Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №91 «Центр инженерных технологий»
(Центр дополнительного образования «SREDA»)
Принято на Педагогическом совете Протокол № 6 от 30.08.2022 г. | Утверждаю: Директор МОУ «Средняя школа №91 «ИнТех» ______________ С.Н. Кангина Приказ №04-06/1 от 31.08.2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Олимпиадная математика «Петерсон Л. Г.»»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Направленность: естественнонаучная
Автор - составитель:
Карташова Н. С,
педагог дополнительного образования
Ярославль,
2024 г.
Оглавление
I.Пояснительная записка……………………………………………………3
II. Учебный план ……………………………………………………………6
III.Содержание образовательной программы…………………………… 8
IV. Ожидаемые результаты освоения программы……………………… 11
V. Контрольно-измерительные материалы………………………………. 11
Список литературы……………………………………………………… 12
I.Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа для разработки программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа далее (программа) разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 год, №996-з);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года и план мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Департамента образования Ярославской области от 07.08.2018 г. №19-нп «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования детей в Ярославской области»;
Устав МОУ «Средняя школа №91 «ИнТех».
Математические олимпиады в настоящее время принято считать элитным направлением: в них вовлечено ограниченное число школьников, чаще всего из математических классов или профильных образовательных организаций. При этом мощный ресурс олимпиадной математики как эффективного инструмента интеллектуального и личностного развития детей в массовой школе используется недостаточно.
Олимпиадные задачи — это, как правило, нестандартные задачи, поэтому для их решения недостаточно просто применить приобретенные на уроках знания и умения. Решение любой олимпиадной задачи — это всегда пусть маленькое, но открытие, демонстрирующее красоту математической мысли и позволяющее пережить радость творчества и удовольствие от интеллектуальной деятельности. Решение олимпиадных задач развивает у каждого ребенка глубину и гибкость мышления, воображение, самостоятельность и трудолюбие, творческие способности, повышает интерес к математике и уровень математической подготовки. Поэтому вовлечение в олимпиадную математику важно для всех учеников: математически одаренные дети в творческой среде смогут полнее реализовать свой потенциал и вырастить свой математический талант, сохраняя физическое и психическое здоровье, а все остальные — развить свои математические способности и успешнее учиться, что пригодится в любом деле.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы развития логического мышления
Направленность программы: естественнонаучная
Цель: системная подготовка учащихся 5 классов к математическим олимпиадам, ориентированная на вовлечение школьников в математическую деятельность, развитие мотивации, мышления, творческих способностей и за счет этого — достижение более высокого уровня их олимпиадной и общей математической подготовки.
Задачи:
Обучающие
Обучение навыкам и приемам решения нестандартных математических задач, которые не рассматриваются на уроках математики
Знакомство с исследовательской деятельностью, способами проведения экспериментов и обобщения;
Развивающие
Развитие математического, логического мышления
Развитие творческих способностей
Развитие нестандартного мышления
Воспитательные
Воспитание чувства товарищества
Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных- математиков в развитии мировой науки;
Новизна, отличительные особенности программы
мотивация и вовлечение учащихся в самостоятельную математическую деятельность на основе системно-деятельностного подхода;
выращивание общеучебных интеллектуальных умений, необходимых для решения олимпиадных задач: умения эффективно преодолевать трудности, владения общими подходами к решению нестандартных задач, умения работать в команде и др.;
создание творческой, эмоционально окрашенной образовательной среды, где каждый ученик имеет возможность добиться успеха;
Категория обучающихся: 11-12 лет
Количество обучающихся: 7 - 15 детей
Продолжительность обучения: 9 месяцев
Место реализации образовательной программы: Центр дополнительного образования МОУ «Средняя школа №91 «ИнТех», расположенный по адресу: Дядьковский проезд, здание 8.
Условия реализации программы
Организационные условия:
Материально-технические условия реализации программы: учебный кабинет, раздаточный материал, презентации
Кадровые:
Карташова Наталья Сергеевна, учитель математики, высшая квалификационная категория
Методическое обеспечение программы:
1. Раздаточный материал
2.Презентации
II. Учебный план
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2024-2025 учебного года. Продолжительность одного занятия 40 минут, что составляет 1 академический час. Всего занятий 34. Всего часов 34 .
