Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» 8 класс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) МБОУ «Гимназии №4 г. Усть - Джегуты»
Важным аспектом обучения ребёнка является расширение представлений об окружающем её природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
В соответствии с примерным учебным планом учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана.
На изучение учебного предмета отводится 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
по плану | по факту | Занятия с учителем на дому | Индивидуальные занятия в семье |
1. | | | Осень. Основные признаки времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) | 1 | |
2 | | | Месяцы осенние. Порядок месяцев в сезоне. Календарь. | | 1 |
3 | | | Мир растений. Виды растений (дерево, куст, трава). Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | |
4 | | | Узнавание (различение) видов растений. | | 1 |
5 | | | Части растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). | 1 | |
6 | | | Узнавание (различение) частей растений. | | 1 |
7 | | | Дерево. Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья). Берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан. | 1 | |
8 | | | Виды деревьев. | | 1 |
9 | | | Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша, слива). Фрукты. | 1 | |
10 | | | Значение фруктов в жизни человека. | | 1 |
11 | | | Лиственные и хвойные деревьев. Значение деревьев в природе и жизни человека. | 1 | |
12 | | | Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. | | 1 |
13 | | | Кустарники (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Ягоды. | 1 | |
14 | | | Значение ягод в жизни человека. Особенности внешнего строения кустарника. | | 1 |
15 | | | Лес. Значение леса в природе и жизни человека. | 1 | |
16 | | | Правила поведения в лесу. | | 1 |
17 | | | Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). | 1 | |
18 | | | Уход за садовыми растениями. | | 1 |
19 | | | Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш). | 1 | |
20 | | | Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). | | 1 |
21 | | | Культурные и дикорастущие травянистые растения (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). | 1 | |
22 | | | Значение трав в жизни человека. | | 1 |
23 | | | Грибы ( белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, шампиньон). Строение гриба (ножка, шляпка). | 1 | |
24 | | | Различение съедобных и несъедобных грибов. | | 1 |
25 | | | Зима. Основные признаки времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) | 1 | |
26 | | | Месяцы зимние. Порядок месяцев в сезоне. | | 1 |
27 | | | Домашние животные. Значение домашних животных в жизни человека. | 1 | |
28 | | | Уход за домашними животными. | | 1 |
29 | | | Диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). | 1 | |
30 | | | Питание диких животных; способы их передвижения. | | 1 |
31 | | | Птицы. Строение птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни, питанием. | 1 | |
32 | | | Особенности внешнего вида птиц, питания птиц. Значение домашних птиц в жизни человека. | | 1 |
33 | | | Зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). | 1 | |
34 | | | Помощь птицам зимой. Кормушка. | | 1 |
35 | | | Перелетные птицы (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). | 1 | |
36 | | | Питание птиц. | | 1 |
37 | | | Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь, пеликан). | 1 | |
38 | | | Значение птиц в жизни человека, в природе. | | 1 |
39 | | | Весна. Основные признаки времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) | 1 | |
40 | | | Месяцы весенние. Порядок месяцев в сезоне. | | 1 |
41 | | | Солнце. Луна. Значение Солнца и Луны в жизни человека и в природе. | 1 | |
42 | | | Друзья нашей планеты. | | 1 |
43 | | | Глобус – модели Земли. Изображение Земли из космоса. | 1 | |
44 | | | Знаменитые космонавты. | | 1 |
45 | | | Различение земли, неба. | 1 | |
46 | | | Небесные тела (планета, звезда). | | 1 |
47 | | | Воздух. Свойства воздуха. | 1 | |
48 | | | Значение воздуха в природе и жизни человека. | | 1 |
49 | | | Суша. Водоем. | 1 | |
50 | | | Значение водоёмов в природе и жизни человека. | | 1 |
51 | | | Река. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. | 1 | |
52 | | | Соблюдение правил поведения на реке. | | 1 |
53 | | | Вода. Знание свойств воды. | 1 | |
54 | | | Значение воды в природе и жизни человека. | | 1 |
55 | | | Круговорот воды в природе. | 1 | |
56 | | | Состояние воды в природе. | | 1 |
57 | | | Огонь в жизни человека. Свойства огня (полезные свойства, отрицательные). | 1 | |
58 | | | Соблюдение правил обращения с огнем. | | 1 |
59 | | | Лето. Основные признаки времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) | 1 | |
60 | | | Месяцы летние. Порядок месяцев в сезоне. | | 1 |
61 | | | Растения летом. | 1 | |
62 | | | Уход за растениями летом. | | 1 |
63 | | | Животные летом. | 1 | |
64 | | | Уход за животными летом. | | 1 |
65 | | | Занятия людей летом. | 1 | |
66 | | | Берегите природу. | | 1 |
67 | | | ТБ на природе в период каникул. | 1 | |
68 | | | Каникулы! Здравствуй, лето! | | 1 |