


0


0


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.7

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.8

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.9

Первоначальные представления о бактериях

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.10

Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.11

Разнообразие растений. Зависимость

жизненного цикла организмов от условий окружающей среды


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.13

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к

растениям. Охрана растений


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.14

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений

3

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.15

Условия, необходимые для жизни растения

(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



2.16

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий

окружающей среды


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.17

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе

наблюдений


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4


2.18

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к

животным. Охрана животных


1


0


0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.19

Особенности питания животных. Цепи питания

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.20

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери)

2

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.21

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



2.22

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения ‒ пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и

семян растений



2



0



0



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



2.23

Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного

поведения в природных сообществах



1



0



0



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.24

Человек – часть природы. Общее

представление о строении тела человека. Измерение температуры тела человека,

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



частоты пульса






2.25

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их

роль в жизнедеятельности организма


4


0


0


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

35


Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности


3.1

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и

профилактика заболеваний


2


0


1


Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4





3.2

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,

предупреждающие знаки безопасности)





2





0





0





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4




3.3

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту

самолёта, судна, знаки безопасности)




2




0




0



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.4

Безопасность в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4



(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную

сеть «Интернет»





Итого по разделу

7


Резервное время

6

4

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

3



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


п/п


Тема урока

Количество часов

Дата изучени я

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего

Контрольные работы

Практические работы


1


Что такое общество?


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841330e https://m.edsoo.ru/f841254e


2

Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к

государственным символам России


1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84123aa

3

Родной край – малая родина

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412d5a

4

Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84140ba


5

Уникальные памятники культуры

России: исторический центр Санкт- Петербурга


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841427c


6

Уникальные памятники культуры

России: Кижи, памятники Великого Новгорода


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84134bc


7

Достопримечательности родного

края: памятники природы и культуры региона


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841380e



8

Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Ростов

Великий, Переславль-Залесский


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8413e30


9

Города Золотого кольца России. Кремлевские города: Суздаль,

Сергиев Посад, Ярославль


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841367e



10

Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Традиции воспитания трудолюбия у детей

разных народов нашей страны



1






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841367e


11

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве,

в сельском хозяйстве


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841367e


12

Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях

образования и культуры


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841367e


13

Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего

народа


1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8413c3c


14

Нужны ли обществу правила

поведения? Правила поведения в социуме


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841213e


15

Семья – первый и главный коллектив

в жизни человека Повседневные заботы семьи


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412ef4

16

Совместный труд. Семейный

1




Библиотека ЦОК



бюджет, доходы и расходы семьи





https://m.edsoo.ru/f841314c

17

Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору)

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841481c

18

Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору)

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8414650

19

Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору)

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84149d4

20

Памятники природы и культуры Китая (по выбору)

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8414b6e

21

Резервный урок. Семья: традиции, праздники

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84112c0


22

Резервный урок. Проверочная работа

по теме "Наша Родина - Российская Федерация"


1


1






23

Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины

природы



1






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840c162


24

Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание,

называние, краткая характеристика


1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840c392


25

Твердые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых

веществ, жидкостей и газов


1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c9c8 https://m.edsoo.ru/f840c7ca

26

Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической

1


1





работы







27

Распространение воды в природе: водоемы, реки. Круговорот воды в

природе


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ce78


28

Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной

деятельности людей. Охрана воды


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840d03a


29

Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны,

человека. Охрана воздуха


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840d328


30

Горная порода как соединение разных минералов. Примеры

минералов


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840d846

31

Полезные ископаемые – богатство земных недр

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412706


32

Полезные ископаемые родного края:

характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412896


33


Почва, её состав


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840dd78 https://m.edsoo.ru/f840dbde


34

Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840f9fc https://m.edsoo.ru/f840df26


35

Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840f240 https://m.edsoo.ru/f840e0de

36

Разнообразие растений: зависимость

1




Библиотека ЦОК



внешнего вида от условий и места обитания






https://m.edsoo.ru/f840e282


37

Растения родного края: названия и

краткая характеристика (на основе наблюдения)


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840e41c

38

Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840e6a6

39

Растение как живой организм

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840fde4

40

Как растения размножаются?

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841367e


41

Развитие растения от семени до семени (по результатам

практических работ)


1



1



42

Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений)

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412a1c

43

Жизнь животных в разные времена года

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840e85e

44

Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ea16


45

Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей.

Охрана животного мира в России


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ebe2

46

Как животные питаются?

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ed90


47

Особенности дыхания животных разных классов (звери –легкие; рыбы

- жабры; насекомые – трахеи)


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840ef2a


48

Размножение и развитие рыб, птиц, земноводных

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f840f0b0



49

Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и

работы с информацией



1






Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8412b98


50

Естественные природные сообщества: лес, луг, водоем, степь


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841030c https://m.edsoo.ru/f840ff74


51

Искусственные природные

сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8410122


52

Природные сообщества родного края

– два-три примера на основе наблюдения


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84104ba


53

Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели

здоровья человека


1





Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8410654

54

Опорно-двигательная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84116c6

55

Дыхательная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8410aa0

56

Пищеварительная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8410dd4

57

Кровеносная и нервная система и ее роль в жизни человека

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8411108



58

Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f841146e https://m.edsoo.ru/f8410f78


59

Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и

животных"


1


1





60

Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы.

Строение тела человека "


1


1





61

Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических

пауз


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8410c3a


62

Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего

организма


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84118a6


63

Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения

дворовой проезжей части


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8411a5e

64

Знаки безопасности во дворе жилого дома

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8410910


65

Безопасное поведение пассажира

железнодорожного транспорта. Знаки безопасности


1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8411c0c

66

Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8411dd8

67

Безопасная информационная среда

1




Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f8411f90

68

Резервный урок. Проверочная работа

1

1






по итогам обучения в 3 классе






ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

2