№ | Тема раздела | Всего часов | Из них |
Теория | Практика |
| Магический квадрат | 2 | 1 | 1 |
| Переправы | 2 | 1 | 1 |
| Остров рыцарей и лжецов | 2 | 1 | 1 |
| Метод перебора | 2 | 1 | 1 |
| Буквенные ребусы | 2 | 1 | 1 |
| Дни недели | 2 | 1 | 1 |
| Эффект «плюс-минус один» | 2 | 1 | 1 |
| Площадь на клетчатой бумаге | 2 | 1 | 1 |
| Малые случаи | 2 | 1 | 1 |
| Разрезания по диагоналям клеток | 2 | 1 | 1 |
| Четность суммы чисел | 2 | 1 | 1 |
| Чередование | 2 | 1 | 1 |
| По прямой — кратчайший путь! | 2 | 1 | 1 |
| Учти лишнее | 2 | 1 | 1 |
| Шахматная доска | 2 | 1 | 1 |
| Изобрази множество | 2 | 1 | 1 |
| Нарисовать одним росчерком | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематический график
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| Магический квадрат | 1 |
| Подсчет двумя способами в арифметических задачах, конструкции с натуральными числами | 1 |
| Переправы | 1 |
| Конструирование арифметических алгоритмов, алгоритмы с наименьшим количеством действий | 1 |
| Остров рыцарей и лжецов | 1 |
| Остров рыцарей и лжецов. Решение задач | 1 |
| Метод перебора | 1 |
| Метод перебора в логических задачах, использование отрицаний простейших высказываний | 1 |
| Буквенные ребусы | 1 |
| Метод перебора в арифметических задачах, доказательство отсутствия решения (с помощью оценок, перебора вариантов, четности) | 1 |
| Дни недели | 1 |
| Недельная и годовая цикличность, день недели как остаток от деления на 7 | 1 |
| Эффект «плюс-минус один» | 1 |
| Методы преодоления эффекта «плюс-минус один» (графический, раз биение на пары) | 1 |
| Площадь на клетчатой бумаге | 1 |
| Разбиения фигур на клетчатой бумаге на элементарные части для вычисления их площади | 1 |
| Малые случаи | 1 |
| Разделение задачи на эквивалентные подзадачи, метод проверки ответа (закономерности, формулы) на малых случаях | 1 |
| Разрезания по диагоналям клеток | 1 |
| Вспомогательный подсчет площади в задачах на разрезание не по линиям сетки, метод перебора | 1 |
| Четность суммы чисел | 1 |
| Критерий четности суммы ряда чисел, четность произведения двух чисел | 1 |
| Чередование | 1 |
| Чередование объектов в ряду, по кругу. Относительное количество чередующихся объектов. Четность суммы чисел в промежутке. Связь чередования и разбиения на пары | 1 |
| По прямой — кратчайший путь! | 1 |
| Приближенное вычисление длин ломаных и кривых, кратчайшие пути на развертках | 1 |
| Учти лишнее | 1 |
| Метод «учти лишнее» при решении арифметических задач | 1 |
| Шахматная доска | 1 |
| Конструкции с шахматной доской, идея доказательства невозможности разрезания | 1 |
| Изобрази множество | 1 |
| Действия с множествами с неизвестным количеством элементов, методы решения задач про множества с процентами, долями и дробями | 1 |
| Нарисовать одним росчерком | 1 |
| Использование степеней вершин в графе для проверки, можно ли на рисовать фигуру одним росчерком, и нахождения концов росчерка | 1 |
III.Содержание образовательной программы
Раздел 1 «Магический квадрат»
Теория:
-история появления магических квадратов
-виды магических квадратов
Практика:
-построение магических квадратов
-подсчет двумя способами в арифметических задачах
-конструкции с натуральными числами
Раздел 2 «Переправы»
Теория:
-Историческая справка
-Пути решения задач на переправы, переезды
Практика:
-конструирование арифметических алгоритмов
-построение алгоритмов с наименьшим количеством действий
Раздел 3 «Остров рыцарей и лжецов»
Теория:
-Справка о типах задач «Рыцари и лжецы»
-алгоритмы, применяемые при решении задач о «Рыцарях и лжецах»
Практика:
-применение метода перебора в логических задачах
-использование отрицания в простейших высказываниях
Раздел 4 «Метод перебора»
Теория:
-метод перебора
Практика:
-сравнение перебора в текстовых задачах к перебору малого числа вариантов
-доказательство нахождения всех решений
Раздел 5 «Буквенные ребусы»
Теория:
-Понятие буквенного ребуса
-правила разгадывания ребусов
Практика:
-применение метода перебора при решении буквенного ребуса
Раздел 6 «Дни недели»
Теория:
-недельная и годовая цикличность
-день недели как остаток от деления на 7
Практика:
-решение задач на цикличность
-решение задач на деление с остатком
Раздел 7 «Эффект «плюс-минус один»»
Теория:
- Справка Эффект «плюс-минус один»
- когда применять Эффект «плюс-минус один»
-методы преодоления эффекта «плюс-минус один»
-графический метод
-метод разбиения на пары
Практика:
-решение задач
- построение графиков и схем
-разбиение на пары
Раздел 8 «Площадь на клетчатой бумаге»
Теория:
-Справка. Почему задачи так назвали?
