ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ООД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2023 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ООП Протокол № ___ «____»_________ 2023 г. Председатель___________Л.А. Наумова | СОГЛАСОВАНО заведующая отделением _________ Е.В. Каталова «____»_______2023 г. |
Рабочая программа общеобразовательного учебной дисциплины ООД.01. Русский язык предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины ООД.01Русский язык разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ);
- Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказа от 12.08.2022 № 732);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- положений Федеральной образовательной программы среднего общего образования (утв. Приказом Минпросвещения России №1014 от 23.11.2022 г.), редакция от 02.01.2023 г.;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2016 г. № 50 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1193 от 14.09.2016 г. и приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 747 от 17.12.2020 г.
Разработчик:
Наумова Л. А, преподаватель ОБПОУ «КМТ»
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….. 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………..…..…………………..9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………….………………………21
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............22
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»
Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной учебной дисциплины:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
- формирование у обучающихся знаний и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие | Дисциплинарные (предметные) |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: других людей при анализе результатов деятельности; развивать способность понимать мир с позиции другого человека; | уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно- коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально- культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет- коммуникации. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; | сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой ичитательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно- смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450- 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально- смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально- деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 78 |
в том числе: |
Основное содержание | 70 |
теоретическое обучение | 50 |
практические занятия | 20 |
Профессионально-ориентированное содержание | 8 |
теоретическое обучение | 0 |
практическое обучение | 8 |
Промежуточная аттестация - экзамен | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия | Объем часов | Фopмиpyeмыe компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение (2 часа) |
Введение. | Содержание учебного материала | | ОК 05 |
Теоретические занятия | |
1. | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 1 |
Практические занятия | |
1 | Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. | 1 |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи (14 часов) |
Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи и их особенности | Содержание учебного материала | | ОК 04; ОК 05; ОК 09 |
Теоретические занятия | |
1 | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 1 |
2 | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 1 |
3 | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание. Практическое занятие. | |
2. | Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. | 2 |
Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | |
1. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Информационная переработка текста (план, тезис, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 |
2. | Функционально-смысловые типы речи. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание. Практические занятия | |
| 3. | Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста. | 2 |
4. | Освоение видов переработки текста. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. | 2 |
5. | Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. | 2 |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография (8 часов) | |
Тема1. Фонетические единицы. | Содержание учебного материала | | ОК 04; ОК 05 |
Теоретические занятия | |
1. | Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. | 1 |
2. | Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 1 |
3 | Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 1 |
4 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. | 1 |
Практические занятия | |
6. | Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. | 1 |
7. | Сопоставление текстов устной и письменной речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 |
| 8. | Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | 1 |
| 9 | Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики | 1 |
Раздел 3. Лексика и фразеология (10 часов) |
Тема 1. Слово в лексической системе языка | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 |
2. | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Метафора, метонимия как выразительные | 1 | |
Тема 2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | 1 |
Тема3. Фольклорная лексика и фразеология. | Содержание учебного материала | | |
1. | Русские пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. | 1 | ОК 04; ОК 05 |
2. | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 1 |
Практические занятия | |
10. | Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. | 1 |
Контрольная работа Тестирование по теме «Лексика и фразеология. | 2 |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография (10 часов) |
Тема1. Понятие морфемы как значимой части слова. Словообразо вание | Содержание учебного материала | | ОК 04; ОК 05 |
Теоретические занятия | |
1. | Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 1 |
2. | Способы словообразования. Словообразованиезнаменательныхчастейречи.Особенностисловообразованияпрофессиональнойлексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 |
3. | Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 1 |
Тема 3. Орфография | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | 2 |
Практические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
11. | Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. | 2 |
12. | Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. | 2 |
Раздел 5. Морфология и орфография (14 часов) |
Тема1. Принципы русской орфографии. | Содержание учебного материала | | ОК 04; ОК 05 |
Теоретические занятия | |
1. | Грамматическое значение слова. Грамматическая форма и синтаксическая функция слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | 1 |
| Практические занятия | |
13. | Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов.Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся. | 2 |
Тема 2. Имя Существитель ное. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Грамматическое значение слова. Грамматическая форма и синтаксическая функция слова.Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.Лексико-грамматические разряды имен существительных.Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. | 1 |
2. | Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. | 1 |
Тема3. Имя прилагательное. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 1 |
Тема 4. Имя числительное. Местоимение. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 1 |
2. | Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений..Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. | 1 |
Тема5. Глагол. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ глаголами .Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одногон аклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | 1 |
Тема6. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
| 1.Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. | 1 |
| |
Тема7. Наречие. Слова категории состояния. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Безлично-предикативные слова. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 1 |
Практические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
14. | Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. | 2 |
Тема8. Служебные части речи. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Междометия и звукоподражательные слова Знаки препинания в предложениях с междометиями.Употребление междометий в речи. | 1 |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация (20 часов) | |
Тема 1. Основные единицы синтаксиса. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Словосочетание. Предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 1 |
Практические занятия | |
15. | Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. | 2 |
Тема 2. Простое предложение. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | ОК 04; ОК 05 |
1. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. | 1 | |
2. | Тире между подлежащим и сказуемым.Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места каксредство связи предложений в тексте. | 1 |
3. | Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использованиеих в разных типах и стиляхр ечи. Использование неполных предложений в речи. | 1 |
4. | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 1 |
5. | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. | 1 |
6. | Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 1 |
7. | Обращения. Предложение с междометиями и словами-предложениями. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | 1 |
Тема3. Предложения с чужой речью. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | |
1. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 1 | ОК 04; ОК 05 |
Тема4 .Сложное предложение. | Содержание учебного материала | | |
Теоретические занятия | | |
1. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 |
2. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимик апростых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | 1 |
Практические занятия | | |
16. | Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. | 2 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 |
17. | Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. | 2 |
Контрольная работа | | |
Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 | |
| Всего: | 78 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Оснащение учебного кабинета
Для реализации программы учебной дисциплины «Русский язык» предусмотрен кабинет русского языка и литературы.
Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);
дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных средств, экзамена и др.);
технические средства обучения:
телевизор, залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
Основные источники:
Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2019. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
Дополнительные источники:
Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. идоп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 12621-1.
Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534- 12620-4.
Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio- online.ru/bcode/452165
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
4.К0НТР0ЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через предметные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4 | Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Выполнение экзаменационного теста |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Р 3, Темы 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ПК 1.1 | Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
4