-приемы и методы решения задач на клетчатой бумаге
Практика:
-использование разбиения фигур на клетчатой бумаге на элементарные части для вычисления их площади
Раздел 9 «Малые случаи»
Теория:
-виды задач
-что такое малый случай в математике
Практика:
-разделение задачи на эквивалентные подзадачи
-метод проверки ответа на малых случаях
Раздел 10 «Разрезание по диагоналям клеток»
Теория:
-справка: задачи на разрезание
-приемы решения задач на разрезания
-метод перебора
Практика:
-решение задач путем разрезания фигуры
Раздел 11 «Четность суммы»
Теория:
-критерии четности суммы ряда чисел
-четность произведения двух чисел
Практика:
-решение задач на четность
Раздел 12 «Чередование»
Теория:
-чередование в математике
-виды чередований: по кругу, в ряду
-связь чередования и разбиение на пары
Практика:
-применение метода чередования при решении математических задач
Раздел 13 «По прямой- кратчайший путь!»
Теория:
-понятие ломанной, кривой
-кратчайший путь на развертках
Практика:
-решение задач с развертками
-вычисление длин ломанных и кривых
Раздел 14 «Учти лишнее»
Теория:
-метод «учти лишнее»
-метод дополнения
Практика:
-применение методов при решении арифметических задач
Раздел 15 «Шахматная доска»
Теория:
-идеи доказательства и решения задач с шахматной доской
Практика:
-работа с конструкциями на шахматной доске
-применение новых идей и доказательств
Раздел 16 «Изобрази множество»
Теория:
-понятие множества
-историческая справка
-символы, обозначения и операции над множествами
Практика:
-изображение множеств на языке математики
Раздел 17 «Нарисовать одним росчерком»
Теория:
-понятие графа
-что такое росчерк
-степень вершины в графе
-способы проверки возможности нарисовать фигуру одним росчерком
Практика:
-построение «рисунка» одним росчерком
IV. Ожидаемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, деловые качества воспитанника) используется простое наблюдение, проведение математических игр.
Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия-конкурсы на повторение практических умений, занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой), участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за обучающимися в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии;
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития;
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
V. Контрольно-измерительные материалы
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий, собеседования (индивидуальное и групповое), тестирования, проведения самостоятельных работ и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Оценивание результатов в курсе «Олимпиадная математика» происходит в логике достижений — не только математических, но и личностных, «относительно себя». При этом для каждого следующего шага ребенку необходимо предпринять определенные усилия, проявить терпение, трудолюбие, но трудность должна быть преодолимой. Обсуждаются
вопросы: «Что получилось?», «Что вызвало затруднение?», «Чему научился, решая (разбирая) задачу?», «Что пожелаю себе?»,
«За что могу похвалить себя, других?». Учитель организует в классе ситуацию взаимной поддержки и совместного переживания радости победы.
Текущий контроль по данному курсу осуществляется в течение всего учебного года. При оценивании работ следует исходить из того, что основной целью подведения итогов в рамках курса «Олимпиадная математика» является формирование положительной мотивации учащихся к решению математических задач. Поэтому обязательным является
соблюдение следующих требований:
1)фиксируются только достижения, а относительно неудач проводится рефлексия и намечается план коррекции;
2)акцент в оценивании смещается на самооценку детьми своих достижений
3)при подведении итогов следует учитывать не только результат, но и вложенные учеником усилия, а также динамику результатов «относительно себя»;
4)по результатам отметки не выставляются.
Основными показателями результативности проводимой работы по курсу «Олимпиадная математика» является возрастание познавательной мотивации учащихся, их участие и результаты в математических олимпиадах разного уровня (в том числе, в обучающей «Олимпиаде Петерсон»), повышение глубины и качества знаний по математике.
Пример самостоятельной работы с последующей самопроверкой по образцу
к разделу «Нарисовать одним росчерком»

№1 Домики
Какую фигуру, А или Б, можно нарисовать одним росчерком? Ответ объясни.

№2. План музея
Перед тобой план музея. Турист обошел все залы и понял, что через каждую дверь он прошел ровно один раз. В каком зале он мог оказаться в конце пути, если зашел с улицы в зал A? Есть ли другие варианты?
№3. И начало, и конец
Какую фигуру, А или Б, можно нарисовать одним росчерком так, чтобы его начало и конец совпадали?
№4 Богатырская задача
У Ильи Муромца есть стальной прут длиной 240 см. Он хочет похвастаться силушкой, согнув прут в нескольких местах так, чтобы получился каркас куба с ребром 20 см. Объясни, почему богатырь не сможет это сделать, хотя силы у него достаточно. Ломать прут нельзя.
Дополнительные задания
№5. Путь по кубику
Все грани куба с ребром 3 см разделены на квадратики 1 × 1 см. Нарисуй на поверхности этого куба замкнутый путь, проходящий через все маленькие квадратики (кроме самого первого) по одному разу и не пересекающий вершины квадратов.
Эталон для самопроверки
№. Домики
Какую фигуру, А или Б, можно нарисовать одним росчерком? Ответ объясни.
Решение
В фигуре А две нечетные вершины. Ее можно нарисовать одним росчерком, начав в одной из них и закончив в другой (см. рисунок).
В фигуре Б — 4 нечетные вершины, 4 2 ⇒ Фигуру Б нельзя нарисовать одним росчерком Ответ: только фигуру А.

№2. План музея
Перед тобой план музея. Турист обошел все залы и понял, что через каждую дверь он прошел ровно один раз. В каком зале он мог оказаться в конце пути, если зашел с улицы в зал A? Есть ли другие варианты?
Решение
При обходе залов турист входит в одну дверь и выходит в другую (парами). Нечетное число дверей (кроме зала А) ведет только из зала D ⇒ Турист мог закончить маршрут только в зале D.
Ответ: в зале D; нет.

№3. И начало, и конец
Какую фигуру, А или Б, можно нарисовать одним росчерком так, чтобы его начало и конец совпадали?
Решение
В фигуре А две нечетные вершины ⇒ Они должны быть началом и концом росчерка ⇒ Начало и конец росчерка не могут совпасть (см. рисунок).
Фигуру Б нарисовать можно (см. рисунок).
Ответ: только фигуру Б.
№4*. Богатырская задача
У Ильи Муромца есть стальной прут длиной 240 см. Он хочет похвастаться силушкой, согнув прут в нескольких местах так, чтобы получился каркас куба с ребром 20 см. Объясни, почему богатырь не сможет это сделать, хотя силы у него достаточно. Ломать прут нельзя.
Решение
Из всех вершин куба выходит по 3 линии ⇒ Все 8 вершин куба — нечетные, 8 2 ⇒ Нарисовать куб одним росчерком не получится ⇒ Согнуть такой каркас нельзя.
Дополнительные задания
№5. Путь по кубику
Все грани куба с ребром 3 см разделены на квадратики 1 × 1 см. Нарисуй на поверхности этого куба замкнутый путь, проходящий через все маленькие квадратики (кроме самого первого) по одному разу и не пересекающий вершины квадратов.
Подсказка
Удобно рисовать такой путь на развертке кубика (см. рисунок):
Решение
Возможный пример — на рисунке. Замечание
Существуют и другие примеры.
Список литературы
1.Рабочая концепция одаренности: Федеральная целевая программа «Одаренные дети» / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. — М.: Министерство образования РФ, 2003. (http://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf)
2.Петерсон Л. Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева и др. — М.: Институт СДП, 2018.
3.Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: построение непрерывной сферы образования / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева и др. — М.: АПК и ППРО; УМЦ «Школа 2000…», 2007.
Интернет-источники:
Infourok.ru
https://peterson.institute/